В Блуа ездили на один день на электричке из Тура. Поездка занимает где-то около часа, дорога красивая, сельскохозяйственная. Прямо от вокзала Блуа идут автобусы до ближайших замков, мы планировали бегло осмотреть город, а потом съездить в Шамбор. Предварительный план отменили сразу по приезду в Блуа. Город очень хорош, уезжать из него никуда не хотелось.
Как выяснилось из личного опыта, Блуа один из самых красивых и интересных маленьких городов Франции. Старая часть города расположена на высоком берегу Луары. В шестнадцатом веке, здесь жили Французские короли. Замок и колоссальные, по своим размерам, церкви тому свидетельства.
Замок в Блуа очень эклектичен. В остальных Луарских городах, короли ломали старый замок и строили на его месте новый, соответствующий духу времени. В Блуа, они пошли другим путем, к старым замкам один за другим пристраивали новые.
В результате получилось каре, где один угол состоит из двух разновременных готических крыльев, а другой из ренессансного и классического. Из-за того, что все выполнено качественно, глаз не режет. Я даже порадовался за «старичков», которых не разрушили «для обеспечения единого ансамбля», как это делается обычно.
У каждого замка есть история, но история — это слишком длинно и сложно. Для туристов из всей умной и серьезной научной истории выделяют некие яркие исторические фишки. Одной из такой фишек замка Блуа является поэтический батл в середине пятнадцатого века с участием известного бандита Франсуа Виньона, который мне считай родственник, по линии Окуджавы. Во Франции пятнадцатого века такого рода, соревнования были в моде. Карл Орлеанский дал исходный противоречивый сюжет: «Я над ручьем от жажды умираю». Поэты должны были ответить балладой, у Виньона, как всегда, получилось хорошо: «…Куда бы ни пошел везде мой дом, Чужбина мне — страна моя родная…».
Другим, запавшим в память людей, событием является убийство де Гиза. Чирей конфликта трех Генрихов, созрел именно здесь и вылился в убийство лидера непримиримых католиков, которое потянуло за собой череду кровавых конфликтов.
Король Франции Генрих III созвал в Замок Блуа Генеральные Штаты (Большой Дворянский Совет). Де Гиз приехал посовещаться, а Генрих приказал его убить, но, если верить картине, которая висит прямо на месте убийства, очень расстраивался по этому поводу. И заказчик, и убийцы были нетрадиционной ориентации, поэтому все очень эмоционально, с обмороками и заламываем рук. Все эти переживания не помешали Генриху тут же приказать убить младшего-Де Гиза (епископа).
Нужно очень плохо относиться к священнослужителям, чтобы украсить замок такими горгульями.
Мне, если честно, не столько интересен прямолинейный рубака де Гиз, сколько заказчик его убийства Генрих III. Особенно мне нравится начало его карьеры. Не знаю помните — нет, но до того, как стать королем Франции, он был королем Польши. Сейм Польши выбрал его в условиях острой конкуренции со стороны Ивана Грозного, австрийского принца, шведского короля и многочисленных претендентов второй линии.
Генриху нравилось быть королем Польши, а поляков очень развлекали его сережки, колечки и манеры. Всем было весело, раздражало короля только одно, поляки настойчиво заставляли его жениться на польской принцессе и обеспечить плодовитых наследников престола, чтобы не пришлось опять приглашать заграничных королей. Генрих вообще к женщинам относился с большими сомнениями, а к принцессе Анне Ягеллонке, которая выглядела так себе и была на много лет его старше, почти без сомнений. В результате, обещая венчание, он устроил колоссальный банкет, на котором вся шляхта перепилась до смерти, а сам под утро с ближайшими слугами удрал из Польши. Забавно, но поляки за ним гнались.
В замке воспроизведен старый интерьер. Причем в разных залах можно посмотреть убранство разных периодов и разных правителей. Мне, как человеку, много лет находящемуся в состоянии перманентного ремонта, было особенно интересно это посмотреть. Можно проследить как менялись вкусы и возможности состоятельных людей. Обратите внимание на фотографию ниже, до того, как научились полировать камень и создавать изящную лепнину использовали кожаные обои. Я первый раз такое оформление зала видел, немного мрачновато, но, по-моему, красиво.
В целом интерьеры скорее понравились, чем нет. Правда на мой взгляд темновато и смущает пустое открытое пространство посреди огромных залов. Они только научились строить большие помещения без леса опорных колонн и похоже ловили с этого кайф.
Удивило и порадовало практически полное отсутствие посетителей. Все-таки август, великолепная погода, интересная экспозиция, а народа никого. Смотреть было удобно и интересно. Когда то, совсем давно, короли уехали в Париж, а их прекрасный старый город остался один. Город из славного прошлого — консервы французской культуры.
Рядом с замком стоит трёхэтажный на вид дом, в котором на самом деле пять этажей. Он безусловно привлекает внимание, в первую очередь тем, что из окон периодически высовываются головы дракона, громко орут и извергают пламя. Согласитесь, трудно не обратить внимание. В доме находится музей волшебства и магии. Мне лично понравился, там представлены методология и оборудование для осуществления самых исторически значимых фокусов и иллюзий. Дом этот в давние времена принадлежал основателю современного иллюзионизма Роберту-Худину или Удину, а может Хадену или Гудену, что сути дела не меняет.
Был часовщиком и так мастерил по мелочам. Позже увлекся фокусами, предполагающими наличие серьезной технической базы. Разработал несколько принципиально новых иллюзий, но, пожалуй, главное, что он сделал — это создание имиджа иллюзиониста. До него фокусник ассоциировал с востоком и был одет в костюм индийца или турка. Худин первый вышел на сцену во фраке и цилиндре. Это изменило всю постановку представления, да и смысловое содержание фокусов стало другим. Забавно, мы привыкаем к определенному образу и забываем, что так было не всегда. Одной из форм признания творчества Худина, является то, что великий американский фокусник Гарри Гудини использовал его фамилию в качестве базы для псевдонима.
Другим известным во всем мире горожанином Блуа является Денис Папен. Он придумал паровой двигатель. Почему-то люди часто обсуждают и даже спорят, о том, кто придумал паровоз или пароход. Если посмотреть на вещи объективно, создание самодвижущегося экипажа не самая сложная задача. Передача типа коленвала была детально проработана еще Леонардо Да Винчи. Для обеспечения движения нужен был мобильный источник кинематической энергии. Пожалуй, первым таким неживым источником был двигатель Папена.
От Дома Волшебства открывается прекрасный вид на Луару, прямо под крутым склоном холма, на котором стоит замок, находится величественная готическая церковь святого Николая. Почертыхавшись на академика Бэра, а заодно и на ни в чем не повинного Кориолиса, мы спустились по крутой лестнице вниз, на террасу с превышением над водой метров десять. Судя по внешнему виду, часть города, расположенная на этой террасе — самая старая. В нижнем правобережном городе доминирующим зданием является церковь святого Николая. Великолепная готическая церковь завершена строительством в конце двенадцатого века. Знаю в цифру трудно поверить, но я перепроверял, есть вариант начало тринадцатого века, что, по сути, ничего не меняет.
Размеры церкви просто колоссальны, внешний вид оставляет ощущение аристократического благородства. При этом, церковь святого Николая единственное историческое сооружение в долине Луары, которое оставило у нас ощущение не ухоженности. Церковь не разрушена, не загажена и не собирается упасть, она просто очень пыльная, заброшенная и печальная. У меня есть знакомые девчонки, которые путешествуют по Армении и поют в брошенных церквях, так просто, не за деньги, хотят сделать церквям приятное. Показалось, что муниципалитету Блуа нужно их срочно пригласить, чтобы они попели в церкви святого Николая.
Посмотрев церковь святого Николая, расположенную почти на самом берегу Луары, мы полезли на гору смотреть собор святого Людовика.
Собор святого Людовика — кафедральный собор Блуа, построен он в конец семнадцатого века. Для этих мест очень молодая церковь. Зачем ее нужно было строить в городе, где уже была огромная церковь святого Николая не совсем понятно, похоже святой Николай чем-то провинился перед жителями города.
Собор святого Людовика менял своих небесных покровителей и соответственно имена как перчатки и наконец остановился на Луи после того, как Король Людовик подарил ему роскошный орган. С верующими в обеих огромных церквях совсем плохо. У нас бабушки после того, как церкви открыли сразу туда ломанулись, а французские бабушки так и остались сидеть в кафе. Там у них такие пирожные, совсем уходить не хочется, вот она эффективная форма антирелигиозной пропаганды.
Особая гордость жителей Блуа — это витражи кафедрального собора. Практически все старинные витражи были утрачены во время Второй Мировой Войны. Восстановление этого сокровища потребовало десятки лет. Совсем недавно реставраторы сообщили, что работы над витражами полностью завершены. Собор очень красиво расположен на крутом берегу реки сразу за ним начинается большой сквер, людей в этой части города нет. Если устали, трудно придумать лучшее место, чтобы посидеть на лавочке и немножко передохнуть после карабканья по крутому берегу Луары.
На вершине холма, между собором и дворцом находится самая престижная в прошлом территория города. То, как давно во Франции стали строить, хорошие дома просто поражает. Люди до сих пор живут в зданиях построенных пятьсот лет назад, а штатовские риэлторы настойчиво утверждают, что дом морально устаревает за десять лет и после этого нужно покупать новый.
Расцвет Блуа начался в конце четырнадцатого века, когда он перешел во владение герцогов Орлеанских. Людовик Орлеанский один из первых придумал жениться на итальянках. Его супруга, дочь герцога миланского привезла в качестве приданного огромную библиотеку и коллекцию произведений искусства. Жить как попало стало стыдно, начали жить красиво.
К концу пятнадцатого века Блуа перешел в королевское владение. По сути, здесь сформировалась национальная идея Франции как сильного независимого государства. У этой идеи даже есть точная дата, с которой она стала абсолютной догмой — 14 марта 1513 года. В этот день был подписан наступательно-оборонительный союз против Папы и Императора. Этим наглым и агрессивным союзным договором французские герцоги и король объявили себя мировой суперсилой, готовой противостоять самым серьезным оппонентам.
Весь шестнадцатый век Блуа был центром политической жизни Франции и гарантом ее национальной целостности. К концу века с усилением позиции протестантов эпицентр политических событий сместился в Париж и Блуа превратился в тихую провинцию.
С точки зрения сохранности исторических ценностей провинцией быть лучше, чем столицей. Могу поспорить, что останься Блуа политически и экономически активным городом барон Осман или какой-нибудь другой барон, внесли бы свою лепту в его архитектурный облик.
Благодаря переезду двора, Блуа законсервировался на отметке конца шестнадцатого века. Это подарило нам совершено удивительную картину эталонного старого города.
Теги:
Самостоятельные путешествия