Начало о прогулке по Бресту читайте в Часть 1
Начало о прогулке по Бресту читайте в Часть 1
Там мы закончили историю на XVIII веке.
В XVIII веке главный маршал Франции Саксонский, говоря о Брест-Литовске, отмечал:
»Кто владеет в военное время этою твердыней, тот имеет великие выгоды над прилежащею страною».
В 1807 году инженер-генерал Сухтелен превращает, по Высочайшему повелению, Брест-Литовск в опорный пункт обороны западной границы империи и составляет проект новой крепости, так как до того граница эта была практически открыта.
Однако вторжение Наполеона помешало осуществлению этих замыслов.
В годы Отечественной войны 1812 г. на территории брестской земли французская армия столкнулась с серьёзным сопротивлением Третьей западной русской армии под командованием генерала Тормасова.
25 июля возле Брест-Литовска передовые части русских войск, возглавляемые генерал-майором Щербатовым, нанесли поражение кавалерийским частям противника и заставили французские войска покинуть город.
Военные действия в окрестностях города продолжали вестись и в октябре—ноябре 1812 года.
По окончании войны русские военные решили построить в Брест-Литовске крепость, как элемент создаваемой системы укреплений на западе страны.
Брест-Литовская крепость строилась по утверждённому в 1830 году проекту на территории города.
В результате прежний город, просуществовавший более 500 лет, был практически уничтожен. В 1835 году городская застройка была перенесена на восток на 2 км, между землями города и крепости были установлены межевые знаки — бутовые столбы (один из них сохранился на углу улиц Ленина и Гоголя).
26 апреля 1842 года состоялось торжественное открытие новой крепости.
Брест-Литовская крепость нашла своё отражение в утверждённом в 1845 году гербе Брест-Литовска: на мысе при слиянии двух рек круг из серебряных щитов, над ним возвышается крепостной штандарт, в верхней части герба — зубр — гербовый знак Гродненской губернии, в которую на тот момент входил Брест-Литовск
Основная пешеходная улица Бреста — улица Советская, прорезающая центр города, пересекаемая бульварами.
Среди памятников в городе выделяется памятник Тысячелетия Бреста, открытый в 2009 году.
Памятник воздвигли на средства города и пожертвования жителей.
В составе Российской империи город, наконец, получил передышку от бесконечных войн и набегов.
Но уездный Брест-Литовск был только бледной копией того преуспевающего и значимого города Речи Посполитой, который когда-то существовал в междуречье Мухавца и Буга.
Экономика развивалась медленно, город фактически являлся «приложением» к стратегической крепости, его жизнь целиком зависела от военных.
В 1825 году в городе проживало около 11 тыс., в 1845 году — около 18 тыс. человек.
В Брест-Литовске имелось 250 лавок, 3 раза в неделю проводились торги, ежегодно 2 ярмарки.
С развитием капитализма во второй половине XIX — начале XX века город, прежде на три четверти состоявший из деревянных домов и бараков, начал застраиваться, возводились каменные жилые и общественные здания, различные предприятия и мастерские, расширялась его территория.
В 1860-е годы в Брест-Литовске работало 5 табачных фабрик, 8 заводов по производству свечей, кожевенные, швейные, красильные и другие мастерские.
В 1861 году было 178 лавок, 60 харчевен, 5 постоялых дворов и 22 заезжих дома, корчма, кондитерская; население — 20,9 тыс. человек.
Рост города в конце XIX века был связан с масштабной модернизацией Брест-Литовской крепости (1878–1888) и, в особенности, с форсированным строительством железных дорог, связавших Брест-Литовск с центром и юго-западом России.
Катастрофический пожар 1895 года уничтожил большую часть городских построек, в том числе жилых домов, предприятий и мастерских, лавок, больниц и училищ, железнодорожный вокзал, выгорел центр города; ущерб составил 5 млн рублей.
По данным первой всероссийской переписи 1897 г., население города составляло 46 568 человек (25 509 мужчин и 21 059 женщин), из них 30 260 человек были иудеями и 12 141 — православными.
Родным языком указывали: еврейский — 30 109, русский — 10 217, польский — 3358, белорусский — 1231, украинский — 704.
Тем не менее, город не имел ни водопровода, ни канализации; почти всё население пользовалось водой из Мухавца, в 1896 году лишь 5 колодцев в городе имели годную для питья воду.
Действовала одна больница на 15 коек.
Свя́то-Никола́евская бра́тская це́рковь — храм, расположенный на улице Советской, 10. Каменная церковь была возведена в 1904 году на средства Синода и многочисленных жертвователей, в первую очередь офицеров и моряков, участвовавших в русско-японской войне.
На месте церкви первоначально находился каменный кафедральный Николаевский собор, ставший местом принятия Брестской Унии 1596 года.
Однако уже в пожаре, охватившем Брест-Литовск 4–5 мая 1895 года, храм сгорел до основания, но при этом уцелела икона Святого Николая.
Церковь представляет собой памятник русско-византийского стиля с элементами московского церковного зодчества середины XVII века с традиционной четырёхчастной композицией.
В ходе Первой мировой войны во время «великого отступления» русских войск 7 августа 1915 года командованием русской армии было принято решение срочно эвакуировать гарнизон уже к этому времени хорошо подготовленной к обороне крепости в связи с тем, что пришли известия о падении крепостей в Ковоно и Новогеоргиевске, оказавшихся беззащитными от применяемых немцами газов.
12 августа приказом коменданта крепости генерала от артиллерии В. Лайминга в последний день эвакуации, уже под немецким артиллерийским обстрелом, производился подрыв укреплений, фортов, пороховых погребов, поджог мостов, складов, казарм, а сам город было приказано оберегать от огня. Но в результате спешки и стихийности всего происходившего город Брест, расположенный недалеко от пылающей крепости и в центре двух внешних колец из взрывающихся и горящих оборонительных фортов и укреплений, был практически весь охвачен пожаром и выгорел на 70%.
Перед тем как отдать Брест-Литовск врагу, всех местных православных жителей эвакуировали, а католики и евреи, кто не захотел эвакуироваться, остались в городе.
Вот что писал офицер немецкой армии капитан Пэльман, наблюдавший город с возвышенности на левом берегу Мухавца:
«Как вкопанные, остановились мы, глядя на это гигантское зрелище. Насколько мог охватить глаз, мы видели сплошное огромное море поднимавшегося к небу огня, над которым, затемняя солнце, поднималась огромная дымовая туча, возвещая всей окрестности: „Брест погиб“».
Пожар уничтожил 70% жилфонда Брест-Литовска.
Из общей численности 3670 домов, существовавших перед войной, было уничтожено 2500 общим числом 15 тысяч жилых помещений. Урон был нанесён чудовищный.
Немцы вошли на пепелище и занимались вывозом того, что уцелело, и разборкой пострадавших зданий на кирпичи. Забирали кирпичи, швеллера и вывозили: в Восточную Пруссию, Германию.
С 9 (22) декабря 1917 г. по 3 марта 1918 года в Брест-Литовске происходили мирные переговоры между Советской Россией и Германией, по итогам которых 3 марта 1918 года в Белом дворце Брестской крепости были подписаны Брестский между Советской Россией и Центральными державами, а также между Украиной и Центральными державами, согласно последнему соглашению Германия и Австро-Венгрия передавали Украинской НР территории современной Белоруссии к югу от линии Каменец-Пружаны с последующим уточнением границы смешанной германо-украинской комиссией с учётом этнического состава и пожеланий местного населения, что привело к тому, что Брест-Литовск отошёл в состав Украины.
В это время в Брест-Литовск начали возвращаться местные жители. Те, что не ушли вглубь Российской империи, а осели в соседних населённых пунктах.
В городе начала зарождаться хоть какая-то жизнь.
А до этого момента в Брест-Литовск нельзя было входить — немцы запретили.
Когда местные жители пришли, они ахнули: города не было.
Во время советско-польской войны с 9 февраля 1919 года Брест-Литовск уже находился под контролем Польши.
2 августа 1920 года, в результате контрнаступления, его заняли красные.
А 18 августа, после поражения Тухачевского под воршавой город снова был занят польскими соединениями.
По результатам войны Брест отошёл к Польской Республике.
В город начали массово возвращаться беженцы.
Это было самое тяжёлое время, условия были ужасными, вспыхивали эпидемии.
В срочном порядке были восстановлены городские бани, и местным жителям нужно было обязательно иметь справку, что он два раза в месяц посещал баню.
Тем, кто не подчинялся, выписывали штрафы и силой вели мыться.
Городские власти убирали строительный мусор, восстанавливали улицы, здания, социальные объекты.
Гуманитарные миссии помогли со строительством бараков, куда можно было поселить беженцев. Всем жилья не хватало, жители ютились в палатках, подвалах разрушенных зданий. Восстановление города велось все 20 лет в период межвоенной Польши.
Ко Второй мировой войне Брест так до конца и не восстановился.
14 сентября 1939 года в ходе вторжения в Польшу немецкий 19-й моторизованный корпус занял Брест; утром 17 сентября немцами была занята и крепость.
22 сентября Брест был передан, в соответствии с Пактом о ненападении между Германией и СССР (известным также как «Пакт Молотова-Риббентропа»), 29-й танковой бригаде Красной армии во время «импровизированного парада» (об этом я ещё напишу более подробно) и включён в состав СССР.
По реке Западный Буг пролегла советско-германская государственная граница.
22 июня 1941 года, в начале ВОВ, город и крепость одними из первых подверглись атаке германских войск.
Оборона Брестской крепости, в которой в момент атаки находилось около 6–7 тыс. советских военнослужащих, а также члены семей командиров, стала символом стойкости, мужества и воинской доблести.
Вместо нескольких часов, отводимых немецким командованием на овладение крепостью, 45-й дивизии вермахта пришлось, неся значительные потери, здесь вести бои в течение целой недели, а отдельные очаги сопротивления просуществовали в течение месяца.
Впоследствии двум участникам героической обороны — лейтенанту Кижеватову (посмертно) и майору Гаврилову были присвоены звания Героев Советского Союза, многие другие из легендарного гарнизона были отмечены орденами и медалями.
Оккупационными властями Брест был включён в состав рейхскомиссариата Украина.
За годы немецкой оккупации было уничтожено около 40 тыс. жителей города; евреи Бреста были согнаны в организованное нацистами Брестское гетто и практически полностью уничтожены. Экономика Бреста фактически перестала существовать.
28 июля 1944 года в ходе Люблин-Брестской операции город был освобождён войсками 1-го Белорусского фронта. В честь этого события названа одна из улиц города (ул. 28 Июля). Также 28 июля отмечается День города.
По результатам Ялтинской конференции, прошедшей в феврале 1945 года, был подтверждена граница Польши по Бугу и нахождение Бреста в составе СССР.
После окончания ВОВ Брест начал быстро развиваться как промышленный центр.
Население города быстро увеличивалось.
В феврале 1947 года был открыт первый автобусный маршрут «Железнодорожный вокзал — Волынка — Южный городок».
С 1967 года началось строительство нового крупного жилого микрорайона «Восток».
В 1981 году начато троллейбусное движение. В 1986 году построен современный аэровокзальный комплекс.
С распадом Советского Союза и образованием Республики Беларусь, в составе которой Брест остался областным центром, поток туристов в город уменьшился.
Вместе с тем Брестская крепость лидер по посещаемости в 2012 году и 2-е место после музея «Несвиж» в 2013 году. В 2013 году в этом историческом месте побывали 390 тыс. человек.
В 2000-е годы велось благоустройство улиц города, строительство крупных жилищных объектов. Продолжалось массовое жилищное строительство.
2010-е годы отмечены развитием дорожной инфраструктуры.
Активно развивается левобережная («заречная») часть города.
В 2011 году город затронули события Революции через Соц. сети.
С 8 июня там стали проходить молчаливые митинги. Ответом милиции стали задержания митингующих, но их численность всё равно росла. Однако власти приняли меры (ограничивали доступ на точки сбора митингующих, арестовывали митингующих и т. д.) и численность брестских демонстрантов стала падать.
Акции протеста 2017 г. снова затронули Брест. 19 февраля собралось около 100 участников, 26 февраля — 300 участников, а 5 марта уже от 1000 до 2000 человек.
Экологическая обстановка в городе оценивается как одна из наиболее благополучных среди белорусских городов. Основные загрязнители — автотранспорт (около 78% выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ) и теплоэнергетика.
Население города интенсивно росло в период после окончания Великой Отечественной войны и на 1 января 2019 года достигло 350 616 человек.
Население города составляют представители 61 национальности, в том числе белорусы — более 82%, русские — 10,7%, украинцы — более 4%, поляки — около 1%, евреи — 0,07%.
В 2017 году в Бресте родилось 4329 и умерло 2913 человек, в том числе 15 детей в возрасте до 1 года.
Уровень рождаемости в Бресте самый высокий среди всех областных центров, а уровень смертности — один из самых низких (чуть выше, чем в Гродно).
Брест — крупный центр обрабатывающей промышленности юго-запада Белоруссии.
В числе машиностроительных предприятий города нужно выделить Брестский элехтромеханический завод, электротехнический и электроламповый заводы, завод газовой аппаратуры «Брестгазоаппарат» («Гефест»), предприятие «Цветотрон» (производство микроэлектронных компонентов), завод «Брестсельмаш».
Имеются предприятия лёгкой (чулочно-носочная фабрика, ковровый комбинат, трикотажное, швейное производство) промышленности.
Развито пищевое производство (мясокомбинат, ликёроводочный, пивобезалкогольный заводы).
Имеются сувенирная фабрики, завод бытовой химии. Производство стройматериалов представлено комбинатом строительных материалов.
На территории Бреста и Брестского района расположена крупнейшая свободная экономическая зона страны.
Посмотрите, здесь талоны и компостеры как при СССР.
Брест — важный железнодорожный узел на магистрали Москва — Берлин.
На реке Мухавец действует Брестский речной порт.
В 12 км к востоку от города находится международный (с 1986 года) аэропорт Брест с аэровокзальным комплексом, таможенным терминалом и таможенным складом.
Во времена СССР воздушные линии связывали Брест с 15 городами, в том числе Москвой, Минском, Киевом, Кишиневом и др.
В связи с резким падением пассажиропотока регулярные пассажирские авиарейсы были в начале 1990-х годов отменены и с тех пор осуществлялись эпизодически.
В Бресте работают областная филармония, театр Драмы, театр кукол.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии