Красивый дом — это очень сложное понятие, людей, конечно специально учат строить красиво, но при этом никто еще толком не сформулировал что это такое. Воспользовавшись неразберихой, я скажу, что, путешествуя по долине Луары, я видел самые красивые дома за всю свою жизнь.
Прослыть красавицей среди простушек просто, но некоторым удается выглядеть лучше всех даже на подиуме конкурса красоты. Относительно небольшой замок Азей ле Ридо не уступит не одному из своих именитых соседей. Название шато не на слуху. Этого городишки даже в туристеровской библиотеке нет, поехали мы туда по совету случайных попутчиков, поехали и не пожалели.
Азей ле Ридо находится совсем недалеко от Тура, в котором мы остановились и это хорошо, дальше начинаются организационные трудности, к счастью преодолимые. Да в городке Азей ле Ридо есть железнодорожная станция, но это не та линия, которая идет на Нант и по которой поезда носятся на страшной скорости каждые десять минут. Это тихая захолустная железочка на Шинон. В Азей ле Ридо останавливаются только четыре поезда в день. Если разобраться зачем вам нужно больше? Особенно если учесть, что ехать полчаса, больше на остановках стоит чем едет. Четыре поезда в день, так четыре, главное, что расписание есть и можно заранее выбрать удобное для себя время.
Вторая мелкая трудность — это то, что станция находится вовсе не в центре города, а где-то посреди исторически сложившегося на протяжении последних десяти веков дачного поселка. Здание станции представляет собой старинное, задумчивое сооружение, совсем небольших размеров, которое давно стоит между полем и лесом и еще сто лет простоит, если ветра не будет. Опять же, безлюдье конечно, но, тоже ничего страшного. Идти пешком от станции до замка где-то тридцать минут, большая часть пути проходит по ухоженному, старинному французскому городу. Чтобы мне всю жизнь такие дорожные проблемы.
Городишко очень понравился. Вряд ли люди, которых мы там видели были местными жителями, скорее туристы, но это не важно, важно то, что им явно было хорошо. Даже пожилые пары вместо того, чтобы обижаться друг на друга по весьма важной причине, которую за много лет совместной жизни очень нетрудно найти, бродили по городу взявшись за руки с благостными лицами. Конечно, мы еще из советского детства знаем, что улыбаются «они» (иностранцы) не от чистого сердца, а от внутреннего своего глубокого ханжества, но в целом нам понравилось, то, что они хотели произвести на нас положительное впечатление.
Замок получил свое имя в двенадцатом веке в честь своего хозяина Ридо де Азея. Говорят, он был очень нехороший человек и звали его за глаза «Дитя Дьявола». Хотя еще вопрос, кто его так звал и был ли он ангелом?
Год 1418 сложился для замка неудачно, замок сожгли, мужиков в количестве 354 человека убили, теток изнасиловали, четкого учета не вели. Славные рыцарские времена… Да, все как у нас во времена разногласий Владимира и Суздали или Москвы и Твери, с той только разницей, что они все это аккуратно записали в амбарные книги и сохранили в архиве до сегодняшнего дня. Я бы не стал этого упоминать если бы замок после этого случае не переименовали в Азей ле Брюле.
Вот он парадокс французского языка. У нас все что на французском, то про безумную любовь или про изысканный обед, а то, что на немецком, то про войну и насилие. Слово «Брюле» очень трудно воспринимать с негативным оттенком, все время было Крем Брюле и это было хорошо, а тут вдруг оказалось пожарище, как-то это на немецком. Кстати, в американском тоже самое, если, к примеру, свинья положительный герой, то она на английском, а если отрицательный, то на немецком.
Лет через двадцать, после полного разрушения, построили замок краше прежнего, уже в том виде как он выглядит сейчас, а сейчас он выглядит хорошо.
Туристов до этих мест добирается мало, что повысило и без того хорошее настроение. Во дворе замка играла какая-то приятная музыка. Авторства мы так и не установили, что-то очень романтичное, звучало гармонично и хорошо дополняло картинку изящного замка, красиво отражавшегося в воде. Порадовало то, что звук был очень чистый, на улице это редко удается, все-таки динамики последнее время научились делать просто волшебные, как будто живая музыка играет.
Хотелось бы еще немножко солнышка и такие маленькие, беленькие облачка, чтобы подчеркнуть голубизну неба. Но просить еще что-то было бы уже наглостью. Дождь так и не собрался, хотя вполне бы мог и на том спасибо.
Замок расположен на острове небольшой речки Эндр. Говорят, когда Бальзак увидел этот замок он воскликнул: «Это бриллиант в оправе вод Эндра». Врут, скорее всего, слишком высокопарно для Бальзака, но это не важно, в целом утверждение верное.
Замок очень умело вписан в окружающий пейзаж. Основной реки практически не видно, но ее присутствие уверено ощущается. Вода, которую вы видите на фотографиях, прямо у стен замка — это пруд. Пруд проточный, перепада высот по длине острова хватает, чтобы ручьи выходящие и выходящие из пруда были достаточно шустрые. В них плавает крупная форель.
Остров совсем не велик по площади, но из-за того, что по его периметру растут огромные деревья создается впечатление, что замок окружен вековыми лесами и бескрайними озерами.
Я не очень люблю смотреть интерьеры замков, обычно они достаточно однотипны. Стоит некая старая и пыльная мебель, причем в общем случае она не так чтобы красива, вычурна очень, об эргономичности даже разговора нет. В Азей ле Ридо интерьеры мне понравились. Их очень оживляют дамские наряды, причем преподносятся они очень динамично.
С удовольствием посмотрел кухню. Кастрюли и сковородки если честно удивили. Мало того что они медные, т. е. с очень высокой теплопроводностью, они еще и тонкие, замучишься мешать. Добавьте к этому то, что температура огня от дров гораздо выше, чем от газа, подгорать все должно было просто жутко, то-то они такой толпой на кухнях толклись. К каждой кастрюле нужно приставлять повара — мешальщика.
В каминных залах стоят несколько машин с явно развлекательными функциями.
Сначала хотел написать, что трудно себе представить как люди обходились без телевизоров, а потом вспомнил, что лет двадцать я прожил вообще без компьютера и совсем не грустил. Привыкаешь наверно.
В разных комнатах размещена мебель разных эпох, можно посмотреть, как дизайн помещений выглядел в развитии. Меня всегда больше всего удивляли кресла. Возьмите, самолет на нашей памяти конструкцию кресел меняли раз десять и каждый раз они становились вроде как лучше. Почему люди не смогли сразу оптимизировать форму кресла совершено не понятно. Да телефоны тоже быстро меняются, но это прямое следствие новых научных открытий и новых требований потребителей. Форма кресла не связана с развитием науки, размещаемый на нем объект в своем средневзвешенном виде, по сути, все тот же, а изменения, чуть ли не ежегодные.
Над камином королевская саламандра явный намек на Франциска I, который здесь ни когда не жил.
Приятно, что имитация старинности здания продумана до деталей, посмотрите на окно на фотографии ниже. Конечно, оно из современных материалов, но выглядит так как будто сделано из мелких пластиночек слюды, как это было на момент строительства замка.
С большим удовольствием полазал по чердакам. Хорошо видно, что сначала люди научились строить корабли, а потом перенесли свой опыт на строительство крыш больших зданий. Здесь полный набор всех шпангоутов и рангоутов, если шато перевернуть, можно отправляться в плавание по Эндру.
В целом я бы положительно оценил интерьеры Азей ле Ридо, здесь видишь то, что ожидаешь увидеть в старинном французском замке. Думаю, реально все выглядело иначе, гигиенические и эстетические требования тех времен сильно отличались от наших сегодняшних. Достаточно сказать, что в замках жили собаки, постоянно находилось огромное количество прислуги, на кухне не было вытяжки, с пылесосами были проблемы, стирального порошка не достать… При этом скажем честно, совсем не многие туристы ищут сермяжной правды, большинство, и я в том числе, хотят подтверждения сформировавшегося в детстве образа.
Особенностью этой поездки по Франции для нас стала постоянная смена ритма жизни и времени, которое отводилось на осмотр достопримечательностей. Один день мы носились как угорелые с экскурсионным бюро, другой в одиночестве задумчиво бродили по самым уединенным уголкам, а некоторые даже умудрялись дрыхнуть на лавках в парках, для того чтобы светлые образы замка лучше усвоились.
Поездка в шато Азей ле Ридо была, пожалуй, самая медленная в этом нашем путешествии. Мы выехали из Тура где-то в семь утра и вернулись часов в пять вечера. Часа два потратили на дорогу, остальное время просто бродили по парку, замку, старинному городу, что-то ели, пили, слушали, смотрели, при этом я ни жалею ни минуты, времени потраченной в тот неторопливый день. Очень хорошее место, его нужно смаковать.
Теги:
Самостоятельные путешествия