После небольшого путешествия по Нижегородской области в 2017 году захотелось однажды доплыть до Нижнего по Оке, в частности, хотелось увидеть с воды маленький, но живописно расположенный город Павлово. Да и вообще, по Волге до Нижнего все теплоходы плывут, а как по Оке? Интересно! После некоторого исследования нашла теплоходные круизы с Южного речного вокзала. Путёвки были куплены задолго до круиза, а тут получилось, что при смене работы небольшой отпуск пришёлся на март, поэтому пришлось взять новый отпуск за свой счёт.
И вот наконец 28 мая. До Южного речного вокзала добирались странно даже на такси. Перед самым окончанием пути дорога кончилась. Совсем. Всё перекопано, к самому зданию вокзала подъехать невозможно. Как оказалось, Южный речной вокзал давно дышит на ладан. От него чаще всего отправляются прогулочные теплоходы до Константинова, и чем дальше пункт назначения, тем реже туда бывают круизы. Возможно, началась его реконструкция. Поживём — увидим.
В той части города, где находится Южный речной вокзал, я бывала нечасто. Помню, в далёком детстве папа привозил меня в Нагатино в гости к его сестре. Я запомнила это хорошо, потому что была поражена тем, что её семья жила на какой-то барже, приколотой к берегу! А теперь… Район не узнать! Да и времени почти полвека прошло…
Теплоходик «Александр Свешников» небольшой, двухпалубный. Более крупные суда по Оке не ходят по причине довольно узкого извилистого русла реки и небольших глубин. Интерьер тоже стандартный. Каюты тесноваты. Ну да где же взять на этом маршруте больше?
Отчалили, и я с удовольствием торчала на палубе, глазела по сторонам, изучая малознакомые южные районы города, да ещё не в совсем обычном ракурсе — с реки. Путь по Москве-реке к Оке по воде использовался с древних времён. С дорогами на Руси всегда было плохо, а река, хоть и извилистая, рано или поздно приведёт к цели. Поэтому вдоль неё немало древних городов, поселений, монастырей, церквей. Это и было интересно. Да и жизнь большого города на воде совсем не такая, как вдалеке от неё. Иной раз сомневаешься, а правда ли это Москва?
Не успели мы миновать Нагатинский затон, как на горизонте засинел куполами Никольский собор Николо-Перервинского монастыря — первого на нашем пути исторического памятника. Предполагают, что монастырь здесь был заложен в 14 веке, в камне начал отстраиваться в 17-м, а годы строительства Николо-Перервинского собора — 1696—1700 гг. Здесь по пути в Крым останавливалась Екатерина Великая.
Удивлению моему не было предела, когда обнаружилось, что в черте города находятся шлюзы! Ещё даже до Коломенского не добрались, по городским меркам, расстояние между двумя станциями метро не успели пройти! А перепад значительный. Здесь мы только вошли в шлюз.
А здесь наш теплоход уже готов к выходу.
А вот и знакомые очертания шатра Вознесенской церкви в Коломенском. Шедевр мировой архитектуры, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. За что такая честь? За древность (первая половина 16 века), за редкую архитектуру: храм шатровый, каких мало у нас, чудесным образом сочетает в себе традиции русского деревянного и каменного зодчества с явно ренессансными и готическими элементами. И вот такой появился из этого винегрета продукт, который признан архитектурным чудом. Церковь поставлена по указу царя Василия III, её появление связывают с рождением его наследника, Ивана IV (Грозного), а строительством церкви занимался итальянец Петр Франциск Анибале.
Весь комплекс строений за листвой не виден, но глава церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове соперничает с Вознесенской. Тоже большая архитектурная редкость. Жаль, что не видно её всю, потому что это единственный многостолпный храм 16 века, кроме Василия Блаженного на Красной площади. Вот так-то! А нам с реки виден только центральный столп, по названию которого назван весь храм — Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Ну что ж, повод приехать в Коломенское посмотреть всё в деталях.
Вот и Коломенское позади.
Ещё немного времени, и мы прощаемся с Москвой, пересекая МКАД.
Дальше — Помосковье. Вечереет, стал подниматься туман. Но облака ещё держат солнечный свет. Конечно, 28 мая! Короткие ночи, длинные светлые вечера. Вот приближаемся ещё к одному чуду. Река делает петлю, и мы обходим острый мыс. Для села, упоминание о котором появилось в грамотах 14 века, было выбрано очень правильное для тех неспокойных времён место — со всех сторон оно окружено реками Москвой, Юшункой и (внимание!) Бережёнкой. Поэтому и имя ему — Остров. У села интересная история, ей посвятим время в другой раз. Главное сейчас — великолепный шатровый храм, который с борта теплохода можно увидеть почти со всех сторон. Храм Спаса Преображения Господня — большая редкость в русской архитектуре. То, что он построен до 17 века, очевидно: в 17 веке строительство шатровых храмов было запрещено. Говорят, церковь основана во времена Ивана Грозного, некоторые подозревают в её строительстве Бориса Годунова.
Если к ней присмотреться, вроде ничего особенного — традиционный восьмерик на четверике, но шатёр! За счёт шатра храм взметнулся ввысь на 40 метров! И ещё декор: три яруса килевидных кокошников на шатре, в первом ярусе 12 главок вокруг шатра — где ещё увидишь такую оригинальную символику Христа и 12-ти апостолов? Лично я не встречала. Псевдоготическая колокольня, конечно, выглядит нелепо рядом с древним храмом, но да что поделаешь — дань вкусу хозяина: бывшее великокняжеское и царское село, хозяином которого побывал граф Алексей Орлов-Чесменский (там же у него был конный завод), было продано после смерти графа Министерству государственных имуществ. Вот тогда-то и была построена злополучная колокольня. Ну да ладно, теперь это тоже уже история.
До позднего вечера наслаждаюсь тишиной. Река спокойная, течение медленное, будто это не мы плывём, а подмосковные деревни проплывают мимо нас. Несмотря на вечернее время, в сельце кто-то работает на куполе церкви.
Бонусом перед закатом — Михайловская слобода в Раменском районе Подмосковья, названная так в память о восшествии на престол первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича. С теплохода хорошо видны пять глав церкви Михаила Архангела (построена в недолгое царствование Фёдора Алексеевича, между 1676 и 1682 годами). А на первом плане — огромное тепличное хозяйство.
Сумерки сгущаются. С нетерпением жду окский закат.
Волшебная ночь! Тишина, слышатся только громкие трели соловьёв. Это особое чувство — когда стоишь на носу судна ночью. Темно, берега близко, такое ощущение, будто вот-вот тебя заденут ветки деревьев, из которых выпорхнет ночная птица. И вдруг свет в темноте. До сих пор не знаю, где это было: на Москве или на Оке, в Московской области или уже в Рязанской, что это за церковь. Или просто видéние?
Утром мы уже были в Константиново. Сто раз там была, но ни разу не приходилось добираться по воде. Разницу оценила моментально: село на высоком берегу, а пристань внизу, у воды! Ну что ж, преодолевать большие подъёмы не впервой. В Грузии-то покруче бывало… На экскурсию не пошли, в очередной раз выслушивать одно и то же не было сил. Лучше погулять самим, что мы с дочкой благополучно и сделали. Но для тех, кто в Константинове не бывал, несколько фотографий будут интересны.
Дом помещицы Кашиной, в котором находится музей поэмы «Анна Снегина»
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Усадьба родителей Сергея Есенина
Часовня, на втором плане – земская школа, в которой учился будущий поэт
Дом священника И.Я. Смирнова (тоже музей)
Прогулявшись по селу, мы нашли наше любимое место в саду Кашинского дома, присели на скамейку.
Отсюда открывается прекрасный вид на Оку и крутой спуск к реке.
В 18.00 мы должны быть на борту теплохода. Впереди ещё одна соловьиная ночь — и следующая остановка в Касимове.