Начало о музейной экспозиции мирского замка в первой части рассказа:
Музей в мирском замке. Часть 1
Третий этаж замка блестел всеми цветами, ослепительно сиял позолотой.
Начало о музейной экспозиции мирского замка в первой части рассказа:
Музей в мирском замке. Часть 1
Третий этаж замка блестел всеми цветами, ослепительно сиял позолотой.
Сейчас в этом зале проходят бракосочетания.
Зеркало оригинальное.
В описаниях встречаются упоминания о французской живописи на стенах (на расписных фризах), кессонных потолках с резьбой, раскраской и позолотой, паркетных полах, богато украшенных каминах и печах, украшенных глазурованными изразцами (многоцветными, по четыре и более цветов на каждом) разной формы в зависимости от места установки.
Двери из ценных пород дерева вставлялись в красиво профилированные каменные обрамления.
Композицию интерьеров чудесно дополняли богатая мебель, произведения искусства и другие предметы внутреннего оформления.
Личные покои князя Радзивилла Сиротки были обиты чёрным моравским сукном, для которого чёрный цвет стал основным цветом в преданности идеалам контреформации и печали от смерти любимой жены.
Были в замке специальные покои-«скарбцы» для хранения ценностей.
Много внимания уделялось резьбе, особенно каменной.
Дубовые балки потолка покрывались искусной резьбой или раскрашивались красками, имитировавшими резьбу.
Сохранились элементы старинных потолков.
Мы находися в сенях.
Мужской костюм 17 века.
Музыкальные инструменты.
Средневековый пир. «Столовая изба».
От итальянского ренессанса перенимается ритмичность размещения дверей и окон, одинаковое число этажей, пространство лестниц.
Аксессуары одежды дам в 18–19 веке.
Распродажи имущества Витгенштейнов вызвали небывалый ажиотаж среди русской аристократии.
В 1891 г. эти земли покупает наказной казачий атаман Войска Донского князь Николай Иванович Святополк-Мирский за значительную сумму в 414 тысяч рублей серебром: для этого он заложил почти всю свою недвижимость в Новгородской и Подольской губерниях.
Возможно, князя привлекло созвучие названия местечка с его фамилией: хотя Святополк-Мирские считались дворянами Минской губернии, но к замку отношения они не имели, тем не менее именно Мир планировалось сделать родовым гнездом семьи.
Мы находимся в кабинете князя.
Гистиная.
Новый собственник замка не стал восстанавливать памятник: для своего проживания он с восточной стороны от замка построил новый дворец, сгоревший в 1914 году.
Дворец строился в формах неоклассицизма: каменный двухэтажный усадебный дом с официной, рядом находились сельскохозяйственные постройки, а между новым дворцом и замком — пейзажный парк английского типа. На месте заросших водоёмов в 1898 г. был выкопан новый пруд, для чего с этой стороны были срыты бастионные укрепления.
При этом росший на этом месте яблоневый сад безжалостно вырубили как раз в период цветения.
В парке построили родовую часовню-усыпальницу Святополк-Мирских.
Николай Иванович Святополк-Мирский умер тут же в своём имении Замирье в 1898 г. в возрасте 65 лет.
Владения князя сначала перешли к его жене, княгине Клеопатре Михайловне, а после к сыну Михаилу.
В это время возрастает интерес к Мирскому замку как к памятнику древней культуры.
В 1915 г. в шестом томе «Древностей» вышла статья Иодовского про замок в Мире с большим количеством фотоснимков, рисунков и обмерных чертежей. Статья Иодковского сыграла важную роль не только в научном исследовании памятника архитектуры, но и в спасении памятника.
Михаил Николаевич Святополк-Мирский, служивший до этого в посольстве России в Лондоне, принял решение восстанавливать не сгоревший в 1914 году новый дворец, а старый замок.
Работы по восстановлению замка начались в 1922 г. и продолжались 16 лет.
За период 1922–1929 годов была полностью восстановлена юго-западная башня, кладка стен восточного корпуса дворца.
После экономической депрессии 1934—1939 гг. было восстановлено пять пролётов восточного крыла дворца и две башни: юго-восточная и часть северо-западной.
Из всех залов, спроектированных варшавским архитектором Буршем, получилось завершить только Слоновую.
В замок были проведены вода и электричество, работала канализация и телефон. Вообще, осуществление авторских замыслов было далёким от буквального.
Так, проломы в восточной стене по предложению студент-архитектора Стефана Пысевича застроили витой лестницей с балконом, получившей название «лестница Стефана».
На южной внешней замковой стене был устроен небольшой балкончик, ставший для князя любимым местом отдыха. Вместе с тем уцелевшие фрагменты и руины замка впервые рассматривались как культурная ценность.
Князь Михаил не имел семьи и наследников, в 1937 г. он усыновил племянника Александра, которому в 1938 г. и перешёл замок.
Александр, имея румынский паспорт, чтобы получить польское гражданство в том же году женился на польке, 22-летней графине Катажине Бнин-Бнинской.
С приходом на земли Беларуссии в сентябре 1939 г. они были арестованы, но благодаря дипломатическим связям избежали высылки.
Постройка дворцовых корпусов замка имела систематизированный характер.
Подвал и первый этаж использовались как склады.
Второй был предназначен для прислуги, третий — для хозяев.
Спускаемся в подвал.
Планировка подвала и нижних ярусов обоих крыльев дворца представляла собой ряд секций, размещённых периодично.
Приготовление еды осуществлялось в самом замке, где к южной (со стороны двора) и западной стенам пристроили кухню, пивоварню и пекарню.
Поваров было 40 человек и они все были мужчины
Женщины являлись подсобницами.
Весовая.
В подвале имелся запас продуктов на три года.
Вот так трапезничали слуги.
Мы в винном подвале.
Бочки закрывались на специальный замок, ключи от которых находились у женщины (хозяйки).
Здесь изготавливали медовуху, закапывая бочки в землю.
Также изготавливали в подвалах и вино.
Водка производилась крепостью от 15 до 70 градусов.
С внешней стороны к южной стене была пристроена конюшня.
Считается, что архитектурные и конструктивные решения окон почерпнуты в Италии.
Окна представляли собой одну нитку одноцветного витража в металлической раме, вставленной в каменное оправление. Механическое их использование в климатических условиях Белоруссии создавало дополнительные проблемы утепления помещений, особенно в верхних покоях. Большие размеры окон вызывали значительные потери тепла, компенсировать которые пытались установкой большого количества больших печей.
В просторных парадных помещениях дополнительные печи нетипичной для того периода конструкции с размещением топки снизу устанавливали у внешних стен.
Во дворце была создана система удобных уборных (туалетов), размещённых на третьем и втором этажах. Нечистоты вымывались из них по устроенным в стенах вертикальным каналам и сбрасывались для фильтрования в подземную выгребную яму.
В связи с этим участки между северной и восточной стенами замка и соответствующими участками земляного вала для прогулок не использовались.
Во дворце был построен пешеходный мостик, проходивший со второго этажа северного крыла дворца на валовый ход.
Для освещения дворца использовали подвесные и настенные светильники, большие и малые подсвечники, которые устанавливали на пол и мебель.
Расстановка и развешивание светильников не были постоянными, для предотвращения краж они хранились в специальных помещениях и устанавливались или развешивались в случае необходимости.
Во время войны в замке размещалось еврейское гетто, куда гитлеровцы согнали около 1800 местных евреев.
Среди заключённых была создана группа сопротивления, и 9 августа 1942 г. был осуществлён побег более 250 евреев, а ещё через три дня люди, оставшиеся в гетто, были расстреляны гитлеровцами в лесу на месте Итальянского сада.
После войны здесь жили все кому не лень.
Жители топили камины книгами, паркетом и мебелью.
В 1949 г. в замке проживало более 100 человек.
Последний житель выселился из замка в 1962 году.
До 18:00 я не успел осмотреть только тюрьму.
У Мирского замка богатая кинематографическая история.
Первое появление Мирского замка в кинематографе состоялось в 1928 г. в немом фильме «Пан Тадеуш» (режиссёр Р. Ордынский, Польша).
Полная кинематографическая история Мирского замка выглядит следующим образом:
Вокруг Мирского замка распространено несколько легенд, служащих для привлечения туристов:
Когда российские войска в 1812 году захватили Несвиж, преданные радзивиловские слуги успели спрятать несвижские сокровища в подземный тоннель и взорвать вход. Эти сокровища до сегодняшнего дня не найдены, а среди них, как считается, находятся золотые фигуры двенадцати апостолов. Но исследования и даже облёт на вертолёте предполагаемой линии, соединяющей замки, не дали положительного результата.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии