Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 12:17
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

Венесуэла Февраль 2020
12 37

20 февраля 2020 года вечером мы закончили наше знакомство с плато (тепуй) Рорайма.

Мы устали. Поэтому отбой был ранний в 18:00.Ночью у меня был озноб, затем поднялась температура. Я очень боялся что подцепил малярию от укусов местных комариков (москитов), но кажется обошлось.21 февраля 2020 г. был ранний подъём в 05:45.Я уже больше недели в Южной Америке, но меня всё ещё не отпускает разница во времени. Поэтому засыпаю рано, просыпаюсь поздно. На Рорайме спиться очень долго, по 12 часов. Видимо потому что здесь высокогорье, 3 000 метров над уровнем моря.

Хорошо хоть горной болезни нет, которая мучила меня в Перу и Боливии 2,5 года назад на высоте 4 500 — 5 000 метров над уровнем моря. Нам предстояло за сегодняшний день 21 февраля пройти столько сколько мы проходили ранее за два дня 18 и 19 февраля, с вершины Рораймы дойдя до индейской деревни Параипетуй.

Правда теперь это было уже на спуск. Я чувствовал себя неважно, но получше чем вечером. Хоть температуры наутро не было. Слабость, болела голова, не было аппетита. Идти по моим подсчётам предстояло часов девять. Завтрак, я помыл посуду и в путь…В 07:15 мы вышли из нашего лагеря в пещере-навесе.

Прощай Рорайма!

3
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем
1
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

Вот сюда мы должны спуститься.

2
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

В 07:45 начали спуск. Опускаться оказалось не легче чем подниматься. Я боялся подвернуть ногу. Нер ловко прыгал по камням, я отставал. Причиной тому были мои неудобные кроссовки. Он забрал у меня палатку и понес её сам. Бразильцы поднимались вверх на Рорайму.09:40 спустились к лагерю у подножия горы. Здесь я ночевал с украинской группой и москвичкой Викой пару дней назад перед подъемом на Рорайму. Они ещё там наверху, но должны спускаться сегодня чуть позже. На деревьях висят рюкзаки туристов, которые они не хотят тащить на Рорайму.

Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

Когда по равнине шли, то индеец снял свои кроссовки и одел на дому ногу вьетнамки, которые правда тут же порвались и он их ремонтировал.

Он молодец! Не так давно я на форумах другим российским путешественникам сообщил контакты Нера и он уже сейчас повёл группу из трех человек из Ульяновска (Симбирска).За этими ребятами пойдут следующие. Нер заработает денег и вспомнит Владимира из Липецка добрым словом.

Вчера пришло сообщение от ульяновской группы что те успешно покорили Рорайму, но и-за эпидемии коронавируса внутренние латиноамериканские рейсы отменили и они выбираются из этих дебрей на автобусах через Бразилию. Так что мне в очередной раз крупно повезло что я не оказался здесь месяцем позже.

Как хорошо и комфортно путешествовать когда кто-то уже сделал этот путь, нашел гида, сторговался с ним. А потом выложил свой опыт на одном из форумов. Разжевал другим, а тем надо только проглотить. Ничего этого не было у меня, я ехал в неизвестность и проложил сам эту дорогу. Я действовал по интуиции в путешествии и меня постоянно терзали сомнения правильно ли я поступаю. В конце — концов я победил, но эта победа стоила мне кучи нервов.

Когда мы шли к Параитепуй, то мой гид-портер Нер назвал меня чемпионом. У меня сидячая работа, я не готовлюсь к путешествиям специально как украинская группа, но я легок на ход.

Мы сделали путешествие за четыре дня, там где другим понадобилось бы пять-шесть дней. Поэтому днем позже я успел перейти геморройную венесуэло-бразильскую границу, успел на самолет в Рио и не опоздал на карнавал. Но я забегаю вперед…

Мои Сапата (кроссовки по испански) побежали по пампасам, равнине быстрее вьетнамок индейца и я снова забрал в него палатку. Потом он снова забрал её, так как я сдулся. Так мы и передавали друг-другу её как переходящее знамя. В зависимости от того кто лучше себя чувствовал и резвее бежал, тот и нес палатку.

2
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

В Параитепуе и ближайших деревнях нет сельского хозяйства, земля не возделывается. Только курочек разводят.

1
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем
1
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем
1
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

Заработок даёт только туризм. Подозреваю что несколько лет назад тут с работой у индейцев было тускло. Из-за бандитизма в крупных городах Венесуэлы туристы сюда не приезжали. Потом трафик путешественников восстановился через соседнюю Бразилию. Сейчас помаленьку туристы вновь пошли из Каракаса. Нам навстречу шли портеры, гиды и туристы. Очень много бразильских и местных венесуэльских туристов в ярких кислотных синтетических костюмах. Латиносы любят яркие цвета!

Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

Поворот на ещё более затерянную деревню «Сальто Комик».Там тоже есть портеры и оттуда удобнее идти на соседние с Рораймой столовые горы. Туча нагоняла нас от Рораймы, правда она бошла Параитепуй стороной. Но я не завидую тому кто сегодня отправился на Рорайму. Грязная индианка с ребенком и девочка постарше встретила нас у Параитепуе с мачете, но фоткать их она не разрешила. Она была весьма колоритна с огромным мачете наперевес и беззубой улыбкой. Она напоминала бандитку с большой дороги.

В Параитепуй мы доплелись в 17:15.Итого наш путь составил 10 часов, два из которых составил экстремальный спуск с Рораймы. Больше этого я был в пути только на вулкан Авачинский на Камчатке 1,5 года назад — 7 часов вверх и 5 вниз. Но там путь прошёл легче, не жгло так солнце. У индейца Нера в Параитепуй живёт тетка.

1
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

В Параитепуе в центре поселка навес с лавками и тур. рекламой.

1
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

Вот слева кадры с Рораймы. Это «виндов» (окно) где люди на краю обрыва. Нер говорил что она в облаках поэтому таких кадров мы не сделаем. Да и идти туда 2 часа и обратно столько же, а сил вчера у меня уже не было. Представьте дойдешь, а там все в облаках. Обидно.

Получится как на Авачинском вулкане, когда я туда поднимался 7 часов, а его вершину вдруг неожиданно окутал туман и панорама на Авачинскую бухту стала невидна. На правом фото самый высокий в мире водопад Анхель, но сейчас сухой сезон и вид там так себе. Тут же у навеса в ПРараитепуй чистый туалет с душем. Правда без обозначений где мужской, а где женский. А зачем обозначать?

«Параитепуйцы» и так знают что справа — женский, а слева — мужской.

2
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

Прямо внутри этого навеса мы с индейцем и поставили палаткуЕда у нас закончилась, керосин закончился, а кафе в деревне нет. Нас выручили родственники индейца и принесли покушать. Мы в южном полушарии и здесь сейчас конец нашего августа, а темнеет в 18:30.Странно…

Поздно вечером Нер ушёл в гости к тетке и её семье. А мне не спалось из-за звуков музыки. Я подумал что это дискотека и пошел посмотреть.

2
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

Но я ошибся. Вот так торжественно тут индейцы отмечают Дни Рождения.

1
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

Девушку поздравляют по микрофону, дарят подарки, поют в честь неё песни под гитару, приглашают именинницу на танец…Конечно индейцы уже давно забыли свой язык и разговаривают на испанском.

1
Возвращение с плато Рораймы в индейскую деревню Параитепуй четвертым днем

Родители чрезвычайно серьёзны. Кажется что на именины пришла вся деревня. Детвора ждёт когда наконец разрежут торт. Часто ли Вы попадаете на такие вот неожиданные торжества на другом конце света? Те торжества что не устроены специально для Вас гидами за Ваши денежки! И тем ценен этот праздник, что он позволил мне хоть немного посмотреть чем и как живут чистокровные современные индейцы в далекой венесуэльской деревеньке.

В Параитепуй нет метисов, здесь толлько чистые индейцы. Индейские народы Венесуэлы, различные по своей культуре, в то же время имеют и многие схожие черты. На территории штатов Амазонас и Боливар, почти сплошь покрытых тропическими лесами, обитают представители более двух десятков индейских народностей. Наиболее значительные из них — пемон, каринья, пиароа, яномами и йекуана. Пемон, третий по численности народ Венесуэлы, населяют юго-восток штата Боливар. Они — исконные обитатели региона Гран-Сабана.

Большинство живет в степных районах, и лишь небольшая группа — в лесах. Народность разделяется на три подгруппы, говорящие на разных диалектах: камаракото, тауперан, арекуна. Основу социальной организации составляет простая семья. Несколько соседних общин образуют племя, во главе которого стоит вождь, выполняющий роль судьи и представителя в переговорах с другими племенами и неиндейским населением.

Жизнь индейцев, основным занятием которых было земледелие, претерпела серьезные изменения с проникновением на их территории горнодобывающих предприятий и строительством международной автотрассы между Венесуэлой и Бразилией, которая прошла через Гран-Сабану, принеся с собой, помимо всего прочего, рост числа туристов.

В настоящее время многие индейцы заняты в туристической и горнодобывающей отраслях. Среди пемон сильно влияние католических миссионеров. Совсем недалеко от этих мест проживает таинственный народ яномама — группа родственных племён, численностью около 35 тысяч человек, проживающих примерно в 250 деревнях в джунглях на севере Бразилии и юге Венесуэлы. У них не так давно побывал украинский путешественник Дима Комаров, передачу которого «Мир наизнанку» мы видели на канале «Пятница».Они известны как народ, постоянно живущий в состоянии войны между поселениями.

Яномамо воспринимают всех людей как своих дальних родственников, говорящих на искажённых яноманских языках, не деля на народы. Все жители занимали единственное огромное овальное жилище «шабоно» с открытым центром. Под крышей шабоно жилища разделены несущими столбами.

Из-за того, что все строительные материалы имеют растительное происхождение, подобное жилище постепенно портится из-за сильных дождей, ветра и насекомых; каждые 4–6 лет яномамо разделялись на группы и основывали новые деревни. В 1990-х годах информант сообщал, что яномамо перестали строить шабоно и селятся в отдельных шалашах. Мужчины очищают место для огородов и охотятся на мелкую и крупную дичь; лучшие охотники имеют больше внебрачных связей. Утром мужчины отправляются на работу, а женщины с детьми отправляются на поиски термитников и личинок, которые позже зажаривают. Кроме того, они ловят лягушек, крабов, гусениц, а также ищут материалы для плетения корзин и гамаков.

Другие женщины уходят рыбачить. Кроме этого женщины готовят маниоковую муку, растирая корни и сливая ядовитый сок. Затем из муки на углях готовят лепёшки. Из полос коры и корней женщины плетут украшенные гамаки и корзины. В корзинах переносят продукты, в том числе урожай к шабоно. Соком красной ягоды «оното» или «уруку» яномамо разрисовывают корзины, гамаки, одежду и свою кожу.

Дети знают о половых сношениях и, как и взрослые, периодически занимаются анальным сексом. Это не обсуждается и принимается как данность. Женщинам запрещено заниматься гомосексуальным сексом, в отличие от мужчин. Так как женщины имеют право заниматься сексом только со своим мужем или мужьями, многие практикуют мастурбацию и лесбийские связи, за что могут быть избиты или даже убиты ревнивыми мужьями.

Инцест (то есть, половые акты с родителями, детьми) яномамо презирают. Если женщину застают за сексом с сыном или близким родственником, её изгоняют из деревни, а после смерти не кремируют. Первая менструация считается началом взрослой жизни, после её начала большинство девочек вступает в брак. Ритуалы, сопровождающие менструации имеют много общего с теми, что выполняет убивший другого человека. Женщина отправляется в укрытие, где постится и сохраняет молчание несколько дней. Если необходимо что-то сказать, она может только тихо шептать. Менструальная кровь, как и сама менструирующая женщина, именующаяся словом «унокаи», то есть «в состоянии убийства», считается очень опасной (особенно для мужчин, которым запрещено смотреть на женщину в этот период времени).

Предполагается, что хижина помогает защитить деревню от последствий менструации. Женщина в хижине должна быть обнажена; ей запрещён прямой контакт с водой; для питья используется пустотелая палка, которую следует засунуть глубоко в рот (считается, что зубы выпадут, если на них попадёт вода); запрещено касаться себя руками, поэтому для чесания её снабжают палкой; диета ограничена небольшим количеством платанов, зажаренных на углях из корней таро.

Среди яномамо широко распространены как моногамия, так и полиандрия и полигиния. Полиандрия возникает, когда один брат делится с другими своей женой. Нескольких жён берут себе мужчины, убивавшие врагов (они также называются «унокаи»). Старшая жена считается главной среди жён, она распределяет обязанности и может поручать неприятные дела той, что ей не нравится (например, той, кому муж выказывает большее расположение).

Желание или нежелание само́й яномамо при вступлении в брак не учитывается. Зачастую девочку обещают в жёны в пятилетнем возрасте. Однако если жена не может более терпеть мужа, она имеет право вернуться в родительский дом и жить с братьями. Яномамские шаманы используют галлюциногенные грибы, которые называют «екуана» или «ёкоана», для установления контакта с духами.

После убийства совершивший его должен несколько дней поститься и соблюдать обет молчания, в это время нужно выполнить обряды ритуального поедания крови, мяса и жира убитого, а затем принять рвотное средство и тем самым завершить процесс. Если этого не выполнить, то убийца быстро постареет, кроме того начнутся непрекращающиеся дожди с грозами, а на землю опустится тьма.

Яномами практикуют эндоканнибализм, то есть поедают прах кремированных родственников, смешивая его с плантанами. После смерти, вызывающей у остальных яномамо гнев (на виновного в смерти злого духа), тело украшают перьями и раскрашивают, в рот покойному кладут порцию жевательного табака. Окружающие начинают петь, звать душу покойного, умоляя её вернуться в тело.

Этого не происходит, и начинается плач по умершему. По его окончании труп сжигают в костре. Кремацию нельзя откладывать более чем на сутки. Из остывшего пепла родственники достают фрагменты костей, которые через неделю перемалывают в муку, а её спустя продолжительное время смешивают с плантанами и употребляют все в деревне. Прах могут поглощать частями, храня остатки в тыкве. Употребление мяса с кровью при этом (в том числе мяса животных) строго запрещено и отвратительно для яномамо.

Космологические представления яномамо заключаются в следующем: имеется несколько горизонтальных слоёв пространства, с краёв которых предметы падают на более низкий уровень. Верхний уровень, «дуку-ка-миси», опустел, после того, как оттуда упали все предметы. Второй слой, «хеду-ка-миси», населён умершими; там растут сады, стоят деревни — этот уровень представляет собой копию «человеческого слоя».

Небо — это нижняя поверхность хеду-ка-миси, причём яномамо считают, что она находится так близко от земли, что предполагают столкновения с ней при полётах на самолетах. Люди живут на третьем слое, «хей-ка-миси». Он появился, когда от хеду-ка-миси откололся огромный кусок и упал вниз. Следующий слой «хей-та-беби» бесплоден, там якобы живёт разновидность яномамо, упавшая с хей-ка-миси, «амахири-тери».

Из-за того, что на хей-та-беби нет джунглей, амахири-тери недостаёт мяса, они превратились в каннибалов и посылают духов охотиться на души детей яномамо на третьем уровне. Этому противостоят шаманы. Христианская миссионерская деятельность среди индейских яномамо не имела успеха до 2012 года. Насилие — ведущая причина смертей среди яномамо. До половины мужчин этого народа умирают в конфликтах за ресурсы, причём эти конфликты зачастую приводят к разделению и перемещению деревень. Яномамо убивают маленьких девочек.

Женщины часто страдают от физического насилия. Когда на деревню нападают, женщин обычно насилуют, избивают и крадут, поселяя в деревне налётчиков. Мужья часто избивают жён, чтобы те были покорными и верными мужьям. Значительная часть насилия вызвана ревностью. Женщин бьют дубинками, палками, мачете и другими тупыми или острыми предметами. Клеймение широко практикуется и символизирует власть мужа над женой.

Контакты с европейцами могли ухудшить ситуацию с насилием в отношении к женщинам, так как мужчины из деревень, имеющих доступ к европейским товарам, могли откупиться от семьи невесты этими предметами и забрать новых жён к себе в поселение; женщина таким образом теряет связь со своими родными и лишается их защиты.

Известны случаи убийства детей при набегах на вражеские деревни.

Хелена Валеро, бразильянка, украденная яномамскими воинами и жившая среди яномамо много лет, присутствовала при атаке племени караветари (Karawetari).

Они убили столько людей. Я рыдала от страха и умоляла пощадить меня, но сделать ничего нельзя было. Они вырывали детей из рук матерей и убивали, а другие держали матерей за руки, выстроив в ряд. Все женщины рыдали… Мужчины начали убивать детей; маленьких, больших, они убили множество детей.

Европейцы угоняли яномамо в рабство с середины XVII до середины XIX века. В конце XIX века началась массовая добыча каучука, и европейцы стали принуждать проживающие в тропических лесах народы собирать сок каучука под угрозой смерти.

В середине 1970-х годов золотодобытчикигаримпейро и рабочие, прокладывавшие дороги через амазонские джунгли, начали вторгаться в жизнь яномамо.

Гаримпейро убивали тех яномамо, с которыми у них происходили земельные споры. В местах, где проходило дорожное строительство, яномамо стали заболевать неизвестными им доселе и оттого смертельными болезнями.

Кроме того, технологии золотодобычи гаримпейро приводили к деградации почв.

Несмотря на существование нац. фонда индейцев, государство почти не защищало яномамо от этих опасностей.

В итоге часть яномамо отошли от традиционного уклада, забросили возделывание бананов и стали просить еду у бразильцев. В 1976 году строительство дороги было прекращено из-за недостатка финансирования. В 1978 году правительство предложило создать «охраняемые заказники яномамо», которые оказались небольшими островками земли, выбранными без учёта образа жизни яномамо, их торговых путей, а границы определялись отсутствием на террирории разведанных минеральных ресурсов. В 1990 году более 40 000 золотоискателей вторглись в земли яномамо.

В 1992 году правительство по совету местных антропологов выделило яномами традиционные земли для проживания, однако туда продолжают заходить не-яномамо.

С 1987 по 1990 количество яномамо сильно сократилось из-за малярии, отравления ртутью и недоеданияи в результате конфликтов с браконьерами, лесозаготовщиками, строителями и золотоискателями.

В 1993 году произошёл вооружённый конфликт.

Группа гаримпейро убила по крайней мере 16 яномамо, а те в ответ убили двоих золотоискателей и ранили ещё двоих. Правительство провело расследование в 2012 году. Согласно яномамо, деревню с 80 жителями атаковал вертолёт, выжило всего трое мужчин, охотившихся в джунглях.

В настоящее время возможно организовать экскурсию к яномамо, хотя это и чрезвычайно сложно.

Но у меня для этого нет ни времени, ни таких денег.

Я не стал дожидаться окончания торжества и пошел спать в палатку.

Спал я хорошо, болезнь отступила.

Всё-таки жить на вершине Рораймы я бы не хотел.

Там слишком сыро, мало кислорода.

Но взглянуть на мир эндемиков в затерянном мире — это многого стоит!

Источник: Википедия и https://megalektsii.ru/s37424t1.

Продолжение следует…

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Венесуэла: полезная информация
Комментарии