Избегайте Новогодний Рим, где силы хаоса царствуют безраздельно
Римский папа обратился накануне Нового года к пастве своей с предложением отметить «праздник без смартфонов», то есть соединиться со своими близкими вживую, без посредства современных электронных гаджетов. Хорошая идея — отпраздновать 2020 год вместе со взрослыми детьми (дети — это сын с невесткой), с которыми мы живём в разных штатах, появилась и в наших головах, и даже раньше, чем у Папы. Про Понтифика я вспомнила к слову, ведь местом семейного гулянья мы выбрали Рим.
Новый год-это замечательный праздник, плохо то, что у очень многих он случается одновременно. Я с легким страхом предчувствовала столпотворение вавилонское, но реальность превзошла ожидания: в Рим приехало несметное количество людей.
Музеи, рестораны, даже такси удавалось получить с трудом. В Ватикан, например, мы предусмотрительно купили билеты — Skip the line, то есть проход без очереди. Так вот очередь из туристов «без очереди» была почти на час.
Коротко опыт прибывания в итальянской столице можно подытожить так:
«Избегайте Новогодний Рим».
Россини и Говорящая статуя прямо у дома
В сентябре, покидая Рим, мы не знали, что в декабре прилетим туда снова. Время между приездами промелькнуло быстро. Квартиру нашли в том же районе, что и осенью, у Пьяцца Навона, так что как будто и не уезжали вовсе.
Зимний отпуск получился естественным продолжением предыдущего, но включил и нетипичные для нас идеи и места, продиктованные интересами примкнувшего к нам молодого поколения.
Итак, начнём под музыку Россини.
На первый взгляд наш ободранный двор-колодец походил на виденные прежде подворотни.
Но со второго взгляда заметили мы мемориальную доску над массивной дверью.
Подумать только-автор одной из самых популярных и любимых опер всех времён обитал в доме, где мы нашли своё временное пристанище. И именно здесь рождался его бессмертный шедевр «Севильский цирюльник».
Надпись гласит: Живя в этом доме, Джоаккино Россини нашел свои никогда не стареющие мелодии Севильского цирюльника
Наша коротенькая улочка Via Demi Leutari одним концом выходила на Piazza di Pasquino.
Совсем невзрачная и разрушенная в области головы скульптура-первое, что привлекло внимание на площади. К постаменту были прикреплены рукописные листки, да и машинописные тоже. Идущие мимо притормаживали, прочитывали прилепленные тексты, если было с кем обсудить, вступали в разговор. Оказалось, что это самая известная из шести «говорящих» статуй Рима.
Статуя была найдена при раскопках почти там, где она сейчас и стоит, и уже в 1501-м году впервые была использована как трибуна для выражения недовольства властями религиозными и светскими. Имя Пасквино (Pasquino) полуразрушенный торс унаследовал у человека с тем же именем. Некто Пасквино (портной, по одной из версий) был первым, кто прилепил свой удачный сатирический стишок, высмеивающий Папу, к «доске объявлений». От имени этого остроумца и образовалось, оказывается, слово пасквиль.
Удивительно, что и по сей день Пасквино активен: ни Facebook, ни Twitter его не убили, и клеют к нему столетиями «ноты протеста».
Швейцарский гвардеец.Форма одежды зимняя, в беретах. Простенькая по сравнению с летней.
Первый день мы посвятили Музеям Ватикана (с Сикстинской капеллой).
Сикстинскую Капеллу по популярности можно сравнить с Джокондой, и проблемы там те же, что и в Лувре: её осаждают тысячи зрителей. Но несмотря на неблагополучное время для визита, мы туда все же отправились.
Смотреть Микеланджело было трудно: через зал тёк человеческий поток, временами пытаясь снести не очень многочисленную группу стоявших посредине и упрямо разглядывающих фрески. Нечего и говорить, что места на лавках нам не досталось, а стоять с запрокинутой головой, ну если только чтоб глубже понять мастера. Он в такой позе работал над циклами Ветхого завета, что на потолке.
Но при всех этих неудобствах работу гения хотелось смотреть, и она стала самым сильным, намного превосходящим всё остальное, впечатлением поездки.
Микеланджело Буонарротти много лет, в два этапа, с большим разрывом по времени разрисовывал капеллу. Написанные им фрески многие считают вершиной искусства Ренессанса. Здесь можно видеть его раннюю руку в ветхозаветном потолке и почувствовать мощь зрелого мастера в картинах страшного суда на заалтарной стене. Художникам «менее великим»- Перуджино, Боттичелли, Росселли, Гирландайо-принадлежит по несколько работ в том же зале на северной и южной стенах. О них часто забывают рядом с гигантом, а зря. Понимание того, что изображено на боковых стенах нужно, чтоб «объять» это величайшее творение.
(Фотографировать там не дозволяется.)
Сотворение Адама. Wiki art.
После капеллы необходим перерыв, отдых для души и тела, который лучше всего обрести за чашкой ароматного кофе. В музее протяженность экспозиции семь километров, и несколько кафе расположено по пути следования зрителя. Замечу, что в кафетериях кофе вкусный, недорогой и его не надо пить стоя: столики бесплатные.
А булки повторяют архитектуру Ватиканских зданий.
Музеи Ватикана безбрежны, осмотреть их за день невозможно, надо выстраивать приоритеты. Вторую половину дня и оставшиеся силы я потратила на Пинакотеку. Вот несколько полотен из Папских коллекций:
Караваджо за свою бурную короткую жизнь создал ряд выдающихся работ, и трудно судить, какие из них лучше. Но «Снятие с креста» по мнению знатоков искусства-абсолютный шедевр. Картина была выполнена в 1604 году для церкви Санта-Мария делла Валичелла и благожелательно, в отличие от многих других его произведений, принята критиками того времени.
В 1797 году работа была увезена в Париж в музей Наполеона. Вернулось полотно в Рим в 1816 году, но не в Санта-Мария делла Валичелла, а в Ватикан. Для упомянутой же церкви была создана копия. Копию посмотреть очень легко, церковь находится на главной магистрали города-Corso Vittorio Emanuel II. А полотно, хоть и не оригинал, хорошо смотрится и выигрывает от освещения, будучи «возвращённым» на место, для которого оно и задумывалось.
Санта-Мария делла Валичелла
Под «Снятием с креста» каждый может ощупать трехмерный рельеф-уменьшенную копию картины. Ватикан, как и некоторые другие музеи, имеет программы для слепых и слабовидящих.
Программы чаще всего предлагают «увидеть руками» (через осязание) скульптуру, копии знаменитых сооружений. Есть также туры (не знаю в ходу ли они в Ватикане), соединяющие тактильные ощущения с музыкой и даже с запахами.
Последние опираются на открытия, сделанные наукой о мозге, которые показали, что зрительные зоны в голове в каких-то случаях активизируются звуками и обонянием.
В музее помнят и о глухих, здесь проводятся экскурсии на языке жестов. Эти туры бесплатные, сопровождающие лица и специальные собаки получают свободный проход с инвалидами.
Благое дело делают в музее для тех, кто лишён счастья видеть и слышать.
Ватикан владеет Мадонной Фолиньо руки Рафаэля.
Эти несколько ядовитые цвета получились безо всякого редактирования. Вспомнилось, не так давно два директора Лувра (один из них-директор реставрации) подали в отставку. Причиной послужили слишком яркие цвета картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, «открывшиеся» после чистки и
восстановления полотна. Хорошо, что дело до дуэли не дошло.
Вот ещё немного объектов из моря экспонатов в Ватикане:
Мелоццо да Форли Ангелы, играющие на музыкальных инструментах
Погребальные рельефы из Пальмиры.
Пицца после Ватикана
Еду мы на самотёк не пускаем, каждый раз походу в ресторан предшествует думание. Но эти раздумья никогда особенно длинными не бывают и далеко от дома за хваленой тарелкой спагетти мы не пойдем.
Но в этой поездке итальянская кухня продвинулась вперёд и укрепила свои позиции в системе ценностей, так как за дело взялись дети, объявив, что еда- это равноправная составляющая культуры, и её мы должны узнать путешествуя.
Наши дети-фуди (foodie). Если вы с такими не очень знакомы, вот кто это такие.
Культура фуди зародилась в восьмидесятые годы в Америке и Англии.
Фуди-это люди, для которых еда-это искусство. Как и традиционное искусство, «этюдную» снедь каждый день не употребляют. Но, особенно в поездках, фуди стараются отыскать какие-то новые и необычные яства, лакомства, напитки. Замечу, что отдаётся предпочтение всему местному, на соседних огородах выращенному и окружающую среду не разрушающему. Как правило, еда, о которой речь, дороже обычной, но бывает и равной обычной по цене.
Как в любой субкультуре у фуди есть свои авторитеты и источники информации. Ведомые кулинарными гуру мы побывали в Риме в нескольких интересных местах.
В одну весьма демократичную пиццерию, рекомендованную надежными советчиками, зашли мы после Ватикана.
Особенность этого места в том, что меню «дышит» (постоянно меняется) и довольно бессмысленно делать выбор, находясь в хвосте очереди. Неизвестно куда творческий порыв и доступный набор продуктов унесёт шефа к моменту, когда придёт ваш черёд делать заказ. Пиццу в заведении готовят из всего: меняют сыр (мне понравился с горгонзолой), помидоры (от мелких и сладких до крупных и мясистых, мелкие лучше) и вообще иногда без стандартных компонентов обходятся. На тонкой пшеничной лепешке там запекаются и овощи, и фрукты, и зелень, и грибы. Пицца нарезается ножницами и продаётся на вес, кусками.
Со столиками напряжённо: пара внутри, пара на улице. Очередь длинная.
Мы взяли свой заказ домой. Таксист воодушевился, увидев коробки со знакомыми надписями, и охотно поделился опытом: любимый рецепт его семьи-с ветчиной и инжиром.
Вкусная еда и смена часового пояса свалили нас с ног. День кончился.
Обелиски Рима
Гуляя по Риму, невозможно не обратить внимание на обелиски, которыми большое число его площадей отмечено. Гранитных монументов тринадцать, на многих из них высечены египетские иероглифы, что подсказывает, откуда идёт их история. Семь из тринадцати привезены из Египта во времена Римской империи. Латеранский обелиск, например, датируется 15 веком до нашей эры.
Латеранский обелиск из красного гранита является самым древним и самым высоким обелиском Рима. Высота его составляет 32 метра.
Обелиск на площади Монтечиторио изготовлен в древнем Египте в VI веке до н.э. В Риме его первоначально установили на Марсовом Поле в 10 году до н.э. при императоре Августе, как гномон огромных солнечных часов.
Обелиск Минервы датируется VI-м веком до н.э.
Обелиск установлен на площади перед церковью Санта Мария сопра Минерва. Маленький гранитный шпиль держит на спине слоник, выполненный по рисунку Бернини.
Некоторые обелиски на полторы тысячи лет моложе Латеранского. Они были скопированы римлянами с египетских, включая иероглифы, смысл которых был от них скрыт.
Обелиск Агоналис на Пьяцца Навона является копией египетских прототипов.
Джованни Лоренцо Бернини сделал обелиск центром фонтана “Четырех рек”.
Эсквилинский обелиск изготовлен римлянами в эпоху императора Домициана и изначально возвышался на Марсовом поле.
Римляне смогли сплавить огромные и тяжеленные столбы вниз по Нилу, перевезти через Средиземное море и вверх по Тибру, чтоб украсить ими свои храмы и цирки (на ипподромах обелиски служили ещё поворотными столбами).
Когда Римская империя пала, вместе с ней «попадали» и обелиски. Они были отрыты больше чем через тысячу лет и переустановлены в эпоху Барокко. А иероглифы, как некоторые помнят, были расшифрованы в 19 веке.
Самый известный, Ватиканский обелиск, «немой», на нем надписей нет. Согласно традиции Апостол Петр принял мученическую смерть рядом с этим обелиском и потому установка его на площади Святого Петра имела ещё и дополнительное, символическое значение.
Многие обелиски были возведены в стратегических точках Папой Сикстом V во время его недолгого пребывания на папском троне.
Обелиск Ватикана был привезён в Рим из Египта во времена правления императора Калигулы и был установлен в центре Цирка Нерона. В отличие от других монументов, этот не был разрушен, повержен или предан забвению, а простоял на одном месте почти пятнадцать столетий.
Полуистория, полулегенда о возведении Ватиканского обелиска полна драматизма, вот как её рассказывают.
«Установка обелиска в центре площади Собора Святого Петра была назначена в день 10 сентября 1586 года. Сначала обелиск поместили и закрепили на монолит, а затем с помощью специального сооружения, оснащенного лебедками и роликами положили на землю. Операцией руководил Доменико Фонтана, для нее потребовалось 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Все подходы к площади заблокировали, зевакам и любопытной толпе запрещалось издавать какие-либо звуки под страхом смертной казни. Распоряжения отдавались при помощи рупора, барабанов и сигнальных флажков. Аккуратно и медленно поднимали обелиск на пьедестал, но во время подъема поддерживающие его канаты ослабли и это грозило падением обелиска. Все замерли в ужасе и гробовой тишине… и в этот момент, в нарушение запрета, раздался голос из толпы: „Воду на канаты!“ Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска. Он отлично знал из своего опыта, что когда канаты намокают, они стягиваются. Так обелиск был установлен».
На этом я ставлю точку с запятой и предлагаю всем выходящим на площади Рима обращать внимание на установленные строго по центру гранитные обелиски, возраст которых столь велик, что обычный человек не может его ни охватить, ни осознать.
Древний Рим
Рим нисколько не в упадке, он щебечет и хлопочет.
Нарасхват идут напитки, курс в порядке биржевой.
Люд заморский по руинам резво скачет, пальцем тычет во что хочет.
Отчего бы, в самом деле, не скакать, пока живой? М.Щербаков.
В один из дней наша маленькая группа распалась пополам. Молодежь ушла лазить по руинам-на экскурсию в Колизей и Форум,
а мы в Капитолийский музей, чтоб более интимно с древностью соприкоснуться.
Вид на Витториано при подходе к Капитолийскому холму.
Современное оформление Капитолийского холма отличается особенной гармонией и красотой. Вид площади на вершине пологого холма был продуман великим Микеланджело. Великолепны обрамляющие площадь симметричные Палаццо, величествен подъем- лестница, украшенная гигантскими статуями Диоскуров.
Если кто забыл, что родились близнецы из яйца, яйцеобразные шапки на головах братьев напомнят историю их появления на свет.
Статуя Марка Аврелия занимает центр площади.
Пишут, что это единственная конная статуя античного периода, дошедшая до наших дней.
Редко неграмотность и незнание помогают спасать искусство. Эта огромная, величественная бронзовая скульптура была бы, без сомнения, расплавлена во времена уничтожения изваяний язычников. Но её неправильно опознали, решив, что изображает она императора Константина.
Микеланджело получил указание вписать чудом уцелевший монумент в очертания новой площади. Конная статуя красовалась на холме более четырёхсот лет, до самого недавнего времени. Сейчас античную фигуру заменили копией шоколадного цвета, оригинал убрали в музей. Туда-то мы и пойдём посмотреть замечательного зелёного с золотой патиной императора.
Лет пятнадцать назад к музею было пристроено новое крыло и в нем удачно разместился и Император-философ и другие шедевры старейшего института культуры.
Поднявшись на холм, нельзя не заглянуть в Базилику Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli)
украшенную десятками хрустальных люстр.
В церкви, в первой правой капелле (капелле Святого Бернардино)
хорошо сохранившиеся фрески руки Пинтуриккио.
Одна из самых почитаемых и очень древних икон-чудотворная Мадонна Арачели занимает алтарное пространство
EUR
Первого января, когда совершенно все музеи были закрыты, а толпы на улице достигли своего максимума, мы уехали на окраину города посмотреть район EUR, построенный Муссолини. Там не было ни туристов, ни местных, там не было вообще никого.
Мы одни бродили по району Esposizione Universale di Roma, «Всемирная выставка Рима».
Этот обширный комплекс зданий задумывался для проведения Выставки 1942 года, которая не состоялась.
Специалисты характеризуют этот проект так:
постройки «имеют какой-то спартанский, аскетичный вид, с монотонными фасадами, которые разве что изредка украшены пилястрами или колоннами без капителей и кое-где снаружи обставлены скульптурами с донельзя упрощенной фактурой и пластикой».
Недостроенный холодный комплекс окружает живой и живописный парк.
По возвращении из Рима усталость от толпы быстро забылась. На всех навалилась работа, и в коротких и редких разговорах через гаджеты, которые римский Папа предложил не использовать, мы успеваем только сказать:«Как хорошо было в Риме».
А вот тем, кто отправится в итальянскую столицу после нас посоветую: начиная с седьмого января картина резко меняется, гости (сердитый таксист называл нас их ubriachi) разъезжаются по домам и, если вам не надо на работу или учебу, Вечный город ваш, за полцены.