Визиварош, или Водный город — старинный квартал на правом берегу Дуная, под Будайским холмом. Назван был по причине частых наводнений, в результате которых эта часть города периодически затапливалась.
Визиварош, или Водный город — старинный квартал на правом берегу Дуная, под Будайским холмом. Назван был по причине частых наводнений, в результате которых эта часть города периодически затапливалась.
От площади Сечени, где закончился наш предыдущий маршрут, на правый берег переходим по знаменитому цепному мосту.
Интересно, что местные (услышали это впервые от нашего друга — венгра) иногда называют этот мост «английским». Хотя причина понятна — автором проекта моста был англичанин Уильям Тирни Кларк, руководил строительством Адам Кларк. Адам не был родственником Уильяма, был вообще из Шотландии, просто так совпало.
Для Уильяма Тирни Кларка работа была знакома — несколькими годами ранее он спроектировал мост Марлоу через Темзу. Мост создавали по секциям, перевозили в Венгрию, и здесь монтировали. Движение по мосту началось в 1849 году, в то время центральный 202 — метровый пролёт моста был среди самых длинных в мире.
Общая длина моста — 375 метров, ширина — 14,8 метра. Железные цепи держат дорожное полотно и поддерживаются двумя речными пирсами длиной 48 метров. На момент постройки мост был настолько огромен, а конструкция оригинальна, что его записали в чудеса инженерной мысли. К тому же, мост был символичен — объединил Буду и Пешт, подкрепляя идею слияния городов, которые официально объединились в 1872 году. С моста можно сфотографировать в подробностях как левый берег вокруг Парламента
Так и правый, куда мы идём
Транспортный поток через мост постепенно увеличивался, тяжелел, и в 1914 году потребовалась капитальная переделка и упрочнение конструкций. Фашисты мост взорвали, восстановленный мост открылся в 1949 году.
В 1852 году мост Сечени украсили львами скульптора Яноша Маршалко. Раз уж мост «английский», так и львы очень похожи на своих сородичей, помещенных на Трафальгарской площади.
На правом берегу Дуная мост «продолжается» тоннелем под Будайским холмом. Тоннель длиной 350 метров с въездом, обрамлённым парами дорических колонн, построил в 1853 — 1857 всё тот же шотландский инженер Адам Кларк.
Визиварош — очень вытянутый вдоль реки район, через который проходят две параллельные улицы — одна вдоль набережной, вторая, чуть западнее, которая копирует старую римскую дорогу и называется по-простому Фё, или Главная. По ней мы и пойдём на север.
Район был сильно разрушен в последнюю войну, но кое-где сохранились и старые домики, построенные в XVI–XVII веках, конечно отремонтированные.
У некоторых даже удалось «размотать» кое-какую историю. Например, этот дом Капистори в средние века был скромным жилищем небогатого торговца рыбой. После освобождения города от турок был расширен и перестроен. Последняя перестройка дома в его нынешнем виде была осуществлена в 1811 году греческой семьей Капистори. После греческой семьи зданием владел граф Ференц Бранс, с 1850 года здесь действовала кондитерская фабрика Ференца Эде Фридля, сегодня в доме живёт французская семья, которая содержит ресторан Pavillon de Paris.
Капуцинская церковь была построена в XIV веке, но от той церкви остался лишь северный фасад. Турки превратили храм в мечеть, после освобождения города церковь отремонтировали.
В 1715 году капуцины инициировали реконструкцию здания, проект сделали сами. А в 1856 году церковь вновь перестроили с помощью архитекторов Жумрака и Ференца Райттера.
Фасады храма хоть и выполнены в разных стилях, но все же гармонично сочетаются друг с другом.
За капуцинской церковью «водный город» расширяется, отходит подальше от воды. На более высоких улицах, неподвластных наводнениям, сохранились интересные дома прежних веков.
Дом венгерского наследия строился в конце XIX века с целью стать единым зданием, предназначенным для удовлетворения культурных потребностей населения города, вмещая театр, библиотеку, выставочный зал, литературное кафе и так далее. Здание получилось величественным как снаружи, так и внутри. Сейчас здесь проходят концерты и представления.
Красивая и необычная по форме Кальвинистская церковь расположена на живописной набережной Дуная. Торжественное открытие и освещение церкви состоялось в 1896 году. Благодаря своей яркости и удачному расположению, церковь отлично видна с противоположного берега.
Кальвинистская неоготическая церковь выстроена из красного кирпича, крыша покрыта разноцветной черепицей. Башни достигают высоты 62 метров. В плане церковь образует пятиугольник, что нетипично для протестантских церквей.
Решение о постройке церкви было принято в 1880 году, власти объявили конкурс на лучший проект. Среди несколько десятков работ был выбран проект архитектора Шамы Пеца. Строительство началось в 1893 году, через 3 года церковь освятили. Памятник архитектору, совмещённый с небольшим фонтаном, можно видеть недалеко от церкви.
Церковь среди местных довольно популярна. Однако ее нельзя назвать раскрученной достопримечательностью. Туристов здесь нет, да и церковь почти всё время закрыта.
За Кальвинистской церковью Главная улица потеряла свой средневековый и барочный вид, низкие домики сменили массивные здания конца XIX — начала XX века.
В Будапеште несколько крытых рынков, построенных в конце XIX века. Некоторые из них сейчас действуют как привычные торговые, как этот, рынок Визивароша. Хотя пару рядов для частников оставили и здесь.
Церковь Святой Анны по праву является главным украшением исторической площади Баттьяни. Элегантное здание начали строить иезуиты в 1740 году, но вскоре этот католический орден прекратил существование. Строительство городские власти то возобновляли, то снова останавливали. Таким образом строили церковь более 100 лет. Попутно храм не раз страдал от наводнений и пожаров, в середине XX века церковь вознамерились снести из-за её ужасного состояния. Но здравые силы в совете города всё же победили, церковь сохранили и отреставрировали.
Церковь Святой Анны — один из главных памятников барокко в Будапеште. Выполнен по канонам австрийской «дунайской школы», поэтому очень похож на своих братьев в Австрии, Чехии, Словакии. Главная черта этого стиля — трехуровневый фасад с обилием деталей, статуи над главным порталом. Здесь они символизируют веру, надежду и любовь, а чуть выше в нише — скульптура Девы Марии.
Немного севернее от церкви Святой Анны находится ещё одна барочная церковь — в честь Святого Франциска. Была построена в первой половине XVIII века вместо католического монастыря, превращённого турками в мечеть. Работы начались в 1686 году и были завершены в 1731 году, архитектором проекта выступил Якаб Ганс. Вокруг церкви построили большой богословский колледж, в котором собрана великолепная библиотека.
Обратно к Цепному мосту возвратились по набережной, заодно сняв обширную панораму исторического Пешта.
Перейдя снова на левый берег, направились в сторону арендованой квартиры, по пути сфотографировав несколько знаменательных мест. Например, площадь Йозефа Надора.
Площадь — одна из старейших в Пеште, была построена на руинах римских укреплений. В то же время не является популярной, хотя и расположена в историческом центре, здесь всегда пусто.
На площади установлен памятник палатину Йожефу и изящный скульптурный фонтан.
Напротив находится интересный жилой дом в стиле модерна, внизу расположился какой-то банк.
В центре площади Елизаветы, напротив колеса обозрения находится фонтан Дунай, построенный в 1883 году. Сначала был установлен на площади Калвина, а после войны был перенесён на это место. Аллегорические фигуры символизируют Дунай и его притоки: Тису, Драву и Саву.
Сразу за парком Елизаветы стоит огромный дом, целый дворец жёлтого цвета. Это первый многоквартирный дом в Будапеште, построенный по заказу венского страхового общества «Анкер» архитектором Игнацом Алпаром в 1907 году. Архитектор старался угодить самым разным вкусам, поэтому на доме можно найти элементы классики, готики, ар-нуво.
«Анкер» стоит в начале бульвара Карой. Бульвар широкий, гармонично застроен солидными зданиями. Дойдём до его конца, а там уже и наш дом на соседней улице. Завтра пойдём в южную часть исторического Пешта.