7. ДЕНЬГИ
7.1. Валюта Финляндии — евро, карточку принимают практически везде, монетки нужны только в камере хранения, а наличка иногда для водителей автобуса.
Валюта Швеции — шведская крона (1 евро=10 крон)
Валюта Дании — датская крона (1 евро=7 крон)
Валюта Норвегии — норвежская крона (1 евро=9 крон)
Курсы национальных валют к евро отличаются не очень значительно, для себя можно оценочно и приближенно считать местные цены в рублях: 1 крона = 8 рублей
Морочиться с обменами валют в каждой стране я не стал, платил евровой картой везде. Однозначно, на курсе были потери (6–10%), но геморрой с ежедневными обменами валют туда-сюда нанес бы больший урон.
7.2. Кроны Швеции, Дании, Норвегии дешевле евро в среднем в 8–10 раз, но, как ни странно, цены в этих странах выше, чем в финке.
Бутылка воды 1,5л — 3 евро.
Буфет (шведский стол) в недорогом кафе в среднем 13–18 евро.
Гамбургер в фастфуде — 8–13 евро
7.3. По рекомендациям некоторых блоггеров, перед выездом в Швецию закупились продуктами в финке (вроде, подешевле). С учетом того, что у нас были оплачены завтраки-ужины, еда почти не понадобилась, зато пиво очень пригодилось.
8. КОПЕНГАГЕН смело можно назвать городом-музеем: количество красивых старинных зданий на единицу площади старого города зашкаливает. За один день все не обойти.
Можно предложить пешеходный блиц-маршрут первого дня:
8.1. Ратушная площадь + посещение Ратуши с подъемом на башню (зимой не работает) + Фонтан драконов + Памятник Андерсону
Прогулка по пешеходной зоне- улочке Строгет
Церковь Богоматери
Университет
Круглая башня (обязательно подъем наверх — 25 крон) + Троицкая церковь
Замок Розенборг с сокровищницей, билет 120 крон http://www.kongernessamling.dk/en/rosenborg/
Амалиенборг- резиденция королей http://kongehuset.dk/en/palaces/amalienborg
в полдень — красивая смена караула. Музей — билет 95 /105 крон
Мраморная церковь Фредерика
Нюхавн (новая гавань), считается самым фотографируемым местов города
+ очень вкусные вафли в кафешке — 46 крон
Как вариант — покататься на водном трамвайчике или взять тур на кораблике
Кристиансборг (с заходом в парламент) https://kongeligeslotte.dk/en/palaces-and- gardens/christiansborg-palace.html + Королевская библиотека
+Биржа (Берсен) + Церковь Хольмен
8.2. На второй день можно планировать:
Поездка за город в замок Гамлета Кронборг (минимум полдня, билет — 95/145 крон) https://kongeligeslotte.dk/en/palaces-and-gardens/kronborg-castle/visit-kronborg-castle/tickets-to-kronborg-castle.html
Русалочка (Порт)
St Alban’s Church
Остров-крепость Кастелет
Парк Тиволи https://www.tivoli.dk/ Билет 135 / 145 крон
Глиптотека (рядом с Ратушной площадью, посещение оставить на вечер) Билеты…
8.3. Фотоальбом о прекрасном Копенгагене
9. На линии Копенгаген-Осло нам достался паром DFDS Pearl Seaways — гигантская махина, размером с огромный дом. Несмотря на колоссальные размеры, судно очень комфортное и уютное, писать об этом пароме я готов только в восторженном стиле. Бесконечная палуба для шоппинга с дьюти фри, большие залы кафе и ресторанов с изысканным выбором деликатесов на любой вкус. Цена ужина не маленькая 44 евро/чел, но цель оправдывает средства — полученное удовольствие соответствует затратам. Одно жаль, что за эти деньги алкоголя наливают только один раз 100гр!
Путь до Осло пролегает по Северному морю, наше огромное судно ночью ощутимо качало, приятно баюкая засыпающих паксов. Одного не пойму: современные суда имеют гигантские размеры — 170 м длиной, и высотой с многоэтажный дом. Идет по морю махина гигантских размеров и циклопического веса, которую сдвинуть то с места невероятно трудно. И вдруг, на поверхности моря возникают совершенно небольшие на вид волнушки. Каким образом эти волны умудряются ощутимо раскачивать исполинскую конструкцию, а в критических случаях даже потопить судно?!? Не понимаю — это невероятно!
10. В ОСЛО паром приходит комфортным утром, проходя по живописному и извилистому фиорду перед швартовкой почти в центре города. Можно посмотреть:
Парк скульптур Вигеланда — обязательно (бесплатно)
Театр Национальной оперы — удивительное белоснежное сооружение необычной архитектуры, крыша которого спадает прямо в воду
Крепость Акерскус — ничего особенного, но лучше, чем ничего
Ратуша (порой можно зайти внутрь)
Главная улица столицы Karl Johans gate
Королевский дворец с парком Slottsparken
Национальный драматический театр
Парламент — Стортинг (можно зайти даром)
Музейный остров: Фрам, Кон-Тики, Мунка, Кораблей викингов, Народный музей (билеты 130–160 крон, сайт о городе https://trip-together.ru/walk_in_oslo/)
Миникруиз по фиордам при хорошей погоде
При наличии времени можно выехать за город на трамплин Хольменколлен.
В городе порой можно увидеть группы малышей со взрослыми: необычное изобретение — бродячие детские сады. У них нет помещений, весь день детки бродят по городу, в парках, порой их заводят в игровые зоны магазинов. Перекус дают родители — именно так и воспитывается нордический характер суровых и выносливых скандинавов. Фотать их нельзя!
11. До Стокгольма 550 км, проделали этот путь с ночевкой в старинном городке Эксильстуна в Comfort Hotel Eskilstuna Hamngatan. Городок милейший, жаль побродить не удалось. Отель расположился на берегу реки, напротив красивый собор с высоким шпилем. Удобные, уютные и просторные номера, прекрасные завтраки. Окна выходили на набережную, пишут, что летом-осенью здесь часто бывают молодежные пьянки-гулянки и очень шумно. Но нам повезло — по случаю зимы была тишина, выспались отлично. Отсюда еще 100 км до Стокгольма.
Тур по Стокгольму обычно начинают с Ратуши с ее знаменитым залом, где вручают Нобелевские премии
Лифт Катарины, смотровая площадка.
Смотровая площадка Monteliusvägen (Монтелиусвэген) (если есть время).
Королевский дворец (180 крон), смена караула.
Сокровищница при королевском дворец — бесплатно
Гамла стан — старый город на острове Стадсхолмен. Не пропустить крошечного железного Мальчика, смотрящего на Луну. Площадь Стурторьет, Улица Дроттнинггатан
Музей галеона Васа (150 крон) на музейном острове Юргорден. Огромный галеон Королевского военного флота торжественно спустили на воду 3 века назад. На глазах у тысяч зевак он тут же ушел на дно морское, и был поднят лишь в наше время.
Сказочный музей Юнибакен, Музей Скансен, Музей АББА.
Необыкновенное метро Стокгольма — заглянуть обязательно (билет 4,2 евро/80 мин)
Сигтуна — старинный микрогородок на берегу живописного озера Мэларэн с самой маленькой в мире ратушей (по словам гида). Там хвалят кафе Tant Bruns Kaffestuga (кофейный дом тёти Брун), типа, отличная выпечка. Колоритный домишко, булочки-пирожные ничего особенного, а цены сильно завышены, да еще и чаевые вымогают. В принципе, городок неплох, если в Стокгольме уже все осмотрел.
От центра Стокгольма (ост. Slottsbacken) до порта идет автобус 76
Уходили из города на пароме Викинг-лайн, восторгу не было пределов. Как же этот Викинг отличается от Силья: комфортная посадка без толчеи и часового ожидания в битком набитом зале. Большая каюта, шикарный ресторан с огромным выбором деликатесной еды (жаль, что крабов и лобстеров не было). Сухие вина и пиво неограниченно.
12. ТУРКУ-ХЕЛЬСИНКИ-ПИТЕР. Рано утром в Турку с огромным сожалением покинули шикарный паром Amorella Викинг Лайн. Промчавшись 165 км, прибыли в Хельсинки, где провели пару часов, наслаждаясь неожиданно солнечной погодой с легким морозцем. До Питера еще 400 км, длинный путь начали ровно в полдень: ехать от 9 до 12 часов. Главная засада — граница, а еще приграничный магазин «Коптильня». В нем едят последнюю финскую уху и затариваются санкционкой, цены выше, чем в столице. Нам невероятно повезло, подъехав к КПП, автобус оказался единственным. Финны выпускают без проблем, а вот Родина — та, которая не уродина, встречает неласково: с вещами на выход и гуськом по одному через будку. Иногда еще и таможенный шмон делают — проверяют по весу и сортаменту, но нам и здесь повезло.
К вечеру в СПБ разместились в замечательном отельчике Симфония на ул. Марата: Невский, метро, вокзал — все рядом. Миниотель разместился на 4 м этаже классического питерского дома на месте расселенной коммуналки. Вход через темное парадное с тесным лифтом. На троих получили 2х комнатный номер с белой мебелью в стиле ретро. Окна во двор, тишина, покой, простор, комфорт и, вдобавок, шампуни в ванной — не номер, а все 33 удовольствия. Очень порадовала хозяйка на ресепшн — душевная и добросердечная хлопотунья. А какие завтраки она подает по утрам — сытно, вкусно по-домашнему, просто объедение! А еще она и пироги к завтраку печет (жена даже рецептик взяла)
13. ПИТЕР. С утра побежал в музей железных дорог России https://rzd-museum.ru/, он рядом с Балтийским вокзалом. Потрясающий музей, уверен, что лучший в России, а, возможно и в мире. Рассказ ою этом музее уже размещен: Санкт-Петербург и первая железная дорога
С Москвы забронили местного гида-сталкера, для похода по крышам. Увы, крышу посмотрели только одну, зато с шикарным видом на Петропавловку. На чердак крадучись поднимались по лестницам, как будто диверсанты на задание, а потом по темным чердакам шарились, пытаясь не набить шишек о стропила. Как назло, вчера выпал снежок и скаты крыш превратились в опасные катки. Даже стоять страшно, одно успокаивает, что по краю крыши есть ограждения. Но погода решила кардинально напакостить — резко потемнело и пошел дождь со снегом. На вторую крышу не пошли — опасно.
Давно хотели в Храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) https://www.spb-guide.ru/page_5481.htm, последнее время он в реставрации, но внутри все по-прежнему: потрясающие мозаичные панно-иконы покрывают стены храма от пола до потолков, потрясая воображение искусностью изготовления. Храм воздвигли на берегу канала Грибоедова на месте смертельного ранения императора Александра II после покушения 01.03.1881 г. Вроде, и неплохой царь был, а на него восемь покушений организовали — чего народу не хватало?!? Храм похож на московского Василия Блаженного, а с недавнего времени у него появился новодельный двойник в Йошкар-Оле.
Еще в Питере есть опция заглянуть на выставку Гранд макет Россия (м. Московская) https://grandmaket.ru/, но очередь там была не маленькая, пришлось отложить на будущее.
Завершающий день в Питере начали по-особенному: сам-тур по парадным. Непростое это дело — надо дождаться выхода жильца из закрытого парадного и незаметно проскользнуть внутрь. В подъезде нельзя привлекать внимание, и желательно вообще раствориться в сумраке. Нам удалось пробраться в 4 места, из них пара парадных оказались очень симпатичные. Одно парадное так и осталось неосвоенным…
Сколько лет я рвался в Эрмитаж, но все никак. В этот раз рубанул — не уеду, пока не загляну туда. Мужик решил — мужик сделал!
Вход с Дворцовой площади, билет в И-нете или в терминале — 800 рублей. Для россиян в кассе — 400 рублей, а для пенсионеров бесплатно! Почувствуйте разницу, но, за «халявой» надо отстоять очередь 1,5–2,5 часа, в пн. — выходной, это надо учитывать. Без сомнения, Эрмитаж обязателен к посещению — царские чертоги поражают своей пышностью до сего дня. Картины, скульптуры, даже золотая механическая жар-птица, расположенные в бесконечных анфиладах по-королевски блистающих залов — все вызывает восхищение.
До ночного поезда оставалось много времени, провели его нетривиально — пошли в кино на «Холопа». Опять же дочка рекомендовала, а я не хотел, и очень зря — отличный фильм оказался.
14. Так завершилась наша Скандинавская эпопея. Итоги — 4 страны за 10 дней / 11 ночей. Из них 2 ночи в поезде, 3 ночи на паромах, 4 ночи в отелях за границей, 2 ночи в Питере.
Первичные расходы — 55 тыс. руб./чел
Расходы в Скандинавии — 280 евро /чел
Расходы в Питере — 5 500 рублей /чел
Итого — 1 150 евро/чел. — это оказалось на 150 евро выше первоначальных расчетов, я планировал уложится в шутку баксов на человека.