Визит в Ливан: организационные вопросы
Совмещение соседних стран — мой излюбленный приёмчик при планировании путешествий. При условии, конечно, что это логистически возможно и не слишком трудозатратно.
Китай с Индией или, к примеру, Францию с Италией смешивать вряд ли целесообразно. Уж очень это большие и жирные кусочки. Такие страны и по одной переварить не простая задача, а уж потреблять их зараз, в одном блюде, чревато, и неминуемо приведёт к тяжёлой форме диспепсии, то бишь, несварения желудка.
Другое дело страны небольшие, территориально, исторически и этнически близкие. Попытаться изучить их сначала по отдельности, как отдельные составные части, а затем воссоединив в единое целое, не только известный метод познавательного процесса, но и невероятно интересный.
Согласившись посетить Сирию с неофициальным визитом, о котором я уже успел доложить в предыдущих рассказах этой серии, для себя я сразу решил непременно добавить и несколько дней в Ливане, побывать в котором было моей давней мечтой.
Вот это объединение просто идеальное, как минимум потому, что связано единой логистикой. Попасть в Сирию напрямую, безусловно, можно. Некоторые авиакомпании наладили со столицей этой страны, хоть и не очень активное, но, в той или иной мере, регулярное сообщение.
Но удобнее и, очевидно, дешевле попасть в Сирию через международный аэропорт Бейрута, от которого до Дамаска немногим более 100 километров.
Международных рейсов в Бейрут очень много, я вот лично из Стамбула туда прилетел, хотя мог бы сразу из Краснодара, есть прямые рейсы несколько раз в неделю.
То, что Ливан достоин посещения, думаю, спорить никто не станет. Но если таковые всё же найдутся, постараюсь убедить их в обратном своими материалами.
В общем, решение о визите в Ливан было принято, осталось его только реализовать на практике. И тут, как нельзя, кстати, и компания образовалась, небольшая, но классная. Москвичка Марина, специалист по Франции и французской культуре, бывалая путешественница, через месяц после Ливана отправилась в поездку в Саудовскую Аравию, и такой нетривиальный набор стран говорит о многом.
Павел, представитель братской Украины, вообще очень известный в определённых кругах человек. Мало того, что его список посещённых стран уже далеко перевалил за сотню, так он ещё и наш собрат, тревел-блогер, причём лидер рейтинга конкурирующего Туристеру сайта. Я то-то там никогда не был, ибо был только на Туристере, но многие из наших, как я понял, как раз оттуда и его, хотя бы заочно, знают.
Итак, нас трое, а это значит, что и расходы на поездку можно смело делить на три.
Квартиру через Airbnb мы сняли просто огромную, уж точно не знаю, сколько там метров, но, думаю, метров 150 не меньше, а скорее всего больше.
И спален там много было, и санузлов несколько, а по деньгам вышло сущие копейки, делили то на три.
При таком раскладе, когда делим на три, можно смело воспользоваться услугами гида и водителя.
А вот тут нам вообще повезло. В качестве водителя оказался ливанец, кандидат наук, преподаватель местного университета. В это время в стране были беспорядки, учебные заведения не работали, вот и решил он помочь жене. Екатерина, русская, много лет назад, ещё студенткой, познакомилась со своим будущим мужем в Москве. Сейчас живут в Бейруте. Принимать гостей в Ливане, это, конечно, профессия Екатерины, но делать это можно по-разному, а Екатерина это делает с душой. Получить столько информации о стране от местного жителя большая удача, особенно когда люди весьма информированы и информацию эту не получишь даже в самых лучших путеводителях.
Кстати, один из их пятерых детей наших гидов, корреспондент российского информационного агентства. Уже дома, после поездки, видел его интервью на российском федеральном канале в итоговой еженедельной передаче с президентом Сирии Башаром Асадом. Представляете, какой уровень!
Так что, гида рекомендую и если что контакт дам с большим удовольствием.
За три дня мы посетили все знаковые места Ливана! Ситуацию с перемещением по Бейруту и стране серьёзно осложняли массовые политические беспорядки. Но всё же успели увидеть многое. Постараюсь вспомнить, разложить для себя всё по полочкам и поделится с теми, кому это интересно.
Краткое лингвистическое исследование
Разбираться с лингвистическим генезом иногда бывает очень интересно. Вот недавно прослушал лекцию известного лингвиста Петрова и с удивлением узнал, что основу современного английского языка составляет французский язык, привезённый на остров норманнами. И когда вы говорите какое-нибудь сложно составленное словечко типа wonderful или beautiful, так это как раз французское влияние, а если что-то примитивное типа man или woman, так это от дикого изначально германского племени саксов. Так что дедушкой английского языка является немецкий, а отцом французский, вот вам и язык международного общения.
Но вообще-то разговор про Ливан, государство арабского мира.
В каждой стране этого региона есть классический арабский письменный язык и арабский разговорный, которые живут всегда рядом, но отличаются друг от друга как разнояйцовые близнецы. Разговорный существует в виде многочисленных местных диалектов, отличающихся не только от классического языка, но и друг от друга.
Ливанский диалект арабского языка, очевидно, отличается от египетского или тунисского. Говорят, что, к примеру, иракцу или тому же египтянину, прибывшему в Ливан, очень сложно объясниться на местном арабском, который засорён иностранными словами и выражениями.
Тот классический арабский язык, язык Корана, такой его диалект, на котором говорили в Мекке в 6-м веке, не мог не измениться под влияние невероятного количества факторов.
Арабский язык пришёл в Ливан в 7-м веке, в результате Великого арабского расселения, но века спустя, а именно в 1920 году Ливан стал подмандатной территорией Франции. После этого в стране распространилось влияние западной культуры, и было время, когда элита ливанского общества лучше изъяснялась по-французски, чем по-арабски.
Считается, что и нынешнее поколение ливанцев достаточно неплохо владеет французским языком. Однако, наш собственный эксперимент подтверждения этому утверждению не нашёл. Великолепно владеющая французским языком, наш компаньон Марина периодически заводила разговор на языке Мольера, но чаще всего видела непонимание.
Но думаю, тут дело в том, что общались мы, скорее всего не с самой образованной частью ливанского общества, ибо официантов и мелких торговцев, при всём уважении к ним, к таковой не причислишь.
Да к тому же среди них часто встречались бежавшие от войны сирийцы, а это уже совсем другая лингвистическая история.
А вот муж нашего гида, преподаватель вуза, выполнявший на тот момент функции водителя, по-французски говорил свободно, также как и по-английски и, соответственно, по-русски.
Что касается классического арабского языка, то в каждой арабской стране, в том числе и в Ливане, он присутствует весьма активно и даже имеет все шансы на укрепление своего влияния. С повсеместным ростом исламизации становится более популярным и язык Корана. Многочисленные аудитории верующих, будь то в Дамаске, Каире или Бейруте чрезвычайно возбуждаются от речей своих проповедников, зачастую понимая суть исключительно интуитивно, но попадая под влияние риторики и массового психоза.
Дела религиозные и не только
Одна из особенностей Ливана, выделяющая эту страну из ряда иных арабских стран, в которых господствующей религией выступает ислам, является его религиозное многообразие.
Страна совсем небольшая, но там насчитывается 18 религиозных общин. Вот, например, маронитская церковь, характерное именно для Ливана ответвление христианской религии.
Идеологом этого религиозного направления считают монаха Марона, который в 4-м веке основал один из первых христианских монастырей на севере страны. Монах Марон со своими последователями бежал из Сирии в горы Ливана, боясь преследования, ибо их доктрина считалась ересью.
Позже в 15-м веке марониты стали сотрудничать с римской католической церковью, но сохранили свой собственный восточный ритуал богослужения.
Нам удалось побывать в небольшой маронитской церкви окруженной великолепными ливанскими кедрами.
Планировали ещё попасть в маронитский монастырь, но треклятые забастовщики, перекрывшие главные трассы, заставили нас кружить по объездным дорогам, терять время и в итоге в монастырь маронитов мы не попали.
А ведь маронитские монастыри не простые, так сказать, с изюминкой, в том смысле, что смешанные, в которых монахи и монашки проживали вместе, под одной крышей. Надеюсь, что всё-таки в разных кельях, хотя кто знает, ведь за что-то их признали за еретиков.
Слышал, что к настоящему времени подобное обустройство маронитских монастырей не сохранилось, но всё равно увидеть необычный монастырь было бы очень познавательно.
Хочется сказать, что времена гонений на маронитов остались в далёком прошлом, из религии бедняков маронитство постепенно превратилось в церковную организацию, в коей представлены в основном обеспеченные слои ливанского населения.
Это важно знать, ведь религиозная структура ливанского общества во многом определяет политический расклад сил в этой стране.
Предыстория современного религиозного вопроса такова. Лавина арабского расселения 7-го века захватила и Ливан, что привело к широкому распространению здесь мусульманства. Однако, с другой стороны, папство и европейские монархи в средние века активно продвигали создание на Ближнем Востоке подвластных христианских владений, опираясь в своих усилиях на местные христианские общины. Мирного сосуществования двух религий не получилось, а противоречия были настолько глубоки, что жесточайшие религиозные войны наблюдались и ранее, и в новейшей истории. До сих пор в центре Бейрута стоят покалеченные войной здания, полыхавшей ещё столь недавно.
Мне бы хотелось бы поговорить об этом, но в следующем рассказе.
В год провозглашения независимости христианское население Ливана составляло 55%, а мусульманское соответственно — 45%. Это и предопределило государственное устройство страны, обеспечившее христианам, прежде всего маронитам главные руководящие посты, например, пост президента страны.
Мусульманские общины и иные христианские также были представлены в руководящих органах, но в меньших пропорциях. В 1943 году был подписан Национальный пакт, согласно которому пост президента закреплялся за христианином — маронитом, пост премьер-министра за мусульманином-суннитом, а пост председателя палаты представителей парламента за мусульманином — шиитом.
Ливанский парламент формировался по следующему принципу: на каждые пять депутатов от мусульманской общины приходилось по шесть депутатов от христианской. Такое политическое распределение сил сохранялось долго, хотя пропорциональное соотношение населения постепенно менялось в сторону мусульманской общины, и к началу гражданской войны мусульман было примерно -60%, а христиан — 40%.
Внутри христианских и мусульманских общин не было ни единообразия, ни полного согласия. Христианские общины страны можно разделить на три большие группы: восточные католические церкви, связанные с Римом, православные церкви византийского происхождения и православные греческие церкви.
Среди них, кроме маронитов, стоит выделить грекокатоликов, грекоправославных, православных армян и армянокатоликов, халдеев, яковитов и других. Кроме того, есть здесь и небольшие по численности протестантские сообщества.
Что касается мусульманской общины, то и в её составе можно выделить три главные составные части.
Первые две мусульманские общины, это сунниты и шииты, верящие в единого бога и почитающую единую священную книгу Коран, но при этом имеющие вековые противоречия, непонятные немусульманскому миру, но очевидно, слишком серьёзные, чтобы иметь шанс на разрешение в ближайшем будущем.
Третье крупное ответвление ислама -это друзы. В Ливане друзы появились в начале 9-го века под влиянием проповеди миссионера Дарази и, соответственно, названы по его имени. Их вера основана на исламе, но включает такие совсем несовместимые с исламскими догмами понятия, как перевоплощение души после смерти, что сходно с индуизмом.
Есть в Ливане и мусульманские религиозные меньшинства — алавиты и исмаилиты.
Всё это конфессиональное разнообразие отражается и на политической структуре ливанского общества. Сколько конфессий, столько и политических партий, а на самом деле гораздо больше, что казалось бы должно свидетельствовать о демократическом начале ливанского общества.
Может это и так, но сбои эта демократическая система даёт серьёзные, спокойствия в Ливане нет уже многие годы, зато были кровавые гражданские войны и до сих пор существуют серьёзные политические конфликты.
А вот в арабских странах Залива или в той же Саудовской Аравии даже намёка на демократию нет, а местное население живёт сыто и весьма довольно такой недемократичной жизнью.
Что можно увидеть в Ливане за три дня
На самом деле лично я был в Ливане четыре полных дня.
Четвёртый полноценный день уже после визита в Сирию я провёл исключительно в Бейруте, что было очень кстати, ибо первые три дня на столицу Ливана времени не хватило.
Однако, мне кажется что самое интересное в Ливане находится за пределами Бейрута, так что если имеете желание увидеть главные достопримечательности этой страны, готовьтесь к активному перемещению.
Но при этом надо понимать, что Ливан страна миниатюрная, с юга на север что-то около двухсот километров, от побережья до сирийской границы примерно пятьдесят.
Увидеть основное в Ливане за три дня вполне возможно, но если у вас будет больше времени на эту страну, то считайте, что вам повезло, скучать точно не придётся.
Лучший вариант перемещения по Ливану это автомобиль. Общественный транспорт в этой стране возможно и есть, но Ливан, хоть и считается самой европейской страной арабского Востока, однако на оригинал похож лишь отдалённо. При ближайшем рассмотрении Ливан от европейских стандартов весьма далёк, во всяком случае, разветвленной и комфортной сетью общественного транспорта похвастаться не может. Железнодорожного транспорта там точно нет, а насколько удобно перемещаться на каких-нибудь автобусах или маршрутках не знаю. Думаю, что не очень.
Вот и получается, что оптимальным средством передвижения по стране будет автомобиль. Можно взять его в прокат, но лично я на такой шаг точно бы не решился. Агрессивный и мало предсказуемый характер управления транспортными средствами, не соблюдение элементарных дорожных правил, всё это снижает уровень комфорта от обладания собственным авто. А тут ещё постоянное перекрытие трасс в самых неожиданных местах политическими демонстрантами. На мой взгляд, местный водитель самый подходящий вариант, особенно если есть возможность поделить транспортные расходы.
Что касается программы пребывания, то её можно построить по-разному. Про Ливан я обязательно напишу два-три рассказа, постараюсь уложиться в оставшийся до следующей поездки месяц. Там я более подробно поделюсь впечатлениями от увиденных объектов. Но сразу скажу, крышу сносит до сих пор, настолько они значительны и как культурное наследие Ливана, так и всего человечества.
Если кратко, то скажу так. Обязательно надо увидеть Библос, древний город, который называют колыбелью цивилизации.
Для этого из Бейрута надо отправиться на север страны, к современному городу Джубейль, на окраине которого и расположились развалины древнего Библоса.
Ранее я писал, что Дамаск считается одним из древнейших городов мира, так вот Библос образовался всё же ранее и при этом никогда не прекращал своего существования в статусе населённого людьми места проживания.
Посещение этого места следует увязать с темой финикийской цивилизации, которую я уже поднимал в одном из рассказов из Туниса и с удовольствие её продолжу.
А вот чтобы погрузиться в эпоху Древнего Рима надо отправиться на восток, в сторону сирийской границы, к мраморным колоннам Баальбека.
Римляне начали строительство своих баальбекских храмов в 70-м году нашей эры, что само по себе впечатляет.
Но если знать, что строились они на руинах языческого храма семитского народа называемого ханаанеи, которые обитали в тех местах за три тысячи лет до рождения Христа, то станет понятна истинная ценность Баальбека.
Чтобы увидеть римские храмы Баальбека из Бейрута следует отправиться строго на восток, в сторону Сирии, в горную часть Ливана.
Знаменитые горные ряды именуют Ливан и Антиливан, между которыми расположилась плодородная долина Бекаа.
По дороге обязательно надо увидеть крупный, второй по величине, город Захла, населённый преимущественно греко — католиками и невероятной красоты рощу, состоящую исключительно из знаменитых ливанских кедров, которые можно встретить только в этой стране, да и там этих красавцев осталось слишком мало.
Если же из Дамаска отправиться на юг страны, то непременно попадёшь в древний финикийский город Тир (ныне Сур) и портовую Сайду.
Посещение этих легендарных городов ещё один великолепный повод поговорить о финикийской цивилизации, но не только.
На южных землях Ливана не так давно была ливано-израильская война, которая формально, насколько я понимаю, не закончилась. Хочу в этой теме разобраться, оставаясь на нейтральных позициях.
На этом свой первый рассказ из Ливана завершаю, следующий будет из Бейрута и про гражданскую войну и нынешние политические конфликты
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия