Если бы не злосчастный COVID-19, который в геометрической прогрессии распространяется по планете, проникая во все сферы бытия, я вспоминала бы свое двухнедельное мартовское пребывание в Северной столице со светлым чувством. Первоначальная эйфория от близкого прикосновения к Петербургу постепенно начала вытесняться тревогой за себя и родных, живущих в многомиллионном городе, в котором невозможно избежать контакта с носителями любых вирусов, стоит только выйти из дома. Метро в крупном городе — это благо и зло в одном флаконе: оно значительно упрощает момент доставки из точки «а» в точку «б», при этом заключает тебя в плотное окружение чихающего, кашляющего, болезного народа. Мне приходилось несколько раз в день проделывать путь, задействовав общественный транспорт, чтобы отвезти внучку в школу, потом забрать ее (это был лейтмотив нашего с мужем нахождения в СПб — в силу определенных обстоятельств, дети попросили нас «поработать» бабушкой и дедушкой). Вернулась я домой из Питера не совсем здоровой, подхватив какой-то вирус, надеюсь, без короны. Сижу дома. Не будем о грустном и отправимся к приятным воспоминаниям.
Когда у сына выдавался выходной, он нас куда-нибудь увозил из мегаполиса, пока внучка была в школе. Из нашего Приморского района удобно путешествовать по северному берегу Финского залива. Меня давно интересовал Кронштадт, а сын успел влюбиться в курортный поселок Репино (они частенько там бывают семьей, выезжая на природу), поэтому мы решили совместить обе «хотелки» из-за близкого расположения. Сначала едем в пос. Репино, находящийся в одном из самых живописных мест Карельского перешейка. Здесь уникальный микроклимат, песчаные пляжи Финского залива, великолепный сосновый парк. Прелесть побережья Финского залива петербуржцы оценили еще в конце XIX века. Поселки Куоккала (Репино), Оллила (Солнечное), Келломяки (Комарово), Терийоки (Зеленогорск) облюбовали дачники. Здесь строили виллы состоятельные люди, сюда приезжали отдыхать художника, писатели, музыканты. Сейчас тоже строят. И я предполагаю, кто эти люди (нечаянно в магазине услышала «милый» разговор «серьезных» местных мужиков).
Жизнь имеет свойство кардинально меняться в силу ряда причин объективных и субъективных. Живешь себе, не ожидая подвоха, и вдруг, в одночасье трансформируется не только тип общественного устройства и жизненные устои, но и страна твоя уже по другому зовется. А твой дом, как стоял на одном месте, так и стоит. Подобные метаморфозы случились с нашим Репино (Куоккалой), получившим современное название в честь художника-живописца Ильи Репина в 1948 году. До событий 1939 года Куоккола входила в состав Финляндского княжества, являвшегося автономией Российской империи, ставшего самостоятельным в 1918 году, отпочковавшись от Российской империи. С 1939 эти территории стали частью советского государства (пришлось изучать тему)
Первое, что мы видим, выйдя из машины, храм — часовню Преображение Господне. Старинная деревянная церковь Куоккалы была уничтожена во время советско-финской войны. Эта, новенькая, возведена совсем недавно и освящена в декабре 2017 года. Свежий, бодрящий денек ранней, едва наметившейся весны (с ее верным признаком — солнышком, готовым нежно изливаться на северную строгую красоту) берет нас в оборот и направляет к Финскому заливу
Сосновый лес высок, строен, гармоничен и наполнен чистыми, свежими запахами, которые хочется вдыхать полной грудью. Радуемся, что приехали туда, где совсем нет людей, где нас будет развлекать дивная природа
Была надежда увидеть волны, сурово набегающие на песчаный брег, а вместо волн-громоздящиеся друг на друга торосы. Воображение рисует разыгравшуюся природную драму, в которой сошлись две стихии, доказывающие друг другу свое превосходство
Холод вышел из схватки победителем, приказав волнам разом застыть. Океаны-моря-реки я видела и в жидком состоянии и в твердом, но их явное противоборство — впервые. Снова возвращаемся к шоссе, где припарковали машину и по моему настоянию едем к дому-музею Ильи Репина «Пенаты» (это рядышком, но ехать муторно, так как шоссе очень узкое, и местами сложно разминуться со снующими туда-сюда серьезными внедорожниками обитателей местных коттеджей)
Читаем вывеску на доме-музее, сообщившую, что нам не повезло — выходной день, но вход на территорию открыт. Смотритель музея, занятый бытовыми делами, мимоходом посоветовал, на что следует обратить внимание, гуляя по усадьбе
Название «Пенаты» придумала гражданская жена Ильи Репина Наталья Борисовна Нордман (ее литературный псевдоним — Северова). В 1899 году художник, сочувствуя любимой женщине, только что пережившей смерть их общего ребенка, решил купить на ее имя участок земли с домом. Теперь у Натальи Борисовны было два гектара запущенной земли и маленький старый дом, который должны были оберегать пенаты — римские боги-хранители домашнего очага. «В Пенатах наше счастье», так говорил художник, переехав сюда из Петербурга спустя время, и вооружившись не только красками, но и лопатой. Он без устали корчевал пни и рыл каналы, воплощая ландшафтные фантазии Натальи Борисовны
Причудливое двухэтажное здание с большим количеством окон и фонарями в виде пирамид. Благодаря стеклянному куполу мастерская наполнилась обилием света. Эти изменения превратили дом в сказочный теремок, который перестраивали без всякого предварительного плана. Едва пришла в голову идея устроить еще одну мастерскую, она тут же превращалась в эскиз, и местный плотник, усмехаясь про себя хозяйским причудам, сколачивает новую необычную верандуС удивлением наблюдали соседи-финны, как на участке госпожи Нордман вместо неприметной дачки поднимается затейливый терем, как обрастает он странными пристройками, балконами и башенками. К дому была пристроена зимняя веранда, декорированная резными изображениями грифонов и двухцветным узором «шашечка»
Чуть выше веранды, справа, расположилось подковообразное решетчатое оконце с резными цветами-звездами
В отделке дома Илья Ефимович использовал элементы народной архитектуры — рубленые стены, дощатую обшивку, резные наличники, цветные декоративные элементы. Для эпохи модерн был характерен живой интерес к народному искусству. Того дома, что с радостью и страстью строили когда-то для себя два влюбленных человека, больше нет, он сгорел дотла во Вторую мировую
По его образу и подобию был построен тот, что мы видим. Содержимое дома своевременно эвакуировали летом 1941 года. Картины, рисунки, личные вещи Репина, костюмерная, часть мебели — всё это во время блокады хранилось в подвалах здания Академии художеств на Васильевском острове. В доме два этажа, и на первом из них находится скульптурная мастерская, а также жилые комнаты: кабинет хозяина, гостиная и столовая. Самая ранняя восьмиугольная пристройка, завершенная шатровым перекрытием и почти на две трети застекленная
До того, как был надстроен второй этаж, веранда служила Репину мастерской и считалась одним из интереснейших уголков усадьбы, её называли «киоском», «птичьей клеткой» и «вестибюлем бюстов», так как вдоль окон тут располагались скульптурные портреты работы Репина (бюст хирурга Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, Н. Б. Нордман-Северовой). Здесь принимали гостей, завтракали, устраивали домашние концерты, выдвинув из гостиной рояль. Мой любопытный фотик заглядывает через стекло в зимнюю веранду
Жаль, конечно, что мы не увидели своими глазами предметы, окружавшие художника, но о том, как протекала жизнь в усадьбе, про «день открытых дверей», вегетарианство, «репинские травки» для футуристов, оригинальный подход в устройстве быта и приема гостей я узнала при написании рассказа. Наталья Нордман — дочь адмирала, крестница Александра II, писательница, вегетарианка и суфражистка из разорившейся семьи была добрым человеком, но энергия и напор, с которыми она устраивала жизнь в «Пенатах», утомляли всех знакомых и родных. Чтобы обходиться без прислуги, в доме был заведен огромный круглый стол. Он раскручивался, поворачиваясь, и перед гостями появлялись новые кушанья, а грязную посуду складывали в ящики внизу. Суп разливали сами гости — тот, кто замешкался, должен был произнести небольшую речь со специальной кафедры. Кроме того, Наталья Нордман мучила своих гостей вегетарианской кухней, мечтая с помощью вегетарианства избавить Россию от голода. Она даже написала и издала «Поваренную книгу для голодающих», в которой призывала «в чудные летние дни собирать в душистых лугах разные травы, сушить их в мешочках из кисеи» и готовить их них супы и закуски. Илью Репина в конце концов утомили энергия и эксцентричность жены. Что и стало причиной их разрыва. И когда Наталья Нордман поняла, что ее больше не любят, навсегда ушла из дома и из жизни Репина, не взяв с собой ни копейки. К этому времени она уже была больна туберкулезом, недолго проболев, закончила свои дни в Швейцарии, в больнице для бедных, Деньги, которые присылал ей Репин, Наталья Нордман возвращала обратно. «Пенаты» она завещала ему
Откровенно некрасивую, шумную, эксцентричную, вызывавшую раздражение у друзей и близких Репину людей, Наталью Нордман художник видел влюбленными глазами и перенес свое восхищение этой женщиной на полотно. Портрет Нордман, в маленькой фривольной шапочке с пером, написанный Репиным в Швейцарии, считается первым и, возможно, лучшим, на котором изображена Наталья Борисовна Нордман. Репин его ценил больше других, поэтому он до конца его дней висел в столовой. Тему можно было бы развивать и дальше, так как интересных фактов их совместной жизни и бытоописания существует очень много, но остановлюсь — кому интересно, тот и сам все в состоянии прочитать об этом
И снова весна напоминает о себе Прохладный воздух остро пахнет черничником — это зима выпустила запахи на волю, не в силах сопротивляться и удерживать в своем холодном плену все живое
Каждая дорожка, горка, пруд или беседка получила свое название в духе хозяйки усадьбы «Пенаты». Пруд «Какой простор»
Например, пруд Гомера, Пруд Рафаэля, но в силу переменчивости ее настроений время от времени меняли они свое название
На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики
Вывороченные корни деревьев на площади Гомера Репин для выразительности покрывал смолой
В 1906 году в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» владельцами была построена беседка «Храм Озириса и Изиды»
Декорированная резьбой, ярко раскрашенная беседка в «египетском» стиле с символом солнца и капителями в виде лотоса на колоннах, служила своеобразной эстрадой для домашних концертов. По воскресеньям на поляне устраивались кооперативные дешёвые народные гулянья: читали лекции, пели, танцевали, пили чай с булкой и леденцами
За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к 12-ти метровой «Башне Шехерезады». Разноцветная беседка с ажурными решетками названа в честь Наталии Нордман, которую Репин в романтическую пору отношений прозвал Шехерезадой
Сначала здесь выстроили лестницу из булыжных ступеней, скрепленных цементом, и небольшую будочку. Потом на ее месте возвели раскрашенную двухъярусную вышку. На верхней площадке стояла подзорная труба для обозрения Финского залива. Двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами башня находится в ужасающем состоянии и требует срочного ремонта
Не понято, почему на столь яркий объект культуры, пользующийся интересом, нельзя выделить деньги? По разрушенной лестнице подняться невозможно, поэтому я карабкаюсь по склону Чугуевой горки, названной так Ильей Ефимовичем в честь украинского городка Чугуев, в котором он родился
Движение вверх затрудняют переплетенные корни деревьев, ужасно скользкие, как и весь склон, но разве нас остановишь
Ничего любопытного я там не обнаружила, кроме потрепанных башенных стенок.
— На Голгофу обязательно загляните — кричит нам в след смотритель музея, после того, как мы снова очутились возле дома Репина
Видим указатель на Голгофу, где находится могила художника, умершего в «Пенатах»
Свой век Репин доживал под присмотром волевой и деспотичной дочери Веры («Стрекоза» — ее детский портрет) от первого брака, постаравшейся выветрить из «Пенатов» дух, напоминающий о Наталье Нордман. Могила художника
Кроме шедевров живописи, талантливых учеников, домашего уголка, обустроенного с огромным усердием и любовью, Илья Ефимович оставил нам Заветы:
— «Бoльшинcтвy людeй нyжнa жизнь мaтepиaльнaя, paдocти ocязaтeльныe, иcкyccтвa изящныe, дoбpoдeтeли пocильныe, зaбaвы вeceлыe. И вeликoдyшeн, милocтив твopeц — пocылaeт им и зaбaвы, и зaбaвникoв, и нayки, и иcкyccтвo».
— «Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».
Теги:
Самостоятельные путешествия