В архитектурном плане Нигерию интересной страной назвать сложно. Городские и сельские дома, как правило, двухэтажные, кирпичные с металлической крышей.
В архитектурном плане Нигерию интересной страной назвать сложно. Городские и сельские дома, как правило, двухэтажные, кирпичные с металлической крышей.
Если сравнивать с Чадом и Нигером, здесь нет кричащей нищеты, но и ухоженностью тоже не пахнет.
Главное богатство Африки, как и России, это женщины!
Что у нас, что у них, смотришь на прекрасную половину человечества и получаешь удовольствие, как от картин Леонардо.
А вот что меня особенно поразило в Нигерии, так это всевозможные бюсты, стеллы и памятники на абсолютно разные темы.
В каждом селении обязательны скульптуры национальных героев, либо обелиск.
В городе Ифе я поинтересовался, кому посвящён один из бюстов. Гид объяснил, дескать, это уважаемый человек. Он жил в соседнем доме от дворца. После кончины сыновья решили увековечить память об отце. По закону подобное разрешено. Проще говоря, если есть деньги, своему родственнику можно поставить памятник.
В переполненных городах у меня редко получалось фотографировать на ходу. Исключением стал Бенин-Сити, где весь центр заставлен памятниками. Впрочем, про Бенин-Сити рассказ впереди…
В городе Ошогбо довелось провести две ночи. Неподалёку от отеля шумела машинами развилка с круговым движением. В центре круга обращал на себя внимание довольно странный монумент. Вылезающая из-под земли огромная рука, держала бутылку, разливая содержимое.
Мужчина и женщина подставляли ладони под струю.
Надпись на монументе и на бутылке красноречиво сообщала, что щедрая рука разливает шнапс.
Никогда до сей поры мне не приходилось видеть памятников, прославляющих алкоголь. Позже я начал пытать гида. Девид ответил, дескать, шнапс нужен в местной религии при проведении церемоний.
Я был в полной уверенности, что мне не так перевели. В то утро Девид постоянно куда-то звонил, разруливая проблемы, и потому к вопросу про шнапс я решил вернуться чуть позже. Однако, нет, получилось так, что всё стало ясно и понятно на наглядном примере…
Нам предстояло попасть на фестиваль. Выехав из Ошогбо с петухами, к 10 утра мы уже колесили по Ифе. Праздник начинался в 12 часов. Дабы скоротать время, Девид предложил посмотреть одно интересное место.
Микроавтобус останавливается возле больших решётчатых ворот, за ними небольшой парк, в центре коего монумент — нигерийка с поднятым вверх факелом — аналог американской статуи Свободы.
Девид объясняет — мы приехали в священное место, где вести себя нужно тихо, не привлекая внимания.
Обычно наша попутчица Ирина старалась, нигде вперёд не забегать, здесь же, что на неё нашло, я так и не понял. Ирина рванула к статуе, словно хотела прикурить от золотого факела, и со словами: «Ну как же у нас всё хорошо идёт», стала переступать через калитку ворот, зацепилась и упала. Хорошо Девид её придержал, иначе Ира могла разбить голову.
Навстречу вышли три женщины. Они предложили сесть на стулья и на скамейки в тени раскидистого дерева. Осмотревшись, я разглядел на заборе внутреннего двора несколько барельефов.
На каждом была изображена какая-то своя сценка.
Тут к нам вышла ещё одна дама, явно главная над всеми. О высоком статусе говорила белая шапочка с небольшим колпачком посредине и с надписью. Такие головные уборы носят люди, имеющие отношение к религии.
Те, что встречали нас, хозяйке до земли поклонились. То же самое изобразил и наш Девид, дополнив реверанс подарком. Жрица уверенным движением открыла коробку, достала бутылку шнапса, в миг свинтила крышку, налила в невесть откуда появившийся стакан, залила в рот и разфыркала на землю, окропив шнапсом все четыре стороны.
Жрица уселась на стул. Её глаза осоловели, движения замедлились. Не забывая про остановки для двойного перевода и не обращая на нас ни малейшего внимания, женщина начала рассказывать.
Когда Девид и Дмитрий переводили, сказочница проваливалась в сон. Со шнапсом старая волшебница была явно на ты, но целостность рассказа ни разу не нарушила. По её движениям и манере говорить было понятно, что подобную роль она выполняет не в первый раз.
В любом случае, местные слушали внимательно и с почтением. В драматичные моменты голос феи звучал пронзительно, в радостные — счастьем озарялся каждый мускул лица.
Тот монумент, что здесь установлен, посвящён принцессе Мориме. Она считается матерью всей земли Ифе и символизирует Свободу. Ну, а что касается африканских мифов, для европейца они во многом непривычны. В африканских мифах и легендах нет чётко выраженного добра или зла. Реальная история всегда переплетена с волшебством, магией и легендами.
Давным-давно жила в одной бедной деревне прекрасная девушка Мориме. Её родители были бедны и не могли одеть её в красивые платья. Мориме часто помогала матери стирать на речке чужое бельё. Как-то раз сын короля проезжал мимо, увидел в воде обнажённую красавицу, влюбился и заслал сватов. Родители, понятное дело, с королевской семьёй с радостью породнились.
Мориме переехала во дворец. Став женой принца, она родила сына. Через некоторое время старый король умер и на престол зашёл старший сын — муж Мориме. Империя крепла и процветала, и на границах было спокойно. И тут вдруг начинают происходить странные вещи. В столичном Ифе постоянно пропадают люди. Их непонятным образом похищают и продают в рабство?
Мориме тяжело переживает подобное. Она просит мужа, чтобы тот разрешил ей притвориться простой женщиной, дабы её взяли в рабство. Королева хотела понять, как и почему соотечественники столь легко попадают в плен.
Муж разрешил, однако вдобавок к этому необходимо было благословление от жреца. Мориме пришла в храм и пожертвовала барана. Священник провёл ритуал и благословил её, пообещав, что всё будет хорошо. Единственное, о чём он предупредил, когда Мориме вернётся назад, первого, кого она встретит, — нужно будет принести в жертву! Этим первым на родной земле может стать как курица, так и человек. Королева согласилась.
Людей похищали на базаре. Переодевшись торговкой, Мориме пошла на рынок и в тот же день что-то непонятное забрало её к врагам.
Вражеский король, осматривая добычу, сразу обратил внимание на пойманную красавицу. Мориме выделялась ухоженностью и умом. Поговорив с пленницей, он решил взять её в жёны.
Вживаясь в образ, Мориме делала всё, дабы расположить нового мужа к себе. После стала выпытывать, какие духи помогают ему, похищать людей. Тот ответил, никаких духов нет, всё делают люди.
С помощью фокусов они превращаются в духов и убить их может только огонь.
Местные жители с ними сражаются и неизменно проигрывают, так как не знают про тайну огня. После вражеский король добавил, что на днях планирует вновь захватить рабов в Ифе.
Пожелав мужу удачи, она вернулась в свои покои. В тот же миг, используя магию вуду, перенеслась в родной город, где рассказала о вражеских планах.
Мориме научила соотечественников, как сражаться с духами — их нужно ткнуть горящим факелом и они погибнут.
Мориме вернулась обратно. Новый муж был в ярости. Жители Ифе его отряд разгромили. Назад вернулось только двое, но людьми они стать не смогли, так и умерли духами.
Король стал подозревать своих жён и в частности Мориме. В тот же день она решила бежать. Пришла к переправе через реку. Лодочник на другой берег её перевёз. Однако первым, кого она встретила на родной стороне, оказался её родной сын.
Мориме была рада и счастлива. Она забыла про обещание. Однако, увы, радость была недолгой. Дух воды напомнил ей про обещание. Мориме расстроилась. Вернулась во дворец к мужу. Жрецы и король подтвердили, что обещание нужно исполнить.
Королевского сына принесли в жертву. После этого дух воды пообещал — дети Ифе не будут больше тонуть в реке, на город не обрушатся ураганы и не случится наводнений. С водой всё будет хорошо.
К этому моменту у короля появились новые жёны.
К Мориме он охладел, но не забывал, какую неоценимую помощь империи Мориме оказала. Сжалившись над бывшей женой, монарх дал ей на воспитание одну из своих дочерей в качестве приёмного ребёнка.
Мориме девочку воспитала.
Состарившись, королева вошла в камень и именно на этом месте стоит теперь памятник.
Дом, где жила Мориме, не сохранился. Городские власти построили на этом месте такой же.
Ну, а та женщина, что выпив шнапса, рассказала легенду — потомок той девочки, которую вместо сына воспитала Мориме. Для жителей Ифе королева Мориме образец нравственности и самопожертвования.
Сюда к памятнику приходят страждущие, целуют ступни скульптуры и просят о сокровенном.
Прослушав рассказ, мы поклонились жрице и направились к машине. И тут понеслось!… Женщина, получив от Девида шнапс и 1000 найров (2,5 дол), начала орать что её обманули, призывая на помощь прародительницу Мориме и всех-всех духов.
Я подобные вещи крайне не люблю. Сразу вспомнилось, как упала Ирина…
Одним словом, я как Кислярский из «Двенадцати стульев», решил подкинуть ещё, дабы не ходить более ни на какие собрания. Девид ласковыми словами кое-как уломал женщину, остававшуюся наедине с 2000 найрами, одним долларом и бутылкой.
Казалось бы и всё? Увы, нет, легенда имеет продолжение. Трудно понять, где здесь правдивая история, а где миф. В любом случае, когда мы сели в машину, Девид продолжил.
Разделавшись с врагами, король Ифе превратился в гиганта и расширил империю. Детей от новых жён он поставил во главе подвластных княжеств (это реальный исторический персонаж и нынешние короли соседнего Бенина его потомки).
Как-то раз он решил навестить своих детей, которые правили в разных местах. В путешествие отправился один без охранников.
Правитель перемещался с места на место с помощью вуду и улетал вместе с лошадью.
Прежде чем отправиться в путь, он предупредил старшую жену, что нельзя говорить некое слово — иначе случится война и нагрянут беды.
Король исчез на 5 лет. Сановники обеспокоились и стали уговаривать жену, произнести заветное слово.
Королева на первых порах отнекивалась, но после сдалась. Она произнесла заветное слово, однако король во дворце не появился. Услышав слово, он перенёсся на границу своего царства. Решив, что началась война, он стал убивать своих собственных воинов.
В столичный Ифе пришли слухи, дескать, на границе какой-то великан запросто расправляется с отрядами йорубе. Гигантов на ту пору было мало. Сановники и королева поняли — явился король. Быстро собравшись, двор выступил навстречу. Увидев процессию, монарх спросил:
— Зачем вы меня вызвали?
Жена и сановники ответили:
— Мы по тебе соскучились!
Король на первых порах успокоился, но, вернувшись в Ифе, вспомнил обиду и разозлился на всех, взял магический жезл и превратился в камень.
В реальной исторической хронике царя звали Оранмиян Стафор. Он являлся сыном основателя династии Одудувы и правил в Ифе. Оранмияна пригласили занять трон в Бенине, где он навёл порядок и вернулся обратно. Впрочем, так как у йоруба не было письменности, о подлинной истории говорить сложно.
Где король воплотился в камень, известно только жрецам. Зато его магический жезл для обзора доступен. Сиё место представляет святилище, огороженное от внешнего мира забором. Девид нас туда привёз, предупредив, что на осмотр магического жезла у нас не более 2-х минут.
Служка открыл ворота и запустил нас.
Если не знать суть, территорию можно принять за парк. Мы увидели ухоженные кусты, большие деревья, домик, беседку и торчащий из земли каменный столб. Знаменуя собой жезл Оранмияна, он являлся главным элементом парка.
Чуть в стороне сидели мужики, судя по одежде, не жрецы, а просто адепты, которые явно не отказались бы помолиться… Пустые бутылки из-под шнапса важность места подтверждали.
Позже я спросил Девида, почему он дал нам так мало времени на изучение парка? Гид начал мяться, но я догадался сам. Если тётка уломала его на одну бутылку, то мужикам нужно было бы проставляться более основательно.
Девид же рассказал легенду сам и в святилище попросил не задерживаться.
Вот какая необычная религия Ифе Орише! Думаю, у нас их обряды со шнапсом прижились бы на Ура!
Р. S. Кто интересуется африканской историей, могу предложить для изучения Легенду об образовании государства Мали.
Продолжение — Нигерия. Ч — 11. Фестиваль Бога коммерции и торговли