Третье свидание с Баутценом, как и первые два, меня не разочаровало. Оно опять было из двух частей: полчаса до работы и 40 минут обеденного перерыва. С утра я выскочила из машины у моста Мира. И если в первом свидании меня завораживали виды слева, то в этот раз я разглядывала виды справа. В первую очередь меня интересовала Новая водонапорная башня (Neue Wasserkunst).
Но если посмотреть вниз, там тоже есть то, что зацепит ваше внимание.
Но сначала я отправилась к башне.
Её начали строить в 1606 году, спустя почти 60 лет, как построили первую водонапорную башню. К тому времени население Баутцена (тогда он назывался Будиссин) резко увеличилось и одной водонапорной башни городу катастрофически не хватало. Чтобы обеспечить возросший спрос на воду, городские советы решили установить ещё одну водонапорную башню. И с тех пор их различают, как «Старую» и «Новую». Башню Neue Wasserkunst строил архитектор городского совета Венцель Рёршайдт младший, она была включена в систему оборонительных сооружений. В нижней части башни есть ворота, они тоже называются Новыми.
Башня значительно пострадала во время нападения шведов. Заново её отстроили в 1721 году. Индустриализация коснулась башни в 1874, когда там установили насос с паровым двигателем и воду по трубам стали подавать в жилые дома. В 1893 году Neue Wasserkunst закрыли. Башне повезло, она не пострадала в последующие годы и в 1999 башню открыли для посещения. Но не сейчас — корона-карантин.
Через Новые ворота я спустилась к Рыбацкому переулку (Fischergasse) и дошла до Шпрее-пансиона.
Я его ещё с моста заприметила. Отель открылся в 1992 году и смотрится очень живописно.
Через арки моста тоже хорошие виды открываются.
Я опять вернулась к башне.
Там есть ресторанчик «У таможни» («Zum Zollhaus»).
Есть история о том, как возникла поговорка — «В Баутцене (Будиссине) воров вешают дважды». Говорят, что в 1558 году под стенами Баутцена (Будиссина) была деревенька Зайдау и там польский студент Бартоломей — тихий, сутулый парень. Днём он экспериментировал с разными предметами на берегу Шпрее, а по вечерам сидел в углу харчевни с кружкой пива и книжкой. Местным необразованным крестьянам он казался ненормальным и они дали ему кличку — Сумасшедший Бартель (Der Tolle Bartel), ну и издевались над ним постоянно. Была ещё дочка волочильщика, распутная девица с лицом отмеченным оспой, и с пышными формами. Она положила глаз на студента и проходу ему не давала. Но на всё это студент не обращал внимания, пока однажды чаша его терпения не переполнилась. Лето, подошло к концу и студент заказал ботинки у местного сапожника Хинке. Когда Бартель пришёл забирать заказ, Хинке бросил ему пару ботинок под ноги и сказал — «Давай плати. Только не знаю далеко ли такой умник уйдёт в таких хороших башмаках. Думаю, что тебе прямая дорога на виселицу, на нашей давно никого не вешали». Бартель решил отомстить и упоминание о виселице натолкнуло его на мысль, как это сделать.
«Эй, мастер Хинке, — сказал он, может я расплачусь за работу сухой кожей?». Хинке ничего не подозревал и согласился. В ночь на воскресенье — 17. 09, парень пробрался к местной виселице, которая как раз находилась на месте ресторана «У таможни». Там почти два года болтались два трупа воров — кожа да кости. Бартель снял трупы и один положил под окно волочильный мастерской, подсунув руку в открытое окно, а второй подвесил над дверью сапожника. Сначала труп обнаружила домогательница, с ней случилась истерика. Сапожник жил поблизости, когда он выскочил посмотреть, что за шум, в руки ему свалилось второе тело. Тут он и вспомнил про «сухую кожу». Шуму было много, и не только в Зайдау, но и в Баутцене. Хинке пошел в суд, студента осудили и депортировали в Польшу, трупы вернули на виселицу, а о городе стали говорить, что — «В Баутцене (Будиссине) воров вешают дважды».
Время бежит быстро, но до работы я наткнулась ещё на Немецко-сорбский народный театр.
Театр представляет себя, как "один театр — два подразделения — три языка". Подразделения театра Баутцена: драматическое и кукольное, занимают два здания и представления даются на трёх языках: немецком, верхнелужицком и нижнелужицком). Я вышла к драматическому театру на пересечении улиц Schilleranlagen/Seminarstraße. Это здание на окраине старого города построили в 1975 году и провели реконструкцию в 2006 году, т.ч. он выглядит очень современно. Зрительный зал рассчитан на 388 мест в партере и 40 мест на балконе.
Вообще, Баутцен может опереться на 600-летнюю театральную историю. Это подтверждено благодаря одной катастрофе, случившейся 05.02.1413 года. В тот день на рыночной площади Баутцена играли пьесу «Comoedie de Passione S. Dorotheae» и при большом скоплении зрителей обвалилась черепичная крыша, придавив 30 человек. Это несчастье стало первым упоминанием о театре в городе.
Ещё пара фотографий на Schilleranlagen и за работу до обеда.
Погода радовала и отказаться от третьего свидания не было никакой возможности. В этот раз к Имперской башне я вышла через католическую церковь Божией матери.
В голубом она, как непорочная дева — скромная и величественная. Церковь Богоматери ещё называют «Сорбской Церковью». Первоначально она была построена в 1293 году на Соляном рынке (сегодня это Церковная площадь) , перед городскими стенами. За свою многовековую историю её много раз разрушали во время войн и пожаров (в 1431 (гуситы), 1620,1634,1686), но всегда восстанавливали. В 1690 году зал возвели из камня. С 1647 года храм служил приходской церковью для жителей пригородов и католической паствы церкви св. Николая, разрушенной в 1634 году. В 1848 году церковь отремонтировали и обновили интерьер. С 1864 по 1900 годы была проведена реконструкция, во время которой церковь получила свою нынешнюю форму. Позже тоже проводились реставрации. Интерьер приобрел свой нынешний вид в 1998 году.
Это вид на Имперскую башню от церкви Божией матери.
А буквально в нескольких шагах очередная башня — Вендская (Der Wendische Turm).
Название башни происходит от сорбского (вендского) поселения, которое в раннем средневековье находилось в районе современной Вендской улицы (Wendische Straße). Квадратное основание было построено примерно в начале 15-го века.
Круглая надстройка была построена между 1478 и 1492 годами, примерно тогда, когда возвели нижнюю часть Имперской башни. В 1566 году деревянная крыша, покрытая шифером, была повреждена штормом и её заменили каменной короной.
В 1663 году в башне временно служила тюрьмой.
В 1834 году были снесены Вендские ворота (Wendische Tor), а в 1841 году хотели снести и башню, т. к. городу понадобилось место под новые казармы. Город превращался в то время в гарнизонный и командование не устраивало то, что многие солдаты жили в обычных квартирах. Был разработан проект казарм неким лейтенантом Киммелем, который не учитывал архитектурных особенностей средневекового города. Поэтому горожане обратились к Готфриду Земперу за помощью. Его проект позволил сохранить башню и часть городской стены и при этом построить казармы на 350 солдат.
Эта спасательная операция стала ранней формой охраны памятников. Налоговым службам казарма приглянулась в 1933 году и после длительного перерыва они вернулись туда вновь в 1990. В 1992 году была проведена реставрация башни.
Дальше по Вендской улице.
Следующей башней оказалась Студенческая башня (Schülerturm).
Башню построили в конце ХV века, лет на 200 позже чем её ворота. Через эти ворота проходил торговый путь «via Regia». Над воротами с северной стороны сохранился рельеф из песчаника — распятие, сделанное после 1400 года.
В 1515 году верхняя часть башни сгорела, потом в 1634 году в ходе Тридцатилетней войны она опять сгорела и была восстановлена в 1673 году. Название своё она получила из-за соседства с домом, где жили студенты монастыря. Эта башня обычно открыта для посещения один раз в год, в день открытых дверей памятников.
Через эту башню я прошла на улицу Дубильщиков Герберт (Gerberstraße).
Поднялась по лестнице (ступеням) Николая (Nikolaistufen
) и оказалась на дорожке Am Zwinger у башни св. Николая
и руин церкви св. Николая.
Я здесь ещё на первом свидании побывала, только теперь подошла с другой стороны.
По дорожке, чуть дальше, ещё одна башенка — бастион Дубильщиков (Gerberbastei).
Во время нападений на город оборону здесь держали кожевники. Пятиэтажную башню со стенами толщиной в 3.5 метра построили в 1503 году. Бастай был разрушен в 1620–34 году в ходе Тридцатилетней войны и перестроен в 1703 году. Он служил больницей во время чумы, арсеналом, казармами и гимназией (с 1838 по 1866 год), с 1913 года в нём находился приют для молодежи. Сейчас здесь Молодежный центр и́ хостел. Он был полностью модернизирован с 2002 по 2003 годы, комплекс включает ещё два дома на Герберштрассе.
Время пролетело быстро, да его и было не так много. Так что до следующего свидания.