История Нового Афона, как и история самой Абхазии, уходит корнями в далекое прошлое. Уже III-м веке н. э. Анакопия (древнее название города) была крупным торговым городом с высоким уровнем жизни. В VIII веке с образованием Абхазского царства Анакопия стала первой его столицей. Город за свою историю носил разные названия: Трахея, Никопсия, Псырцха. В 1875 году монахи — выходцы из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне основали в городе мужской монастырь, который дал месту новое название — Новый Афон.
Строительство монастыря длилось 15 лет. В строительство и украшение комплекса вложился лично русский царь Александр III. Уже в 1890-х годах Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа. Однако в Советское время монастырь постигла печальная участь. В 1924-м году советская власть закрыла его за антиреволюционную пропаганду. Монастырь снова заработал лишь в 1994-м.
В XXI-м веке эта святыня стала символом церковной смуты. Несколько лет назад от друзей семьи, проживающих в Абхазии, я услышала странную и непонятную для меня новость: Новый Афон захватили раскольники. Услышала, удивилась и забыла. И вспомнила, лишь когда увидела знакомого православного священника, читающего службу не перед алтарем, а в уголке храма. Как выяснилось, для православных открыли лишь левое крыло.
Церковный конфликт в XXI-м веке кажется мне очень странным, тем не менее от имеет место быть и тянется с 2011-го года, когда в стенах Ново-Афонского монастыря была основана секта с претензионным нащванием «Священная митрополия Абхазии», в которую вошли, в основном, националистически настроенные абхазы.
От монастыря мы идем в сторону Иверской горы, любуясь по дорге видами.
На вершине горы находятся руины Анакопийской крепости, которая была главным оборонительным сооружением Абхазии вплоть до XI-го века. Остатки крепости хорошо видны с дороги, но к сожалению, не с той точки, с которой я фотографировала. На гору можно подняться, и это было бы очень интересно, но пришлось отложить подъем на другой раз — с нами был ребенок, для которого дорога вверх могла бы оказаться тяжелой.
Поэтому мы выбрали другой путь и направились в ущелье реки Псырцха — ещё одно легенданое место.
Согласно преданию в этих местах жил и проповедовал один из ближайших соратников Иисуса Христа — апостол Симон Кананит. В Евангелиях упоминания о Симоне Кананите крайне скудны. Его имя упоминается лишь в перечислении двенадцати учеников Христа. Однако в православном мире последним пристанищем апостола считается Абхазия, а сам он стал национальным абхазским святым.
Предание гласит, что после смерти и воскресения Иисуса Христа его ученики бросили жребий, чтобы определить, кому куда идти проповедовать. Симону Кананиту и Андрею Первозванному выпало идти в земли Кавказа. Так апостол Андрей Первозванный тоже прошел по земле абхазской, но вскоре ушел проповедовать дальше на север. А Симон Кананит отсался жить в гроте близ города Трахеи (так в те времена назывался Новый Афон) на берегу реки Псырцха. Там же он принял мученическую смерть за веру — был заживо распилен пилой.
На месте казни апостола в VI веке была построена церковь, которая на момент нашего путешествия оказалась закрыта, по всей видимости на реставрацию.
Места удивительно крас ивые даже зимой. По дороге в сторону грота проходим сначала мимо заброшенной железнодородной станции. Вон она виднеется на фото. Но не зная, что это за красивое строение, и не поймешь.
Станция была построена в 1944 году и раньше на ней останавливался поезд, следовавший в Грузию. После Грузино-Абхазской войны 1992–1993 годов через станцию стал ходить поезд, следовавший по маршруту Сухум — Псоу (город на Абхазско-Российской границе). С 2009 года станцию закрыли. Сейчас мимо нее, не делая остановок, пролетают поезда Адлер-Сухум, а так же местные электровозы и паровозы. А здание станции стало одной из достопримечательностей Нового Афона.
Далее дорога идет вдоль реки Псырцха. Река очень живописная.
По дороге встречается ещё один водопад.
По маршруту отмечены лобное место, с которого проповедовал апостол, и его наскальный след — углубление в камне, похожее на отпечаток человеческой ноги, который приписывают Симону Кананиту. Кто-то бросил в него монетки.
К гроту Симона Кананита ведет крутая лестница, выбитая в скале. Внутри (я фотографировать не стала) установлено множество икон. На этом месте паломники до сих пор служат молебны.
На этом достопримечательности Нового Афона не заканчиваются, но чтобы посмотреть их все, надо провести в городе хотя бы пару дней. У нас времени было меньше, но даже увиденного хватило, чтобы от места остались самые яркие впечатления.
Теги:
Самостоятельные путешествия