В один из первых январских дней во Флоренции природа подарила нам туман. Огромное, нежное, непрозрачное облако накрыло весь город и устойчиво висело при полном безветрии. И ещё было странно тихо.
На расстоянии вытянутой руки объекты начинали размываться, противоположную сторону улицы с трудом можно было разглядеть, а все, что дальше, исчезало полностью.
«Амаркорд» одним словом, колдовство водяной пыли.
Туман создавал настроение загадочности, таинственности, неопределенности и легкой тревоги ожидания, когда скрываются и прячутся знакомые контуры и совершенно, до полной неузнаваемости, меняются привычные места.
Для иллюстрации явления природы из большого числа сделанных в то утро фотографий можно не думая брать любую, они все одинаковые и на них почти ничего нет.
Позднее, ближе к полудню, мельчайшие водяные капли начали таять, но окончательно не развеялась и день так и остался в памяти под куполом из прохладного тумана.
Через мост Санта Тринита мы шли почти наощупь. Взгляд на реку не различал границы между водой и небом, пока не появилась байдарка и не внесла определенность, где кончается одно и начинается другое.
На правом берегу из белого киселя выскочили бегуны в яркой одежде
Понте алла Каррайа почти не виден.
Тайная вечеря
Не помню уже где, прочла я как-то рекомендацию сделать самостоятельную целевую экскурсию по фрескам на тему Тайной вечери во Флоренции.
По-итальянски Тайную вечерю называют красивым словом cenacolо (ченаколо), по-английски Last Supper.
При словах «Тайная вечеря» у многих моментально пробуждается перед мысленным взором миланская фреска Леонардо Да Винчи. Понятно, что эта работа, бесспорно гениальная и знаменитая, далеко не первая и одна из очень многих, написанных на известный сюжет Нового завета.
На всякий случай напомню, что Тайная вечеря — это последняя трапеза Христа и двенадцати его учеников, которая описана во всех Евангелиях. Во время трапезы Христос произнёс предсказание о предательстве одного из своих последователей и установил таинство евхаристии.
Изображения Тайной вечери традиционно помещали в трапезных или, как их называют в католических монастырях, рефекториях.
И хотя Петр Леопольд, император Священной Римской империи германской нации, начал в 1785-м году запрещать монастыри, а Наполеон в 1808-м году это «начинание» продолжил, каким-то труднообъяснимым образом не менее 33-х cenacoli сохранилось во Флоренции.
Полистав литературу, я составила для себя список наиболее интересных и художественно ценных cenacoli и приглашаю вас посмотреть на них.
В самых ранних примерах, таких как работы Тадео Гадди (Taddeo Gaddi) для базилики Санта Кроче и Андреа Орканья для базилики Санто Спирито, cenacolо является частью бОльшей картины, включающей распятие, Древо Жизни и сцены из жизни какого-нибудь святого.
Таддео Гадди Тайная вечеря с деревом жизни.1360 год. Фото взято из интернета
Базилика Санта Кроче является также жилищем Тайной Вечери, написанной в 1546 году Джорджио Вазари для монастыря Murate in Via Ghibellina.
Джорджио Вазари. Тайная вечеря. Фото взято из интернета
В ноябре 1966-го года случилось одно из самых страшных наводнений в истории Флоренции. Вода поднялась на шесть метров вокруг Санта Кроче и полностью затопила картину, написанную на досках. Тайная вечеря находилась под водой и грязью 12 часов, а нижние ее сегменты даже дольше. Реставрация началась только в 2006 году, но к пятидесятилетию трагической годовщины картина, которую по мнению многих невозможно было восстановить, вернулась в Базилику заново рождённой. На случай нового наводнения подвеска сделана подвижной, конструкцию можно поднимать вверх.
Ognissanti
Доменико Гирландайо начал изображать Тайную вечерю как независимую сцену. Он создал несколько замечательных версий, которые можно видеть во Флоренции сегодня.
Самая знаменитая из них находится в монастырском комплексе Церкви Всех Святых (Ognissanti), куда мы и шли утром очень туманного дня.
Монастырь сейчас находится под присмотром францисканцев. У дверей нас встретила монахиня и хотела направить в правильное русло — в ворота клуатра, но мы заглянули вначале в церковь.
Церковь Ognissanti имеет интересную, восьмисотлетнюю биографию, но я вырву из неё только то, что к данной истории относится.
Церковь была основана в тринадцатом веке Умилиатами — малоизвестным орденом, который был упразднён в 16-м веке, но прежде пережил взлёт и аккумулировал значительное богатство. Умилиаты не собирали милостыню, они обрабатывали шерсть. Монахи, преданные идее не только бедности, но и тяжелого физического труда, развернули активное строительство. Ими были сооружены плотины, каналы, водяные мельницы как источники извлечения энергии из движущейся воды и дома для работников, занятых в производстве. Бурная деятельность сделала умилиатов заметными членами Флорентийского общества и даже привела к участию их в городском правительстве. Богатыми прихожанами основанной умилиатами церкви были оплачены экстраординарные произведения искусства.
Мадонна с младенцем и ангелами Джотто, сейчас встречающая зрителей в первом зале галереи Уффици, была написана для главного алтаря церкви Ognissanti в 1310-м году.
Другая работа Джотто — Распятие и ныне хранится в церкви.
В течение 16-го века уже францисканцы продолжали украшать церковь произведениями искусства.
Имя Гирландайо хорошо известно в наше время, но и в 15-м веке он был знаменит. Имел огромную мастерскую, оставил наследие из большого количества фресок, написал несколько алтарных картин и портретов.
Доменико Гирландайо Поклонение Волхвов
Микеланджело, среди других именитых мастеров, считал себя его учеником.
Центральная фреска трапезной монастырского комплекса Ognisanti, изображающая тихий, но одновременно драматический момент жизни Иисуса Христа — один из лучших примеров его искусства.
Композиционно работа очень похожа на более раннюю фреску Андреа дель Кастаньо из монастыря Святой Аполлонии.
Христос в центре, справа Джон спит на его плече, слева с ножом в руке изображён апостол Пётр. Иуда противопоставлен участникам трапезы, он выделен из группы последователей и один помещён на ближней к зрителю стороне стола.
Сцена занимает стену целиком, продолжая помещение трапезной. Арочные проемы, открытые в сад, создают иллюзию «окон» в рефектории, через которые обедающие монахи как бы видели сад, наполненный большим количеством растений и птиц.
Следуя запросу монахов, Гирландайо наполнил небеса представителями пернатых, а сад деревьями, несущими символический смысл. Так, куропатка означает способность принести себя в жертву, павлин олицетворят бессмертие, ястребы, атакующие уток, намекают на дьявольские силы.
Орнитологическая композиция нелегко «прочитывается» современным посетителем, но, тем не менее, приятна для глаза.
Рассматривая стол, сервированный к трапезе, на ренессансной фреске мы находим почти фламандский натюрморт: скатерть из Перуджи, бутылки тонкого стекла, медные кувшины.
Тайная вечеря Гирландайо считается наиболее значительной работой, предшествующей шедевру Леонардо да Винчи.
На стене слева показана синопия - подготовительный рисунок, поверх которого художник наносит фреску.
Монастырь Святой Аполлонии
Войти в монастырь Святой Аполлонии с вышеупомянутым cenacolo Андреа дель Кастаньо не получилось, «где-то мы опять ошиблись и что-то сделали не так» и пришли в монастырь-музей в неприемный день.
И хотя ворота в монастырский клуатр были распахнуты, этот обнадеживающий знак оказался обманчивым, потому что единственным входом в Museo di Cenacolo di Sant’Apollonia является довольно неприметная дверь с улицы Via Ventisette Aprile, а вот она-то была заперта.
Андреа дель Кастаньо выполнил фреску по заказу женского Бенедиктинского монастыря в 1445-м году. Религиозное учреждение жило настолько замкнуто и строго, что кроме его обитателей творение художника никто не видел, и оно оставалось неизвестным вплоть до середины 19-го века.
Из-за несостоявшегося знакомства с шедевром, вместо своих впечатлений привожу великолепные строки из «Образов Италии» Павла Муратова, что, впрочем, я бы сделала и в случае состоявшейся встречи.
«Одним из самых сильных и цельных флорентийских впечатлений остается воспоминание о посещении упраздненного монастыря Санта Аполлония, преобразованного ныне в маленький музей Кастаньо.
Для Кастаньо апостолы Господа не были бесстрастными героями… В его „Тайной вечере“ изображены человеческие характеры…
Но что за грозное и тревожное представление о человечестве выражено здесь! Глубокое недоверие друг к другу читается в глазах апостолов, и резкие черты их лиц говорят о неутихших страстях. Предательство Иуды не врывается здесь, как голос мирского зла в святую и печальную гармонию последнего вечера. Оно родилось среди грубой пестроты этой комнаты и этих одежд так же естественно, как тяжелый сон Иоанна и разрушительное сомнение Фомы.»
Андреа дель Кастаньо. Тайная вечеря. Фото взято из интернета
В монастыре Сан Марко можно посмотреть ещё одну версию Тайной вечери Гирландайо.
Фреска Гирландайо в Сан Марко почти идентична вышеописанной из Ognisanti, главным «знаменитым» отличием является добавленный кот у ног Иуды.
На этом я, пожалуй, с cenacoli завершу, а для заинтересовавшихся приведу сводную справку в самом конце рассказа.
San Miniato Al Monte
Ни один визит во Флоренцию не обходится у нас без посещения церкви Сан Миниато, одной из самых красивых Романских церквей в Италии. Ее выигрышное положение на высоком зелёном холме над городом не имеет себе равных.
С террасы перед церковью глазу открывается город с господствующим в центре картины Дуомо.
Геометрический дизайн фасада напоминает Баптистерий — фасад выполнен из того же белого и темно-зелёного мрамора. Над изящным окошком на фасаде в середине помещена мозаика 13-го века — Христос между Девой Марией и Святым Миниато.
Стоит обратить внимание на тимпан с узором из мрамора, мотив которого будет повторяться во внутреннем убранстве. Тимпан коронует орёл с распростертыми крыльями. Царственная птица держится, вцепившись когтями в тюки ткани — эмблему гильдии Arte di Calimala, импортеров текстиля.
Церковь с превосходным интерьером 11-го века сохранилась почти в оригинальном состоянии. Тут не раз проводились реставрационные работы, и здание пребывает в исключительно хорошем состоянии.
Внутри не бывает толпы и редкие посетители обычно тихи.
Атмосфера святости пронизывает церковь, что в соборах такого масштаба встречается редко.
Мозаика апсиды изображает Христа на троне с Богоматерью и Святым Миниато.
Среди деталей Капеллы Распятия выделяется крыша, покрытая глазурованной терракотой, выполненная флорентийским скульптором Лукой Делла Роббиа.
Привлекает внимание пол центрального нефа, выполненный в технике интарсия. Интарсия — это разновидность инкрустации, техника декорирования поверхности, при которой один материал углубляется в толщу другого.
На стенах сохранились многочисленные фрагменты фресок. Самая ранняя датирована 13-м веком.
В базилике можно часто услышать органную музыку. Орган, установленный на хорах, сопровождает мессу, а также звучит во время репетиций. Мы попали на репетицию, музыка лилась, даря посетителям райские минуты.
В крипте 11-го века, декорированной изящными тонкими колоннами с античными капителями и фресками Таддео Гадди (фрески сильно разрушены) во время вечерней службы звучит григорианское пение.
«Григорианский хорал можно охарактеризовать как аристократический в том смысле, что его язык уже забыт, а также его музыкальная форма достаточно далека от современных выражений. Но всё же это пение имеет своё очарование, очарование духовное, и хотя не все понимают язык, однако… современный человек каким-то образом поддаётся очарованию этого молитвенного песнопения, которое имеет корни в христианской древности» — так объяснял один из организаторов фестиваля, посвящённого этому виду пения.
В один из прошлых приездов мы, движимые любопытством, остались послушать григорианский хорал. Пение, в самом деле, необычно и трудно для неподготовленного уха. «Мы все надеялись на чудо, но чуда так и нет покуда» и очарования не произошло.
Выйдя из Собора и бросив прощальный взгляд на город, не остаётся ничего, как опять процитировать Павла Муратова.
«Она (Флоренция) запечатлевается отсюда в одном взгляде, памятном и хранимом потом на всю жизнь. Нет, кажется, человека, в ком этот хорошо известный „общий вид“ Флоренции не пробуждал бы чувства близости к высшей, чем земная, красоте.
Было слышно, как бьется сердце, как входит в него, чтобы никогда более его не покинуть, любовь к Флоренции.»
Я пишу этот рассказ в момент разрастающейся эпидемии коронавируса. Не только Флоренция, но и вся Италия в зоне повышенной опасности.
600 лет назад в Италии, в Венеции, появилось слово карантин, происходящее от итальянского слова для 40 дней (quarantina), что составляло время, на которое изолировались корабли во время эпидемии чумы.
В ближайшие месяца коронавирус, скорее всего, будет продолжать распыляться.
Как в средние века, так и сейчас, самым действенным методом борьбы с распространяющейся инфекцией остаётся карантин.
Представляете, как сладко будет отправиться в путешествие во Флоренцию после всех этих передряг? А пока всем счастливого карантина.
Практическая информация по фрескам «Тайной вечери» во Флоренции с названием церквей, именами художников — авторов работы и адресами.
Трапезные открыты круглый год и вход почти везде бесплатный.
Расписание советую уточнять, оно может быть мудреным, как, например, в Santa Apollonia:
Santa Croce: Taddeo Gaddi (1336–1366 circa) Piazza di Santa Croce 16 (это музей, здесь нужен билет)
Santa Croce: Джорджио Вазари (1546)
Santo Spirito :Orcagna (1365) Piazza Santo Spirito 29
Santа Apollonia :Andrea del Castagno (1445–50) Via Ventisette Aprile 1
Ognisanti:Domenico Ghirlandaio (1480–1482) Borgo Ognissanti 42
Fuligno: Pietro Perugino (1495) Via Faenza 40
San Salvi :Andrea del Sarto (1519–27) Piazza di San Salvi 10
Convitto della Calza : by Franciabigio (1514) Piazza della Calza 6
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм