Город Рига вызвал у нас очень противоречивые эмоции, может, поэтому и запомнился. В один из дней нашего пребывания в нем мы отправились гулять по району «Маскачка».
Московский форштадт, в разговоре именуемый «Маскачка» — исторический район Риги, не похожий на все остальные. Он начинается почти в центре города. Нужно только пройти через тоннель за ж/д вокзал Рига Пасажиеру пару сотен метров, и вот, позади остается очаровательная и нарядная Старая Рига, а впереди — обширное предместье. Этим маршрутом через туннель мы возвращались после прогулки по району. А отправились мы туда после посещения Национальной библиотеки Латвии. Где в путеводителе по Риге я прочитала про руины старой синагоги. К тому же желание найти церковь, шпили которой мы видели из окон электрички, когда ехали в Сигулду, никуда не пропало.
Немного истории:
«В старые времена немецкое самоуправление не позволяло русским купцам селиться в черте города. Приезжая с товарами по большой Московской дороге, они располагались у городских ворот — разбивали палатки, строили бараки и домишки. Купцы привозили с собой приказчиков: для строительных и разных других работ им требовались свои „крещеные люди“. В „крещеных людях“ не было недостатка: неподалеку, в нынешней Латгалии, были — остались и теперь — целые округи русских крестьян, пугачевцев, сосланных в свое время, староверов, переселенцев. Так застроилась нынешняя Московская улица, так постепенно вырос на окраине лифляндской столицы Московский Форштадт — обширное русское предместье». Написал в 1933 году в своем очерке «Московский форштадт» поэт и прозаик Серебряного века Георгий Иванов (1894–1958).
Район — колоритный, исторический и совершенно не туристический. Если до здания Академии наук еще доходят, то дальше, как правило, не идут. Ну, а мы начали с места рождения района — рынка. Про рижский рынок и здание Академии наук я писала уже здесь. Повторяться не буду.
Скажу, что на месте здания Академии наук располагался деревянный Гостиный двор, который снесли в 1950-х годах, чтобы на этом месте построить высотку. Но деревянные домики рядом с рынком и Академий можно встретить до сих пор.
Если уйти немного вглубь, не доходя до здания Академии, то можно увидеть еще один образчик деревянного зодчества — лютеранскую кирху Иисуса с 37-метровой башней (арх. Х. Ф. Брейткрейц, 1818). Это самое крупное деревянное сооружение в Риге и редкий для нее пример ампира (как и для Латвии случай возведения протестантского храма из дерева).
За рынком ближе к Даугаве квартал бывших складских помещений — Спикери. По информации официального сайта: «Квартал Спикери находится между улицами Маскавас, Краста, Тургенева и Даугавой. Он входит в территорию всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — исторический центр города Риги.
Работы осуществляются в рамках проекта „Ревитализации деградированной территории квартала улиц Маскавас, Краста и Тургенева“. Его целью является обеспечить ревитализацию деградированной территории квартала между улицами Маскавас, Краста и Тургенева, а также участка набережной длиной 1,3 км, превратив ее в публично доступное жителям и туристам помещение культуры, образования и отдыха». Об истории квартала можно прочитать здесь.
Сразу за рынком находятся улицы с радующими российский глаз и душу именами Пушкина, Гоголя, Тургенева. На углу двух последних стоит нарядный деревянный храм с пятью синими куполами. Это православная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (арх. Т.-Г. Шульц, освящена ровно 200 лет назад в 1818 г.).
В этом районе селились национальные меньшинства, но не только русские, а и белорусы, поляки, литовцы и евреи. Последние это делали иногда не по своей воле.
В октябре 1941 оккупировавшие Прибалтику нацисты создали здесь огромное еврейское гетто, куда переселили десятки тысяч евреев Латвии и других стран. Немцы усиленно строили стены и заборы, сторожевые вышки и огневые точки. Но гетто просуществовало всего полтора месяца, до декабря 1941 года, когда немцы решили уничтожить всех узников одним махом, вывезя их в Рамбульский лес и там расстреляв около 30 тысяч человек, включая 5 тысяч детей.
Рижская Большая синагога находилась на ул. Гоголя, 26. 4 июля 1941 г. она была сожжена нацистами и их пособниками вместе с находившимися в ней людьми. Руины рижской синагоги 1871 года постройки, разрушенной нацистами в 1941.
При советах на ее месте был разбит сквер с доской почета передовиков труда. В 1997 г. здесь был сооружен мемориал. В 2007 г. рядом был установлен памятник жителям Риги, спасавшим евреев. Он выполнен в виде падающей стены, символизирующей угрозу уничтожения и колонн с именами 270 спасителей, удерживающих эту стену. На центральной колонне находится портрет Жаниса Липке, которому удалось спасти от гибели более пятидесяти человек.
Далее мы пошли по улице вглубь района в сторону улицы Католической. Прошли еще один рынок, по пути увидели много интересных, но облезлых зданий в стиле северного модерна.
С западной стороны проходит ул. Католю (Католическая), на которой неподалеку друг от друга находятся два очень интересных собора: православный и католический.
Православный храм Всех Святых, редчайший пример неороманского стиля в православной архитектуре. Его строительство велось в две очереди, в 1869–70 гг. колокольня и трапезная, 1882–84 гг. основной объем (арх. Я. Бауманис).
Рядом с крыльцом православной церкви находятся могилы ее священнослужителей и настоятелей. Среди них — захоронение протоиерея Алексея Торопогрицкого. Во время немецкой оккупации о. Алексей вместе с о. Николем Шалфеевым, настоятелем Иоанновского прихода, помогали евреям, в основном детям, бежать из гетто. В конце 1941 г. они были арестованы гестапо, и оба умерли в течение трех дней после выхода из-под ареста.
В сторону еще двух православных храмов в глубь района мы не пошли. А отправились на поиски католического храма, шпили которого мы видели из окон электрички.
Католический храм — это Костел св. Франциска, прекрасный образец неоготики (1892, арх. Ф. фон Вигановски) и одна из трех церквей Риги, имеющая два шпиля. Церковь Святого Франциска построена в неоготическом стиле с французской романической планировкой. В основном, рижскими католиками занимались францисканцы, поэтому нетрудно объяснить выбор покровителя церкви. У церкви есть три нефа, в каждом из которых — три арки. Центральный неф длиннее на одну арку, так как в наибольшей арке находится ризница. Витражи церкви сохранились только частично, так как немецкие войска, отступая в 1944 году из Риги, взрывали находившиеся недалеко от церкви железнодорожные мосты, в результате чего часть витражей была уничтожена. Но нам их посмотреть было не судьба, т. к. внутрь мы не попали. Храм был уже закрыт.
Возле церкви было открыто кладбище, единственное в Риге, предназначенное для этой конфессии, просуществовало оно до 1879 года. На территории этого бывшего кладбища теперь обыкновенный парк Миера, то есть Покоя, как напоминание о прежнем использовании территории.
Тихий сад, что находится рядом вместе с примыкающим к нему с северной стороны небольшим парком Миера, образует что-то вроде зеленого оазиса Маскачки.
Рядом с храмом находится Католическая семинария.
Как вы уже, наверное, поняли из рассказа — район этот был интернациональный. В подтверждение этому здесь разбросаны храмы, часть которых мы уже осмотрели. Следующим нашим пунктом была ближайшая к центру церковь района — баптистская, на улице Лачплесиса в относительно цивильной части.
Вот рядом с ней и случился инцидент, после которого мы решили, что уже нагулялись и пора выбираться из района. Хотя эта улица выглядела относительно благополучно. Мы шли себе по ней, народу и машин практически не было. И тут, из проезжающей мимо нас машины, поравнявшись с нами, высовывается рука с пистолетом и начинает палить… в воздух. Мои стереотипы о том, что Рига — это Европа — благополучная и респектабельная были в этот момент расстреляны из этого самого пистолета.
В целом впечатления от прогулки не однозначные. Много интересных зданий в стиле модерна, но не такого как на улице Элизабетс — ухоженного с массой интересных деталей, а похожего на питерский. Массивные здания 19 века постройки, мощеные улочки, колоритные дворики. Но все эти здания находятся в запустении, хотя некоторые неплохо сохранились. Почти везде сохранились мостовые, причём намного чаще булыжные, чем брусчатые.
А некоторые районы Московского форштадта нам показались откровенно трущобными. В первую очередь Маскачка — это улицы, извилистые, неухоженные, с покосившимися домами — как деревянными, так и каменными.
По сравнению с остальной Ригой бросаются в глаза обшарпанность, скудность палитры некрашеных жёлтокирпичных зданий, немногочисленность заведений на первых этажах, без которых центр представить невозможно. Несколько ухоженных улиц тут всё-таки есть — и по ним можно оценить запущенность всей остальной Маскачки.
Ощущение разрухи и какого-то запустения. Вот, например, здание на улице Католической. С виду как нежилое, рядом с подъездом валяется какое-то барахло: тряпки, старая мебель и прочий мусор. И тут к моему удивлению из подъезда выходит мужик с собакой на прогулку.
Короче, как говорится, ночью в этом районе айфоном себе дорогу не подсветишь. Здесь мои белые кроссовки, которые уже прошли вдоль и поперек Старый город, Сигулду, Кримулду, Турайду и даже парк Гауда, нашли грязь.
Но чуть отойти и можно наблюдать совершенно другие строения — здания с современной архитектурой, отели (попались пару раз по дороге), жилые дома, балконы которых увиты плетями девичьего винограда. Но это уже ближе к центру, к железной дороге. К ней мы и пошли, пройдя через туннель, завершили свою прогулку.