Уральск находится на слиянии двух рек Урала и Чагана, но большого городского пляжа, насколько я помню, нет до сих. При этом есть несколько оборудованных пляжей, а еще больше диких.
Когда я был маленький, то мы часто ездили на Урал в районе нынешней Стелы, там было очень сильное течение, а затем стали перебираться через старый автомобильный мост по ту сторону Урала.
Как раз за спиной виден азиатский берег Урала. Здесь было много мелких заливчиков. Там мы отдыхали, купались, готовили на костре пищу. Кастрюли и прочую посуду, чтобы не таскать с собой, закапывали в землю. Но осенью как-то не смогли прийти на место отдыха, весной же очертания берегов после очередного разлива поменялись.
В девяностые годы ездили купаться на бывший песчаный карьер, на Чаган, иногда на озеро Челкар.
В 2014 году побывали на Урале в районе Куреней, но купаться желания там не возникло.
Хотя туристы, расположившиеся на берегу мило отдыхали и на воду не жаловались, им нравилось всё.
Мы купались в Чагане на диком пляже невдалеке от пешеходного моста,
а также в городском парке имени Кирова.
Интересно, что запрещающий знак все дружно игнорируют.
Поговорив с сестрой и зятем, решили съездить на озеро Челкар, благо эту поездку я планировал еще в Саратове. Последний раз до 2014 года мы побывали на озере в 2003 году. За 11 лет произошло много, причём со знаком минус.
Произошли несколько землетрясений, самое сильное из них было 26 апреля 2008 года с интенсивностью в эпицентре 7 баллов. Челкар отступил от берега и стал мельче.
В 2014 году складывалось впечатление, что природа обиделась на озеро, в июле месяце здесь появились зелёные водоросли и купаться стало невозможно. Но к середине августа эта напасть пропала также стремительно, как и появилась. Потом пошалила песчаная буря, обычно на спокойном озере появились сильные волны и подхватили надувной матрас с подростком. Отряд водно-спасательной станции обнаружил его в 800 метрах от береговой линии. Люди стали опасаться ехать на Челкар, ведь о всех напастях писали в областных газетах. Но, несмотря на своеобразные шутки природы, всё же отправилось на озеро. Заодно совершили поездку из Европы в Азию.
Проехав через старый автомобильный мост через реку Урал — мы пересекли водную границу между Европой и Азией.
Перед мостом с европейской стороны стоит стела, где с одной стороны написано «Азия», а с другой «Европа».
Степь да степь кругом, если не считать дороги.
Самое главное, что изменилось — сделали асфальтированную дорогу от трассы прямо до озера и дальше до Сарыумира.
Хотя водители говорят, что некоторые участки дороги лучше, а другие хуже, но ужас дорожного движения прежних лет ушел в прошлое. Раньше ехать приходилось по грунту, пыль от впереди идущих машин стояла столбом до неба. Практически ничего не было видно, песок проникал повсюду и после приезда люди выходили из машин все в мелкой пыли, как-будто попавшие в песчаную бурю. А если здесь проходил дождь, то дорога превращалась в безпролазную грязевую тропу.
Степь полна живности, если куропатки и суслики благополучно избежали попадания в объектив фотоаппарата, по быстрому спрятавшись или просто сбежав с дороги, а водитель не хотел останавливаться, чтобы я сделал эффектный кадр, то другие были спокойнее.
Орёл сидел на пригорке и отдыхал,
а их телята играли в догонялки.
Больше всего было баранов,
в одном месте пришлось даже ждать, когда отара неторопливо пересечёт дорогу.
С появлением нормальной дороги исчез шлагбаум вместе с КПП по сбору денег, хотя домишко стоит заброшенный у трассы.
Челкар метров на сто, если не больше отступил от своих прежних берегов.
Если раньше, спустившись с обрыва, сразу попадали на берег и через несколько шагов ступали в воду, то теперь приходится проехать дальше по бывшему дну озера прежде чем достигнете воды.
А бывшее дно озера напоминает пустыню с чахлыми кустиками.
Об отступившей воде напоминают брошенные на берегу баркасы,
один из которых местное население использует в качестве коновязи.
Мы не стали ехать ближе к населённому пункту, а остановились чуть не доезжая гостевых юрт, на пустом песчаном берегу,
на котором уже расположились такие же автотуристы.
Некоторые видимо часто ездят на Челкар.
День был будничный, юрты пустовали.
Только одинокий джигит сидел и следил за ними.
Как-то вычитал, что юрта является уникальным архитектурным сооружением, обошел её со всем сторон — юрта как юрта, никаких особых изыском не обнаружил. Видимо у каждого своё понимание…
А день сложился для отдыха замечательный, солнце не столь безжалостно палило как обычно летом, да и ветра не было.
Хотя говорят, что есть места на Челкаре глубиной до 2 метров, но мне такие как-то не попадались. Обычная глубина на длительном протяжении 30–60 сантиметров.
Находясь у берега и тыча палочкой в дно, можно было увидеть как вырываются и поднимаются вверх пузырьки сероводорода. Врачи говорят, что вода озера полезна. Не нужно тратиться на дорогостоящие процедуры по отбеливанию зубов, достаточно прополоскать зубы 3–4 раза и получите белоснежную улыбку. Я лично не экспериментировал.
А вот истину по лечение челкарской водой кожных заболеваний и заживлению царапин проверяли наши соседи. Девушки намазались грязью с ног до головы,
мужчины были не столь фанатичны, ограничившись ногами.
В грязевой броне одна из девушек решила покататься на лошади, благо к этому времени подтянулись местные джигиты, предлагающие прокатиться за 100 тенге (20 рублей).
Мы же вволю накупались и позагорали. Заодно в спортивные игры на берегу озера поиграли.
А когда солнце стало садиться, то решили, что пора и честь знать, не век же гостить на озере, называемом степной жемчужиной. Окунувшись последний раз и полюбовавшись на начинающий закат,
собрались в путь-дорожку в Уральск. Удивительно, но до Уральска мы добрались быстрее, чем до Челкара.
А в дороге полюбовались закатом в степи.
Теги:
Автопутешествия