У каждого города есть начальный пункт истории. Пройдёмся по местам, где изначально возник Яцкий городок.
Часто города возникали возле рек, такой рекой для нового города стал Яик (ныне Урал).
У каждого города есть начальный пункт истории. Пройдёмся по местам, где изначально возник Яцкий городок.
Часто города возникали возле рек, такой рекой для нового города стал Яик (ныне Урал).
Начинался город Уральск, который в пору своей молодости звался Яицким городком, с поселения на месте слияния рек Яик и Чаган. Пока город звался Яицким городком, то далеко от этого места, называемого Куренями, он не ушел. Этот район сохранился до сих пор, пройдёмся по Куреням.
Они практически не поменялись, только дома стоят теперь большей частью не деревянные, а кирпичные.
В XIX веке был сильнейший пожар и много деревянных зданий Уральска сгорели. Да и в XX веке многие здания поменяли свой облик, а зачастую и были снесены, чтобы на их месте появились новые.
Хотя полуразрушенные зданий и до сих пор существуют.
Но одноэтажный характер в общем сохранился.
В старинной казачьей песне поётся:
«На краю Руси обширной,
Вдоль уральских берегов,
Поживает тихо, мирно,
Войско кровных казаков.
Знают все икру Урала
И уральских осетров,
Только знают очень мало
Про уральских казаков».
Эта песня написана уже после казни Емельяна Ивановича Пугачева 10 января 1775 года на Болотной площади в Москве. Через пять дней после его смерти указом императрицы Екатерины II Яицкий городок переименовали в Уральск, реку Яик — в Урал, а Яицкое казачье войско — в Уральское. Так завершилась история Яицкого городка и началась история города Уральска.
В наследство Уральску досталась неразбериха с датой основания города. 1584 и 1613 — какая дата правильнее, точно сказать никто не сможет.
А с историей происхождения яицких казаков — сам чёрт ногу сломит. Письменных источников из дали времён нет, все основано лишь на легендах, преданиях и догадках, которые противоречат друг другу.
Есть версии происхождения яицких казаков от варягов, чёрных клобуков, торков, берендеев, новгородских ушкуйников, кипчаков. И каждая версия сопровождается доказательствами. Только истина где-то бродит между этими версиями и вряд ли найдёт ли правильную дорогу когда-нибудь.
В советское время была популярной версия, что яицкие казаки появились из беглых людей, но данная версия не выдержала проверки временем.
Донские казаки продвигали версию, что все казаки произошли от донских. Только вот факты не срастались. Вице-адмирал Крюс в 1703 году писал: " Донских, запорожских, малороссийских казаков можно почитать за один народ по сходству образа жизни, домостроительству, одежды и богослужения. Но ни по одному из указанных признаков, добавив к тому же песни, говор, легенды — яицких казаков включить в эту семью не представляется возможным».
На Яике сохранилась песня:
«На острове Камынине,
Братцы, старики живут
Старики, братцы, старожилые
Они по девяносто лет.
С покоренною Золотой ордой
Старики, братцы, во ладу живут».
А ведь еще Карамзин предполагал, «что казаки старше Батыева нашествия». По одной из версий бывшие ордынские казаки, охранявшие переправы вдоль Яика, после распада Золотой Орды стали самостоятельным казачьим войском. Не противоречит этому версия о происхождении яицких казаков от чёрных клобуков. Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей, а после завоевания Руси Батыем часть их была переселена в Поволжье и Молдавию. С этой точки зрения сказка «Гуси-лебеди» — это отражение набегов ордынских казаков, служивших Золотой Орде. Уведенные в полон дети тоже становились казаками. Слово «каз-ак» в переводе с тюрского означает гусь белый, как вариант — лебедь белый. В уникальном «Словаре говора уральских (яицких) казаков» под редакцией Н. И. Малечи говорится следующее: «КАЗАРА, казарра, -рре, собир., иногда шуточно или пренебрежительно, — уральские казаки». И как тут не вспомнить гуся-казарку…
Все мы помнил из курса истории про Куликовскую битву, что перед ней по преданию состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Темир-бея) с иноком Александром Пересветом и оба погибли. У яицких казаков по этому поводу есть другая версия: «В стары времена Расея была земелька небольшая, слабосильная». Попросил царь (князь Дмитрий) помощи у яицких казаков. Но было их всего 300 человек. И послали в помощь трёх рыцарей, которых звали Иван Пыжала, Иван Шатала и Иван Клад. На всякий случай с ними четвертый поехал Иван Бирючьих-Лап. Приехали рыцари-казаки на Куликово поле, а там татары выслали трёх поединщиков, каждый с ног до головы железом покрыт, и требуют поединщиков с русской стороны. Недолго думая наскочили на них наши Иваны и через мгновение головы басурман висели на казачьих копьях». Интересная интерпретация…
Еще сказка — предание: Согласно русской летописи, Тамерлан был выходцем из яицких «татарских» (казачьих) старшин: «сей Темир -сын старейшины некоего от заяицких Татар». Яицкий казак был Хромой Тимур, а не потомок Чингисхана. Никогда бы не подумал…
У яицких казаков было поверье: для свершения задуманного надо трижды произнести: «Яик-Горыныч сделай, чтобы так было». А какие ласковые, добрые, с любовью сказанные слова посвящали они реке:
«Яик ты наш, Яикушка
Яик, сын Горынович!
Про тебя ли, про Яикушку
Идет слава добрая,
Про тебя-ль, про Горыныча,
Идет речь хорошая.
Золочёно у Яикушки
Его было донышко,
Серебряны у Яикушки
Его были краешки,
Жемчужные у Горыныча
Его круты бережки» .
Про происхождения прозвания у реки даже сказка есть: «Жили-были у реки трёхглавый злой змей- ящер Горын и лесной человек Див. Все ящера боялись, только Див его не страшился и регулярно отнимал у Горына осетров, которых тот ловил в реке. Кормил рыбой, а также кореньями, ягодами и мясом, добываемыми в лесу, свою жену Дивину и семерых детей. Пришла в голову Горыну навязчивая мысль, если семеро дивят вырастут, то он вообще голодным может остаться. И созрел у ящера план, надо всех их убить. Но когда ночью подполз к пещере, где жил Див со своей семьей, то залаяла собака и спугнула Горына. Пришел Горын к диву и предложил обмен: сорок самых больших осетров да в придачу белугу и кучу севрюги с икрой за одну собаку, ну уж больно хочется ему собачатиной полакомиться. Див решил, что у Горына крыша поехала: одну худую собаку на целую гору пищи поменять. Заодно попросил у Дива его палицу, чтобы крупных осетров и белуг ею бить. Простодушный Див согласился, а ночью его с женой Горын убил, только детишки успели убежать в лес. Горын в отсутствии конкурентов стал владельцев реки на многие годы. А река с тех пор стала называться Яик Горыныч».
Себя казаки кликали Горынычами. Почему яицкие казаки звались Горынычами, объясняла версия о происхождении от торков и берендеев. Мол, те спустились с гор на Яик и остались здесь жить. С гор — значит Горынычи.
Яик был кормильцем казаков. Академик Паллас, наблюдавший рыболовство на Яике писал: «Главный промысел и упражнение яицких казаков состоит в рыбной ловле, которая нигде в России столь хорошо не распоряжена и законами не ограничена, как в здешнем месте».
Обычно ловили рыбу 4 раза в год. Первый раз в январе — багренье, когда пробивали лёд и баграми вытаскивали рыбу.
Второй раз в мае — севрюжий, ловили только севрюгу, которая в июне уходила в море.
Третий раз в октябре — плавня.
Четвертый лов в ноябре ловили мелкую частиковую рыбу для засолки.
А сейчас творится бесконтрольный браконьерский отлов рыбы, когда Урал полностью перекрывается сетями и забирается всё подряд. Если так будет продолжаться, то в Урале рыбы скоро совсем не останется. И уйдут в область воспоминаний рассказы, как на базаре рыбу возами продавали. А белугу, севрюгу или осетра можно будет только в музее в виде набитой тушки видеть.
Яицкие казаки были людьми свободолюбивыми и не женились, эту традицию нарушил атаман Гугня, взявший себе жену из татар. Она известна в истории войска как «бабушка Гугниха» и первый тост казаками произносился «За здравие бабушки Гугнихи» , почитая её праматерью своею, первой оставшейся в войске женщиной.
Яицкие казаки были старообрядцами, из-за этого большая часть казачества не поддержала Степана Разина, который по их мнению отступил от старой веры. Сохранились в Уральске книги, выпущенные еще до раскола и бережно сохраненные да наших дней.
В русских документах отрывочные упоминания об яицких казаках появляются лишь в середине XVI века. Во взятии Казани в 1552 году участвовало 500 яицких казаков. В 1557 году яицкие казаки разорили столицу Ногайской Орды, одного из осколков Золотой Орды, город Сарайчик, о чём ногаи жаловались московскому царю Ивану Грозному. В 1586 году казаки разгромили ногайский город Хозячен-Улус. В 1591 году опять ногайский князь Урус пожаловался новому московскому царю Федору, что «много нам лиха причинили». На самом деле ногайцы сами регулярно беспокоили набегами русские и казачьи земли. Им повезло, решение войскового круга на Яике отправило Ермака сотоварищи в Сибирь, а не на полный разгром Ногайской Орды.
Начиная с 1591 года, яицкие казаки начинают сотрудничать с Москвой постоянно. Согласно Краткой хронике Яицкого (Уральского) казачьего войска с 1591 по 1905 год они участвовали в 36 походах, не считая полицейских мер и походов, в которых участвовало менее 500 человек. Причём при совместном участии с правительственными регулярными войсками и казачьими формированиями других областей, яицкие казаки только в 3-х крупных боевых операциях (войнах) потерпели поражение.
Во время Смутного времени яицкие казаки не участвовали в событиях. В 1613 году царем Михаилом Фёдоровичем Романовым казакам Яика была выдана «Владенна грамота» на право пользования рекой Яиком… с вершин до устья, и впадающими в нее реками и притоками, рыбными ловлями и звериной ловлею, а равно и солью, беспошлинно, также крестом и бородою». Правда сгорела грамота в пожаре, а дубликата никто не выдал больше. В качестве жеста доброй воли они не мешали стрельцам арестовать на Яике Марину Мнишек, бывшую русской царицей 10 дней и привезшую первой в Россию вилку, и казачьего атамана Ивана Мартыновича Заруцкого. При этом с самого зарождения, Уральское войско проявило себя как войско свободолюбивое и оттого по мнению царских властей бунтарское. Всё время возникали трения с центральным российским правительством. Яицкое казачье войско имело дипломатические и торговые отношения с Хивой, Бухарой, Персией. Россия общалась с казаками как с иностранным государством через Посольский приказ. А в 1720 году Пётр Первый чуть не разогнал Яицкое казачье войско.
Самое старое здание Уральска — это собор Михаила-Архангела или Старый Собор.
В своё время был построен новый Собор — Собор Александра Невского, взорванный после революции.
Когда Пугачев начал своё восстание, то сначала он не смог взять Яицкий годок. Даже после занятия города укрепления, возведенные вокруг собора Михаила-Архангела, не смогли взять ни его атаманы, ни сам Емельян Иванович. Не помогли даже пушки.
Батальон солдат во главе с подполковником Симоновым и капитаном И. Крыловым (отцом баснописца Крылова) успешно отразил все атаки повстанцев. Зато «царь Петр III» женился в Яицком городке на яицкой казачке Устинье. Недолго было счастье молодых — сам Александр Васильевич Суворов был послан на борьбу с мятежником. И в собор Михаила-Архангела Пугачёв все же попал, но в качестве узника, именно в соборе проводились допросы. Затем узника посадили в клетку
и отправили по этапу, на казнь.
Укрепления вокруг Старого Собора давным давно не существуют.
Дом атамана Толмачева, где останавливался Пугачёв во время пребывания в Яицком городке, не сохранился. В своё время кто-то пустил слух, что в его стенах спрятаны сокровища Пугачёва. Один богач купил его, раскатал по брёвнышку, но ничего не нашёл. Легенда утверждает, что в казне атамана были несметные сокровища татарских и башкирских ханов. Но ни огромный бриллиант, ни лошадиная попона, расшитая тысячами сапфиров и рубинов, не найдены. Говорят, что сокровищами интересовался Никита Сергеевич Хрущев, даже экспедицию организовывал, но ничего не нашли.
Зато сохранился дом отца Устиньи Кузнецовой.
В нём сейчас располагается музей Е. И. Пугачева. В музее есть копия знаменитого портрета самозваного царя Петра Федоровича, который написан поверх портрета его «жены» Екатерины II. Мне же больше нравятся эти два портрета молодых и красивых Емельяна и Устиньи.
Петропавловский собор, где венчался Пугачев, был сожжен в 1776 году по приказу Екатерины II, потом его восстановили,
но в тридцатые годы прошлого столетия окончательно доломали.
На его месте находится площадь Пугачева и сквер с памятником Пушкину.
В музее «Старый Уральскъ» есть макет собора Петра и Павла (1:100), красивый был собор.
Урал и Чаган продолжают течь, как и сотни лет назад, только мельчает Урал с каждым годом.
На трассе Уральск — Гурьев через Чаган построен автомобильный мост,
Да и других мостов — автомобильных, железнодорожных и пешеходных — много сейчас переброшено через Урал и Чаган.
А вот зданий, построенных в Уральске в XIX веке, сохранилось множество. Но о жизни Уральска после переименования из Яицкого городка как-нибудь в следующий раз.