О своем Новогоднем путешествии по Скандинавии я уже написал Скандинавскую сагу на Новый год.
Однако, рассказ только передал эмоции и маршрут поездки, но за границами повествования осталось самое главное для самоятельных путешественников — аргументы, факты, цены, лайфхаки и особенности посещенных стран. Именно этому посвящена эта работа.
1.1. ПОДГОТОВКУ к НГ поездке в Скандинавию начали за пару месяцев: сначала купили групповой тур «Скандинавская Сага» на 6 дней из Питера. Автобус по всему маршруту, путевые и обзорные экскурсии, две ночевки в отелях и 3 парома оплачены — цена, на первый взгляд, показалась очень доступной. Однако, доплаты оказались немалые: 3 завтрака + 2+1 ужина на паромах + виза составили 48+62+48+65=213 евро /чел
Турфирмы предлагают туры: ночной перегон Питер-Хельсинки, НГ на пароме, 1 января — экскурсия по Стокгольму, а затем долгий переезд до границы Швеции и ночевка. Я выбрал щадящий вариант — 1 января после пьяной и бессонной НГ-ночи весь день едем в Данию, а Стокгольм оставляем на потом. Считаю, что это был правильный выбор.
Решил не мучать семью ночным поездом Москва-Питер, и последующим ночным автобусом до Хельсинки, а взял прямые ж/д билеты М- Хельсинки купе — 4 800 руб.
Две доп.ночи в Хельсинки в отеле 3* — 65 евро на человека
Две доп.ночи в Питере на обратном пути — оплата на месте при заезде
Питер-Москва купе — 2400р
Итого — 55 000 рублей/чел — стартовые затраты
1.2. Финскую визу получали самостоятельно в визовом центре на Каширке — это был стресс: оператор нашел кучу недостатков в документах. Составление детального плана поездки с подтверждающими документами обязательно. Выписка со счета жены-пенсионерки не подошла, требуется отчет о движении денег, пришлось писать спонсорское письмо. Семейная страховка из Сбера тоже не понравилась — требуют одиночные полисы. Через 2 недели нам с женой визы дали на год, дочке — на два, в письменном виде предупредили об обязательности страны первого въезда. Группе, формируемой в Питере, турфирма сама делала шведские визы — туристам дали шенген на 2 недели под поездку!
2. По итогу получилось расписание:
28.12.12 Москва-Хельсинки (ж/д)
29–31.12 Хельсинки-Порвоо (самостоятельно)
31.12 Хельсинки (утром посадка на групповой автобус + экскурсии).
Турку — Стокгольм (НГ ночь на пароме Силья лайн с группой)
01.01.2020 Стокгольм — Копенгаген (полнодневный перегон с паромной переправой через пролив Эресунн + ночевка)
02.01. Копенгаген (полнодневная экскурсия + вечером посадка на паром)
02.01–03.01 Копенгаген-Осло (великолепный ночной паром DFDS Seaways)
03.01. Осло (экскурсионка) + Швеция (долгий вечерний перегон)
03.01.-04.01 Эксильстуна (ночевка) + Стокгольм — Сигтуна (экскурсионка)
04.01–05.01 Стокгольм — Турку (восхитительная ночь на пароме Викинг лайн)
05.01 Турку- Хельсинки — Питер (трансфер с переходим границы)
05.01–07.01 Питер (экскурсионка самостоятельно)
(Музей железных дорог, Крыши, Музей Спаса на крови, Подъезды, Эрмитаж)
Поезд специально брал не Лев Толстой, чтобы прибыть в Хельсинки утром. По отзывам, на Толстом погранцы проходят по купе утром во время движения, а потом проводники еще и завтрак подают, но прибытие днем. Существует вариант ночного поезда до Питера, а затем дневной Аллегро до Хельсинки. По цене такая сборка равна цене прямого билета нефирменного поезда.
Не все оказалось гладко — поезд проходил границы ночью, стоял у каждого столба часами, и процедура затянулась на полночи, лишив сладкого предутреннего сна. Финны допрашивают о маршруте с пристрастием: куда едешь, в какие города, название отелей. Требования о стране первого въезда и «стране основного пребывания» — той стране шенгена, в которой проводишь большее количество ночей при открытии данной визы, — это не выдумка, а суровая реальность.
3. ХЕЛЬСИНКИ. На ж/д вокзале есть камера хранения (вошел в зал, поворот направо на 90*, через 30 м еще один поворот направо, и вниз). Ячейки за 4 евро — маленькие, за 6 — большие, есть и огромные. По-русски /английски/ фински прописан запрет на хранение алкоголя в багаже, как контролируют, не знаю. Помня о негуманных ценах на алкоголь, везли его с собой, в финке докупали только пиво (оно не дешевое и не вкусное). На нижних этажах — магазины, цены чуть выше, чем в городе, но незначительно.
3.1. Отель выбирал рядом с центром по цене и отзывам. Ценник Omena Hotel показался не самым гуманным, но, по совокупности, для финки оптимальной — жаль, без завтрака. При бронировании смущало одно — в отеле нет ресепшн, вход по паролю, присланному за сутки до вселения. Связь с персоналом только по е-мэйлу, причем ответы на вопросы поступают с опозданием на много часов. Процедура доступа в отель до самого конца внушала беспокойство — как сработает присланный код?
Однако, все прошло без проблем, правда, поначалу корпус попутали. Номера оказались тихие, просторные, функциональные: все есть, даже чай-кофе-чайник, вайфай, оформление — хайтековский минимализм. Зачетное место, правда, отсутствие персонала и множество дверей на кодовых замках вызывает недоумение. И еще: заселение только с 16–00, оставить багаж до заселения, или после чек-аута — нельзя.
3.2. «3 голых кузнеца» — известный памятник неподалеку от вокзала — символ нелегкого труда работников наковальни и кувалды. Есть и легенда -ведьма пообещала выдать свою дочь за того, кто выкует «счастье», вот кузнецы и подрядились. Кстати, мужики голые, но это не связано с сегодняшней эпидемией гомосятины, просто финны смотрят на наготу абсолютно индифферентно. Есть шутка, что это налогоплательщики при сдаче ежегодной декларации — голые и усталые.
3.3. Главная автостанция Хельсинки — Камппи, близко от ж/д вокзала, там имеется камера хранения, рядом крупные сетевые супермаркеты. Автобусы располагаются на двух уровнях наземном и подземном, автобусы в а/п тоже отсюда.
Проезд (по центру) в городском метро/автобусе /трамвае /пароме в Свеаборг — 2,8 евро в автомате, но 4 евро — у водилы. Билет действует 80 минут, можно делать пересадки. Есть скидки для пенсионеров, но нам их не дали.
3.4. Цены в Финляндии не самые маленькие. Больше всего магазинов сети K-market, но Lidle дешевле всех. Когда ехали, думали — вот уж закупимся дешевой санкционкой нахаляву, но, не тут-то было:
Вода 1,5л — 1,6- 2,3 евро
Пиво 3–5 евро в магазине, 5–8 евро в кафе
Сыр (бри /козий) — 2–4 евро за 200гр
Очень вкусная селедка 2,5–5 евро за баночку
Финская уха 7–15 евро
Горячее блюдо в кафе — 10–20 евро
Горячее в ресторане — 20–40 евро
Семга соленая — 30–50 евро /кг
Красная икра (недорогая) — 17–25 евро за 0,5л
3.5. Главной фишкой финского гурманства считается элитная финская уха Лохикейтто. По сути, это не уха, а очень густой «гуляш» из семги, картошки и небольшого количества рыбного бульона, заправленного густыми сливками.
В порту кораблик-ресторан: уха 12 евро, но вид не понравился. На Старом крытом рынке — много кафешек, в самом дальнем уха по 13,5, и очередь стоит. Именно то, что надо! Без сомнения, блюдо восхитительное, и катастрофически сытное, объелись до невозможности. В другие дни ели на фудкортах: напротив ж/д вокзала — торговый центр с отличным выбором кафе
Та самая знаменитая и очень вкусная финская уха
3.6. Хельсинки не слишком богат на достопримечательности, могу предложите классику на выбор:
3.6.1. Крепость Свеаборг https://www.suomenlinna.fi/ru/ (паром из порта — 5 евро /день) Поездка на полдня
Президентский дворец, Порт и старый Крытый рынок — угоститься ухой Лохикейтто и бутербродом с сифудом — объедение! (14 евро + 6 евро)
Эспланада (прогулка)
Библиотека Рикхардинкату
3.6.2. Сенатская площадь с Кафедральным собором и Памятником царю Александру, которого здесь сильно уважают
Старинная Национальная Библиотека (напротив левого крыла собора)
Городской музей на Сенатской площади (говорят, бесплатно)
Православный Успенский собор на скале (хорошая смотровая на город)
Отель-«тюрьма» Best Western Premier Hotel Katajanokka
3.6.3. Остров Сеурасаари с музеем Seurasaari Open-Air Museum (2–4 часа)
(авт. 24 — остановка на пр. Маннергейма в 150 м от вокзала)
Памятник композитору Сибелиусу (по пути обратно)
Улица Хувиланкату — разноцветные дома в районе Эйра (все тот же авт.24)
Возврат в центр по Маннергейму в сторону вокзала
Университет. Университетская библиотека
Художественный музей Атениум https://ateneum.fi/?lang=ru билет 17 евро
Национальный музей Финляндии — билет 14 евро
https://www.kansallismuseo.fi/ru/kansallismuseo/kansallismuseo-2
Церковь в скале Темппелиаукио (если вдруг хватит сил)
3.7. Порвоо — небольшой, но очень колоритный и старый городишко в 52 км от столицы. Ехать от Камппи, стоимость — 7–9 евро в один конец, в зависимости от компании, в пути меньше часа.
Исторический центр маленький, но погулять интересно. Рекомендую очень приятную кафешку Restaurant Hanna-Maria https://hanna-maria.fi/en/ в финском кантри-стиле для сытного и вкусного обеда. Комплекс — горячее (мясо /курица / рыба) + гарнир + салат + чай/кофе за 11–14 евро. Уютный зал, отменный выбор, вкусно по-домашнему, очень сытно, огромные порции, русскоговорящий персонал. Ушли довольные и умиротворенные.
- ПАРОМЫ:
4.1 На линиях Финляндия — Швеция конкурируют две компании ВИКИНГ лайн и Таллинк Силья Лайн, их паромы уходят прямо из центра Хельсинки до Стокгольма, очень удобно. Но, для длинных групповых туров дают только Турку-Стокгольм, это очень неудобно. Дополнительный 2х часовой автобусный прогон до Турку + крайне неудобный процесс посадки на паром + время на борту парома сокращается на 3–4 часа, что очень критично в НГ-ночь. Паром очень рано приходит в Стокгольм. Кстати, мало кто знает, паромы в середине ночи делают очень короткую остановку на Аландских островах в Мариехамн.
- Каюты на всех трех паромах я брал без окна (все равно ночью ничего не видно), но, обязательно выше ватерлинии и грузовой палубы, где стоят автобусы и машины. Все каюты похожи на ж/д купе с 4 полками в два яруса (нас было трое, но везло — подселения не было), душ и туалет тоже в каюте. Конечно, есть и лучшие каюты — 2-местные с окном, или даже с балконом, но это сильно дороже.
- До недавнего времени о Викинге слышал много плохого, типа его паромы менее комфортны, чем Силья. Однако, по результатам тура Стокгольм-Турку, Силья лайн могу оценить на тройку с огромным минусом — сегодня это очень плохо. Посадка, расписание, развлечения, питание, контингент в НГ — это что-то ужасное, да еще и вино бодяжное наливают — я траванулся в НГ-ночь.
4.2. По итогу Викинг показался на 5 баллов, это великолепно, особенно ресторан и выбор блюд прекрасен. Конечно, его не сравнить со сказочной скатертью-самобранкой 10-летней давности на Силья лайн, но очень достойно.
Качка: до Стокгольма суда ходят по Финскому заливу, он мелководный и волнение там обычно небольшое, качка бывает, но маленькая. Хотя, можно вспомнить крупнейшую в истории катастрофу Эстонского парома «Estonia» (он побывал под управлением «Viking Sally», «Silja Star», «Wasa King»). В 94г на Балтике разыгрался дикий шторм, в результате чего сорвало замки передней аппарели судна, и оно затонуло — погибло почти 900 человек — но это редкость.
- ШВЕЦИЯ — ДАНИЯ. По карте расстояния между столицами небольшие, дороги прекрасные, но как же долго надо ехать от Стокгольма до Копенгагена. Путь 650 км лежит через всю Швецию до Хельсинборга, а там короткая паромная переправа в Данию через пролив Эресунн. Туравтобус с остановками преодолевает этот путь за 11,5 часов.
Однако, есть и другой путь — через знаменитый мост между Мальме и Копенгагеном. Это самый длинный в Европе совмещённый автомобильно-ж/д мост-тоннель через пролив Эресунн. Как пишут, мост очень необычен, но, гид сказал, что при мощных ветрах движение по нему закрывают, и тогда приходится делать крюк 150 км на паром.
6. В Копенгагене ночевали в Scandic Hvidovre Hotel Kettevej, разместились в 4х местном номере на троих: расселение практически мгновенное, тишина, удобно, комфортно, уютно, не жарко. Редко встретишь такое место, где чувствуешь себя, как дома. Жаль, от центра далековато, ибо отель, по сути, за чертой города — на такси минут 20. А уж завтрак восхитил до глубины души — вообще нечто потрясающее: на столах санкционные сыры, семга, селедка, грибы, фрукты, сушеные ягоды, сгущенка, а еще и вкуснейшие булочки, лучше которых я давно не едал. Для ночевки (при наличии машины) невероятно удачный вариант — смело рекомендую.
окончание следует…
Теги:
Культурно-познавательный туризм