По́рту — второй по величине (после Лиссабона) город в Португалии. Между южным Лиссабоном и северным Порту много общего — оба города расположены недалеко от побережья Атлантики, на берегах крупных рек. В обоих городах старые кварталы с узкими улочками петляют по холмам. Но если в Лиссабоне временами хочется затянуть грустную песню в стиле «фаду», то в Порту уж точно нет причин для печали и тоски.
Невероятный, яркий, притягательный Порту сохранил в себе частичку духа первооткрывателей, авантюристов и искателей приключений, оставшуюся здесь со времен великих географических открытий. Оживленная, праздничная атмосфера и гостеприимство местных жителей делают этот город весьма привлекательным и симпатичным.
Первое, что мы увидели по приезду в город, был железнодорожный вокзал Сан-Бенту, больше похожий на музей. Здание вокзала построено на месте монастыря бенедиктинцев. Торжественное открытие станции состоялось в 1916 году. Стены центрального вестибюля станции покрыты знаменитой португальской плиткой азулежу. Из 20 000 её единиц собраны огромные мозаичные картины, на которых изображены важные события из истории страны и сцены крестьянской жизни.
Красота глазурованных изразцов радует глаз буквально на каждом шагу. Исторический центр города сохранил множество старых зданий, украшенных сине-белыми азулежу. Особенно богаты изразцовой отделкой монастыри и церкви.
Впечатляюще выглядят гигантские картины на фасадах капеллы Святой Екатерины, (Capela de Santa Catarina). Часовню украсили азулежу в начале XX века. 15 947 изразцов покрывают площадь 360 квадратных метров! Автором работы был гончар и художник Эдуардо Лейтес. На рисунках представлена жизнь святого Франциска Ассизского и святой Екатерины.
Грандиозное керамическое полотно можно увидеть на боковом фасаде кармелитской церкви Карму (Igreja do Carmo), построенной в XVIII веке. На монументальном панно, выполненном по эскизам итальянского художника Сильвеста Сильвестри, изображено явление Пресвятой Богородицы Святому Симону Стоку.
Церковь Карму граничит с храмом Кармелитов. Между двумя церквями построено трехэтажное здание шириной в 1 метр. Причина его постройки по официальной версии кроется в законе, не позволяющим двум церквям иметь общую стену. По другой версии таким образом напрочь пресекли все отношения между послушницами храма Кармелитов и монахами церкви Карму. Как бы там ни было, но попасть на колокольню можно было только по лестнице этого здания. До 1980 года в нем проживал священник. Потом помещение использовали для хозяйсвенных нужд. Сегодня в самом узком доме города открыт музей Casa Escondida.
Церковь Кармелитов построена в 1628 году в стиле португальского барокко. В 17 веке была частью монастыря. Во время вторжения французской армии в Порту (1808–1814) в храме устроили казарму. С каменным, серым фасадом контрастирует роскошный внутренний интерьер. Особенно богато выглядит главный алтарь, обрамленный искусными барельефами, витиеватыми декоративными элементами и позолоченными фигурами ангелов.
Тему азулежу продолжает очаровательная барочная церковь Святого Ильдефонсо (Igreja de Santo Ildefonso). На её строительство ушло почти 30 лет. Первый этап строительства завершился к 1730 году. В 1739 году симметрично по обе стороны главного фасада были построены две колокольни. Через двести лет, в 1932 году фасад храма украсили большими керамическими панно. На покрытие стен ушло более 11 000 изразцов. Над изображением сцен из Евангелия и жизни Святого Ильдефонсо работал художник Хорхе Колас. На фоне синего неба церковь выглядит торжественно и величественно.
У церкви Св. Ильдефонсо берет начало главная торговая улица города -Санта-Катарина. Заваленная товаром, заполненная народом она блистает витринами модных магазинов и зазывающими вывесками кафе и ресторанов. Самое известное здесь заведение — кафе Мажестик (Majestic). Со времени своего открытия в 1921 году оно практически не изменилось.
Переступив порог попадаешь в царство сияющих зеркал и лакированного дерева. Помпезные интерьеры, огромный ассортимент десертов и головокружительный запах кофе привлекает большее количество посетителей. Тут постоянно людно и шумно. Кафе давно стало культовым местом. Одно время сюда часто захаживала писательница Джоан Роулинг. С 1991 по 1993 год она жила в Порту, преподавала английский язык и работала над своей первой книгой о Гарри Поттере.
С именем Мальчика, который выжил связано еще одно место — книжный магазин Livraria Lello. Он считается одним из самых красивых в мире. Удивительный интерьер напоминает волшебный Хогвартс. Сотни тысяч самых разных книг стоят на полках массивных книжных шкафов. В центре доминирует причудливо изогнутая лестница с резными перилами. Потолок оформлен цветным витражом с надписью Decus in Labore (смысл в труде).
За вход придется заплатить 3 евро, отстояв длинную очередь. После выхода фильма о Гарри Поттере, желающих тут побывать прибавилось. По слухам, в этом магазине были сняты некоторые сцены из знаменитой Поттерианы. Однако это не так. Просто связь с миром Гарри стала отличной рекламой для магазина.
Неизменный восторг вызывает у посетителей церковь Святого Франциска. Её строительство началось предположительно в 1244 году и длилось несколько столетий. Ходу работ мешали финансовые трудности и разногласия францисканцев с властями города. Завершилось строительство в 1410 году. С тех пор внешний вид церкви практически не изменился. Единственным украшением главного фасада здания является искусно выполненное окно-роза. Строгий готический экстерьер скрывает за своими стенами великолепие и богатство внутреннего интерьера, который создавался в XVII–XVIII веках.
Стены, алтари, ограды, колонны и потолок церкви покрыты позолотой и резьбой по дереву. На их оформление ушло более 200 кг золота. В связи со столь ярким декором храма духовенство приняло решение не проводить там молебны. В наши дни церковь работает исключительно как музей.
Одной из самых ярких достопримечательностей города является 75-метровая башня Клеригуш. Заметная издалека она долгое время служила ориентиром для приближающихся кораблей.
Немного поодаль от башни стоит одна из первых церквей в стиле барокко в Португалии — католическая церковь Клеригуш. Она была построена в середине XVIII века для ордена клириков. Строительством руководил итальянский архитектор Никколо Hазони. Прожив пятьдесят лет в Португалии, он построил множество зданий и внес большой вклад в развитие португальского барокко. Монументальный комплекс Клеригуш стал венцом творения Назони. Главный барочный фасад церкви украшен резными гирляндами, лепниной и статуями святых. Для оформления интерьера использован гранит, полихромный мрамор и позолота.
Свет, проникающий внутрь через окна, усиливает яркость цвета и великолепие пространства. Овальную форму церковного нефа окружает галерея, позволяющая посмотреть на церковь со всех сторон.
В 1763 году завершилось строительство колокольни. До 1998 года она была самым высоким зданием в Португалии. На самый верх башни ведет узкая винтовая лестница. По дороге можно познакомиться с историей основания Братства клириков и узнать о жизни Николы Нассони. Тематические залы размещены на разных этажах колокольни.
На последнем этаже открыта смотровая площадка. Оттуда, как на ладони, виден весь город и река Дору.
Над красными черепичными крышами домов возвышается громадный кафедральный собор, по внешнему виду напоминающий оборонительную цитадель. Такие черты ему придают массивные зубчатые стены и две внушительные башни.
Храм, построенный в 1110 году является старейшим сооружением Порту. Со времени постройки здание претерпело существенные изменения и утратило черты единого стиля. Окна-розы на фасаде напоминают о романском стиле. Внутренний двор XIV в. выполнен в стиле рококо. Внешняя элегантная лоджия была достроена в XVIII в. в стиле барокко.
В одной из часовен находится уникальный алтарь, изготовленный из 800 кг серебра во второй половине XVII века. В 1809 году его уберегли от наполеоновских солдат спрятав за быстро сооруженной стеной.
Собор Порту находится на самом высоком холме, поэтому площадь перед храмом служит прекрасной смотровой площадкой. Видно реку Доуро, район Вила-Нова-де-Гайя на левом ее берегу и исторический центр на правом.
От собора к набережной уступами спускаются старые живописные кварталы Байру-да-Се (Bairro da Se). На его запутанных переулках обветшалые дома лепятся друг над другом, как осиные гнёзда. Повсюду разноцветными флагами свисает сохнущее белье.
Когда-то в этом районе селилась беднота -портовые рабочие и ремесленники. Сегодня Байру-да-Се внесен в Список всемирного наследия. Над кварталами выросли башенные краны, а вместе с ними появилась надежда на новую жизнь.
Ближе к реке дома с пестрыми фасадами имеют более аккуратный и ухоженный вид. Вдоль берега расположился квартал Рибейра- самый колоритный район города. На набережной выстроились в ряд многочисленные рестораны и кафе. Столики стоят прямо у парапета, в трёх четырёх метрах от воды. Повсюду слышится смех, веселая болтовня и заводная музыка. Кое-где танцуют. Здесь очень многолюдно и шумно.
Пристань всегда была оживленным местом в городе. Город жил мореплаванием и торговлей. В 13 веке в порту шла отгрузка овощей, фруктов, оливкового масла, керамики и зерна. По реке все это богатство отправляли в другие области страны и в Испанию. После развития виноградарства и виноделия Порту превратился в значимый винный центр. К концу XVII века стала активно развиваться торговля знаменитым портвейном, произведенным на виноградниках долины Дору и названным в честь города Порту. Вино из долины сплавляли по реке до Порту на барках-рабелу. Сегодня этих плоскодонных лодок, пришвартованных на причалах видимо- невидимо.
Теперь на барках катают туристов. Прогулка по реке Дору дает возможность увидеть город с другого ракурса и рассмотреть по очереди все шесть городских мостов.
Самый знаменитый — двухуровневый мост Луиша I (Ponte Luís I), сооруженный в 1886 году учеником Гюстава Эйфеля Теофилом Сейрига. Верхний уровень опирается на ажурную арку, а нижний подвешен к опорам. На строительство моста такого размера потребовалось более 3000 тонн металла. Мост очень гармонично вписался в ландшафт и давно уже стал визитной карточкой города.
Недалеко, ниже по течению, расположился элегантный мост, построенный уже самим Гюставом Эйфелем. Мост носит имя Марии Пиа Савойской, жены короля Луиша I. В 1875 году проект Эйфеля обошел 7 других конкурентов. Особенность конструкции состоит в том, что он закреплен на высоких стальных пилонах и таким образом перекинут на другой берег без вбивания свай. Для того времени это было новаторским решением.
На южном берегу реки Дору находится городок Вила-Нова-ди-Гая. Именно здесь в знаменитых винных погребах вызревает портвейн, приобретая тот самый неповторимый вкус, за который ценится во всем мире. Дегустация портвейна в погребах — настоящий аттракцион и чуть ли не главная цель поездки многих путешественников. На набережной Вила-Нова-ди-Гайя можно увидеть сотни вывесок и рекламных щитов разных производителей. Sandeman, Porto Cruz, Calem, Ferreira, Taylors… Неудивительно, что здесь так много веселых людей. Как говорил Аристофан «Хорошее вино заставляет видеть все вещи в самом приятном свете».
Со стороны Вила-Нова-ди-Гая открываются чудесные виды на Порту. Расположенный напротив он предстает перед нами во всей красе. В ясный солнечный день, освещенный лучами город смотрится особенно очаровательно и грациозно.
В Порту часто бывают туманы, особенно по утрам. Но город остался в памяти как удивительный, солнечный праздник, который хочется повторить!