Начало путешествия: Женева по-семейному и Базель невзначай
Продолжение путешествия: Мечты сбываются. Кольмар
Выехав из Кольмаре в Страсбург на одиннадцатичасовом поезде, ближе к полудню я уже стояла на ресепшн отеля.
В отличии от Кольмара, где мой временный дом располагался в историческом центре, в Страсбурге отель был напротив вокзала. Выбирала я его достаточно долго, хотелось чтобы и бюджетно и, в тоже время, прилично было. Пересмотрела на букинг множество вариантов, прочитала «вагон и маленькую тележку» отзывов, но каждый раз от бронирования меня что-то останавливало. И тут я вспомнила об отеле AROK, про который на нашем сайте рассказала Валентина Марченко val-mar. Его и забронировала.
Уже при заселении поняла, что сделала правильный выбор.
Несмотря на то, что официально заселение начиналось с 14.00, ключи от номера мне выдали сразу. Девушка на ресепшн сказала, что выпить воды, чая и воспользоваться кофемашиной я могу в любое дня и ночи, причем совершенно бесплатно. Вроде бы мелочи, но, согласитесь, приятно.
Все формальности были улажены, теперь предстояло оценить номер.
Не скажу, в нем было что-то из ряда вон выходящее — небольшой, без всяких «излишеств», типа кофемашины или мини-бара — все по стандарту трех звезд, но, теи не менее, мне он очень понравился. Чувствовалось, что и дизайнер в оформление вложил душу, и владельцы не сэкономили на качестве, да и за чистотой номера тщательно следили.
Тут я изменила своим традициям. Обычно я кидаю в номере вещи и бегу в город. Но восьмое марта — особый день и нужно было проверить почту-мессенджеры, прочитать и отправить поздравления. Дело это приятное, но, увлекшись им, я рисковала не увидеть Страсбург.
Через полчаса я все-таки покинула стены отеля и по симпатичной улочке пошла по направлению к историческому центру.
В отличии от миниатюрного Кольмара, в Страсбурге чувствовался масштаб. Поначалу даже не знала радоваться этому или огорчаться. Посомневалась, что план знакомства с городом я вряд ли успею реализовать — расстояния-то при его составлении я не учитывала.
Оказалось, всё не так страшно. Пройдя буквально два шага, заметила столб с указателями направлений к главным достопримечательностям: налево — Страсбургский собор, направо — Маленькая Франция — и расстояниями до них. Причем, расстояния были указаны не в метрах, а в минутах пешком и на велосипеде.
Решила начать с Маленькой Франции. После Маленькой Венеции в Кольмаре меня влекло к воде.
Оказалось, что не я одна такая «умная». Казалось весь город пришёл сюда насладиться весенним солнышком. Тут и там слышалась русская речь. Не скажу, что соотечественников было очень много, просто в отсутствии китайских туристов, обычно заполнявших всё звуковое пространство, ухо выхватывало родную речь.
С этим-то и связан произошедший со мной курьезный случай. Захотелось мне быть запечатленной на фоне водной глади в окружении фахверковых домов. На мою удачу, поблизости от меня устроила фотосессию русскоговорящая компания. К ним-то и направилась с просьбой меня сфотографировать, но компания подхватила вещи и ушла. Пришлось искать другую «жертву». И я ее нашла в виде очень симпатичной китайский или корейской, а может даже японской, парочки. Рассказала им как пользоваться камерой, попозировала, посмотрела фото, поблагодарила и, только услышав в ответ «you are welcome», поняла, что не переключилась на английский и вещала по-русски. А парень и девушка даже виду не подали, что ни слова моего не поняли.
Ой, что-то я всё о себе, надо к Маленькой Венеции возвращаться.
Район Маленькая Франция известен много веков, но лишь с недавнего времени он вызывает восторг и является, пожалуй, самым престижным в Страсбурге.
Несколько веков назад тут селился рабочий люд, в основном, кожевенники. Надо сказать, что мало—мальски состоятельный горожанин, если только ему напрочь не отказало обоняние, с кожевенником соседствовать не захочет. Не французскими духами тут пахло и не прованскими травами.
Благодаря тому, что «классовые враги» здесь не селились, весь район застроен фахверковыми домами, построенными не от хорошей жизни, из чего попало, но, как оказалось, на века. Например, дом Кожевников (Maison des Tanneurs) стоит здесь с 1572 года и не как декорация. Сейчас в нем расположен ресторан эльзаской кухни.
А вот ещё одим дом 16 века в котором расположился престижный отель Le Bouclier d’Or или «Золотой щит» по-нашему. Пока подбирала себе жилище, к «Щиту» тоже присматривалась. Даже не цена за возможность пожить почти в музее меня не испугала. Смутил меня дизайн номеров, во всяком случае тех, фото которых на сайте были. С моей способностью «собирать» углы и перекладины, без шишки на лбу я бы оттуда не вышла.
От Маленькой Франции пошла к Собору.
Но я бы была не я, если бы сразу к Собору пришла. Не сильно полагаясь на свою способность ориентироваться на местности, я двигалась по приложению maps.me. И даже оно мне не помогло. В какой-то момент, свернув не туда, я вышла к церкви 13 века, носящей имя Святого Фомы, которую еще называют «кафедральным собором Эльзасского лютеранского протестантизма».
Обычно этот храм вспоминают в связи с расположенным в нем органом работы Зильбермана, а точнее, с тем, что именно на этом инструменте играл в 1778 году Моцарт.
Но мне же больше запомнился мавзолей маршала Морица Саксонского. Рассматривая его, я смогла познакомиться с французской скульптурой 18 века, к шедеврам которой, мавзолей, возведенный по повелению Людовика XV королевским скульптором Жаном-Батистом Пигалем, и относится.
От главного, пусть и неофициального, протестантского Собора я подошла главному католическому — Страсбургскому Собору.
Все-таки, есть что-то общее между самыми известными готическими соборами: Нотр-Дам де Пари, Страсбургским и Реймсским соборами во Франции и Кельнским собором в Германии. Это и не удивительно. Все они были долгостроями (Страсбургский собор строился с 1015–1439 годы) и строили их архитекторы с оглядкой друг на друга. Но, при неоспоримой схожести, в каждом их них есть «изюминка». Даже бегло взглянув на фото Страсбургского Собора, с остальными его не перепутаешь хотя бы потому, что у Страсбургского Собора пусть и очень высокая (142 м), но всего одна башня.
Внутреннее убранство Собора поражает.
В окнах находятся потрясающе-красивые витражи
из которых особо выделяется окно-роза диаметром 12 м.
Но даже не витражи меня привлекали в Соборе. Очень я хотела увидеть знаменитые астрономические часы, созданные в 16 веке целой командой мастеров главными в которой были математик Конрад Дазиподиус, братья механики Хабрехты и художник Тобиас Штиммер, а в 1942 году получившие, благодаря талантливому инженеру Жану-Батисту Швильге, новый механизм.
Каждые 15 минут фигурки на часах начинают движение. Дабы его не пропустить, ближе к этому времени, рядом с часами начинает толпиться народ. Когда я подошла, народу собралось немало, причем стояли все как-то хаотично. Подумала, что с моим средним ростом, максимумом того, что я увижу, будет спина более высокого человека. Оказалось, что напрасно я боялась, все я отлично увидела. Вот только все увиденное мной движение заключалось в перемещении фигур Смерти и Человека.
Основной же спектакль, когда движутся все фигуры циферблата, разыгрывается всего лишь раз в сутки в 12–30. К сожалению, я его не увидела, хотя могла. Почему-то мне показалось, что представление бывает в полдень (что было бы логично), а к этому времени я только бегом с сумкой наперевес могла успеть.
Покинув самое известное религиозное здание Страсбурга, подошла к самому известному светскому Дому Каммерцеля (Maison Kammerzell). Согласно историческим источникам, дом был построен в 1427 году, но окончательный облик приобрел в 1589 году, после перестройки его тогдашним владельцем — торговцем сыром Мартином Брауном. Именно тогда на фасаде здания появились вырезанные из дерева фигуры: пять чувств, четыре этапа жизни, богословские добродетели, знаки зодиака, исторические деятели. Если присмотреться, то в слуховом окне можно заметить шкив подъемника, служившего для подъема товара на склад, расположенный на чердаке.
После того, как Дом со всех сторон осмотрела, решила немного прерваться на сувенирный шоппинг.
Покрутившись на Соборной площади в поисках сувенирного магазина, поняла, что магазины-то есть, только все как один закрыты. Воскресенье — традиционно нерабочий день во французской рознице, но для торговли сувенирами обычно делается исключение. В Страсбурге исключений не было К слову сказать, за весь день я не встретила ни одного открытого магазина, работающей аптеки я тоже не видела. Даже в тех, где на табличке было указано, что работают они без выходных, двери были закрыты. Хотя вру, один открытый магазин я видела. Он был на вокзале и торговал всякой всячиной по каким-то нереальным ценам. В общем, шоппинг отменялся.
От Соборной площади проследовала к площади Гутенберга (Place Gutenberg), названной в честь европейского первопечатника.
О том, что первая в Европе печатная книга была напечатана в немецком Майнце, мало кто будет спорить. Но вот идея печатного станка вполне могла возникнуть у Иоганна Гуттенберга в Страсбурге, где он проживал с 1434 по 1444 год. В общем, страсбургцы могут гордиться вкладом их города в развитие книгопечатания. Они и гордятся.
Посреди площади расположился памятник Иоганну Гутенбергу, в руках которого лист первой напечатанной книги — Библии.
На его постаменте памятника запечатлены сцены, показывающие, как изменился мир с изобретением книгопечатания.
На площади расставляли конструкции. Уж не знаю к чему так готовились, но я решила процессу не мешать и довольно скоро ретировалась. Тем более, что мне нужно было на площадь Республики (Place de la Republique).
На этой площади находится Памятник павшим (Monument aux morts). Памятник был создан Леоном-Эрнестом Древьером (Léon-Ernest Drivier) посвящен жертвам Первой мировой войны. Прочитав историю этого монумента на страницах путеводителя, я поняла. что очень хочу его увидеть.
Мать, символизирующая Страсбург, склонилась над погибшими сыновьями — французом и немцем. На воинах нет формы и невозможно понять, кто есть кто, да и важно ли это для матери.
Мне кажется, что этот монумент может быть аллегорией скорби и боли любой, не обязательно братоубийственной, войны. На любой войне с обеих сторон гибнут люди, в значит, плачут матери и жены, становятся сиротами дети. И неизвестно кому тяжелее, тем, чьи отцы, братья, сыновья пали в бою за правое дело или тем, чьи близкие погибли, покушаясь на чью-то свободу, независимость, счастье.
Возвращаясь с площади Республики зашла в протестантскую церковь Святого Петра молодого (Église protestante Saint-Pierre-le-Jeune de Strasbourg).
Как я узнала перед поездкой, в Страсбурге три церкви Святого Петра — протестантская и католическая церкви Святого Петра молодого и Старая церковь Святого Петра. Тут главное не запутаться.
За скромными стенами укрылась настоящая жемчужина.
Церковь знаменита своими фресками 14 века, а особенно композицией «Шествие христианских народов ко Христу».
Выйдя из церкви и пройдя немного по улице, нашла ответ на свой вопрос: «Как же так, в городе есть целая улица кожевенников, а традиции кожевенного производства не сохранились?»
Начало вечереть и я решила потихоньку продвигаться к Маленькой Франции.
Конечно я знала, что Темпл Неф (Temple Neuf) — церковь конца 19 века — одна из главных страсбургских достопримечательностей, но вот в планах у меня её не было. Решение зайти было чистой импровизацией — я устала и захотела там посидеть.
Зашла, и так мне спокойно и хорошо стало, что и уходить не хотелось.
Кстати, мне очень повезло. Обычно в церковь закрыта и открывается по особым случаям.
Вот так, не я искала достопримечательность, а достопримечательность нашла меня.
Восстановив силы, отправилась дальше.
По дороге у меня стояла задача, найти ресторан «1741», в который я собиралась вечером. Ресторан с одной звездой Мишлен, довольно дорогой, и всё у них по-взрослому — при бронировании взяли номер моей кредитки и, в случае «ноу-шоу», грозили списать довольно внушительную сумму.
Не скажу, чтобы ресторан было легко найти при свете дня, а в ночи я бы точно в поисках его по району покружила.
По соседству с рестораном расположились живописнейшие домики.
Ну, а про пряничные домикм Маленькой Франции, говорить излишне.
Гуляя по Маленькой Франции, дошла до Дамбы Вобана и даже поднялась на её крышу, откуда открывались отличные виды на реку, Маленькую Францию, Крытые мосты и Сторожевые башни, хранящие мрачные тайны прошлых веков.
Спустившись с моста, заметила, как народ проходил в Passage Georges Frankhauser. Сначала подумала, что там может быть интересного? Вот я бы точно не пошла! Но потом любопытство взяло верх.
И моё любопытство было вознаграждено. Внутри расположились статуи снятые со Страсбургского собора. От посетителей они были ограждены решетками, так что чтобы сфотографировать, пришлось проявить некоторую ловкость.
Время близилось к шести и, еще раз взглянув на реку, я пошла в отель, чтобы немного отдохнуть и начистить перышки.
Пока собиралась в ресторан, мне позвонили родители. Где-то в новостях они увидели сюжет: вышла страсбургским вечером мадам на улицу и, о ужас, на неё напали, ограбили, да еще и избили. Это ж надо им было так «удачно» телевизор включить!
Конечно умом я понимала, что подобное в центре города вряд ли возможно, но по сторонам все-таки поглядывала. Ничего мало—мальски подозрительного я не заметила. Единственным неприятным попутчиком был начинающийся дождик.
В ресторане меня встретила очень приятная девушка и провела к столику, который располагался на втором или, если считать этажи, как это делают французы, на первом этаже.
Как такового меню в ресторане нет. Шеф-повар сам решает, что подать гостю (с учетом высказанных гостем исключений, конечно). Хоть и есть у меня продукты, которые я недолюбливаю, со списком исключений я не усердствую, дабы не ограничить полет кулинарной фантазии. Оговариваю только то, что категорически не ем.
Хоть и не хотелось мне эльзаской кухни, но решила, если шеф решит тушеную квашенную капусту добавить во все блюда, включая десерт, так тому и быть.
Но, как мне показалось, повар без слов понял мои предпочтения и присутствие традиционной кухни ограничил аппетайзером, стилизованным под эльзасский пирог и шукрут (кстати, они были очень даже вкусненькими).
До ресторанного критика мне очень далеко, но, на мой вкус, кухня в «1741» превосходная.
Обслуживание мне тоже мне очень понравилось — без лишних расшаркиваний, но очень внимательное.
В общем, ресторан произвел на меня самое приятное впечатление.
Когда вышла из ресторана, на часах был первый час ночи. Дождик припустил. Не думаю, что в хорошую погоду в это время на улицах много народа, а уж в дождь и подавно. Кстати, шпаны, которой любая погода нипочём, тоже не было.
Пересекая соборную площадь, увидела аптеку Оленя — самую старую аптеку Франции, а рядом с ней столб. Уж не знаю, правда это или легенда, но рассказывают, что в далеком прошлом, заставляя пролезать между столбом и стеной, ежегодно тестировали членов Городского совета. Застрявших объявляли потенциальными коррупционерами и из Совета изгоняли. Странный, конечно, способ. Не учитывали они особенностей телосложения — у одного за год кость могла широкой стать, а другой ест и пьет, но «не в коня корм». Теперь измерять живот с помощь столба — популярный туристический аттракцион.
Добравшись в отель в целости и сохранности, легла спать.
Утром проснулась от резкой боли в ноге. В связи с этим, вспомнились слова известного политика: «никогда не было и вот опять». Но делать нечего, похромала на завтрак.
Завтрак меня удивил в хорошем смысле слова — вкусный сыр, ароматный хлеб, фрукты, а какие там блинчики! Причем, если в других отелях на завтраке действует принцип «в большой семье клювом нихт клац-клац не щелкай», то тут запасы постоянно пополнялись. Для трех звезд невиданная роскошь. Чувствовалось, что слова «и так сойдёт» на кухне, как впрочем и во всем отеле, табу. Как ни старалась держать себя в рамках, не очень-то это получилось.
Поскольку мой поезд в Женеву был в десять, позавтракав, не стала выписываться из отеля, а сразу двинула в город.
На часах было около восьми утра, поэтому решила не пытаться у нереализованных пунктов плана знакомства с городом «галочку» поставить, а спокойно дойти до Собора и полюбоваться им еще раз.
Еще вчера я не понимала, почему на указателях указано время, за которое можно не только до Собора дойти, но ещё и в ту же точку вернуться, а вот сегодня шла строго по графику.
Маленькие магазинчики еще были закрыты,
а вот супермаркеты уже открылись. Решила забежать (насколько это у меня получилось) и закупиться съедобными сувенирами. Конечно, логичней это было сделать на обратном пути, но я себе не доверяла. Могу я засмотреться на что-нибудь в городе, и тут уж не до магазинов, на поезд бы успеть.
Улицы были почти пустые. Возникал вопрос: «А где народ?». Ответа на него я так и не нашла.
На rue des Grandes Arcades напротив площади Гуттенберга увидела интересную статую на доме. Впрочем, я её еще вчера заметила, но подошла только сейчас. Сначала подумала, что изображенная дама — Фемида. Но присмотрелась, не весы она держала в руке. Да и надпись на доме говорила о том, что располагался в нем часовых дел мастер. Так и осталось для меня загадкой, кто эта дама и что она держит в руках.
Полюбовалась на Страсбургский Собор снаружи и изнутри и пошла к отелю.
Покидала Страсбург я с легкой грустью. Я ехала в Женеву, где меня ждали короткая встреча с моими близкими, а позже ночной рейс в Москву. А в Страсбург я обязательно вернусь. И в Кольмар тоже вернусь.
Оба эти города мне понравились. Я о них мечтала, но даже в мечтах я не могла представить насколько приятной будет встреча.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм