Заметка публикуется на 8 марта и посвящается Красоте.
Шенонсо, наверно, самый раскрученный из всех замков Луары. Правда река, на которой он находится называется не Луара, а Шер, но это не имеет особого значения все равно красиво.
Заметка публикуется на 8 марта и посвящается Красоте.
Шенонсо, наверно, самый раскрученный из всех замков Луары. Правда река, на которой он находится называется не Луара, а Шер, но это не имеет особого значения все равно красиво.
Сначала на этом месте была мельница, какая-то «укрепленная мельница». Что такое укрепленная мельница я не знаю и нездоровое изобретательское воображение сразу нарисовало картину, когда за считанные минуты с мельницы сбрасываются крылья и крыша, на верхнюю площадку выбегают лучники, из узких окошек в верхней ее части высовываются арбалеты, тяжелая металлическая панель блокирует входную дверь и мельница превращается в боевую башню типа «Не тронь меня». Я уже начал прорабатывать детали, типа спускоподъемного механизма для блокировки дверей, но тут сообразил, что мельница была водяная, значить выглядеть могла как угодно, а придумать как можно усовершенствовать неизвестно что, практически невозможно.
В след за мельницей, семья де Марк построила первый замок, как водится в этих местах готический и сильно укрепленный. В начале шестнадцатого века к власти во Франции пришли финансисты и генеральный контролер финансов Том Бойе снес простенький замок воинственных де Марк и воздвиг первый замок похожий на коробочку для драгоценностей, думаю у него было что туда складывать. От старого замка де Марк осталась одна сторожевая башня, которая по сей день стоит чуть в сторонке от основного замка Шенонсо. Она немножко полненькая видимо поэтому ее в компанию так и не приняли.
В замке Шенонсо было больше народа, чем в других замках, которые мы посетили. Нет, пожалуй, не так, в Шенонсо плотность туристов была выше. Замок, относительно невелик по размерам и, если по Шамбору туристы, высадившиеся из пяти одновременно подъехавших автобусов, размазываются ровным, незаметным слоем, то в Шенонсо они просто физически не помещаются. Служащие на какое-то время перекрывают вход и перед замком образуется достаточно значительная толпа, в нашем случае это было не смертельно, так минут на десять простоя в красивом месте.
Понимаю, что может возникнуть вопрос — зачем вообще лезть в этот замок. «Надо, Федя, надо…" Во-первых, у него нестандартный и содержательный интерьер, во-вторых, замок — это единственный мост, по которому можно перейти на другой берег Шера в старый тенистый парк. Ни то, ни другое я бы не советовал пропустить.
Замок часто называют женским, видимо у французских дизайнеров устойчивые и прочные ассоциации по отношению к женщинам, поэтому основа интерьера замка — это кровати. Интересно, конечно, но на это у меня воображения не хватает. На фотографии ниже кровать Дианы де Пуатье, над камином в той же комнате висит портрет обиженной ей Екатерины Медичи, которая строго взирает на эту основу политического и экономического успеха конкурентки.
Я бы так делать не стал, так можно делать только в наказание. Например, поставить перед усыпальницей кардинала Бофора памятник Жанне Д’Арк — это справедливо, потому что тот кардинал был гад. Екатерина Медичи сделала для французов много хорошего, она была умнее и образованней окружающих ее современников. Подданные ее не любили и не понимали. Она им аптеку, а французы думают отравить норовит, она их пытается научить приборами за столом пользоваться, они думают, что массовую резню затевает и пытаются по ночам освоить новый вид самообороны — фехтование на вилках.
Каждый понимает в меру своей испорченности, но одно дело не любить, а другое мучить. Тетку и так обидели, зачем лишний раз ей нервы трепать. В картинах, написанных хорошими художниками, живет частичка души модели, к таким картинам нужно относится как к живому человеку, беречь их здоровье и психику. Это не я придумал, это все коллекционеры знают. Картины нужно вешать не по цветовой гамме, а так чтобы души картин дружили, тогда получается хорошая стенка.
В замке есть красивая часовня с уникальными витражами. Во времена французской революции хозяйка замка свалила в часовню дрова, революционеры подумали, что это не часовня, а склад дров и не стали ее разрушать. Вот какая была умная хозяйка и глупые революционеры.
Здесь вообще все, кроме хозяев замка, были глуповаты. Во время Второй Мировой Войны граница проходила по Шеру, хозяева замка забирали людей со стороны, оккупированной немцами, а выпускали с французской стороны. Немцы так и не сумели разгадать изысканную французскую хитрость.
Потом мы спустились в подвал замка на кухню. Кухня в Шенонсо огромная и удобная. Я думаю, что это одно из самых важных исторических мест во Франции. Это кухня Медичи, здесь родилась французская еда, которой они так гордятся. Очень понравилось, что на кухне много печей разных конструкций, то есть можно регулировать температуру приготовления блюда и быстро менять ее в процессе готовки.
Замок заполняется туристами очень неравномерно, точнее служащие закрывают вход, когда видят, что замок набит как банка шпротами. Пока мы лазали по кухне, в помещения первого и второго этажей прорвалась куча народа. Мы толкаться не стали, а перешли на другую сторону реки и пошли гулять в парк, похожий на лес.
Погода была прекрасная и люди на улице были лучше тех, которые внутри помещения. Конечно, приятно гулять по парку одному, но здесь было много детей, а им я вполне готов уступить. Помните самого печального русского поэта: Мальчишка влез на липку, качается свистя, спасибо за улыбку, французское дитя!
Пока гуляли старались контролировать ситуацию на другом берегу. Как только автобусы уехали пошли назад в замок. С верхней галереи моста открывается прекрасный вид на реку. Окна открыты, запахи людские выдувает, а речные надувает. Раньше здесь были танцы.
Вот ведь странно, раньше танцы это было сверх важно, свадьбы королевские откладывали, потому что невеста не успевала освоить набор обязательных для новой страны па, а теперь вполне можно договориться без танцев. Я никогда не читал про это, но ведь у всех танцев должны были быть авторы, кто-то должен был придумать танец и залитовать его. Спелчекер не знает, что такое литовать, сразу видно, что он не писал во времена Союза, а я сейчас только понял, что совершено не представляю себе процесс создания нового бального танца для элиты того времени, нужно обязательно про это прочитать.
Дальше попали в комнаты Луизы Лотарингской. Комнаты были с черной обивкой, украшенной белыми перьями. Перья во Франции символ печали. После смерти своего мужа Луиза жила в черных комнатах и носила белые, по тем временам считавшиеся траурными, платья. Ирише идея очень понравилась. Мне показалась слишком гламурной, в рамках развития тренда, я предложил открыть компанию по выпуску черных, траурных презервативов, специально для вдовцов, за что естественно получил по шее, но оно того стоило.
Ходить по замку было интересно, много картин на уровне первых музеев мира, затейливые экспонаты. Обращают на себя внимание гербы и монограммы. В первую очередь, бросается в глаза вездесущая саламандра Франциска I, который, по-моему, здесь никогда не жил, но замок строил его финансовый директор, а те никогда не забывают прогнуться перед боссом. Правильно говорят, что верить надписям на стенах и заборах нельзя, здесь на дверях написано Франциск I волей господа…, а никакого Франциска нет.
Не знаю почему так получилось, но последующие хозяева не убирали монограмм предыдущих, даже если они были довольно обидными, просто добавляли свои. Так Н-С Генрих — Екатерина, которые многие шутники того времени намеренно путали с Н-D, Генрих — Диана, соседствуют с однозначными С-С, принадлежащими Екатерине, для убедительности рядом «таблетки» Медичи. Там много чего интересно и на стенах, и на потолке, но все это требует внимания и времени, да и тяжело потолок рассматривать, когда мимо тебя постоянно идут люди.
Вышли на передний двор. Здесь парки, хочешь тебе Дианы, хочешь Екатерины. Не мне выбирать, и тот и другой понравились.
Перед входом в замок, в служебных помещениях есть пару мелких музеев королевского быта. Наверно интересно, но мы уже устали. Все-таки в Шенонсо народа многовато, а мы именно от этого устаем, а не от физической нагрузки. В обычной своей жизни мы людей почти не видим.
В заключения этой заметки, перечитав ее пару раз, хочу честно сказать, что на многолюдство я жаловался от общей зажратости. Когда тебе разрешают посмотреть такой замок, нужно просто радоваться всей душой, не обращая внимание на окружающих и не гневить Бога жалобами. Замок очень красив, слава его абсолютно заслуженна, история очень интересна. Желаю вам посмотреть Шенансо.