Наконец-то дрезденскую «Картинную галерею Старые Мастера» отремонтировали и открыли. После долгих 7 лет, когда сначала восточная, а потом западная сторона были закрыты для посетителей, можно пройти по всем залам.
Наконец-то дрезденскую «Картинную галерею Старые Мастера» отремонтировали и открыли. После долгих 7 лет, когда сначала восточная, а потом западная сторона были закрыты для посетителей, можно пройти по всем залам.
И сегодня мой рассказ о Дрезденской галерее, которая находится в здании Земпера (Semperbau) в Цвингере.
Начну издалека.
Собрание «Старых Мастеров» начиналось с Кунсткамеры курфюрста Августа Саксонского (August von Sachsen,*1526 — +1580). Он, наряду с разными природными диковинами и научными инструментами, собирал и ценные предметы искусства. При Августе Сильном (August der Starke, *1670 — +1733), в 1722 году лучшие полотна из собрания саксонских курфюрстов разместили в здании конюшен на Еврейском подворье (Stallgebäude am Jüdenhof), которое приспособили под картинную галерею. Картинная галерея находилась там до 1855 года, а после того как она переехала, здание перестроили и оно стало называться «Иоханнеум» («Johanneum»). В нём сейчас размещается Музей транспорта.
Честь главного собирателя живописи в Саксонии по праву принадлежит Фридриху Августу II (Friedrich August II, *1696 — +1763). Именно благодаря своей страсти к искусству, он выделял огромные суммы на приобретение картин, целая армия дипломатов и агентов скупала произведения признанных мастеров по всей Европе. Самым значительным стало приобретение в 1754 году «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.
Со временем старое помещение стало тесновато для галереи и в 1834 году молодой архитектор, профессор Дрезденский художественной академии Готфрид Земпер (Gottfried Semper, *1803 — +1879) получил заказ на проект подходящего для галереи здания.
«Новый Королевский музей Дрездена» должен был замкнуть северную длинную сторону Цвингера.
Здание строили с 1847 по 1855 годы. Правда, из-за участия в Майских революционных событиях 1849 года, Земперу пришлось покинуть Дрезден и строительство музея велось под руководством придворного архитектора Бернхарда Крюгера (Hofbaumaister Bernhard Krüger) и ученика Земрера — Карла Морица Хэнеля (Karl Moritz Haenel).
Земпер позаботился, чтобы здание музея, спроектированное и построенное в XIX веке не выбивалось из ансамбля Цвингера, построенного в XVIII веке.
И хотя галерея, построенная в стиле расцвета итальянского ренессанса, доминирует над изящными павильонами и галереями Пёппельманна, она, благодаря форме окон и балюстрадам органично вписывается в общую концепцию.
Купол ротонды в центре здания должен был быть по проекту Земпера выше и перекликаться с коронными воротами, но …
«Храм искусства» уже фасадом должен был всем указывать на то, что собрание картин, это «всемогущее средство в воспитании патриотизма». И скульпторы Эрнст Юлиус Хэнель (Ernst Julius Hähnel, *1811 — +1892) и Эрнст Ричель (Ernst Rietschel, *1804 — +1861) разместили со стороны оперного театра фигуры из античной мифологии,
В 1931 году коллекцию картин разделили на «Старых» и «Новых Мастеров». «Старые Мастера» остались в Земпербау, а «Новые Мастера» переехали в «Альбертинум», перестроенный из Арсенала в музей.
В 1945 году здание «Картинной галереи Старых Мастеров» сильно пострадало от бомбардировок американцев, но 1956 году «Старые Мастера» вновь открылись для посещения. В период между 1988 и 1992 годом здание санировали, стараясь придерживаться плана Земпера: обили стены тканью и разместили картины в два ряда.
Во время последней реконструкции восточное крыло попытались оббить тёмно серой тканью, но это не вызвало восторга посетителей и в результате стены вновь обили в синий, красный и зелёный цвета.
Ну, а теперь через главный вход, который расположен в центральной арке с западной стороны мы отправимся посмотреть как изменилась/преобразилась галерея.
И мы в первом фойе.
Его часть со стороны двора Цвингера пострадала после бомбардировок 1945 года меньше чем та, что со стороны Театральной площади и это подчёркнуто тем, что лепнину над лестницей спускающейся в кассовый зал и гардероб восстанавливать не стали.
Зато слева сохранили и бережно реставрируют кусочек оригинальной росписи потолка под парадной лестницей ведущей к «Антрэ-залу» («Entrée-Saal»),
за скульптурами Пeрмозера.
Напротив входа дверь в Winckelmann-Forum или «Зал гобеленов» («Gobelinsaal») — это историческое название.
Копии Гобеленов Рафаэля и сегодня здесь, но увидеть их можно будет только с 04.04.20, когда откроется временная выставка, устраиваемая к 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти.
Из Зала гобеленов можно подняться на первый этаж по восточной лестнице, но мы отправимся наверх по парадной лестнице в «Антрэ-зал»(«Entrée-Saal»).
Здесь своеобразная прихожая, в которой выставлены портреты Августа Сильного, Фридриха Августа II и его жены — Марии Жозефы Австрийской.
Из «Антрэ-зала» по лестнице вверх можно попасть в «Большую ротонду», теперь её называют «Трибуной»,
а можно прямиком в длинный зал восточного крыла. Его полное историческое название «Зал Беллотто, прозванного Каналетто» («Bellotto-Gang, Bellotto genannt Canaletto»). Из-за того, что в галерее два Каналетто: дядя (Giovanni Antonio Canal, genannt Canaletto) и племянник (Bernardo Bellotto, genannt Canaletto), будьте готовы, что на ваш вопрос: «Где картины Каналетто?» , вас переспросят: «Какого?». Картины Белотто здесь теперь тоже не висят, теперь здесь малая скульптура — бронза,
мрамор,
алебастр.
А Беллотто и Каналетто переехали наверх. Веллотто в самом центре. А Каналетто в соседнем зале с восточной стороны.
С западной стороны первый зал от центра отдан под «Пастельный кабинет». Кабинет просто шикарный. Именно там находится Шоколадница.
Если пройти через весь зал со скульптурной XV — XVIII вв. и выйти через вторую дверь, то очутишься прямо у Мадонны Рафаэля.
Но это только, если у вас немного времени, а так, конечно, лучше идти к Мадонне по центру от ротонды.
Рассказывать обо всех залах и кабинетах я не собираюсь. Просто спешу поделиться первыми впечатлениями.
В западном крыле первого этажа находится «Южная галерея» («Südgalerie») — зал со стороны двора Цвингера. Теперь он называется «Tapisserien», там в витринах разместили гобелены ХVI века, сотканные в Брюсселе и алтарь работы Яна ван Эйка (Jan van Eyck).
Ещё на первом этаже появился «Semper-Kabinett». В нём планируют устраивать временные выставки. И сейчас здесь можно встретиться с богом — Дрезденским Марсом.
Да, чуть не забыла, — главным изменением в новой постоянной экспозиции «Старых Мастеров» стала скульптура. Её разместили в восточном крыле, в зале, где когда-то размещалась Оружейная палата («Rüstkammer»). Оружейная палата переехала в Замок-резиденцию и теперь здесь собрание античной скульптуры по XVlll век включительно, а зал называется «Antikenhalle».
Раньше почти все скульптуры находилась в Альбертинуме, но в этом году, после капитального ремонта, скульптуры тоже разделили на Старых и Новых мастеров.
Заглянем ещё в «Немецкий зал» («Deutscher Saal»). Это верхний этаж павильона Цвингера, но в ходе реконструкций зал был соединён с Земпербау так называемым Купфергангом (здесь когда-то размещались офорты и гравюры). Исторически в «Немецком зале» размещались полотна Кранаха, Дюрера, Хольбейна, Ван Эйка и других немецких мастеров. Во время последней реконструкции «Немецкий зал» был отдан под собрание Рафаэля Менгса — собрание гипсовых копий шедевров итальянской и греческой скульптуры.
Теперь в «Немецком зале» открыли кафе «Algarotti».
Так что галерея во всей красе и ждёт посетителей.
P. S. К открытию галереи выпустили почтовую марку.
Рассказ получился несколько сумбурный и с залами я вас совсвм запутала, но уж очень хотелось поделиться.