Невыносимый по своей сложности декабрь и новый год оставались позади, а чувство удовлетворения всё никак не приходило. Банковская карта уныло намекала, что по её сусекам уже нечего скрести, а страх выйти уставшим в новый рабочий строй превалировал среди прочих. Праздничные даты были ознаменованы неимоверным ростом цен на авиабилеты, а коронавирус начал своё движение по планете. Приехали, тушите свет.
Безусловно, в эту промозглую зиму хотелось морей, солнца и ананасов, но моего бонусного кэш-бэка хватало лишь частично перекрыть стоимость перелета в Ереван или Алматы. Не Доминикана конечно, но, как говорится, чем богаты. Долго метался между этими двумя шкатулками (привет Леониду Якубовичу) и решил спросить общественного мнения (самое гиблое дело):
— «Ереван?! Да что там делать?! Там же сыро, холодно и ничего не работает в праздники!»;
— «Алматы?! Это родина Жириновского? Что там делать?! Там же очень холодно! Ты что ли не читал новости? Там Bek Air вчера разбился, а бешбармака можно и дома поесть».
Победителем в этой баталии оказалась родина Елбасы. Если уж лететь, то в настоящую зиму и на горные склоны. Решение принималось в канун вылета, а я вновь засобирался в путь, лишний раз, подтверждая свою вторую фамилию — Недома.
Безусловно, Казахстаном сегодня никого не удивить. А надо ли кому-то что-то доказывать? Смены обстановки для меня уже вполне достаточно, чтобы наполнить свои математические жилы живительной силой. Главное, чтобы не было разочарований и попыток досрочно поменять билеты обратно. Однако, забегая вперед, отмечу, что и они тоже случались. Как всегда, всё вперемешку; винегрет эмоций от тоски до безудержного веселья. Но обо всем по порядку, с чувством, толком, расстановкой. Давайте начинать очередную историю, поехали!
День 1. Путь в Казахстан и первое знакомство с Алматой. Это путешествие началось с многообещающего рейса Скуратовских авиалиний U6-2893 «Екатеринбург — Алматы». О нём и лучшей авиакомпании современности можно говорить много и красиво: непунктуальные, старые, тесные, душные и голодные Уральские авиалинии… Всё по классическому райду U6. Да простят меня читатели, но в названии авиакомпании явно не хватает буквы «С». Главному перевозчику Среднего Урала нет равных только в задержках. Седьмой перелет крыльями УАшек и вновь, привет, позднее прибытие. Ни одного рейса в моей практике не было осуществлено по регламенту. В этот раз задержка составила 1 час 40 минут. И если театр начинается с вешалки, то рейс УА с переноса времени вылета.
Сервис на борту уже мало чем отличается от официальных лоукостеров, коим УА себя не признает. Согласно информации с сайта: «Рацион питания: чай». Чай был со слоном; наливали, как водку: по 100–150 грамм. На пакете достаточно толстый намек: «вкус чая». Помимо пакетированной сушенной соломы предлагалась обычная вода с газом. В качестве бонуса — маффин (40 грамм), пакетик сахара (3 грамма), салфетка и ложечка. Что касается бесплатного сервиса на борту, то на этом все. Ни соков, ни лимона, ни кофе, ни молока, ни подголовников (что, вообще говоря, не гигиенично), ни прессы, ни пледов, ничего. А ведь, на секундочку, компания имеет 3* от SkyTrax (ровно как и Turkish Airlines, Alitalia и пр. представители более качественного бортового сервиса). На мой взгляд, несправедливо. Как минимум, пора снимать одну звездочку.
Резюмируя выше сказанное отмечу, что авиакомпания четко намекает, что самолет — транспортное средство, а не ресторан и не хостел на высоте 10000 метров. А я в этой духоте закимарил, и мне привиделся господин Скуратов, который сидел напротив меня и пил чай со слоном.
Нагнать задержку в пути мы не смогли, а в культурную столицу Казахстана прилетели в очень неудобное время — 03:40. Наш старенький Airbus A320 cадился в жуткий туман. Честно, даже мне было не по себе во время снижения. А вот когда уже покатились по ВПП, то из иллюминатора пришлось наблюдать грустную картину: «спящие» фоккеры Bek Air, которые уже вовсю занесло снегом.
Паспортный контроль проходили весьма медленно. Оказывается в Казахстане в порядке нормы потрещать с пограничником за жили-были. Казашки рассказывали про своих сыновей, о том как тяжело было лететь три часа и обязательно о новом пальто, которое все время продувает. Конечно, не поголовная практика, но, тем не менее, мировой опыт свидетельствует, что с погранцами ни о чем лишнем не следует кумекать.
Зал ожидания встретил таксистами, лотками с пирожками, мороженками и газировками (как на вокзале), а также обменником, котировки в котором были настолько хороши, что страшно было к нему приближаться. Тут же через мобильное приложение вызываю яндекс-такси. Ценник мне очень понравился (16 км до центра города за 1000 тенге ~ 180 руб.). Водителем оказался молодой таджик, который сносно говорил на русском языке, а также был очень внимателен и корректен. Однако, как говорится, первое впечатление зачастую обманчиво. Дичь подъехала на полпути, когда извозчик начал отовсюду доставать пакетики с наркотическими веществами растительного происхождения. Предлагал купить, попробовать, а сам успевал закидывать в себя одну порцию за другой. Вот Вам и поездка за 1000 Тенге. Мне пришлось закинуть наушники, отвернуться в сторону окна и ждать прибытия в свою гостиницу, наблюдая грустную картину окраины Алматы.
Хозяйка (женщина с мелодичным именем Ардак) квартиры оказалась не очень гостеприимной: отказала мне в раннем заселении, сославшись на дополнительную оплату целых суток, а она по меркам Алматы была увесистой (2500 р). Я даже согласился на эту промоакцию, но Ардак перед прилетом написала, что будет спать, поэтому, брат, кантуйся как хочешь. Прилечь и дождаться заселения я решил в 2* гостинице Туркестан Отель, что близ Зелёного базара. Всего за 800 рублей свой номер, общий душ и небольшой шведский стол домашней кухни на завтрак. По-моему, это гуд прайс при всех изъянах дешевой гостиницы, которая мне больше напомнила формат мотеля.
Сонная девушка тепло встретила, призналась, что ждала свердловчанина до последнего, но пару минут назад выкинула мою бронь. Правда, никаких проблем это не доставило, мне тут же вручили ключи от комнаты. И вот, ура, я лежу. Холодно. Шумно. Но все равно не на улице. Правда, уснуть я не смог; уборщицы уже в 6 утра пели песни в коридоре, а я по-доброму смеялся над простотой наших южных соседей. А вот уже и рассвет.
Под их песнопения я спустился на завтрак, который оставил сильный положительный очерк об этом месте. Небольшой шведский стол домашней кухни: тонкие нежные блины, молочная каша, сыры, колбаса, пара простых салатов, оладьи и далее по списку. Порой и от таких простых и примитивных блюд можно получить гастрономический восторг. Я так наелся, что день удался уже с утра.
После душевного завтрака я отправился на поиски обменников. На улице установилась ясная и промозглая погода, которая несколько притупляла восприятие окружающей действительности. Пока хотелось только одного: забежать в здание. Влага в Алматы очень сильная. Кроме того, меня не покидало устойчивое ощущение телепортации назад в 90-ые. Эти два фактора меня периодически выбивали из колеи впечатлений от данного путешествия.
По неофициальной статистике на одного жителя имеется один ломбард. Их количество в районе Зеленого базара просто зашкаливает. На улицах гуляет классика жанра про золото-телефоны. Присутствует рынок черной валюты, а также старые добрые ряды с лифчиками, семечками и смесителями…. Не верится до сих пор. Проживать практически в самом центре мегаполиса и наблюдать повсеместный караван-сарай. Разгуливать тут не то, чтобы не имело смысл, а тупо не хотелось. Однако работающий банк в выходной день оказалось найти непросто. Пока я его ищу, небольшая предыстория.
Считается, что название (бывш. «Алма-Ата» происходит от тюркского алма — «яблоко» и ата — «отец», и что в буквальном переводе означает «местность богатая яблоками»). Однако по поводу имени южной столицы идут многолетние споры. Одни говорят, что это имя придумали русские; другие — его исказили русские; третьи — его исказили другие соседние нации; четвертые — не согласны с трактовкой «ата» ну и т. д. Регулятором в данном вопросе естественно остается правительство. Нам же, думаю, достаточно обозначить проблему и на этом успокоиться, ведь цель статьи заключается не в этом.
Вернемся в наше утро. Первый попавшийся работающий банк, обмен рублей на тенге и обратно в гостиницу на завтрак, дабы заправиться горячим чаем. Милые казашки предложили бесплатно оставить сумки в камере хранения, а самому отправиться гулять и осваивать новые территории. Знакомство с городом Алматы я сразу начал с серьёзного: парк имени 28-ми панфиловцев.
Это место названо в честь Панфиловской дивизии, 28 солдат — героев, которые в одиночку остановили наступление фашистских танков на Москву в годы Второй Мировой войны. Слова бессменного политрука дивизии В. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» вписаны в каждый советский учебник истории и до сих пор трогают сердца.
Панфилов формировал свою дивизию из призывников Алма-Аты и Фрунзе, поэтому в этих двух городах и по сей день бурлит культ панфиловцев. Это чувствуется через мощь и объём сооружений и памятников в этом парке. Удивительная геометрия и ощущение полета. Я был в восторге, ровно как и китайские экскурсионные группы, коих было большое количество.
По поводу этого места идут многолетние скандалы и тяжбы. Дело все в том, что местный дом офицеров сдается в аренду под увеселительные заведения, что время от времени вызывает широкий общественный резонанс и сравнительные домыслы по поводу танцев на костях. Однако морали закон не писан, поэтому общественники из года в год бессильны перед законом; деятельность ночных клубов и баров проходит без нарушений.
В нескольких шагах от упомянутых памятников расположен шедевр в стиле барокко — Свято-Вознесенский кафедральный собор. О нём я ничего не знал и не слышал, но обомлел сиюминутно. После серой, преимущественно низкоэтажной застройки города Алматы, этот собор выглядел словно оазисом солнечного света и ярких красок.
От собора веяло светом, добром, а я шел на него словно консервная банка на огромный магнит. При соборе разбит небольшой каток, что для меня тоже оказалось весьма символично. Кататься на фоне такой красоты лично для меня одно удовольствие. Идея, задумка и воплощение на 10 из 10.
В противоположной стороне от катка расположена «голубятня» — прикормленное место для крылатых переносчиков различных болезней. Местные предприниматели оккупировали эту территорию и продают кормежку для птичек за символические 20 — 30 рублей. Аттракцион пользуется массовым спросом: покормить «гулек» стремятся лица от 7 до 77 лет.
После обеда погода пошла на поправку. Влажная хмарь улетучилась, а надежды на комфортное существование становились все более обоснованными. В этой связи, я отправился дальше в сторону подъёмника к парку Кок-Тобе. В пути примерно два километра, которые ничем интересным мне не запомнились: 1) серые и ветхие дома; 2) много китайцев (про коронавирус шутить уже не актуально); 3) много памятников различным деятелям Казахстана. Атмосфера обычного спального района.
По пути попался очень интересный экземпляр — гостиница «Казахстан». Издалека кажется фундаментальным и современным, но стоит только присмотреться и сразу понять то, что не требует пояснений и комментариев. Но есть и любопытные факты: здание гостиницы «Казахстан» устойчиво к землетрясениям. Это первая высотка в городе, которая стала символов южной столицы и страны. Тем не менее, самое высокое здание Алматы — небоскрёб «Есентай».
Сразу за гостиницей «Казахстан» расположены кинотеатр Арман, дворец Республики, памятник Абаю Кунанбаеву и фуникулер к горному парку Кок-Тобе. Ничего особенного и выдающегося.
Если на равнине было всё преимущественно ясно, тепло и спокойно, то горы продолжали были окутанными туманом, который в лучах солнца носил настораживающий желтый оттенок. Поэтому к фуникулеру я подошел, чтобы узнать лишь только цену. Поездка в одну сторону составит 2000 Тенге.
Время подходило к очередному заселению, поэтому нужно было вертаться обратно в гостиницу, чтобы забрать вещи. Оттуда я на такси отправился в самый центр города, где предполагалось место моего постоянного проживания (метро «Алатау», ЖК «Арай», ул. Айманова). Закрытый жилой комплекс стоит статным особняком среди советской низкоэтажной застройки. Современная двухкомнатная квартира тоже оставила неизгладимое впечатление, всё было в ней в меру хорошо и просторно.
Успешное заселение было решено отметить в соседней таверне «Шмель». Заказанный рамэн оказался обычным пакетом лапши быстрого приготовления, курица в устричном соусе и кешью больше походила на курицу в соусе BBQ. Всё было мимо. Вообще, еда в Казахстане мне не понравилась. Везде где бы я не ел, чтобы я не заказывал, всё проходило мимо моей потребительской кассы. Качество продуктов, соответствие название и описанию, подача и пр. Большинство блюд состоят из теста, теста, тееееееста. В котлеты кладут сыр, который не плавится ни при какой температуре. В магазинах колбаса не съедобная, сыр, как и в России, через раз, готовую продукцию и соления вообще невозможно есть. И это крупнейшая сеть небюджетных супермаркетов «Рамстор». Под конец я уже забил и питался в сети бюджетных столовых Каганат (средний чек за три блюда — 150 рублей). Большой разницы с кафе и ресторанами я не почувствовал. Из приятного можно отметить цены на грузинские минеральные воды: Боржоми, Набегвали — 25–30 рублей.
День 2. Президентский парк и день разочарований. Следующий день получился каким-то мимолетным и неудачным. Я забыл завести будильник и очнулся уже в то время, когда световой день подходил к концу. За окном можно было наблюдать все 50 оттенков серого: хмурая погода, туман, свинцовые тучи. Сверху промозглый ветер, снег и влажный холод, а снизу сырость, грязь и лужи. Всё как мы любим.
Времени оставалось немного, поэтому я отправился на такси в парк имени первого президента Казахстана — Н. Назарбаева.
Читал об этом парке я немного. К величайшей несправедливости в мои руки попадали только летние отчеты и репортажи с этого места событий. Поэтому все казалось красиво и насыщенно: панорамные виды на горы, светлые аллеи и пр.
Однако ничего этого в тот день я не увидел. Во-первых, горы были покрыты туманом и тучами. Во-вторых, президентский парк в зимнее время совсем лыс и очень грустен. Несколько памятников и скульптур, сугробы, а также небольшой каток… Вот и вся программа развлечений на сегодня.
Я был удивлен, удручен и совершенно не понимал, как этот пустырь можно носить имя первого президента республики. Не спорю, возможно, сказалась сезонность. Или… Порой надо спускаться с небес на землю и не сравнивать города (их инфраструктуру) третьего и четвертого туристического порядка с мировыми лидерами. С этими философскими мыслями я бродил около часа, но грустные чувства утраченного времени (дня) ко мне пришли намного быстрее.
Поскольку парк находится не в центре города, для меня еще целой историей оказалась дорога обратно. От парка я проследовал к центральному торговому центру Алматы. Он мне чем-то напомнил наш ТРЦ «Мегаполис» в Екатеринбурге. Всё очень простенько, представлены бренды широкого потребления.
К WI-FI в. торговом центре я подключиться не смог, поэтому домой пришлось возвращаться пешком (примерно 6 км). Дорога была наполнена очередными культурными потрясениями: частный сектор, грязище, полузаброшенные дома, местами отсутствие тротуара. А ведь это центр Алматы! А ещё не устал удивляться вывескам из списка: салон красоты «Галина», ателье «Валентина», «Супермаркет «Келеке». К этому списку можно добавить перлы из меню: «Хе из куриных пупков», «Папоротник», «Котлет говяжий сочный».
Из приятного же могу отметить интересную настенную роспись, которая ярким спецэффектом выделялась из всего того, что попадалась моему взору.
Уже на подходе к дому меня замела метель. На улице стало не просто туманно, а ещё и белым бело. Ужасная погода, никчемный день… вкусный вишневый вермут из Рамстора.
День 3. Лучше гор могут быть только горы. Едем на Чимбулак! Неудовлетворенный результатами прошлого дня, я решил пойти в «Ва-банк» и максимально приблизиться к цели данного путешествия. Сегодня мы отправляемся на горнолыжный курорт Чимбулак с пересадкой в Медео.
Поскольку я тот ещё любитель поспать, то отправился до подъёмника я вновь на такси. В пути примерно 17 км от центра Алматы, а цена вопроса составила 2300 Тг (ориентировочно 400 руб.). Напомню, что то же расстояние из аэропорта стоило в два раза дешевле. Водитель-китаец довез меня до Медео, выбросил вместе с рюкзаком напротив касс, а дальше начался щенячий восторг от неожиданной природной картины.
Погода была туманной и пасмурной, но в этот раз сей факт не мешал моему восприятию. Меня встречали прекрасные заснеженные горы, журчащая река и загадочные природные контуры, которые уходили далеко за горизонт. Красота ждала прямо у порога.
Стою всё внимательно фотографирую, а в это время ко мне бегут казашки и на английском просят сделать для них фотографию. Следом бегут таксисты и также начинают на ломанном английском предлагать трансферты и экскурсионные услуги. Уж не знаю, что меня выдавало за засланного казачка, но это было забавно. Я до последнего не выдавал себя, только лишь первым казашкам сказал, что прилетел из Екатеринбурга. Их ответ цитирую: «А ты чо русский?».
Зато в кассе со мной заговорили на чистом казахском. Я в удивительно-растерянных чувствах смог лишь молча протянуть 4500 Тг, а дальше по указателям побрел в сторону подъёмника.
Как горнолыжная спортивная база Чимбулак работает с 1954 года. В марте 2013 года российский журнал «Forbes» включил Чимбулак (Шымбулак) в десятку лучших безвизовых горнолыжных курортов для россиян. На данный момент открыты всего три станции. Самый долгий и продолжительный путь лежит до первой (в пути предстоит провести около 15 — 20 минут), а до самой высшей точки курорта (Талгарского перевала) можно добраться за 35 минут. В тот день отдыхающих было немного, поэтому одиноко забуровиться в кабинку не представляло никаких трудностей. Кабинки не отапливаются, ехать долго, одевайтесь теплее.
Сюжетная тематика Чимбулака сильно отличается от соседнего Медео. Тут уже не было тумана, хмари, влаги и туч. Виднелась чистая белизна снежного покрывала, накрывшего суровые гористые очертания. Здесь довольно шумно. Играет музыка, доносятся крики падающих лыжников и бордеров. Сильно ощущается перепад температур, здесь было ветренней и холодней.
Первая станция самая попсовая. Тут чересчур многолюдно, а свободного пространства для гуляющих без досок и лыж весьма немного. Популярность станции обусловлена её инфраструктурой: множество кафе, магазинов и прочих мест для отдыха. Есть даже кафешки с корейской едой (кимбапы, манду, одэны), но в день моего визита предлагались только европейские сэндвичи. Ну не везло мне с едой в Казахстане.
Вторая станция для пеших туристов будет скучна. Парочка панорамных видов, скудная кафешка и всё. Здесь либо мёрзнуть, либо кататься. Поэтому бегло осматриваем этот островочек и отправляемся дальше на третью станцию, которая была где-то там совсем высоко. Удивительный факт: до постройки канатно-буксировочной дороги спортсменам приходилось по 3 часа подниматься в гору.
Как говорится, дорогу осилит идущий, а красоты третьей станции станут роскошной наградой за смелость. Настоящий Open Air, наполненный светом, морозной свежестью и изяществами местной природы. Рты открываются, замерзшие ноги забываются… Это был восторг на 100 из 100.
Ежегодно, в начале февраля, здесь соревнуются горнолыжники, разыгрывая «приз имени Александры Артёменко», которую спортсмены между собой называют «хозяйкой Чимбулака»
Насколько я понял, летом на курорте также имеется масса вариантов для отдыха: пешие походы до водопадов Горельника, Альпинграда и озера Маншук Маметовой, веревочный парк и скоростной спуск на велосипедах.
Роковая красота обжигала глаза, а ноги обжигал ледяной ветер и холод. Приходилось бегать греться в общественный туалет, чтобы окоченевшие руки, ноги и лицо были способны сделать хоть ещё парочку новых фотографий.
Гулял я до последнего… Или, наоборот, до первого (хруста сосулек в носу). Очень не хотелось покидать это место, оно наделено гипнотическим эффектом, способным завораживать и очаровывать.
День 4. На БАО ГОА не ищут. Восхищенный вчерашней экскурсионной программой, я решил вновь отправиться за природную разведку. В этот раз выбор упал на большое алматинское озеро. Это место считается труднодоступным, поэтому далеко не всегда можно сюда попасть легко и свободно. По необорудованным извилистым серпантинам больше вероятность доехать в летний период. Зимой эта вероятность почти равна 0; ни один таксист не соглашался везти меня в эту глушь. Единственный извозчик согласился довезти меня до начала восхождения. Негласным стартом является ближайшая остановка, а надеждой на скорый конец восхождения — труба, вдоль которой предстоит продолжить подъём.
Я не буду в деталях описывать свои кряхтения и сопения, но этот путь был ужасен: примерно 3 часа времени и 10 км в гору мимо людей в военной форме. Стоило ли оно того?! Отвечу, что да! Теперь появился больший интерес вернуться сюда летом.
Вернулся в Алматы я уже под вечер. И ведь какого-то лешего у меня открылось второе дыхание, поэтому я отправился на «легендарный» местный «Арбат». Это был провал. Вымощенная пешеходная улица вдоль панельных жилых домов выглядела ну уж совсем очень тоскливо. Ни одного памятника или фонтана, не было ничего. Жилая застройка и каменная плитка. Фиаско.
В этой поездке я познакомился с метрополитеном Алматы. Его деятельностью я остался доволен: 1) колоритные станции в национальном стиле; 2) новые составы с мягкими сидениями; 3) стоимость проезда 80 Тг (12 рублей). Однако подземка мне не показалась полностью функциональной. Почти все станции расположены вдоль центрального проспекта Абая, т. е. метро будет полезным транспортом для тех, кто живет и работает в центре. Тем временем, город огромен и сильно вытянут, поэтому, на мой взгляд, подземные лошадки не сильно спасают транспортную нагрузку. Могу ошибаться, коль не местный. Ну и ещё один любопытный факт: конечная станция носит имя «Москва».
День 5. Казахстанская партия подходит к концу. Как мне показалось, пяти дней для знакомства с зимней Алматой и её ближайшими окрестностями — срок, более чем достаточный. Так получилось, что на пятый день мне даже не чем было заняться. Поэтому я пошел гулять по проспекту Абая. Из интересного и любопытного я обнаружил примитивненькое здание местного цирка.
Несмотря на жуткий туман я всё же решил поставить точку в туристическом Алматы — горный парк Кок-Тобе. Погрузившись в подъемник стало понятно, что сегодня мы ничего не увидим даже на расстоянии десяти метров. Дуже смачная магла (сербский туман) была.
На горе расположен небольшой парк развлечений. В зимнее время он работает в щадящем режиме ожидания. Аттракционы и кафе не работают. Имеется пара лавок с сувенирами, перевернутый дом и памятник Битлз. Всё. Это было ещё одно разочарование этой поездки. Может я конечно не прав, город и парк не виноваты в туманной завесе.
Тем не менее, вечером я сидел в Каганате и с довольным лицом вспоминал произошедшее в данной поездке. Прежде всего, рад был тому, что все намеченное я реализовал. Упущений по данному туристическому направлению у меня не случилось. И чуть погодя начались звонки из Екатеринбурга: коллеги, друзья, родители. Пришло резкое осознание, что отпуск закончен, а через пару дней начнется вещание о дифференциалах. Так молча и просидел на диване до утреннего рейса.
Хозяйка сообщила, что сама в 4 утра придет принимать квартиру. Время 04:10, никого нет. С жутким неудобством звоню по предоставленному номеру. По ту сторону послышался голос человека, который совсем не может говорить: «Что? Кто?». Я испугался, что ошибся номером и кого-то разбудил, поскольку сонный до жути голос явно не ждал никакого звонка. Потом женщина резко очнулась и назначила встречу на улице. Дальше ещё хлеще. Пришла она на встречу с девочкой пятилетнего возраста. В 04:20 утра… Но я погружаться в подробности не стал, ибо уже меня ожидало такси.
Доехали до аэропорта быстро. Но хитрожёлтый водитель решил меня раскрутить на деньги по полной программе. После высадки в аэропорту, он не нажал кнопку, что заказ окончен. И пока он ждал нового заказа из аэропорта, работал счетчик ожидания. Об этом я узнаю в Екатеринбурге, когда с карты будет списано не 240 рублей, а 830, но это совсем другая история с Леонидом Коневским.
А пока я регистрируюсь на рейс и закупаюсь в местном дюти фри. Тут я тоже не понял юмора. У нас вроде как бы таможенный союз, все дела. Тем не менее, русских впускают в дюти фри. В Алматы он был самым дешевым в моей практике. Коньяки от 2 евро, мармелад и конфеты (в коробках) от 1 евро, виски от 6 евро. Не стоит покупать дополнительный багаж у уральских авиалиний и переплачивать за его оформление, если можно здесь купить все по ценам, которые ниже, чем в самом Алматы. Я был очень этому обстоятельству, мои коллеги по работе тоже.
Рейс U6-2894 «Алматы — Екатеринбург» вновь был задержан. Этот факт я воспринял лишь только с улыбкой на лице. Не изменяют своим принципам уральцы, молодцы. Однако в пути вместо трёх часов, мы провели всего два, поэтому в Екатеринбурге оказались вовремя. Всё обслуживание я проспал. Уже на выдаче багажа я стал разбираться с яндекс-такси. Мне очень оперативно ответили, обещали наказать водителя, а также вернули деньги в течение 30 минут после обращения. Путешествие официально было объявлено закрытым.
В конце хочу сделать краткое резюме. Поездка получилась средней степени годности. Оценю Алматы по трём направлениям отдыха: 1) гастрономический туризм: 2 / 5; 2) активный и спортивный туризм: 4 / 5; 3) культурно-познавательный и развлекательный туризм: 2 / 5; 4) религиозный туризм оценить не могу, не погружался в данную тему. Инфраструктура привычна для россиян, поэтому считаю её вполне удовлетворительной.
Благодарю за внимание! Ждем открытия границ и ухода коронавируса!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия