Задумываться о безвозмездно, т. е. даром полученных от нашего правительства продолжительных зимних каникулах и озадачиваться местом их проведения я обычно начинаю заранее: предлагаю себе варианты, рассматриваю плюсы-минусы, затем утверждаю или напрочь отметаю. В основном процесс выбора проходит безболезненно, а порой даже молниеносно, но не в этот раз. Меня буквально на части разрывали желания и возможности: я как та мартышка из анекдота не знала к кому же мне примкнуть-к умным или все же к красивым. Хотелось поучаствовать везде и сразу, но как известно так не бывает, поэтому в процессе просеивания всех своих самых разноплановых мыслей осталась одна единственная- Крым!
Крым, Крым, Крым! (здесь необходимо вспомнить мотив из мультика «Фильм, фильм, фильм»!) А почему бы и нет?!
Итак, утром 2-го января без особого сожаления оторвавшись от праздничного стола, в кои веки приготовленного собственноручно с соблюдением всех новогодних традиций (оливье, селедка под шубой, холодец и запеченная утка), оставив все это великолепие на ответственность своих мужчин, я нацепила рюкзак, села в вызванное такси, а через минут 20, выходя из него на автовокзале, услышала гнусавый голос, вещавший из громкоговорителя: «Пассажиры, купившие билеты на 8–30 до Симферополя, по случаю не прибытия накануне автобуса из Крыма подойдите к кассе № 9 для переоформления билетов!»
И так, еще не начавшись, четко спланированный маршрут был готов расползтись по швам!
Оформив заявление на возврат средств, с новым купленным билетом, я набрала номер на мобильнике: «Алло, Леночка, мой более-менее ранний приезд отменяется!» и вкратце описываю Леночке (sonnenschein) ситуацию. Да, да, именно с ней, прилетевшей в отпуск к маме, у меня была запланирована встреча в Симферополе. Это была одна из существенных причин моей новогодней поездки в Крым.
Опущу нудную прозу жизни - в Симферополь огромный двухэтажный и неповоротливый автобус дополз немного раньше означенного времени. Леночка уже встречала меня и по вечернему городу на местном транспорте мы отправились домой, где нас уже ждала ее мама. Потом был праздничный ужин и долгие, замечательные часы общения - я никогда не забуду этот гостеприимный дом и его хозяюшек. Утром Леночка проводила меня на другой вокзал, и я отправилась в свое непродолжительное 4-х дневное путешествие от Алушты до Ялты.
Через 1,5 часа устроившись в чудесном номере гостевого дома курортной Алушты недалеко от вокзала, я поднялась на смотровую площадку последнего этажа и огляделась: посмотришь налево-горы, вершины которых слегка припорошены снегом, посмотришь направо-где-то там за крышами домов едва различимо море, я даже слышу его ни с чем не сравнимый запах и шум беспокойных волн. На склонах гор, аккуратно сползая вниз, плотно друг к другу расположились жилые дома, санатории, отели и все это согрето, обласкано чудесным не по зимнему теплым южным солнышком!
Я мысленно провела траекторию желаемой прогулки: так, хватит глазеть по сторонам и тратить время, вперед, в Профессорский уголок, к виллам, пансионатам и к морю!
Проехав три остановки на троллейбусе, направилась к даче академика, художника-пейзажиста и архитектора Алексея Николаевича Бекетова, построенной в 1896 году в мавританском стиле по его собственному проекту. Изящный особняк с резной верандой спрятался среди деревьев на склоне горы и его невозможно сфотографировать полностью, только частями.
С 1987 года в усадьбе открыт музей Бекетова.
Немного прогулявшись по уютной набережной, мимо виллы-пансионата Марина постройки 1915 года, утопающей в зелени и больше похожей на нежно-розовый многослойный торт со взбитыми сливками,
через старинный парк, мимо раскидистых пальм я направилась в сторону музея русского писателя-эмигранта Ивана Сергеевича Шмелева. Чтобы попасть к даче-музею, надо преодолеть тропинку-серпантин, ведущую на гору, где в 1917 году Шмелевым, давно мечтавшем о жизни среди великолепия крымской природы, и был куплен небольшой участок земли. Домик больше напоминает деревенский, небольшой, побелённый, но от площадки перед ним открываются шикарные виды на бескрайнее Черное море, такое прекрасное и такое разное в буйстве своих красок.
Иван Сергеевич, получив наконец желаемое, прожил страшные четыре года гражданской войны 1918—1922 годов в оккупированной немцами Алуште, затем, совершенно обессилевший от ужасов войны, эмигрировал во Францию. В своей дальнейшей жизни он видел единственный смысл - посредством своих произведений поведать миру о том, что же все-таки произошло в России.
Еще с открытой веранды гостевого дома видела красивый и высокий купол церкви, а теперь стояла и любовалась храмом во имя Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата, построенным в 1842 году по указанию графа Михаила Семеновича Воронцова. Храм создан по проекту одесского архитектора Торичелли с использованием готических элементов в духе английской сельской церкви.
Было 3 января, все готовились к Рождеству. На территории храма стопками лежали ели и хвойные ветки, ими служители и детишки украшали небольшое открытое помещение- готовили Ясли Христовы.
На узкой улочке имени Ленина мое внимание привлек небольшой особняк из камня-ракушечника, спрятанный за высоким забором. Построенный в 1827 году страховым обществом, в конце века он был куплен отставным генералом Голубовым и переоборудован под дачу, получившую красивое название «Голубка».
Просовывая камеру сквозь прутья забора, я пыталась сфотографировать заинтересовавший меня стенд: оказывается, именно в этом небольшом домике в октябре 1894 года произошла первая встреча будущего последнего императора России и его невесты принцессы Алисы Гесен-Дармштадской, в последствии ставшей его женой Александрой Федоровной.
И еще одним посещением не самого последнего лица страны может похвастаться дачка: по пути на ялтинскую конференцию в феврале 1945 года здесь останавливался И. В. Сталин. В настоящее время в «Голубке» размещена центральная библиотека Алушты.
На вечер остался еще один объект, обязательный к посещению - красивейшая усадьба - дача 19 века, принадлежавшая племяннику художника Шишкина, золотопромышленнику купцу Николаю Дмитриевичу Стахееву. Двухэтажный особняк, получивший название «Вилла Отрада», находится на берегу моря в центре огромного ландшафного парка со множеством тропинок.
Скромненькая калиточка в царство кедра и секвойи была найдена с трудом. Я в полном одиночестве отправилась бродить по территории усадьбы, воображая себя в конце 19 века, дам в длинных роскошных платьях с кружевными зонтиками, кавалеров в цилиндрах и с тросточками. От главного входа усадьбы до моря рукой подать - можно перед завтраком пробежаться по тропинкам, а затем с разбега плюхнуться в приятную прохладу морской воды, или
спасаясь от жары, с личного причала виллы отправиться на яхте в море и поплавать на глубине, или спрятаться под раскидистыми ветвями огромного 300-летнего платана, пить прохладительные напитки, есть фрукты и обсуждать дачную жизнь. Эх!
Но вернемся же в настоящее время! Сейчас на даче Стахеева расположился Центр Детского и юношеского творчества Алушты.
Я вновь вышла на набережную, где праздногуляющие горожане и гости, смех, музыка,
а по небу разметались яркие всполохи медленно опускающегося за горы солнца…
Утром радуюсь, что шедший всю ночь дождь закончился, заряжаюсь видами чернильно-багряного рассвета,
и на знаменитом троллейбусе под № 52, курсирующем от Симферополя до Ялты, отправляюсь в поселок Утёс, находящийся километрах в 15 от Алушты в сторону Ялты. Я даже сейчас не понимаю, как у меня возник этот маршрут, откуда он выплыл в сознании буквально накануне вечером? Для меня главным было попасть от Южнобережного шоссе на берег моря. При изучении карт все было предельно просто: дороги, тропинки, подумаешь невидаль, в первый раз что ли? Но я ни на минуту не забывала, что нахожусь на Южном берегу Крыма, где сплошные спуски и подъемы. Как говорила героиня из фильма «Карнавал»-шо за город такой? Горы да пригорки!. Поэтому, выйдя из троллейбуса и сориентировавшись на местности, с грустью поняла, что предстоял марш-бросок - 4 километра по серпантину. И это с утра, когда у меня на весь день уже заложены километры! Но делать нечего, надо идти…
Но как же это великолепно, шагать практически "не знаю куда", а главное, зачем? Я радовалась всему - неизвестности, одиночеству (лишь изредка мимо проносились машины), открывающимся панорамам за каждым новым поворотом,
чистому утреннему воздуху, кипарисам, сопровождающим меня вдоль дороги, виноградникам, разбросанным по склонам гор разноцветными заплатками неправильной формы
и морю, манящему к себе и сверкающему серебром под солнечными бликами, пробивающимися из-за туч.
Наконец-то дошагала к желаемому месту - поселок Утес, слева море, справа горы. Взгляд почти сразу же уперся в шикарный, словно из сказки дворец за каменным забором, преградившим мой путь! Я поморгала, но он не исчез! Массандровский? Что это со мной, он же ближе к Ялте и не на утесе! В мозгу промелькнула картинка-реклама дворца, увиденная мною накануне, но я помыслить не могла, что это не дворец из Массандры. Так вот зачем я здесь, теперь понятно, фантастика, думала я, разглядывая сказочный замок сквозь решетку забора.
Из своего укрытия нарисовался охранник: «Это территория санатория «Утес», оплачиваем и милости прошу, через час, т. е. в 12–00 экскурсия по дворцу". Купив билет, я прошла внутрь, но решила сразу все же спуститься к морю, а сладенькое оставить на потом.
Бесконечные лесенки, ступеньки, пустые аллеи и площадки перед корпусами санатория - никого, только кошки, я и море! Но что это, аллея, ведущая к пляжу, перекрыта воротами на замке! О боже, только не это, я уже представила, как иду по пирсу ближе к скалам, имеющим название «Монах» и «Три сестры»,
делаю снимки и так, и эдак. В поисках лазейки, я забираюсь на бетонное ограждение и цепляясь за железные прутья медленно перебираюсь вдоль него. Вдруг взгляд упирается в табличку: "Объект находится под видеонаблюдением"! Как рак иду, пятясь назад, только бы не свалиться. Затем решаю попытать счастья, спустившись по оборудованной лестнице, обвивающей крошечный домик с двух сторон. У меня и в мыслей не возникло, что вход там не перекрыт, но, однако это так - свобода и я на берегу!
"И почему сразу нельзя было пойти этим путем, обязательно надо было начать с забора?" - корю я себя. Присев на корточки, вся изгибаюсь, чтобы запечатлеть понравившийся ракурс камней, выступающих из воды и птиц, тонкой изящной стайкой, словно подброшенной в воздух ниткой бус, пролетавших над ними.
"Как вы здесь оказались?"- голос прозвучал настолько неожиданно, что я чуть не свалилась в воду. От домика ко мне приближался молодой человек.
"По билету" - пришлось даже предъявить его (как будто сюда можно попасть иначе?), после чего молодой человек смягчился и указал другую дорогу наверх, более пологую.
И вот наконец передо мной роскошный дворец с яркими стенами из итальянской плитки и ярко-оранжевой германской черепицей, с башенками и лепниной. Небольшой, но изысканный и очень эффектный замок выполнен в романском архитектурном стиле, что делает его похожим на германские и французские замки 16 века. История возникновения замка на мысе Плака удивительна и даже романтична: в начале 19 века на этом месте находилось небольшое имение жены Александра Ивановича Гагарина, занимавшего пост адъютанта у графа Воронцова. Место это он очень любил и мечтал когда-то построить здесь сказочный замок.
Оказавшись по долгу службы на Кавказе в качестве губернатора Кутаиси, уже не молодой и к тому времени овдовевший Гагарин знакомится с молодой княгиней Анастасией из древнего, но обнищавшего грузинского рода Орбелиани. Разница в 24 года не послужила препятствием, в 1854 году состоялась свадьба и молодые были вполне счастливы. Александр Гагарин часто делился с женой своими мечтами о замке в Крыму. Но счастье длилось недолго: через 4 года Гагарин погибает от руки свана. Анастасия спустя год траура, переезжает в имение мужа на Утесе, где ведет спокойную затворническую жизнь, занимаясь хозяйством и благотворительностью. Ее не покидает мысль в память о погибшем муже построить дворец - замок, но на строительство банально нет денег. Лишь к своему 70-летию, получив от родственника, нефтяного магната неожиданный подарок - деньги на строительство, она приступила к осуществлению мечты. Был приглашен известный ялтинский архитектор Краснов и начатый в 1902 году замок и парк к 1907 году были готовы. Княгине посчастливилось пожить здесь всего лишь полгода - исполнив мечту мужа, она тихо ушла из жизни.
Гулять по дворцу, где расположилась администрация санатория, мне уже не хотелось, тем более начало экскурсии отодвинули на полчаса в виду прибытия большой группы - оно мне надо, толпится и толкаться?
Находясь мыслями в парке у дворца, я медленно побрела в сторону поселка Партенит по дороге, проложенной за чертой санатория, пытаясь найти спуск к морю. Все застроено, закрыто, загорожено, бесконечные тупики и тыкаясь как слепой котенок, я все же умудрилась найти выход к пляжу Таврида, откюда был виден мыс Плака во всей своей красе. А где-то там за деревьями спрятался замок - символ памяти и любви, своими окнами обращенный к вечному морю.
Я постояла на берегу в раздумье, словно излечиваясь морской водой от накативших мыслей, наблюдая за разбушевавшимися волнами, с разбегу налетавшими на бордюры и рассыпавшимися на тысячи блестящих капелек …
Через час, измученная пешей прогулкой вдоль высокого бетонного ограждения в поисках входа в санаторий «Айвазовское», я, наконец, подойдя к кассе, резко изменила планы. Сил на прогулку по огромной территории изумительного парка у меня уже не было. Зайти и выйти ради галочки - не мой вариант, поэтому и эту экскурсию я оставила на потом. А сама, не дождавшись автобуса на остановке Партенита, автостопом доехала до шоссе. Опять сев на троллейбус № 52, проехала мимо Алушты до перевала Ангарский - теперь захотелось погулять по снегу. Кстати стоимость билетов на троллейбус Ялта-Симферополь зависит от километража.
На перевале к круглой дате оборудован памятник трамваю № 52.
Немного побродив, я возвратилась в Алушту, забрала рюкзак из гостевого дома и на маршрутке в сгущающихся сумерках поехала в Ялту - следующий пункт моей дислокации.
Ночью опять шел дождь, утро было пасмурным, серая безликая масса давила, но ничего не могло остановить и нарушить мои планы - на сегодня был назначен подвиг: прогулка по Царской Солнечной тропе, пролегающей по берегу моря от дворца в Ливадии,
приобретенного Романовыми в 1860 году, до Ореадны, где у царской семьи уже было владение. От автовокзала Ялты на маршрутке № 102 доехала до дворца, прогулялась по парку, посетила памятники
и затем уже отправилась по оздоровительной тропе, длинной 6711 метров. Внешнее состояние прогулочной тропы власти курорта поддерживают в достойном состоянии, на всем протяжении расставлены скамейки, указатели: сколько пройдено и сколько еще предстоит пройти.
Хотя местность горная и тропа часто проходит по склонам гор - перепад высот не существенный, поэтому гулять, дышать чистейшим лечебным воздухом очень даже комфортно.
А если учесть панорамные виды на окрестности, на море,
на кошечек, встречающихся на маршруте, то времяпровождение проходит особенно приятно!
Шла я очень долго с удовольствием рассматривая все, попадавшееся на пути, особенно открывающиеся панорамы, пока не уперлась в автостраду, змейкой ускользающую к морю несколькими серпантинами. Наладившаяся уже давно погода теплым покрывалом укутала меня, одетую по-зимнему, солнышко настойчиво припекало, поджаривая лицо и идти вниз по автомобильной трассе под палящими лучами совсем не хотелось. Я опять воспользовалась картами где накануне видела пунктирные линии, ведущие к следующему виражу дороги напрямик, через дебри. Присмотрелась на натуре - ага, едва заметная тропинка, мне этого вполне достаточно - и разгребая руками кусты, цепляясь за их ветки, спустилась ниже. Следующий этап проделала аналогичным образом и вот я уже внизу на традиционных смотровых. Туристов подвозят на больших автобусах, издали показывают миниатюрный замок и все.
Я же решаюсь спуститься по лестнице из 1000 ступенек к самой воде и в конечном итоге получаю колоссальное и непередаваемое удовольствие. Процесс спуска затянулся, потому как от изящного, словно парящего в небе и вознесшегося над морем и землей, выстроенного в псевдоготическом стиле замка, башенками, шпилями и зубчиками напоминающего рыцарский, невозможно было отвести взгляд.
На скале, словно врезающейся в море, первый деревянный домик для отдыха был построен в конце 19 века, затем череда смены владельцев, пока уступ скалы не оказался в руках немецкого барона и нефтепромышленника Рудольфа фон Штенгеля. Ему-то мы и обязаны этим романтическим видом миниатюрного замка, взятым за образцы средневековые замки Германии.
Оказавшись внизу мое внимание перехватила белоснежная скала, 18-метровым парусом вздымающаяся над иссиня-изумрудными водами Черного моря. Скала Парус появилась в 1927 году, отколовшись от мыса Лимен-Бурун во время землетрясения.
А затем еще немного по ступенькам вверх, мимо сувенирных лавок и…калитка оказалась закрытой! Но почему, там же ходят туристы? Охранник - дедушка, добрейшей души человек, открыл заветные ворота и предложил бросить в специальную коробочку монетку на корм кошечкам! Да конечно, всегда пожалуйста!
А вообще около замка сейчас ремонт, строительные «леса», рабочие и повсюду разбросаны инструменты, поэтому подходить близко опасно и не рекомендуется. Любоваться же воздушным сооружением и окрестностями сверху совсем не возбраняется! Виды оттуда, конечно, замечательные, один лучше другого! Налюбовавшись вдоволь, я отправилась в обратном направлении, опять остановившись на мосту для контрольных снимков. На скалу Парус были направлены солнечные лучики и среди синевы моря и мрачности неба она сияла и переливалась теплыми красками.
Поднявшись на верх, я без сожаления отменила ранее задуманное-зрелищ и эмоций на сегодня было более чем предостаточно, да и истязать себя на предмет выносливости мне совсем не хотелось. Дождалась автобус, который курсирует как раз мимо смотровых и вернулась в Ялту в гостевой дом.
А ночью опять шел дождь! Какая правильная и понимающая погода в Крыму - льет свои слезы только в неурочное для туриста время! Красота! Но хмурое, влажное и пренеприятное утро расслабило, даже сработало тормозом и в этот свой последний день в Крыму я решила никуда далеко больше не ехать. После двух посещений Ялта находилась в моем списке так и не изученных городов, поэтому часов в 10 утра, надеясь что дождь не возобновит свои переливы, я все же решилась на прогулку. Очень хотелось побродить по паркам и для начала я выбрала ближайший, подсмотренный на карте, с солидным названием - «Парк Министерства обороны». Огромное зеленое пятно на мобильном в реальности оказалось невероятно, до возгласов возмущения запущенным местом - как вспомню, так вздрогну! Большое количество каких-то разрушенных и заброшенных сооружений, поросшие сорняком территории, засыпанные сухими листьями тропинки и дорожки. Заблудившись в поисках выхода в этом хаосе, я попала вообще в какой-то потусторонний мир, в котором остатки сгоревшего легкового автомобиля были мелочью. Не хочу даже вспоминать и это центр Ялты и это, повторюсь, «Парк Министерства обороны», так по крайней мере указано в картах maps.me! Но одно сооружение сумело меня порадовать, потому как я очень люблю заброшки подобного рода, благородные что-ли. Это было имение графа Мордвинова, возвышающееся на невысоком холме!
Роскошный дворец на фоне заснеженных горных пейзажей,
особняк в итальянском стиле в центре буйной южной растительности с чудным названием- «Хорошая пустошь» почему же ты забыт и заброшен? Дворец возведен в начале 19 века последним наследником первого морского министра России и вице-адмирала Мордвинова на дарованных графу императрицей Екатериной II пустынных землях, где изначально была построена лишь небольшая дача. Из поколения в поколение все внимание Мордвиновых уделялось фруктовым садам, парку, где в основном высаживались вечнозеленые деревья и виноградникам, были проложены аллеи из плитки, установлены статуи, сооружены фонтаны. В тени вековых деревьев через пару сотен лет было позволено гулять и отдыхать местным жителям. Мордвиновы были меценатами и очень много сделали для благоустройства самой Ялты.
Величественный особняк в стиле итальянского возрождения, сооруженный из серых и бледно-зеленоватых пород камня, возводился в течение трех лет под руководством архитектора Вегенера, того самого, из-под руки которого вышел непревзойденный Массандровский дворец.
Огромный, величественный дворец со всеми постройками и представьте только - одних комнат в нем 79, занимает площадь больше 2 тысяч квадратных метров. Все это в настоящее время затянуто железной сеткой, поросло травой и буйной растительностью, словно это застывший во времени, заколдованный замок спящей принцессы из детской сказки. Просто так повернутся и уйти я никак не могла, появившаяся вдруг и не откуда девушка с двумя огромными псами словно подсказала путь и я последовала туда, откуда она вышла. Ступеньки, опять сетка ограждения, огромная дыра сбоку и куча высохших веток, якобы преграждающая путь - но разве это может помешать? И вот уже я, пригнувшись, пробираюсь внутрь территории, цепляюсь за мокрые ветки и целый ушат капель, скопившихся на листочках за ночь, обрызгивает меня с ног до головы - уф! Но зато я имею возможность поближе рассмотреть величественный, благородный, всеми забытый шикарный дворец, поистине шедевр архитектуры.
Семье Мордвиновых не долго посчастливилось радоваться обладанием усадьбы на берегу Черного моря, после революции все они покинули страну и больше сюда не вернулись.
Дворец был выставлен на продажу, но сейчас объявление снято с сайта, так что дальнейшая судьба здания так и остается под вопросом.
Из-за пальмовой аллеи около главного входа во дворец как видение опять показалась девушка с собаками и прошла к другой дырке в заборе, я последовала за ними…
Выйдя за территорию парка и сделав пару сотен шагов по улице Свердлова, я как зачарованная остановилась - на углу с улицей Бассейной передо мной высились крепостные стены, обрамленные средневековыми башенками, частично заросшие лианами.
Внутри двора на холме за огромными деревьями скрывались два старинных особняка с колоннами и балконами. А сразу за ними по улице Свердлова, сквозь деревья и пустые ветки с облетевшей листвой я рассмотрела еще более удивительное сооружение-дворец в византийском стиле.
Дважды прошла туда-сюда в надежде увидеть больше и понять, что это за здания - но тщетно, никакой информации нет и на картах.
Далее я преодолела немало подъемов, серпантинов, постояла на смотровой у Поликуровского мемориала,
спустилась к храму святителя Иоанна Златоуста, пообщалась с котейками,
и с чувством исполненного долга, но отнюдь не удовлетворенности, отправилась в гостевой дом. В голове роились мысли о следующем посещении Крыма, и я точно знаю, что еще хочу видеть.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм