В первый раз я услышала про город Лион на уроке истории. Знаменитые восстания лионских ткачей 1831 — 1834 годов ознаменовали начало рабочего движения в период Промышленной революции. Каким-то непостижимым образом эти события не ввергли страну в полномасштабный мятеж. Франция отряхнулась и двинулась вперёд в процветающее буржуазное будущее.
Однако, история города началась намного раньше. За много сотен лет до изобретения ткацкого станка, а именно в 43 году до н. э. римский сенат распорядился создать поселение для беженцев, которые были изгнаны из Вены и расположились лагерем при слиянии рек Сона и Рона. Город назвали Лугдунум в честь кельтского бога Лугуса. Лугдунум был основан в соответствии с политикой создания поселений в недавно завоеванных районах с целью обеспечения стабильности. Инициатива принадлежала не кому иному, как Юлию Цезарю.
Из Анси в Лион мы отправились по железной дороге. Насладившись с утра французскими круассанами, купили билет в автомате на вокзале и успели как раз к отправлению скорого в 7:53. Два часа пути пролетели незаметно. Пейзажи за окном радовали глаз. Дорога идёт вдоль берега озера Лак-дю-Бурже. На пригорке видны башни бывшего цистерцианского монастыря Альтакумба.
Экскурсию по городу решили начать с холма Фурвьер. Вокзал Пар-Дьё (Part-Dieu) находится довольно далеко от исторического центра, поэтому спустились в метро. Купили сразу два билета: туда и обратно.
Именно на холме Фурвьер размещалось римское поселение Лугдунум. С тех времён сохранился античный театр построенный около 15 года до нашей эры. Один из первых театров римской Галлии мог вместить до 10,000 зрителей. По сей день здесь проходят летние представления.
Фурвьер часто называют холм, который молится, в противоположность холму Круа-Русс, который работает. Помните лионских ткачей.
Часовня Сен-Томас является старейшей частью святилищя Фурвьер. В 1168 году на руинах римского форума Траяна была построена часовня. В XIX веке по инициативе кардинала де Бональда на колокольне часовни была воздвигнута золотая статуя Богородицы, а также принято решение о строительстве базилики.
Напоминающая средневековый замок Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер белым лебедем парит над городом. Работа над триумфальным зданием была начата в 1872 году и закончена в 1884 году. Автор дизайна, Пьер Боссан, использовал необычный для того времени романо-византийский стиль.
Четыре восьмиугольные башни названы в соответствии с четырьмя главными добродетелями: северо-западная башня представляет Силу, юго-западная — Справедливость; с восточной стороны северная башня представляет Благоразумие, а южная — Умеренность. Благодаря башням Базилика получила прозвище «перевернутый слон».
На холм мы поднялись на одном из двух старейших в мире действующих фуникулёров — F2. Дополнительный билет не покупали, просто пересели из метро на подъёмник.
Базилика поразила своей ажурной красотой. Тонкие порфировые колонны с резными шапочками. Лёгкая резная галерея кариатид в виде ангелов поддерживает фронтон.
На внутренней стороне башни Силы Иаков сражается с воинственным посланцем небес.
Бронзовые двери снять целиком не удалось. Они практически не закрываются.
Внутри Базилика сияла золотистыми сводами и яркими мозаиками.
Арки и колонны щедро украшены капителями, фризами, карнизами, статуями ангелов и святых.
Каждый сантиметр потолков, стен и даже пола в разноцветных узорах.
Оригинальные светильники и превосходные витражи.
Больше всего впечатлили мозаичные картины со сценами из истории церкви и Франции.
Перед базиликой Святого Петра в Риме на фоне золотого неба, Папа Пий IX провозглашает догму о непорочном зачатии. Вокруг него коллегия кардиналов: справа кардинал Печчи (будущий папа Лев XIII), на переднем плане, одетый в золотую мантию, кардинал де Бональ, будущий архиепископ Лиона. Францисканские монахи преподносят Папе серебряную лилию и золотую розу. Высокое собрание обнимает Колоннада Бернини.
Мозаика «Битва при Лепанто».
Битва при Лепанто была морским сражением состоявшимся 7 октября 1571 года, когда флот Священной лиги нанёс поражение флоту Османской империи в греческом заливе Патраикос. Композиция принадлежит художнику Шарлю Ламеру. Турецкие галеры Султана Селима II в. огне, полководцы Священной лиги преследуют врага. Папа Римский Пий V получает от Бога видение славной победы.
В цветовой гамме преобладают королевские синий и золотой.
Резная мраморная кафедра сияет белизной.
Трудно передать насколько всё вокруг нарядно. Создаётся ощущение праздника. Шею открутила разглядывая эту красоту.
Пора на воздух. С эспланады Базилики открывается вид на весь Лион. Мосты через Сону, что протекает у подножия холма, окружая средневековые и ренессансные кварталы Старого Лиона.
Однако, не спешите спускаться. Буквально в двустах метрах от Базилики находится Музей Галло-Римской цивилизации. Древние саркофаги, редкие скульптуры из бронзы, медали, монеты. И самое интересное — богатая коллекция римских мозаик.
В Музее проходили какие-то работы и нас пустили бесплатно. Работ мы не заметили, осмотрели всю коллекцию без помех.
К фуникулёру возвращаться не стали, решили пройтись пешком. Холм довольно крутой, но идти вниз легче, чем карабкаться наверх. Идём по улице, смотрим народ куда-то сворачивает. Заглянули, а там лестница. Вот это находка.
И вид такой приятный: справа Дом Лоретты (La Maison de Lorette), впереди Лионский Собор.
Собор Сен-Жан, штаб-квартира архиепископа Лиона, расположен на одноимённой площади Сен-Жан. Строительство собора длилось 300 лет с 1175 по 1480 гг. Первоначально для стен и фундамента были использованы обломки римских зданий с холма Фурвьер.
В 1562 году во время религиозных войн собор был разрушен кальвинистскими войсками барона де Адре. Следы разрушений видны и сейчас. Практически все фигуры украшающие фасад обезглавлены.
Если не обращать внимания на такие мелочи, фасад производит сильное впечатление. Выполненный в классическом готическом стиле с тремя богато украшенными порталами, колонны которых покрыты медальонами с библейскими и светскими сюжетами.
За большими дубовыми дверями в скрываются многочисленные сокровища. В отличие от других регионов Франции, регион Лиона не богат старинными витражами. Однако, в Лионском соборе сохранился ряд прекрасных образцов двенадцатого — пятнадцатого веков. Высоко над хором небольшая роза с восемью медальонами, из которых верхние три очень старые.
Семь больших окон апсиды с центральной панелью посвященной Искуплению, работа мастеров XIII века.
Витраж-Роза северного трансепта состоит из двух концентрических рядов по двенадцать медальонов в каждом. На медальонах изображены добрые и злые ангелы. В стороне изображён даритель витража Арно де Колонж, Канон.
Часовня купели крещения, под которой находится склеп архиепископов Лиона датирована 1623 годом. Картина Паломники Эммауса написана Жаном-Батистом де Шампань.
Жемчужина Собора — старинные астрономические часы. Часы впервые упоминаются в 1383 году и являются одними из самых старых в Европе.
Верхняя астролябия показывает дату, положение луны, солнца и земли, а также звезд в небе над Лионом. Часы были построены в эпоху геоцентризма, поэтому Солнце вращается вокруг земли.
Нижний циферблат показывает даты всех церковных праздников. Вот это-то нас и подвело. Даты были рассчитаны только до 2019 года и календарь нуждался в обновлении. По такому случаю часы остановили, и мы не смогли посмотреть как маленькие фигурки «оживают» изображая сцену Благовещенья.
Старейшая площадь Лиона, Сен-Жан является центром всего Старого города. В 1844 году на площади был построен фонтан в виде часовни со скульптурой Иоанна Крестителя, совершающего обряд крещения Христа. На горке чуть в стороне от Базилики видна металлическая башня. Башня «Tour métallique de Fourvière, схожая по дизайну со знаменитой Эйфелевой, была построена по случаю Всемирной Международной и Колониальной Выставки в Лионе в 1894 году. Поначалу смотровая площадка башни была открыта для публики. Сейчас же конструкция используется только в качестве антенны ретрансляции.
На узкой полосе вдоль правого берега Соны расположен второй крупнейший Средневековый и Ренессансный район Европы. Первой признана Венеция.
Старый Лион или Вьё-Лион (Vieux-Lyon) примечателен тесно стоящими домами в охряно-терракотовой цветовой гамме, моствыми из брусчатки, арками и внутренними дворами.
От площади Сен-Жан направились по улице… Правильно — Сен-Жан. На углу Нев Сен-Жан обратила внимание на старинный дом Солнца украшеный фигурами кукольных персонажей Гиньоля и Ньяфрона. Дом был построен в 1723 году.
Одна из самых необычных достопримечательностей Лиона — старинные трабули. Трабули — это крытые проходы между зданиями, позволяющие пройти с одной улицы на другую не выходя наружу. Они образуют второй внутренний город, невидимый со стороны.
Всего в Лионе около 500 трабулей. Неопытный турист войдя в Лионские трабули может легко заблудиться. Первые трабулы были построены в IV-м веке и использовались ткачами для перевозки тканей между мастерскими.
В настоящее время можно посетить около сорока таких переходов. Трабули бывают не только горизонтальные, но и вертикальные, соединяющие улицы с перепадом высот. Карту трабулей я распечатала дома. Заодно записала адреса некоторых из них.
Самая известная трабуль: Розовая башня, находится на улице Бёф. Найти внутреннюю трабуль не просто, нужно угадать за какой дверью открывается проход.
Нам повезло, первая же дверь привела во внутренний дворик, в углу которого высилась знаменитая башня.
У дома с башней длинная история. С 1541 года он принадлежал сборщику налогов короля Франции. В 1600 году здесь останавливался король Генрих IV.
«Maison du Crible — Tour Rose» — совершенно невидимая снаружи, является самым высоким зданием в районе Сен-Жан.
Подняться по винтовой лестнице не удалось. Остановила надпись — Частная собственность.
Очень хотелось задержаться в Старом городе, поохотиться за трабулями, но время поджимало. Пора отправляться в Прескиль.
Вся поездка описана в рассказе: Большой Швейцарский вояж. Обзор
Совет:
— Поездка в Лион из Анси и транспорт Лиона
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия