Ну как же тебе рассказать, что такое гора?
Гора — это небо, покрытое камнем и снегом,
А в небе мороз неземной, неземная жара
И ветер такой, что нигде, кроме неба, и не был.
(Юрий Визбор)
Наше первое утро в Анси началось на рассвете. Прекрасный завтрак в полном соответсвии с названием был отложен на завтра. Сегодня же мы едем в Шамони. Небольшая альпийская деревня прославилась как столица первых зимних Олимпийских игр 1924 года. Однако, прежде чем возникло олимпийское движение, в Шамони родился новый вид спорта — альпинизм. О героях прославивших Шамони написано много книг, и вот наконец у нас появился шанс увидеть легендарное место своими глазами.
Из Анси в Шамони добирались с двумя пересадками. Долго изучала расписание транспорта. Получалось, что быстрее всего можно доехать поездом, который отправляется в 6:32 утра. Пересадка на станции La Roche sur Foron заняла 5 минут. Поезд в St-Gervais-les-Bains стоял на соседней платформе. От St-Gervais-les-Bains до Шамони ехали автобусом. Время в пути 2 часа 6 минут. Следующий такой же быстрый вариант предлагался только в 10:32. Вот и пришлось встать пораньше.
Автобус остановился у железнодорожной станции в центре деревни. Первым делом решили подняться на гору. Однако оказалось, что подъёмник на Эгюий дю Миди находится совсем в другом конце. Открыли карту и потихоньку двинулись в указанном направлении. Через несколько минут догоняет нас автобус, тот самый на котором мы прибыли, и водитель любезно предлагает подвезти. Не верьте всему, что говорят о французах, они милейшие люди. «Welcome to France» и заряд позитива на весь день.
Не знаю как, но в здание подъёмника мы попали с чёрного хода. Видим очередь, а между нами шлагбаум. Подлезли под ним и встали как порядочные в конец. Повезло, что впереди была только одна китайская группа. Ещё одно преимущество ранних прогулок.
Идея проложить канатную дорогу на вершину Эгюий дю Миди высотой 3842 метра — Téléphérique de l’Aiguille du Midi возникла ещё в 1909 году. Однако, её осуществление отложили до 1955 года. Канатка Шамони по сей день удерживает рекорд канатной дороги с самым высоким вертикальным подъемом: с 1035 до 3842 м.
Подъехала кабинка размером с автобус. Все побежали занимать место у окна. Стекло, к сожалению, оказалось сильно поцарапанным и фото не получились.
Через 20 минут вышли на высоте 3777 м. От станции канатки можно подняться ещё выше. На самую высокую террасу идёт лифт.
Вот тут уже дух захватило в прямом и переносном смысле — и от недостатка кислорода, шутка ли 3842 метров над уровнем моря, и от окружающих видов.
С террасы видны французские, швейцарские и итальянские Альпы. С одной стороны пронизанная расщелинами поверхность Гигантского ледника — Gеant Glacier.
С другой — мраморные иглы Эгюий Марбрес (Aiguilles Marbrées) (3535 м), а за ними как в чаше течёт ледник Талефр (Glacier du Talefre). Фестончатую гряду вокруг ледника возглавляет Эгюий Верте (Aiguille Verte) (4122 м).
Хребет Рошфор (Rochefort) с рожками по краям. На голой скале муравьишкой застыл скалолаз.
Как он только туда забрался?
Далеко внизу змейкой вьётся французская долина Арв.
И швейцарская — Валь Ферре.
На горизонте видна гряда Эгюий Руж (Aiguilles Rouges) или «Красные пики». Богатая железом порода окрасила скалы в красноватый цвет. Отсюда и название.
Нехватку адреналина восполнит аттракцион «Шаг в пустоту» (LE PAS DANS LE VIDE). Одеваете войлочные тапочки и пожалуйста в стеклянную кабину висящую над пропастью. Жаль фотографировать самим не разрешают. Понимаешь, что безопасно, а всё равно страшновато.
Ну, а что же самое главное, то ради чего мы проделали такой долгий путь? «Белая гора» Монблан гордо царит средь альпийских вершин. Монблан высотой 4809 м является самой высокой горой в Альпах. В 1757 году швейцарский ученый Гораций-Бенедикт де Соссюр предпринял первую неудачную попытку восхождения на вершину. Он также предложил вознаграждение любому, кто сможет её покорить. Спустя почти тридцать лет в 1786 году врач Мишель-Габриэль Паккард с проводником Жаком Бальма первыми поднялись на Монблан. Их успех ознаменовал рождение альпинизма.
Эгюий дю Миди застроена многочисленными террасами, лесенками, переходами. Когда гору обустраивали для удобства туристов, о сохранении природы не думали. Спохватились намного позже. В результате вершина горы буквально пронизана туннелями.
Одна длинная галерея длиной 32 м опоясывает весь центральный пик.
Идёшь внутри металлической трубы и вдруг оказываешься в снежной пещере.
Те кто одет-обут по погоде могут даже прогуляться среди сугробов. Судя по шлемам и моткам верёвки это группа скалолазов.
С платформы Эгюий-дю-Миди можно выйти на ледники «Белой Долины» — Vallée Blanche. На белом снегу люди кажутся маленькими тёмными точками.
Над Вале Бланш проходит панорамная канатная дорога, которая соединяет Эгюий дю Миди с Пойнт Хелброннер (Pointe Helbronner) в Италии. Мы решили сэкономить и над ледником не прокатились.
Однако самое экстремальное развлечение Белой долины — спуск на лыжах по целине. 20-километровый маршрут с вершины Эгюий-дю-Миди с вертикальным падением почти 3000 м среди уникальных альпийских пейзажей.
Судя по следам на склоне, желающих проделать знаменитый маршрут немало.
Стоим на террасе любуемся окрестностями. Вдруг над головой что-то застрекотало. Из-за горы показался вертолёт. Покружил над головами и исчез.
Пора и нам собираться. Наверху красиво, но и внизу есть что посмотреть.
На обратном пути удалось сделать фото Шамони через стекло. Возможно стенка кабинки обращённая к долине меньше страдает от мелких камешков и льдинок при подъёме.
Автобус наш давно ушёл, поэтому к вокзалу вернулись своим ходом.
Второе популярное место в деревне — ледник Мер-де-Глас. До ледника можно добраться на старинном поезде Монтенверс, остановка которого находится напротив главного вокзала.
В этот день нам не повезло. В кассе сказали, что доступ в ледяную пещеру закрыт. С другой стороны тоже неплохо, меньше туристов в вагоне.
Горная железная дорога Монтенверс, построенная в 1909 году, была первым туристическим объектом в долине.
История началась в 1880 году с открытия высокогорного отеля Grand Hôtel du Montenvers. Поначалу туристов в отель доставляли на мулах. Затем в 1892 году было начато строительство железной дороги. Местные жители не одобряли проект опасаясь, что он лишит рабочих мест гидов и погонщиков мулов и изменит лицо долины.
Электровоз тянет вагоны по склону Эгюий де Шамони на высоту 1913 метров.
Чтобы видеть всю долину сесть лучше с левой стороны.
Примостившаяся на скалистом склоне станция Монтенверс оборудована всем необходимым. Здесь даже есть кафе и ресторан.
День выдался солнечным и мы устроили пикник на веранде в компании вездесущих альпийских галок.
Известно ли вам, что эта птица семейства врановых самый высокогорный позвоночный организм в мире.
Со смотровых площадок открывается вид на ледник Мер де Глас и окружающие горы.
Свидетель бессчисленных подвигов покорителей вершин легендарный пик Эгюий дю Дрю (Aiguille du Dru). На склонах горы можно заметить, как из снежного поля бегут тонкие струйки водопадов.
Ледник Мер де Глас — «Море льда» является крупнейшим ледником Франции. Его длина достигает 7 км, площадь поверхности 40 км² и толщина до 300 м.
В 1741 году англичане Уиндхэм и Покок, несмотря на страшные легенды, стали первыми, кто посетил знаменитые «ледники Шамони», считавшиеся в то время домом демонов. Им также принадлежит первое описание и название ледника.
К леднику обычно можно подъехать по канатной дороге. Однако, сегодня кабинки висят неподвижно. Ледяной грот закрыт.
Когда дорогу строили ледник был намного ближе. С годами льды отступили и теперь от канатки нужно ещё спуститься по лестнице.
До ледника можно дойти и пешком, но мы решили, что лучше посидим на террасе.
Зашли в высеченную в скале Галерею Кристаллов. В музее собрана коллекция кристаллов и полудрагоценных камней, найденных в районе Массива Монблан.
На обратном пути долину уже покрыли тени от облаков. В горах нередко солнечная погода с утра после полудня сменяется облачностью.
Вернулись в Анси двумя автобусами с пересадкой в La Roche sur Foron. Поездка заняла 2 ч 44 мин. Из окна автобуса был хорошо виден ледник Боссон (Bossons Glacier).
По пути наблюдали происшествие. Горел автомобиль. Когда наш автобус проезжал мимо, на капоте машины было совсем небольшое пламя. Люди стояли неподалёку на остановке и никто ничего не предпринимал. Прошло минут 10–15. Пламя уже бушевало вовсю. Ни пожарных, ни полиции. В конце концов наш водитель куда-то позвонил. Я не поверила своим глазам, когда он вышел и направился к горящему автомобилю, чтобы разглядеть его номера. Так мы и уехали по окружной дороге никого не дождавшись.
Билет на Эгюий дю Миди стоил €63, на поезд Монтенверс — €33.50. Мы купили дневной проездной за €65 и он покрыл обе поездки.
Вся поездка описана в рассказе: Большой Швейцарский вояж. Обзор
Теги:
Самостоятельные путешествия