Начало смотрите здесь: Тихая обитель.
Вечер тихой пеленой спустился на плечи полей и лесов вокруг Садовского озера.
Начало смотрите здесь: Тихая обитель.
Вечер тихой пеленой спустился на плечи полей и лесов вокруг Садовского озера.
Казахстанская жара, прогревающая насквозь тела людей и животных, решила отдохнуть до утра и небольшой ветерок заструился над головами. В такое время хорошо посидеть и поговорить за жизнь, удаляясь мысленно во времени.
«Почему посёлок называется Обитель?» — спросил я зятя. — «Ведь ни храма, ни келий нет у Вас».
И тут зятя Юрия потянуло рассказать историю своего посёлка: «Когда я был мальчишкой, то остатки храма еще видел в конце улицы.
Здесь до революции бойкое место было, на том берегу озера проходила дорога от Уральска на Самару.
По ней друг за другом в гражданскую войну белые с красными гонялись. В шестидесятых годах жара стояла несусветная и озеро полностью пересохло и мы мальчишками лазали по высохшему дну, чего только не находили. Винтовки, пули, гильзы… Один раз нашли гранату, ржавую и облипшую всякой гадостью, самый старший из нас как шарахнет её об березу."
«И что произошло?- не выдерживаю и нарушаю плавный рассказ.
— „А ничего, просто рассыпалась, за году лежания на дне озера вся взрычатка превратилась в труху. А сейчас озеро до конца не пересыхает."
" А почему дорогу исчезла? Движение между Самарой (Куйбышевым) и Уральском всегда было интенсивным,— перевожу разговор на другую тему. " Так через Чаган была паромная переправа, а когда после войны построили мост и асфальтированную дорогу на Самару, то у нас наступила лишь и гладь.“
Вспомнилось мне, что в Саратове в начале двадцатого века даже железнодорожные составы перевозили на паромах через Волгу, пока не построили железнодорожный мост, а про автомобильный и гужевой транспорт и говорить нечего.
„Пойдём прогуляемся, собаку заодно выгуляем“, — и мой племянник вместе с собакой весело помчались вперёд.
„Вот этим домам уже более ста лет, в них и находились кельи.
А когда поднимали фундамент этого дома,
то оказалось, что под него были подложены гранитные могильные плиты.“
— " С кладбища, что сразу за посёлком?»
— «Нет, это кладбище советских времён, а старое кладбище находится в лесу».
Интересно, что монастырский сад заканчивался там, где в советское время был разбит яблоневый сад. От монастырского сада не осталось ничего,
«Кроме обители здесь находилось до революции 17 хуторов», — продолжал Юрий.- «Возле каждого находился небольшой пруд, которые заливались разливом по весне.» Несколько таких остатков прудов мы встретили по дороге. Как заполненных,
так и давно пересохших.
А здесь когда-то рачительный хозяин сделал плотину, от которой ничего не осталось роме небольшого возвышения.
Друг от друга хутора отделялись куртинами дубов, которые разрослись за прошедшие годы, и по линиям которых можно было примерно представить территорию хуторов.
После революции дома разломали, часть из них использовалось при строительстве в Обители и других окружающих посёлков. Мало, что сохранилось с тех пор. Места, где стояли дома, выделяются небольшими холмиками или впадинами. На этом месте деревья растут из ямы, которая когда-то была погребом.
«Здесь время от времени появляются чёрные копатели, ходят с миноискателями, что-то ищут.»
— «И находят?»
— «Кто его знает, но вот одна из ямок, раскопанной ими».
А места красивые вокруг.
На следующий день я прошелся по окрестностям, нашёл старое кладбище, старинную разбитую плиту на нём.
Кладбище официально нигде не числится, но встретилась новая могила,
Оказывается похоронен один из недавно умерших из Обители. Может денег на захоронение на кладбище не было, может другая причина. Но кладбище в лесу, если не знать о его наличии, найти трудно.
Вот так прошлое переплетается с настоящим.