Если Вы приехали в Саратов по железной дороге и затем двинулись в сторону Волги по улице Московской, то через два квартала увидите красивые здания. Это замечательный архитектурный ансамбль Саратовского государственного университета.
По этому пути я впервые прощёл в 1976 году, когда поступал в Саратовский Государственный университет. С тех пор многократно здесь прогуливался. На этом раз прогулка будет посвящена познавательным целям, мы ознакомимся с архитектурным наследством Карла Людвиговича Мюфке, который сделал много для создания своеобразия архитектруного облика Саратова. Первое и, пожалуй, главное детище — Саратовский Университет, к которому мы подошли.
Всего Мюфке здесь создал 4 здания. Два из них принадлежат Саратовскому Государственному Университету, два — Саратовскому Государственному Медицинскому Университету. Когда-то это был единый университет, поэтому нумерацию привожу старую единую, если только с номерами не напутал. Современная нумерация с ней не совпадает. Серым цветом выделены корпуса Медицинского Университета
На улицу Московскую выходят фасадами первый Первый корпус
Вид второго корпуса со двора.
Позади второго корпуса находится третий корпус.
В центре городка находится четвёртый корпус. Так он выглядит со стороны Московской,
а так со стороны Большой Казачьей.
Интересны архитектурные детали на четвёртом корпусе.
Если присмотреться, то можно найти мудрую сову которая считается с античных времен символом познания, проницательности, мудрости и просвещения
и череп, ведь первоначально университет состоял из одного факультета — медицинского.
Эти первоначальные корпуса были спроектированы и затем построены специально приглашенным из Казани архитектором Карлом Людвиговичем Мюфке (1868 — 1933) с 1909 по 1915 года.
От университетского городка пройдём немного по улице Железнодорожной. В квартале от университетского городка на тихой улочке Железнодорожной располагается двухэтажное здание, изрядно потрепанное временем.
Сохранившаяся лепнина показывает, что это здание в своё время было построено с любовью.
На здании есть мемориальная доска в честь его создателя. Появилась она на здании в 1999 году.
Свой дом Мюфке построил в 1917 году в квартале от университетского городка из некондиционных материалов, оставшихся после строительства университета. Но прошло сто лет, а здание стоит до сих пор.
С этим зданием связана трагическая история. «В послереволюционные годы жилось архитектору тяжело, несмотря на его заслуги: «Однако совсем не похожими на эти и предшествующие годы, печальными и безрадостными оказались последние дни жизни талантливого, много поработавшего на своем веку архитектора. Возраст и семейные невзгоды давали о себе знать: то и дело донимали всевозможные болезни, да и старых друзей, с которыми бок о бок работал по возведению университетского городка, в Саратове становилось все меньше и меньше. Уединившись в небольшой квартирке самим же построенного из остаточного стройматериала университетских зданий дома по улице Железнодорожной, 23, отдаленно напоминающего архитектуру учебных корпусов университета, К. Л. Мюфке старался хоть как-то свести концы с концами. Время было трудное: в стране — голод, не хватало дров, чтобы согреть даже крохотные помещения. Многие не выдерживали и умирали, кто дома, не в силах встать с постели, а кто прямо на улице. Карл Людвигович, чтобы как-то продержаться и не умереть от голода стал заниматься художественной вышивкой, а потом готовые работы через посредников продавал на рынке. Этим он и кормился в то голодное время.»
Директор научной библиотеки Саратовского университета Вера Александровна Артисевич вспоминала: «В марте 1933 года Мюфке скончался. Это было страшное время. В городе тогда очень часто можно было видеть мертвых, которые лежали прямо на снегу. К. Л. Мюфке, как и многие другие в ту пору, умер от голода, от сильного истощения…».
В 1908 году Мюфке спроектировал и построил газовый завод, снабжавший корпуса Саратовского университета топливом. Такие тогда были времена, без центрального отопления и без многих, ныне привычных людям, удобств. Находился завод в четырёх кварталах от университетского городка.
А вот до клинического городка придётся ехать либо на трамвае 9 или 10, либо на маршрутках 55, 57, 58. Но это недалеко, минут 10 езды. Строительство ансамбля клинического городка под руководством Мюфке продолжалось долгое время и было завершено лишь после Гражданской войны. Сейчас появились новые корпуса, но первоначальные корпуса служат до сих пор: первый,
И здесь также есть отдельные интересные архитектурные детали.
Завершим нашу прогулку. Если надо вернуться на железнодорожный или автобусный вокзал, то туда идут много маршруток и автобус 18Д.
Примечание: Использованы цитаты с сайта https://elsso.ru/cont/ppl/78.html
Теги:
Самостоятельные путешествия