Из Пешта на самый верх Будайского холма нас привёз автобус номер 16. Сознаюсь, всегда выбираю маршрут так, чтобы идти сверху вниз. Знаю, что есть на холм и фуникулёр, но автобус на глаза попался прямо у станции метро ещё в Пеште, не переходя через реку.
Автобус выгрузил прямо на треугольнике перед «чумной колонной». Чумная, или иначе — колонна Святой Троицы — и попала первой в объектив на вершине холма. Такие колонны стали памятниками тысячам умерших от болезни во время двух эпидемий конца XVII века. Чума прокатилась по всей Европе, но массово, практически в каждом городе, такие колонны встретишь только в бывшей Австро-Венгрии. Первая колонна была воздвигнута в 1706 году по проекту архитектора Цезероллы, но городскому совету показалась мелковатой, невыдающейся, и уже в 1709 году было принято решение возвести вместо неё более массивную колонну. За работу взялись архитекторы Унглейх и Хербигер и 11 июня 1713 года состоялось официальное открытие нового памятника. На вершине 14-метровой колонны размещена скульптурная группа, символизирующая Святую Троицу. Ниже проходит пояс, состоящий из головок ангелов и херувимов, под которым видны статуи Девы Марии, Иоанна Крестителя и Франциска Ксаверского. На следующем ярусе размещено ещё несколько статуй святых. Если присмотреться, то на колонне можно найти гербы императорского дома, города Буда и Венгрии. За колонной виден частично ремонтируемый Дом венгерского фонда культуры. Здание выглядит средневековым, но на самом деле оно было построено в начале двадцатого века в неоготическом стиле.
Восточнее Чумной колонны находится самое заметное здание на Троицкой площади, церковь Богоматери, более известная как церковь Матьяша. Король с таким именем правил с 1458 по 1490 годы, хорошо известен как покровитель искусств и просвещения, объединитель Венгрии после феодальной раздробленности.
Первоначально церковь была построена в тринадцатом веке, но видим мы относительный новострой в неоготическом стиле конца девятнадцатого века, хотя архитекторы и придерживались первоначальных планов церкви. От первоначального храма, построенного в 1255 году в качестве первой приходской церкви Буды, почти ничего не осталось. Церковь постоянно обновлялась и перестраивалась в популярный архитектурный стиль каждой эпохи.
В 1541 году турки, захватившие Буду, превратили церковь Богоматери в мечеть, уничтожив фрески и предметы интерьера. В ходе освобождения Будапешта от турок в 1686 году церковь была почти полностью уничтожена. Попытка иезуитов восстановить церковь в барочном стиле не увенчалась успехом.
И только проект 130-летней давности вернул Буде одну из главных достопримечательностей, украшение площади Святой Троицы. Был очень удивлён длинной очереди в церковь, возможно вызванной большим количеством народа на новогодних праздниках. Не думаю, что интерьер 130-летней церкви сильно ценен с исторической точки зрения, поэтому стоять не стали.
С площади уходить рано. Мимо конного памятника Святому Иштвану идём на Рыбацкий бастион. Иштван — не первый правитель венгров, но первый в королевском звании. А также «креститель» своего народа, за что был католической церковью в лице Папы Римского Георгия канонизирован. Иштван I был коронован 20 августа 1000 года и успешно правил до 1038 года, а памятник был изготовлен скульптором Алайошем Штроблем в 1906 году.
Рыбацкий Бастион находится прямо за церковью Матьяша. Несмотря на свой внушительный вид, бастионом в прямом смысле никогда не был. Эта декорация, построенная вместе с церковью с 1899 по 1905 год, представляет собой сочетание неоготической и неороманской архитектуры и состоит из башен, выступов, парапетов и лестниц. Название получил в память о старом крепостном вале, который был когда-то на этом месте и защищал район у подножия холма, где жили в основном рыбаки.
Бастион состоит из семи башен, каждая из которых символизирует одно из семи мадьярских племен, которые в 896 году пришли в Венгрию. С улицами внизу бастион соединён монументальной двойной лестницей.
Трудно не согласиться с тем, что вид с Рыбацкого бастиона является одним из лучших в городе. С вершины сооружения открывается великолепный вид на реку Дунай и Пешт.
Можно даже заснять панораму.
От площади Святой Троицы идём на север, на площадь Андраша Хеша, которая названа в честь венгерского первопечатника, который издал первую венгерскую книгу в 1473 году. Встречаются остатки средневековой крепостной башни, которая сохранилась только в нижней части. Сейчас её с юмором называют башней Хилтон, так как после реставрации она была включена в находящийся здесь комплекс отеля Хилтон
На площади Андраша Хеша стоит памятник Папе римскому Иннокентию XI, изображающий самоотверженного священнослужителя XVII века, возглавившего тяжелую борьбу против турок. Иннокентий XI был сам великим военачальником, а его исключительные способности и знания по теологии и психологии помогли ему уже в 25 лет занять должность кардинала.
За памятником находится «Дом у красного ежа». Знаменателен тем, что это один из самых старых домов в Буде, свою историю ведет с 1260 года, хотя и неоднократно перестраивался. В течении долгих столетий здание было резиденцией венгерского палатина, реликварием местного монастыря, мастерской плотника, а затем стекольщика, постоялым двором, детским театром. Никто не знает, когда название прикрепилось к дому, небольшой барельеф над входом, изображающий красного ежа, был создан в 1820 году.
Дальше на север, по улице Михая Танчича.
Фасад одного из домов на этой улице, построенного в 1700 году, украшен первоначальной фреской, изображающей Христа, Деву Марию и святых.
Улица Михая Танчича выходит к Лютеранской церкви и Государственному архиву Будапешта.
Очень красивое здание Венгерского национального архива было построено в начале XX века, хотя история архива восходит к средневековью. Королевский архив был создан ещё во времена династии Арпада в конце XII века и постоянно развивался.
В 1874 году на базе Королевского архива был создан Национальный архив Венгрии, был разработан план строительства независимого архивного здания. Но само строительство нового здания началось только в 1913 году. В 1920 году великолепный дворец в неороманском стиле был закончен.
Спуск к Венским воротам охраняет статуя ангела. Памятник открыли к 250-летию освобождения Буды от турецкого владычества.
На площади перед архивом установлен памятник, посвященный венгерскому поэту начала XIX века Ференцу Казинцу, на котором его профиль. Фигура женщины олицетворяет, скорее всего одну из героинь его произведений. Не могу сказать точно, с творчеством этого поэта незнаком. За памятником — дом 1807 года постройки, украшенный барельефами философов и поэтов античности, в котором в 30-х годах прошлого века одно время жил Томас Манн.
В 1846 году на площади Венских ворот была построена первая в городе лютеранская церковь. Церковь строилась на средства Вюртембергской принцессы Марии Доротии. Проект в необарочном стиле разработал архитектор Мор Каллина.
Фасад церкви обращен к центру площади, портал обрамляют две коринфские колонны. Над фасадом возвышается высокая квадратная башня.
Возвращаемся к площади Святой Троицы, от которой идём на юг, к Королевскому дворцу по относительно для старого города широкой улице Тарнок. На ней сохранилось много старинных домов XIV- XV веков.
Фонтан сейчас, зимой не работает.
По пути встречается небольшая площадь, на которой — памятник, посвящённый борьбе венгров за независимость.
Транспортная улица Тарнок заворачивает вниз, к подножию холма, а мы идём прямо, между домами к дворцу Шандора. По левой руке — комплекс примечательных зданий бывшего монастыря ордена кармелитов XVII века. В конце XVIII века здания отдали под замковый театр.
Дворец Шандора, яркий образец неоклассической архитектуры, был построен в начале ХIХ века для графа Винсета Шандора. Во время Второй мировой войны от графского дворца мало что осталось. Был отреставрирован только к 2000 году, а в 2003 стал официальной резиденцией президента Венгрии.
Зато войну пережила лестница Габсбургов, построенная к тысячелетию Венгрии в 1896 году. На крайней колонне смотрит на город внизу огромная скульптура птицы Турул с мечом в когтях. С птицей Турул связаны многие легенды, хотя сама птица вполне реальная, прозаическая. Так предки венгров, жившие далеко на Востоке, называли алтайского сокола.
Отсюда с высоты открывается красивый вид на Дунай и город.
Спускаемся к Королевскому дворцу, эта бывшая резиденция венгерских королей представляет собой массивное здание длиной более 300 метров, которое доминирует над городом, дворец хорошо виден с набережной Дуная.
Первый дворец на этом месте был построен в XIII веке, но он совсем не сохранился. В течение XV века под руководством итальянских архитекторов Камичию и Далмату дворец был перестроен, но и от него не осталось ничего, так как был разрушен при осаде Будапешта турками в 1686 году. Следующий дворец, в стиле барокко, подарила Будапешту императрица Мария-Терезия в XVIII веке.
Который был перестроен в нынешний необарочный в период с 1875 по 1912 год. В годы Второй мировой войны дворец сильно пострадал, реконструкция закончилась в 60-х годах прошлого века.
В бывшем дворце разместились Национальная галерея Венгрии, Исторический музей Будапешта, Музей современного искусства и Центральная библиотека Венгрии имени графа Сечени.
Главный вход в Королевский дворец сторожит принц Евгений Савойский на коне. Знаменитому австрийскому полководцу, прошедшему путь от простого солдата до генералиссимуса, победителю турок в битве при Вене в 1683 году, благодарна и Венгрия. Его победы над турками ускорили и освобождение венгерских территорий от мусульман.
Во дворе Королевского дворца находится фонтан Матияша 1904 года, который воспроизводит сцену охоты из баллады венгерского поэта Вёрёшмарти. В ней простолюдинка Илонка (проще Елена) встречает на охоте короля Матьяша и влюбляется в него, а вскорости умирает, узнав, что её возлюбленный — король… Странно конечно, ну ладно, фонтан ведь красивый. Целиком, правда не оценить, нижняя часть была закрыта на ремонт высоким забором, поверх которого издалека удалось сфотографировать скульптурную группу.
Недалеко от фонтана находятся Львиные ворота, которые были построены в 1901 году скульптором Яношем Фадрузом. В нишах и над входом разместили статуи, наверху — венгерский герб.
Ворота так названы по четырём скульптурам хищников, охраняющим вход.
Дальше вниз можно спуститься по дороге длинной петлёй, или по винтовой лестнице, проход к которой будет сразу за этими воротами.
Выход на нижнюю улицу сдалан из красивого неоклассического павильона.
На другую сторону перебираемся по мосту Сечени, о котором расскажу завтра, сейчас некогда — уже ранние сумерки. Зимний день короток.
Мост выходит на оживлённую площадь Сечени.
Всю южную часть площади занимают пятизвёздочные отели.
По южной сторон площади переходим на улицу Йозефа Аттилы, названной в честь поэта прошлого века, умершего совсем молодым.
Красивое угловое здание здесь сейчас занимает Министерство внутренних дел.
Идём дальше по улице Йозефа Аттилы. Окончательно темнеет.
Но центр оживлён по-прежнему в эти предновогодние дни.
В парке Елизаветы светится колесо обозрения.
Некоторые рождественские киоски сохранились, они простоят до 1 января.
На этом первый полный день в Будапеште закончился. Завтра начнётся с прогулки в сторону Парламента.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия