«Не надо верить в чудеса, ими надо пользоваться»
Начну рассказ с нескольких цитат из интернета:
«В Калифорнии открыли вакансию смотрителя маяка. Здесь предлагают работать в паре и жить на острове, где находится маяк. Маяк и отель расположены на острове неподалеку от Сан-Франциско. Новым работникам предлагают зарплату размером 130 тыс. долларов, жилье и питание.»
«В минувшие выходные появилось объявление о поиске нового смотрителя на остров. Остров Бедарра находится всего в 10 км от побережья Мишен-Бич, и является одним из немногих практически нетронутых тропических островов Австралии.
В объявлении сказано, что такая работа отлично подойдет паре пенсионеров или молодых людей, которые устали от городской суеты. В их обязанности входит следить за порядком на острове и заботиться о небольшом кластере из семи домов для отдыха рядом с пляжем. В распоряжение смотрителю предоставляется недавно отремонтированный домик с одной спальней возле пляжа. Заработная плата составляет $450 за 15 часов работы в неделю.»
«Британская организация Wowcher, помогающая потребителям совершать выгодные покупки, объявила об открытии вакансии мечты — компания ищет путешественника с годовой зарплатой 25 тысяч фунтов стерлингов (более двух миллионов рублей). Об этом сообщается на сайте компании.»
Подобные вакансии регулярно появляются в соцсетях и новостных лентах. Кто-то из твоих друзей это радостно перепостит, в комментариях несколько человек повздыхают, помечтают, потом закроют страничку и углубятся в дальнейшее составление отчета у себя в офисе.
В глубине души в реальность такой работы мало кто верит — уж очень она выбивается из привычного течения жизни.
Честно скажу, когда весной 2019 года я увидел где-то в рекламе, что компания Билетик Аэро объявила конкурс на вакансию профессионального путешественника, я тоже в это не особо поверил. Какие-то уж больно сказочные условия декларировались: путешествия по всему миру, бесплатные авиабилеты, оплата отелей, командировочные из расчета 10 тысяч рублей в день, да еще и зарплата в 100 тысяч рублей по итогам месяца. И за это — всего лишь надо делать то же самое, что я обычно делаю в путешествиях — фотографировать и писать статьи о том, что видишь.
Для участия требовалось просто заполнить анкету из нескольких вопросов. Критерии отбора были неясны, но анкета была простенькая, так что я заполнил, отправил… и забыл об этом. Так что, когда через некоторое время мне пришло письмо, что вы прошли во второй этап отбора — я очень удивился. Надо же, это не просто рекламный трюк, оно работает!
На втором этапе нужно было создать на сайте Билетика собственный блог, и постить туда рассказы о своих путешествиях. И вот тут я понял, что все только начинается: подобные письма пришли совсем не только мне, а еще как минимум полутора тысячам человек. Сначала я думал плюнуть и забыть, но потом понял, что, опять же, ничего сложного от меня не требуется: надо всего лишь брать иногда кусок текста с фотографиями со своего сайта и размещать в свежесозданном блоге.
А я и так этим регулярно занимаюсь, мои рассказы висят на многих туристических ресурсах, так что будет просто плюс еще один.
Так что я сделал блог, и следующие три месяца благополучно копипастил в него по несколько абзацев текста в день. Проблем с интерфейсом не возникало, мой прошлый программистский опыт позволял даже выявлять некоторые «скрытые» возможности для публикаций, да и в целом это было позитивно — за время конкурса я познакомился там с несколькими интересными и увлеченными людьми, с которыми продолжаю общаться и сейчас.
По ходу дела явственно было видно, что для компании-организатора этот опыт тоже совершенно новый. Изменились условия конкурса: теперь они искали не одного, а двенадцать человек, чтобы отправлять их ежемесячно в течение года. Менялся и настраивался интерфейс блогов, и из простого стандартного CSS-шаблона он постепенно превращался во что-то более уникальное. Критерии отбора тоже постепенно менялись — это не афишировалось, но все равно было заметно по некоторым оговоркам в официальных рассылках.
В конечную цель все равно не верилось. В принципе, на основе системы блогов и неизбежного хайпа вокруг конкурса, компания Билетик уже получила на тот момент требуемый рекламный эффект в виде существенного прироста посещаемости и узнаваемости бренда, так что отправка путешественника получалась теперь, в рекламных терминах, «битиэль» — below-the-line (под чертой), желательной, но необязательной процедурой где-то на уровне сувенирного мерчандайзинга и почтовых рассылок.
Поэтому, когда мне пришло официальное письмо, что я отобран как следующий профессиональный путешественник, это было приятно и удивительно одновременно.
Не верилось все равно. Мы уже вовсю переписывались с организаторами, обсуждали маршрут, билеты, договор, порядок перечисления денег, требования по брендированию, правила размещения материалов и прочую сопутствующую суету, но как-то в глубине души это все еще казалось виртуальной игрой, которая никак не связана с реальностью.
По условиям поездки я имел право взять с собой кого угодно, с условием самостоятельной оплаты расходов. Естественно, спросил жену, куда бы они хотела отправиться. «Мальдивы!» — немедленно заявила она, как страстная поклонница хорошего моря. Мы, на самом деле, еще год назад собирались разведать это направление, поскольку в принципе любим путешествовать по тропической Азии, но в тот раз в итоге уехали на Шри-Ланку. А тут — такой случай, как не воспользоваться.
Окончательно я поверил в то, что это реальность, наверное, только тогда, когда Билетик Аэро оплатил мой авиабилет. Вообще, надо сказать, что организация поездки очень вменяемая — обо всем можно договориться, любые вопросы обсуждаемы, в итоге мы всегда приходили к разумному компромиссу, о чем бы ни шла речь. Чувствовался самый правильный подход к работе: когда важно получение результата, а какими методами это будет достигнуто — определяет сам сотрудник.
Причем, как я понял, солидная часть структуры компании базируется на аутсорсинге, когда сотрудники распределены по миру территориально и не сидят в одном офисе, поэтому схема удаленной работы для всех привычна и не вызывает вопросов. Это в моем случае было очень удобно.
Собственно, вся поездка прошла у меня по привычной для меня схеме. Днем и вечером я куда-то ездил, ходил, изучал, снимал и фотографировал, а рано утром я включал ноутбук и описывал уплотнившиеся за ночь впечатления, выдавая стабильно по статье в день. Примерно так же я живу обычно на зимовках где-нибудь в Таиланде, с той лишь разницей, что там мне за это никто не платит, потому статьи у меня там покороче, а фотографий и видео поменьше.
Прибавилось, конечно, несколько организационных моментов, типа составления финансовых отчетов, соблюдения корпоративного нейминга, или загрузки материалов на корпоративный сервер, ну так я изначально понимал, что не выиграл конкурс с бесплатной поездкой в качестве приза, а прошел отбор на рабочую вакансию. Мне, как профессиональному фотографу, в этом смысле опять же было довольно просто — большая часть моей рабочей деятельности как раз и состоит из подобных краткосрочных договоров, в том числе, кстати, связанных и с путешествиями.
Так что, мне кажется, наше сотрудничество с Билетик Аэро получилось довольно удачным. Меня не смущали предъявляемые требования, руководство в целом устраивали мои материалы, ну, а больше всего, конечно, была довольна моя жена, которая все это время нежилась на пляже, и которой совершенно ничего не надо было делать.
Ну и Мальдивы, несомненно, оказались прекрасны и удивительны…
Начало
Вообще говоря, мы с женой в этом году сами собирались проверить, действительно ли можно съездить вдвоем на пару недель на Мальдивы, и при этом не особо разориться.
Я же еще помню те времена, когда на эти прекрасные тропические острова имели возможность поехать только ну очень богатые люди. Там все было прекрасно — пятизвездочные отели, домики на уходящих в море деревянных пирсах, деликатесы прямо в номер, джакузи на веранде и спуск по лесенке к коралловому рифу непосредственно из спальни. Стоило это все по 200–300 тысяч с человека на неделю, без вариантов.
Но в 2009 году все изменилось. Президент Мальдивской республики разрешил местным жителям строить отели на тех островах, где живут сами мальдивцы. И они довольно быстро застроили эти кусочки суши целой сетью маленьких гестхаузов, иногда всего на три-четыре комнаты, но зато по цене проживания от 20–30 долларов в сутки.
Острова-резорты, конечно, никуда не делись, хотя надо признать, что в их числе тоже встречаются относительно бюджетные места. А острова, на которых живут местные жители, но при этом разрешено селиться туристам, называются «обитаемыми». Кстати, и с резортов на обитаемые, и с обитаемых на резорты возят на экскурсии, чтобы турист мог оценить, посмотреть на другую жизнь и, возможно, приехать еще раз, уже в другом формате отдыха.
В общем, теперь обычный, не самый богатый путешественник может съездить на Мальдивы примерно по цене поездки в Европу. Ну, то есть, надо понимать, что Мальдивы все равно, даже в самом бюджетном варианте, обойдутся вам дороже, чем, скажем, поездка в Гоа или Таиланд. Но это будут все-таки и не страшные сто тыщ миллионов, как раньше.
Билеты
Первым делом я начал смотреть авиабилеты. В город Мале — столицу Мальдив — из Москвы летает довольно много авиакомпаний. Самые недорогие билеты были у эмиратских и бахрейнских авиалиний, но когда я увидел значок Turkish Airlines, я неожиданно вспомнил, что давно хотел посмотреть Стамбул.
В итоге нашел себе рейс, который на пути туда делает остановку в Стамбуле всего на пару часов, зато на пути обратно прилетает в Стамбул в шесть утра, а улетает из Стамбула в Москву почти в полночь. То есть мы с утра прилетим, весь день будем гулять по городу, а как стемнеет — поедем в аэропорт и спокойно улетим домой. Отличный вариант!
Самый дешевый билет на начало ноября 2019 года стоил около 31 тысячи рублей. Так что если у вас нет желания заморачиваться с поиском удобных стыковок под ваши дополнительные желания, то вы сможете улететь дешевле, чем мы. Ну, правда, стоимость личных пожеланий тоже не особо высока — наши билеты нам обошлись в 33 тысячи на человека — не то, чтобы мы сильно переплатили.
Остров
Я начал смотреть и читать про мальдивские бюджетные острова еще в прошлом году, когда мы собирались на очередную зимовку. В тот сезон мы в итоге уехали на Шри-Ланку, но общее представление у меня было. В целом, я выбирал из не очень большого количества вариантов — Маафуши, Расду, Тодду, и еще несколько в окрестностях.
Дело в том, что на Мальдивах довольно дорогой трансфер. От аэропорта до острова вы можете добраться несколькими способами: государственным «фруктовым» паромом, рейсовым паромом, рейсовым катером, водным такси и воздушным такси — гидросамолетом.
Стоимость гидросамолета на какой-нибудь дальний остров может превышать стоимость вашего билета на рейс Москва-Мале: 700 долларов США на одного человека в один конец — вполне обычная цена. Водное такси — быстроходный катер — тоже, мягко говоря, недешев: до ближайшего острова Маафуши такой трансфер стоит $700 за катер в одну сторону, и выгодно, только если вас очень много в компании.
Рейсовый катер стоит в зависимости от расстояния от $25 и выше, ходит пару раз в день, но обычно время отплытия привязывается к большинству прилетающих международных рейсов.
Рейсовый паром — довольно дешев, от $2 с человека, но ходит не на все острова, и расписание у него не самое удобное: куда-то он ходит три раза в неделю, куда-то чаще, куда-то реже. По пятницам, кстати, рейсовый транспорт вообще не ходит, это выходной день.
Ну и грузопассажирский фруктовый паром, для совершенно непритязательных туристов. Стоит $10, плыть всю ночь, можно поспать на палубе среди ящиков, подложив под голову рюкзак. Мы на таком плавали в Таиланде, удовольствие ниже среднего, но если все рейсовые паромы ушли — вполне себе вариант не остаться на ночь непонятно где.
Так что, решая систему уравнений с заданными параметрами в виде качества пляжа, доступности жилья, стоимости трансфера и т. д., мы выбрали для обитания остров Тодду.
Он находится относительно близко к аэропорту — в полутора часах езды на катере от Мале, там хорошие оборудованные пляжи, а жилье не запредельно дорогое, хоть и не самое дешевое.
Жилье
Если открыть букинг и набрать в строке поиска «Мальдивы», можно удивиться тому, что практически все отели там имеют рейтинг не ниже восьми, а большая часть вообще перевалила за девятку. Да и отзывы почти всегда очень положительные, как от наших, так и от англоязычных туристов.
Сначала я начал искать отель где-нибудь поближе к «бикини-бич» — так называется на обитаемых островах пляж для туристов, на котором можно находиться в купальнике, все-таки страна мусульманская. Но потом понял, что при таких размерах острова можно селиться где угодно — Тодду считается довольно крупным, но все равно максимальное расстояние по прямой от берега до берега там составляет два километра.
Тогда я стал смотреть наоборот — те отели, которые подальше от городка, где-нибудь на отшибе, в джунглях. В странах Азии такое жилье сделает ваш отдых комфортнее: мимо ваших окон в шесть утра не будут носиться мопеды, муэдзин не будет орать в уши, да и веселых шумных компаний будет мимо вас шляться поменьше.
Посмотрел фотографии, почитал отзывы, и выбрал небольшой гестхауз Dive Villa чуть в стороне от нахоженных троп. Номер на двоих на две недели стоил у них 66 тысяч рублей с включенными завтраками. Забронировал. Данные кредитки с меня правда не потребовали, но подтверждение на почту прислали. Написал в отель, что вот мы, такие-то такие-то, прилетаем тогда-то, ждите нас. И тут мне ответила девушка. По-русски. В WhatsApp. И сходу предложила скидку, если я отменю бронирование букинга, а она мне просто выпишет ваучер на заселение в нужные даты. В итоге отель мне обошелся не в $1085, а в $935. Так что связывайтесь с мальдивскими отелями напрямую, часто это позволит сэкономить вполне ощутимую сумму.
Еще можно хорошо сократить расходы, если ехать на Мальдивы в несезон. Считается, что с мая по октябрь там сезон дождей, бывает пасмурно, мокро, ветрено, и стоимость отелей существенно падает. Скажем, наш номер на двоих стоит в июне или августе всего $45 в сутки на двоих. Правда, есть риск не суметь до него добраться из-за шторма на море, но тут уж как повезет.
Да, еще, конечно, номер на одного стоит несколько меньше, чем на двоих. Не вдвое, конечно, но все равно это минус один завтрак, меньший расход воды, меньше платить налогов и т. д. На те же даты, что и у нас, номер на одного стоил бы мне 56 долларов в сутки, против 72 на двоих.
Страховка.
На обитаемых островах есть больницы, где в принципе лечат. Правда, только от самых простых болезней. В случае, если с вами вдруг случилось что-то серьезное — вас повезут в Мале, причем быстро, а это, как мы уже выяснили, довольно дорого.
Так что страховку желательно на Мальдивы оформлять.
С этим, правда, сейчас стало довольно просто: идете на cherehapa.ru, вписываете параметры своего путешествия, и выбираете из внушительного количества предложений то, которое вас устраивает.
Мне страховка на двоих на две недели обошлась в 1600 рублей. Выбрал «Ресо-гарантию», с которой у меня никогда проблем не возникало.
Информационная подготовка
Поскольку прямо перед поездкой у меня сломался старый мобильник — пришлось купить новый и восстанавливать на нем все приложения. Очень полезная программка для путешественников — карта Maps. Me, которая есть и под Андроид, и под iOS. Она работает без интернета — вы просто заранее скачиваете карту той местности, куда собираетесь. Мальдивы, правда, занимают там всего 2 Мб, можно было бы скачать прямо на месте.
Хорошо, когда есть заранее связь с хозяевами отеля. Когда я спросил, быстрый ли у них вайфай, они честно ответили, что если я хочу нормальный интернет — лучше купить симку. На Мальдивах два оператора, Dhiraagu и Ooredoo, тарифы у них чуть отличаются, но в целом примерно одинаковы. За $50 у вас будет 30Гб интернет-трафика, хватит практически на все. Естественно, есть и более щадящие тарифы, а сама симка стоит всего $5.
Звонок в Россию стоит 18 рублей в минуту, но я что-то сейчас с трудом могу представить случай, когда бы мне понадобилось звонить по GSM вместо скайпа или WhatsApp-а.
Сборы.
Чем удобны тропики — туда не нужно брать много вещей. Несколько футболок, пара шорт, белье, шлепки на ноги, кепку на голову, гигиенические принадлежности и крем от загара — вот и весь необходимый набор.
На обитаемых островах Мальдив есть магазины, где всякую мелочевку можно купить, так что тащить с собой флакон шампуня не обязательно, тем более, что в отеле обычно выдают и мыло, и шампунь, и полотенца.
В итоге, большую часть багажа занимает техника, без которой теперь никуда. Ноутбук, фотоаппарат, объективы к фотоаппарату, штатив, зарядки трех-четырех видов, экшн-камера, обвес к экшн-камере, резервный жесткий диск, флэшки, чехлы, запасные аккумуляторы — весь этот магазин электроники и весит изрядно, и места занимает порядочно.
А что делать — сувениры нынче, в какой бы стране мира ты их не купил, все равно сделаны в Китае, так что особой ценности не представляют. Всякие народные промыслы ручной работы — на порядок дороже китайских магнитиков, много их не накупишь. Так что основные сувениры из поездки, не считая полученных впечатлений — фотографии и видео. А раз так, хочется, чтобы они были как можно качественнее.
Кстати, лайфхак. Если вы хотите подарить друзьям сувенир из той страны, куда вы уехали — зайдите на местную почту и отправьте им открытку. Вам это почти ничего не будет стоить, а сувенир будет действительно аутентичный, причем даже с официальными подтверждающими штампами.
Аэропорты — это прекрасно.
Это сразу — настроение.
Ты вроде бы еще в родном городе, но уже в том месте, и на том этапе, когда до путешествия осталось совсем чуть-чуть.
Аэропорт — как чистилище перед раем.
Освободи свои мысли от повседневного, забудь рутину, твои серые будни остались там, за границами рамки металлоискателя на входе. Все — ты уже в пути, тебя ждут чужие города, неизведанные страны, захватывающие приключения, коробочка с едой и кино из спинки кресла.
Улыбнись пограничнице в окошке, пробегись глазами по рядам цветастых бутылок в дьюти-фри, впереди тебя ждет привычное, но от этого не менее удивительное волшебство — перемещение по воздуху в другой мир.
Только представь: гражданской авиации всего какая-то сотня лет. Еще сотню лет назад, если бы мне вздумалось поехать из Москвы на Мальдивы, мне понадобились бы долгие недели, а то и месяцы пути. А сейчас? Сел в кресло, почитал книжку, посмотрел кино, поел-попил-поспал — и все, ты уже там…
Внуково
Сутки в пути — много или мало?
С момента выхода из дома в Москве и до заселения в отель на Мальдивах мы провели в дороге ровно 24 часа. Причем нельзя сказать, что мы где-то сильно задержались, все стыковки были в пределах разумного…
В Москве, не знаю уж, как в других городах России, сложилась странная ситуация. То ли общественный транспорт так подорожал, то ли такси так подешевело, но теперь доехать куда-то на Убере, Яндексе или каком-нибудь Гетте стало часто стоить дешевле, чем на метро и электричке.
Дорога из дома до аэропорта Внуково заняла у нас на такси час с небольшим, и стоила 934 рубля. А если посчитать маршрутку 2×50 рублей, метро 2×38 рублей и парный билет за 900 рублей на аэроэкспресс с Киевского вокзала — выйдет даже дороже.
Нет, если едешь один — все еще выгоднее ехать на аэроэкспрессе. Но…
Вдвоем добираться до аэропорта выгоднее на такси.
Аэропорт Внуково — старейший из действующих аэропортов Москвы. Я летал с него еще в советские времена, потом был там лет десять назад, и он показался мне маленьким и тесным. Но в 2012 году там построили новый терминал, и теперь он выглядит посовременнее Шереметьево и не меньше, чем Домодедово.
Чего там только нет!
Одних новомодных капсульных отелей мне попалось на глаза как минимум три. Забавная штука: стоит 350 рублей в час днем, 450 — ночью. Забираешься в кабинку, там у тебя телевизор, наушники, зеркало, матрас с подушкой, клубное освещение и запирающаяся дверца от любопытных глаз.
Весь комплекс целиком напоминает отсек гибернации из какого-нибудь фантастического фильма, для переселенцев в состоянии анабиоза, чтобы выдержали долгий путь на другую планету.
Реальных клиентов я там не заметил, но подходят и любопытствуют многие, благо, пара кабинок открыта и можно посмотреть.
Напротив терминала есть нормальный отель, DoubleTree Hilton, но там номер в сутки стоит от 6000 рублей — это, конечно, дешевле, чем снять капсульный отель на 24 часа, но на пару часов вам там номер никто не сдаст.
По всему аэропорту — куча ресторанчиков и кафе. Цены, правда, традиционно выше, чем в городе, даже в таких демократичных местах, как Му-Му и Шоколадница.
Так что если вы зачем-то приехали в аэропорт голодным, или просто надолго там задержались в ожидании вылета — лучше дойти до столовой персонала в терминале D.
Это не очень далеко: выходите из терминала, А, поворачиваете направо. Идете в соседнее здание, там заходите в подъезд с вывеской «Полиция». На входе — обычный пост контроля, никаких ограничений на вход нет. Как прошли — поворачиваете направо, поднимаетесь на второй этаж. Там идете от лестницы прямо до больших окон, опять поворачиваете направо, и видите вдалеке яркую вывеску UTG — это и есть столовая для персонала. Цены в ней вполне демократичные, за 150 рублей у вас будет первое, второе и компот, голодным не останетесь.
Если вы летите с детьми — на втором этаже, рядом с капсульным отелем есть детская площадка. Небольшая, но дети там бегали при мне вполне довольные жизнью.
Сам функционал аэропорта, в общем, вполне удобен — информационные табло на каждом шагу, указатели указывают куда надо, в регистрационных стойках не заблудишься и дорогу до паспортного контроля не потеряешь. Но это свойство всех современных больших аэропортов — по всему миру уже все давно придумано, настроено и стандартизовано под большие потоки путешествующих.
Так что регистрация на рейс у нас не отняла много времени — очереди к стойкам не было вообще, доброжелательная улыбчивая девушка выдала нам посадочные талоны на все рейсы сразу, привычно удивилась, что у нас с собой всего два маленьких рюкзачка и пожелала доброго пути.
На паспортном контроле есть свои хитрости. Обычно толпа пассажиров? проходит к стойкам пограничников, и вся встает в одну большую изгибающуюся очередь. Ну, хорошо, может в две, если девушка на входе грамотно распределяет потоки.
Но справа есть отдельный пост контроля для лиц с дипломатическими паспортами, очередь в которую обычно отсутствует. Идите туда — и вы пройдете контроль не за полчаса, а за пару минут.
После паспортного и таможенного контроля вы попадаете в чистую зону — царство дьюти-фри, ярких витрин и рядов с косметикой и алкоголем. Но на Мальдивы провоз спиртного запрещен, так что мы тут особо не задерживались.
Могу рассказать разве что лайфхак для девушек — в косметических магазинах дьюти-фри на полках стоят пробники, и можно намазать на себя все увлажняющие кремы всех премиальных марок сразу или по очереди. Впрочем, этот секрет всем девушкам и так известен, а мужчинам не особо нужен.
Ну, а мы дошли до указанного в посадочном талоне гейта, и практически сразу сели в самолет. Впереди были практически сутки пути до острова Тодду…
Самолеты
В моем детстве было еще такое понятие: «нелетная погода». И я помню, как сидел однажды в Домодедово целые сутки — ждал, пока дождь кончится, чтобы самолет мог взлететь. Сейчас же такого понятия, по-моему, в принципе не существует, отмены рейсов из-за природных условий случаются только в совсем уж экстремальных случаях, типа извержения вулкана Эйяфьятлайокудль.
Еще я помню характерный запах в самолетах, уж не знаю, чем там так резко пахло, но это определенно была какая-то химия. Сейчас же в самолетах воздух просто нейтральный, очищенный и без примесей.
А когда вы последний раз слышали гул самолета в небе? Нет, конечно, это еще случается, но все реже и реже. Самолеты постепенно становятся все безопаснее, все комфортнее, все тише… и все привычнее — с тех пор, как появились лоукостеры, долететь иногда стало чуть ли не дешевле, чем доехать на поезде.
Самолетами Turkish Airlines я уже летал раньше, но никогда не обращал внимания, если честно, на какой конкретно модели мне предстоит лететь. А тут у нас было два рейса подряд, и сравнение напрашивалось само собой.
Первый рейс из Москвы в Стамбул у нас был на среднемагистральном аэробусе A321. Самолет — удобный. Пространства для ног достаточно даже на самых обычных местах эконом-класса, причем я даже ручную кладь в багажный отсек не убирал, положил под переднее сиденье, и она совершенно не мешала в полете.
В самолете два ряда кресел по три штуки с каждой стороны. Проход между рядами достаточно широкий, даже во время раздачи еды и напитков люди ухитрялись протискиваться мимо тележки, что вообще редко где можно увидеть.
Про тайную кнопку во внешнем подлокотнике, точнее, про то, что она оказывается тайная, я узнал, на самом деле, только из материалов Билетик Аэро. Как-то обычно, если в самолете нужно что-то откинуть — щупаешь там пальцами, давишь на все подряд — и оно в итоге откидывается. Но, в общем, да — есть там кнопка, спрятанная в отверстии ближе к основанию подлокотника с нижней стороны. Если для кого-то из вас это было тайной — пользуйтесь на здоровье.
Кормят турки на своих авиалиниях средне: в обед входит горячее блюдо, маленький салатик, не особо съедобный десерт, и свежая булка. Масло и джем прилагаются. С напитками тоже все стандартно, за исключением того, что почему-то отсутствовал особо популярный в самолетах томатный сок.
Ну, зато вилки и ложки не пластиковые, а нормальные, металлические — это удобно.
Фотографировать и снимать видео мне, правда, стюардессы запретили, как только заметили, так что приходилось делать это исподтишка на обоих рейсах.
Развлекательная система в самолете тоже вполне на уровне: кино, музыка, игры, информация о полете — вполне достаточно, чтобы скоротать три часа. Помню, каким чудом это казалось десять лет назад, когда такие системы только появились. А сейчас мы уже не просто привыкли, а еще и капризничаем: что-то фильмов на русском маловато, трансляции с камеры на носу самолета нет, и объявления стюардесс на трех языках прерывают кино аж три раза подряд, ну что они, не могут все три за один раз сказать?
У нас на первом рейсе в спинке кресла не было порта USB для зарядки телефона. Причем заглушки стоят, а самого порта нет, сэкономили. Ну и прям все, беда, три часа без смартфона, что это за непорядок, да у нас даже в автобусах зарядиться можно, а тут…
К хорошему быстро привыкаешь, это правда.
Второй рейс, из Стамбула в Мале у нас был на дальнемагистральном А330. И вот тут было все — и порты USB, и камера на носу, и фильмов в три раза больше, и даже наушники почти нормальные, с оголовьем, а не просто затычки в уши.
Тапочки нам выдали в цветастых косметичках. Подушку и плед положили на сиденье. Кормили дважды, поили вином, и сок томатный в ассортименте был.
Но вот места эконом-класса там такие, что лучше бы весь этот дополнительный инвентарь поменять на лишние десять сантиметров пространства. Места для ног не хватало даже мне, с моим средним ростом в 175 см, как там выживают люди повыше — вообще не представляю. А уж если впереди сидящий откидывает спинку кресла — то все, ощущение такое, что даже вдохнуть поглубже не получится, а экран развлекательной системы сейчас упрется тебе в нос.
Так что нет в мире совершенства, а нам пришлось 8 часов пытаться уснуть в этих зажатых со всех сторон креслах. Ну, мы, конечно, туристы с опытом, так что ничего, поели, заснули и даже почти выспались, я даже посадку проспать умудрился, задремав после завтрака.
Но если вы покупаете билет на самолет, и у вас там указан Airbus A330 — не поскупитесь, зайдите в онлайн-регистрацию, уговорите девушку на стойке, в общем, выберите себе места повышенной комфортности, даже если за них придется что-то доплатить.
Аэропорт Мале
Самолет приземляется на полосу, короткая рулежка, и мы останавливаемся в ряду других лайнеров около здания аэровокзала.
Выгружаемся из салона на раскаленные плиты — солнце шпарит так, что с непривычки сразу прошибает пот.
Нас ведут пешком от самолета на паспортный контроль, который проходится довольно быстро — рейсы здесь, видимо, грамотно распределены по времени, очереди практически нет. Еще в самолете мы заполнили короткие анкеты — имя-фамилия, откуда прилетел, зачем прилетел, где собираешься жить. Виза на Мальдивы для граждан России не нужна, ну если, конечно, ты не собираешься здесь работать, так что нам ставят штампики и выпускают к багажной ленте.
Дожидаемся своего рюкзака — на это нужно минут двадцать, и выходим к плотным рядам встречающих. На выходе прямо целая толпа с табличками — туристов забирают прямо от выхода, ведут к катерам и гидросамолетам, развозят по островам и отелям.
Но мы туристы бюджетные, нас никто не встречает, нам надо на некую стойку F3, откуда нас должен забрать катер Мале-Тодду. Но сначала нужно обеспечить себя связью. Я иду искать магазины местных операторов — они недалеко от выхода, справа. Два одинаковых ларька, на одном написано Ooredoo, на другом Dhiraagu. Тарифы у них тоже практически одинаковые, администратор нашего отеля, у которой я спрашивал, кого стоит выбрать, сказала, что это абсолютно все равно, так что я захожу в первый попавшийся и покупаю за $50 симкарту с 30Гб оплаченного траффика.
Улыбчивая девушка в розовом хиджабе вставляет мне карту в телефон, легко справляется с русскоязычным интерфейсом, настраивая 4G, пять минут — и я на связи с миром.
Не могу сказать, что он тут быстрый, сами можете посмотреть на скриншоте. И если скачать что-то еще можно, то с закачкой всегда большие проблемы.
Впрочем, и вообще стабильность его оставляет желать лучшего, часто он вроде как есть, но на самом деле его нет. Но что поделать — это Азия, такая же ситуация и на соседней Шри-Ланке, и в Индии, и в Непале, так что ничего удивительного.
Идем к стойке F3. Там никого нет — рано еще. Наш катер отходит в 16:00, а прилетели мы в час дня, так что три часа придется где-то подождать. Но может оно и хорошо — после восьмичасового перелета в неудобном кресле хочется немного прийти в себя.
В аэропорту Мале есть несколько кафешек, где можно присесть, кондиционеры работают, так что мы ждем катера в относительном комфорте. Стакан кока-колы, правда, стоит аж $4, но тут уж ничего не поделать.
Аэропорт крохотный, но в целом, здесь есть все, что необходимо. Чистые туалеты, камера хранения, несколько магазинов и обменные пункты. Менять деньги, правда, обычно не нужно — практически везде на Мальдивах цены в долларах, и принимают их повсеместно. А вот с картами сложно: в аэропорту банкоматы есть, но на островах они — редкость. На Тодду, скажем, банкомат только собираются поставить. Так что ехать на Мальдивы надо по-старинке, с пачкой наличных.
Большую часть помещений аэропорта занимают стойки разнообразных отелей и транспортных компаний, что неудивительно — конвейер по развозу туристов включается сразу после прилета очередного рейса, бурлит, суетится, машет бумажками и табличками, и довольно быстро рассасывается в разные стороны.
Прямо к аэропорту подруливают такси и микроавтобусы, везут на пристань в Мале. Такси недорогое, один-два доллара, впрочем и расстояния тут невелики.
Прямо за стоянкой такси — причалы для многочисленных катеров, которые отходят и подходят к берегу каждые пять минут.
Через дорогу направо — автобусная остановка, можно добраться до пристани и на общественном транспорте.
Наконец-то, примерно в половину четвертого начинается шевеление и у нашей стойки. Появляется человек с планшетом, я показываю ему билет, он звонит куда-то за подтверждением и кивает мне, мол, жди тут, скоро поедем.
Собирается еще несколько туристов, стоим все вместе, ждем.
Примерно в 16:15 появляется еще один мальдивец, и мы все вместе топаем на пристань через дорогу. Там, правда, мы опять стоим — катера подходят и уходят, кого-то из нашей группы выдергивают вместе с багажом и сажают на катер, но основная часть остается стоять.
Наконец подходит наш катер, нас загружают, и в 16:40 мы отчаливаем от берега. 40 минут опоздания — это нормальная история для Азии, бывало и куда хуже, вплоть до полной отмены транспорта.
Зато по расписанию мы должны были плыть полтора часа до острова, а долетели со скоростью 65 км/ч всего за час. Поездка, конечно, не для слабонервных: катер высоко подскакивает на волнах, жестко бьется днищем о воду, его кренит из стороны в сторону, так что если вы подвержены морской болезни — это может стать для вас суровым испытанием.
Но в какой-то мере это даже весело, хотя, конечно и не в течение целого часа.
На пристани острова Тодду нас уже встречает администратор Оля, а с ней маленький мотопикап для багажа. Очередное удивление и привычный вопрос: «Вы что, только вот с этими рюкзаками приехали?!»
До самого отеля две минуты пешком, так что отправляем наши вещи с пикапчиком, а сами топаем по дорожке среди темнеющих уже пальм.
Сутки пути позади — привет, Мальдивы, мы добрались…
продолжение
Теги:
Самостоятельные путешествия