Первая, вторая и третья четверти. Вкратце: после поездки по Венгрии, остановке в Братиславе, дочка вернулась домой: у нас в Челябинске начался чемпионат юниоров по ФК, какой фанат пропустит?.. А я поехала в Вену на полтора дня, вернулась в Будапешт, а уже оттуда, насладившись «Сильвой» Кальмана, перебралась в Италию. Итак, я в Венеции, где живу на материковой части, то есть в Местре. О нем начала говорить в 3-й четверти и рассказала о новом музее ХХ века «М9». Но разве возможен итальянский город без старинных мест? Загородный парк Forte Marghera, пусть и не самый старинный (XVIII век), выглядит очень колоритно.
10 лет назад он стал собственностью муниципалитета Венеции, а когда-то здесь была деревушка Маргера. На ее месте построили форт как оборонительную систему лагуны. Центр представлял собой пятиугольную конструкцию с четырьмя бастионами, рядом находились две казармы, суммарно вмещающие около 400 солдат, пороховые склады. Снаружи проходили оборонительные валы. Сейчас это культурный центр, сочетающий несочетаемое: здесь можно увидеть пороховые бочки, пушки, Музей артиллерии, небольшое кладбище, где покоятся воины, павшие при осаде 1849 г., и… заповедник кошек (домики для бездомных животных с ветеринарным пунктом). В Форте-Маргера летом проводятся концерты, ну и можно просто погулять, полюбоваться необычным местом, что я и сделала.
Два слова о скульптуре Stop Playing Лоренцо Квинна. Надпись на скульптуре говорит о том, что в масштабах возраста Земли возраст человечества так мал, что общество можно сравнить с ребенком. И наша планета находится в руках капризного ребенка, не задумывающегося о том, к каким последствиям может привести игра с планетой. «Рогатка представляет наши природные ресурсы, которые мы растягиваем за их пределы. Мы можем повредить им или потерять контроль и привести мир к гибели: если мы хотим выжить как раса, мы должны ослабить напряжение».
Это ведь не очень пафосно, правда?..
Еще один приятный парк — San Giuliano, минутах в 40 ходу от Forte Marghera. Мост Свободы закрывает сами острова, но лагуну отсюда видно хорошо. Парк очень большой (700 га), и хотя он не так уж известен, но по величине Сан-Джулиано — 19-й в мире. Совсем не старинный — открыт в 2003 г., даже деревья здесь пока молодые, не раскидистые… Основная площадь парка — это просто обширные газоны-лужайки и аллеи между ними, т. е. много открытого пространства. Дети запускают змеев, родители сидят на лавочках.
Вот таким остался у меня в памяти Местре: улочки и улицы, площадь Piazza Ferretto, парки, зелень и лагуна. Приятное место, комфортное, но все же остановилась я здесь на 3 дня прежде всего ради островной Венеции, в которую ездила каждый день. О Лидо я тоже рассказывала в прошлой части. Сама же Венеция мне запомнилась прежде всего вечерней: после пляжа я гуляла по ней допоздна. Гондолы, каналы и мосты можно описывать бесконечно, а можно не описывать вообще: это как Эйфелева башня — представляют все, даже те, кто не видел наяву))
И все-таки скажу отдельно о Сан-Марко. Конечно, я знала, что есть такой пункт в топ-10, да что там — топ-3 Венеции. Площадь, голуби, кафе, собор… Но я не знала, что это так потрясающе красиво!.. Еще подойдя к собору с правого торца, я буквально встала, открыв рот и глаза — глаза пошире)) А ведь это только торец — ой, как же меня потряс вид на сам собор… «Надо лучше готовиться к поездке» — первая мысль после потрясения. Хотя нет, не поможет: что-то подобное я испытывала около Саграды Фамилиа, хотя уж ее-то образ был «знаком до слез». Теперь, когда встречаю на просторах Сети фразы вроде «я и дома в Интернете все прекрасно посмотрю», я знаю, что никогда не потрясло бы меня в Интернете так, как в жизни: это именно собор Сан-Марко.
В общем, завершая самую патетичную часть поездки, предлагаю всем вспомнить прекрасную базилику, которая уже менее чем через 10 лет отметит свой 1200-летний юбилей. А тем, кто ее еще не видел, полюбоваться — и скорее съездить в Венецию))
А я, попрощавшись с Венецией, отправилась дальше привычным Фликсбасом. Заключительная и самая важная для меня в этом путешествии точка находилась в Вероне. Дочка, моя личная энциклопедия туризма, сказала: 3 дня в Вероне?! Тебе будет скучно)) Что делать, она вообще не любит Италию за исключением Сицилии и Сардинии))
Не угадала!
Я поселилась на Via Massimo D’Azeglio, совсем недалеко от исторического центра. Хозяйка квартиры Эмануэла сама немало попутешествовала: в моей комнате стояли путеводители по Парижу, Мадагаскару и Узбекистану)) А еще, перебирая старые книги, она показала мне с гордостью роман «Дерсу Узала» Арсеньева на итальянском. О! — сказала я, — муж мой с детства эту книгу любит. — Возьми тогда ее в подарок для мужа)) Взяла. Хоть бы первую страницу открыл, никакой тяги к итальянскому!..))) Итальянские дамы в возрасте не очень дружны с английским, но Эмануэла благодаря путешествиям объяснялась на нем вполне неплохо. А где было непонятно, выручал итальянский)) За завтраком, к примеру, она спросила меня:
— Что любишь есть? Посоветовать какие-нибудь рестораны? — Рыбу люблю. — Ох, рыба у нас не очень вкусная, ибо не свежая, а… gelata (поняли, да? Gelateria — кафе-мороженое, т. е. рыба в Вероне мороженая). Мы же далеко от моря.
Вот это далеко от моря позабавило))) 20–30 км — да-а, нам бы море в такой дали…
В общем, рыбу я, конечно, брала. Завтраки, как уже ясно, были включены в проживание, а обедала я обычно где-нибудь в парке на лавочке фруктами и выпечкой из супермаркета, ужинала же в уличных кафе.
Один из самых интересных парков как раз располагался совсем рядом с домом, где я жила. Громкое название Parco delle Mura e dei Forti («Парк стен и фортов») не совсем совпадало с сутью: форты были когда-то давно, да и от стен остались лишь немногочисленные фрагменты. Основная прелесть парка — это девственные лужайки, окруженные старыми деревьями, и редкие лавочки. Здесь гуляют с собачками, а пока я перекусывыала, неподалеку пришли подростки в одинаковых футболках и играли в какую-то спортивную игру, затем даже эстафету провели)) Парк интересный, внезапно то тут, то там можно встретить пару старинных пушек или деревянного идола. Тянется Parco delle Mura вдоль Circonvallazione Oriani — мне уже стало интересно, что это за слово такое, что попадается мне и в Венеции, и в Вероне. Оказалось, окружная, или кольцевая, дорога.
Еще один парк, более привычный по сути, но неожиданный по названию, — имени Чезаре Ломброзо. Вам тоже сразу пришли на ум узкий, скошенный лоб и чрезмерно развитая челюсть?))) Если серьезно, основоположника криминальной антропологии есть за что чтить, тем более что родился он как раз в Вероне. И на памятник ему собирали всем миром: от жителей города и коммуны Вероны до самого короля Италии, и устанговили его (правда, сначала не в парке, а на площади Сан-Спирито) всего через 12 лет после смерти знаменитого врача, т. е. в 1921 г. Парк же очень позитивный, с фонтанами, детской площадкой и аттракционами, кафе, очень зеленый.
И все-таки интереснее, чем сидеть в этом парке, было добираться до него. Набережная Адидже, мост Гарибальди, Кафедральный собор — нет, мне не было скучно. Я с удовольствием гуляла в этих местах все три дня, благо квартира Эмануэлы находилась неподалеку.
Всегда интересно наблюдать соседство вполне современных улиц и древних, очень древних построек! В Италии такое сочетание встречается повсеместно. А еще забавнее, когда на одной из таких улиц встречаешь русский магазин — да что там русский, можно сказать- социалистический)) Цены на книги, между прочим, явно ниже наших…
Ну, а как же прославившая город Джульетта? Побывала я и у «ее» дома, и на ее «могиле» — прошу прощения за кавычки, шекспировская трагедия достойна уважения, а вот предприимчивые итальянцы, оживившие и даже похоронившие вымышленный образ… да тоже достойны! Кстати, последнее фото в слайд-шоу с «места захоронения» — это китайский вариант Ромео и Джульетты. Уж если русские заявили о себе в Вероне, то и жители Поднебесной точно проявятся, причем в самых неожиданных местах.
А если от гробницы Джульетты перейти Адидже по Via Ponte Aleardo Aleardi, можно выйти на веронское монументальное кладбище. Построенное в XIX веке по проекту Джузеппе Барбьери, оно является ценным историческим памятником. На Cimitero Monumentale нет тенистых аллей, деревьев и газонов, как на кладбище Мелатен в Кельне. Здесь не захоронено столько знаменитостей, как на парижском Пер-Лашез. Не проложены аккуратные заасфальтированные дорожки с указателями, как на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне. Однако здесь своя, уникальная, атмосфера… Прочитать о Cimitero Monumentale можно на нашем сайте здесь.
Хочу, как сейчас делают многие рассказчики, показать карту — мой маршрут одного дня (точнее, половины дня) по Вероне.
Конечно, каждый проложит его на свой вкус. Я просто упомяну то, что не назвала до сих пор, и то, что не отмечено на этой карте, это достойные внимания локации:
- Пьяцца делле Эрбе
- Пьяцца Сан-Анастасия
- Пьяцца-Бра
- Дом Ромео
- Piazzale Castel S. Pietro
- Santi Apostoli
- San Lorenzo
- Арка Гави
- Мост Скалигеров
- Arsenale Franz Josef I
- Сан-Дзено-Маджоре
- Сан-Джорджо-ин-Браида.
…И просто погулять по Вероне))
А теперь, когда уже вроде все и сказано, и остался день на Бергамо, откуда возвращаюсь я домой, теперь — самое главное)) Мое событие года, как я не перестану его называть. И произошло оно на Арене ди Верона, так напоминающей Колизей (но о ней конкретно я подумаю завтра расскажу позже).
Даже дочь наша с 80+ странами за спиной и нелюбовью всего к двум из них, в том числе, увы, к Италии, отозвалась об Арене благосклонно: «Я на ней не была, но народ хвалит. Акустика прекрасная. Тебе понравится!».
Я уже писала о квартирной хозяйке — очень милой даме, пользуясь случаем, рекомендую)) В первый же день она поинтересовалась моими планами. И я, опять же пользуясь случаем, сказала:
— Эмануэла, я иду в воскресенье на Арену ди Верона! Там не самые комфортные сиденья, и даже выдают напрокат подушечки. Летая лоукостером и путешествуя три с половиной недели, сами понимаете, о подушечке думаешь в последнюю очередь)) Зато я читала в отзывах, что у тебя она есть. Не одолжишь ли на вечерок? — Дам, конечно, — ответила Эмануэла. — А на какую оперу ты идешь?
И вот тут-то я полюбила ее окончательно. Ибо на протяжении всей поездки, пересекаясь то в отелях, то в гостевых домах, то в автобусах с самыми разными европейцами и болтая о путешествиях, я говорила всем о конечной цели своей поездки: А в Вероне я иду на концерт Дэвида Гарретта! Вы знаете Дэвида Гарретта?
…И представьте, все эти милые европейцы отрицательно мотали головой ((Как так?! И только Эмануэла наконец ответила без раздумий: Sure! He’s very famous! …Золотая женщина)))
Конечно! Он очень знаменит)) А вы знаете Дэвида Гарретта? Надеюсь, что да, иначе мне придется бить себя по рукам, чтобы не начать пересказывать все, что я знаю о нем. Нет, все же совсем промолчать — выше моих сил, давайте буквально два слова. А лучше — три фразы Еще лучше — четыре абзаца, но тогда это будет уже не отчет о поездке, а рассказ взахлеб о потрясающем музыканте.
Итак, Дэвид Гарретт — «скрипач дьявола», или ангельский скрипач. Первое — потому что он играл Паганини в одноименном фильме. Второе — просто по определению. Музыкант играет с 4 лет, в 11 он получил от президента Германии в знак признания первую скрипку Страдивари. Закончил знаменитую школу Джулиард в Нью-Йорке оказавшись рядом с ней снова, буду уже смотреть другими глазами))) В этом году ему исполнится 40. Дэвид с юности исполняет классику, а после 20 начал играть кроссоверы в собственной аранжировке (т. е. произведения со смешением нескольких стилей). В 28 попал в Книгу рекордов Гиннесса за самое быстрое исполнение «Полета шмеля». В его репертуаре — Чайковский, Бах, Моцарт, Паганини, Бетховен, а еще — мелодии от «Битлз», ABBA, Led Zeppelin, Deep Purple, Scorpions и т. д.
…Да, пора бить себя по рукам. И вообще, рассказывать о музыке — неблагодарное занятие. Помните анекдот с бородой? — «Карузо? Да ничего особенного! — А ты слышал? — Его — нет, но мне сосед напел»)) Давайте лучше послушаем Дэвида Гарретта. Увы, сидела я далеко, и хотя акустика на Арене действительно отличная, изображение у меня на камере вышло так себе. Правда, не могу не отозваться добрым словом о веронских правилах: съемки здесь разрешены и вспышка тоже. Атмосфера была просто сказочная: представьте, начало в 21.15 (да-да, так и на билете было написано), 2 отделения по часу плюс антракт — в итоге концерт заканчивается почти в полночь. Фрагменты древних стен, а в небе — полная луна… Вставляю минутный трейлер из Сети — для первого представления о том концерте:
Итальянцы умеют ценить музыку!..
И еще одно видео: произведение, благодаря которому я и узнала этого исполнителя. Мелодия с мировой популярностью, Венгрия и Италия в одном флаконе.
David Garrett — Csárdás by Vittorio Monti
Очень символично получилось, моя поездка, завершившаяся в этом рассказе, тоже по большей части состояла из Венгрии и Италии.
На следующий день после концерта я уехала в Бергамо и, погуляв по городу, еще на следующий день вылетела домой. До сих пор вспоминаю эти три с половиной недели)) Желаю всем удачных путешествий и приятных моментов по жизни. Спасибо за интерес, друзья!
B&B Bonomelli
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия