Совершив за выходные дни несколько трудовых подвигов, в понедельник мы отправились отдыхать в Троице-Сергиеву Лавру. Название привычное, но из всех трех слов реально до конца понятно только почему Сергиева, имя Сергия Радонежского все-таки на слуху. Мало кто на раз, два, три ответит почему во всех окрестных деревнях монастыри, а посередине ЛАВРА.
Понятие Лавры возникло в древние времена на территории современного Израиля и Греции. Монастыри там делились, по организационной системе, на две большие группы — лавра и киновия. Организационная модель лавры предполагала, что молятся монахи вместе, а деньги держат отдельно. В киновиях все средства монахов обобществлялись монастырем.
С тех пор прошло пятнадцать веков и многое изменилось, но схема, предполагающая обобществление средств, с последующим выравниванием социального положения так и осталась экономически неэффективной, хотя многими желанной. Так оно было и в древнем мире, лавры превратились в учреждения богатые, принадлежать к их братии становилось все более престижным, киновии беднели.
При этом понятно, что социальная структура киновий всегда была более привлекательна для настоятелей, а идея равенства легко пропагандируема, особенно среди беднейшей части населения. Как результат, все монастыри постепенно перешли на этот принцип организации, а само понятие лавры сохранилось за наиболее состоятельными и престижными монастырями, хотя и они по форме организации уже являлись киновиями.
В дальнейшем термин лавра многократно менял свое содержание, но при всех вариантах лаврами в православии называли наиболее почитаемые и состоятельные монастыри. Лаврой может быть только мужской монастырь. Серафим Саровский предсказал, что однажды женский монастырь станет лаврой, правда сразу после этого наступит конец света.
В огромной России только две лавры — это Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невская Лавра. Троицкий монастырь стал лаврой при попечительнице образования Елизавете Петровне. Почему то ее обычно воспоминают как любительницу охот и танцев, но не следует забывать, что именно при ней был открыт Московский Университет, проведена реорганизация военно-учебных заведений, вышел указ о расширении сети начальных школ, открыты первые гимназии, создана Академия художеств, а то, что она была хорошенькой и с детства здорово танцевала, так это только плюс.
В 1742 году, по указу Елизаветы Петровны, в Троицком монастыре была создана духовная академия, которая стала «кузницей кадров» для русской православной церкви. Через два года после этого для того, чтобы выделить монастырь из общего ряда ему был дан статус Лавры. Ура!
С лаврой вроде разобрались. Гораздо сложнее с Троицей. Сложно, потому что Троица, по канонам сегодняшнего христианства, вообще не подлежит человеческому осмыслению. Деление Троицы на понятие Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух чисто терминологическое, для понимания образа не годится и предназначено для домашнего использования бабушками. Троицу скорее можно сравнить с триединым образом Маркса-Энгельса-Ленина в научном коммунизме.
В рамках сегодняшней теологии все составляющие Троицы едины и равноценны. Да и в давние времена серьезные люди воспринимали ее как триединый образ, вспомните икону Рублева, ни голубя, ни дедушки с бородой. Все три составляющие отображены в виде равных человеческих (ангельских) образов. Равенство дополнительно подчеркивается тем, что образы вписаны в круг и равно удалены от центра композиции — чаши с головой агнца, символизирующей жертву. Попробуйте вспомнить какой ангел вам больше понравился. Надеюсь, не получилось, они не одинаковые, но подчеркнуто равноценные.
Понятие Троицы не библейское. Оно возникло более чем на век позже написания Евангелия. Тройственность Бога не признается ни иудеями, ни мусульманами. Это то, что христиане увидели в священном писании, а все остальные не увидели — основной догмат христианской церкви, отличающий ее от других церквей, принимающих единобожие.
Я поболтать люблю, особенно я люблю поболтать с теологами, обычно они отвечают мне взаимностью, но при попытках обсуждать Троицу ребята просто на дыбы встают. С их точки зрения любые попытки рассудочно осмыслить сокровенную тайну Пресвятой Троицы приводят заблуждениям иудейского или эллинского (многобожие) толка, поднимая этот вопрос я толкаю их на грех. Познание Троицы возможно только духовное, через отшельничество и аскезу. При всем любопытстве этот, путь мне явно не подходит.
Троица любимый образ Сергия, именно через него он шел к Богу. Пониманию или лучше осознанию Троицы он посвящал свои посты и молитвы. Часовни, церкви и соборы, которые он строил назывались Троицкими. Апогеем его служения явился приход в его монастырь Андрея Рублева и создание им Иконы (я в курсе, что к этому времени Сергий уже умер, в данном случае это не имеет значения).
Биографию Сергия переписывать неохота. Все и так уже читали как он благословлял Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух крепких монахов. Кстати, Благословление Сергия Радонежского поздний документ, ни в одной летописи похода на Дон оно не упоминается. Может лучше попробовать разобраться в причинах необычайной экономической и политической мощи его монастыря.
Исходно была сделана верная ставка на Московское княжество. В большинстве своем верховное духовенство не поддерживало, пришедшее через Орду, великое княжение Москвы. По всей видимости для Сергия и его последователей это было не критически важно. В князе они искали сильного лидера и союзника в укреплении христианства на Руси, а каким путем его предки пришли к власти не казалось им важным. Так или иначе ставка оказалась верной, Троицкий монастырь всегда был надежной опорой московского князя (позже царя) и тот не скупился на его финансовую поддержку.
Финансовая поддержка была взаимной. В 1812 году, Лавра, являвшаяся на тот момент самым мощным финансовым учреждением России, пожертвовала на Российскую армию 70 000 руб. Я не оговорился «самым мощным финансовым учреждением», у Лавры было больше денег чем у Царя.
По истории Троице-Сергиевской Лавры можно изучать историю России. Здесь всех членов царской семьи крестили и женили, прятали и держали в плену и всегда делали это политически грамотно. Люди, обязанные монастырю, достигая вершин говорили ему большое человеческое (царское) спасибо в виде колоссальных пожертвований. В лучшие для Лавры времена, монахи были крупнейшими рабовладельцами России, монастырю принадлежало более 100 000 крестьян.
Заканчивая историческую часть, можно выделить основные события, случившиеся в Монастыре после широко освещённого визита Дмитрия Донского. Иван Грозный (крещенный в Троицком соборе) пришел пешком с молодой женой сразу после свадьбы, в общей сложности пожертвовал 25 000 руб, это вам не миллионов долларов. Петр Первый (скрывавшийся в монастыре во времена конфликта с Софьей) приехал как-то на коне и конфисковал 400 000 руб из монастырской казны. Он бы и больше конфисковал, но это все что на тот момент было. Елизавета Петровна бывала часто, официальные визиты совершала на роскошной карете, хотя любила прокатиться верхами в офицерском мундире (говорят ноги в лосинах смотрелись чертовски привлекательно), пожертвовала колоссальные суммы и крепко, может не в лучшую сторону перестроила монастырь. Потом приехали большевики на бронепоезде, а может и пешком пришли, какая разница.
Теперь немного о моих личных впечатлениях от поездки в Троице-Сергиевскую Лавру. Монастырь безусловно хорош собой. Красота там напористая, мощная. Людям, которых раздражает эклектика, лучше поехать в другое место, им в Лавре не понравиться. Я к эклектике отношусь нормально, более того мне было интересно в рамках одного комплекса посмотреть многочисленные срезы русской архитектуры за пятьсот лет, причем заметьте в лучших ее проявлениях.
Не особо понравились люди, которые там были. Китайцев просто не считаем, они фон, который нам нужно перестать замечать, ну как голуби или лучше сирень. Труднее с бабушками. Я этих бабушек хорошо знаю почти шестьдесят лет. Они раньше были командирами звездочек. Проверяли, чтобы у мальчиков были чистые уши и стучали на своих соседок по парте, что те красили яйца на Пасху. Они хотели быть правильными и всем понравиться, но не нравились даже учительнице. По «полученному сигналу» учительнице нужно было «принимать меры», а она торопилась домой, куличи печь. Теперь бабушки хотят понравиться батюшке, но ему они тоже не очень нравятся. За неделю до этого был на Нерли. Там были совершенно другие люди, и они мне были намного ближе.
Так в развитие темы, у моей жены есть несколько наборов тряпочек для церкви, мечети и прочих религиозных учреждений. Тоже дурь. Тряпочки зачем? Чтобы пострашнее выглядеть и не отвлекать мужиков от молитвы, а они все равно отвлекают и почему им тогда в театр разрешают ходить в платьях с декольте. Нужно быть более последовательным и не разрешать возбуждать мужчин без нужды во время всякого представления. Бессмысленно как-то… Хотя я ведь тоже девиц гонял, за то, что они голые на работу ходили, при этом сам то я вовсе не против голых девиц. Не знаю как правильно, наверно у всех чувство меры и вкуса должно быть.
Очень радует, что теперь так легко и удобно добираться до подмосковных городов. До Посада электричка идет всего час и денег не много. Можно даже с шиком доехать на Ярославском экспрессе. Он в Сергиевом Посаде останавливается, правда дороже, конечно, получится. Ездил на электричке, оба раза попадал на ту которая экспресс, а билеты были на обычную. Контролер не орет и даже не штрафует, а просто берет доплату.
Порадовал ресторан, в котором мы обедали. Вполне достойные борщ и щи. Оба основные блюда с легким старорусским акцентом, зал хорошо оформлен, в общем все очень мило. Я давно не ездил по Подмосковью и должен сказать, что произошедшие за время моего отсутствия изменения очень радуют. Так что всем рекомендую.
Теги:
Самостоятельные путешествия