Бурятия это все же не совсем Россия. Точнее говоря, это вообще не Россия. Это свое собственное, очень самобытное место.И безусловно-это место силы. Силы своей, особенной, не то чтобы понятной простому и не очень простому русскому человеку, но при этом силы очень дружелюбной и близкой. Родом эта сила из наших детских сказок и из чужих старых религий. Может, конечно, сказалось мое дальневосточное прошлое, но идея многобожества и многочисленных сил, которые влияют на жизнь человека мне всегда была очень близка. Поэтому, по приезду, я поехала здороваться со всеми Божествами Бурятии, по очереди. Ибо, как говоривал один умный еврейский мальчик в анекдоте про советских школьников, которым учительница велела показывать фиги небу, в качестве доказательства пионерского атеизма: «…если там никого нет, кому мы показываем фиги, а если есть, зачем с ним ссориться?»
Первым был Байкал. Святой.
«…сорок дней колесил по ней до озера Байкал, которое в тех краях называют «святым». © Шелк. А.Барикко
Байкал со стороны Бурятии самый красивый, самый дикий и самый разнообразный. Но и самый мистический. У меня с Байкалом свои, особые отношения. Я охотно признаю его чудом света и восхищаюсь его красотой, но не вижу в нем моря. Хотя и озером его назвать, язык не поворачивается. Он, в свою очередь, отвечает мне кровотечениями из носа и головной болью. Но только с Иркутской стороны. Бурятский берег Байкала ко мне более милостив. Да и на море он похож больше. Так что , любовь у нас взаимная.
То, что Бурятская природа-чудо, я писала еще 13 лет назад, когда побывала тут впервые. В моей памяти тогда осталась разноцветная степь, великолепное разнотравье. Вот только память стерла, что разноцветнее обеспечивалось не столько разнотравьем, сколько игрой света и тени от низких, быстрых облаков, которые в этих местах дружат с сопками: днем их украшают, а ночью спускаются и спят в ложбинках прямо на земле. Степь тут конечно лучше видна по пути к дацанам. А к Байкалу в основном перевалы и тайга. Но они не менее живописны. Длинный путь и непредсказуемость погоды, а также обилие мест обитания духов, покровителей этих мест, делают дорогу до Байкала процессом, равным по значимости и удовольствию самому достижения конечной точки путешествия.
«… сорок дней колесил по ней до озера Байкал, которое в тех краях называют «остатним» © Шелк. А.Барикко
Ехать до Байкала от Улан-Уде примерно часа два с половиной. На определенных перевалах желательно останавливаться и «камлать» — подносить дар духам мест. Вот тут то и проявляется глобальная разница между иркутским и бурятским берегом. На бурятском все еще живут духи. Духи леса, духи гор, духи озера. И они очень доступны. Принимают даже приезжих, снисходят, ну что с них с приезжих то возьмешь? Морщаться, хихихают над нами, но потом благословляют. Хоть и понаехавшая, а почти что своя, кровь то вот дальневосточная. Не выветрилась в Москве из нее еще морская соль. Не забылось ощущение единнения с дикой природой- когда только она и ты на многие многие километры вокруг...
Инструментарий для камланий.
Камлание настолько повседный обычай, что места для обрядов по дороге к Байкалу стационарны и оборудованы. Не пропустишь. Часть из них просто представляет собой оборудованные «места для пикника», а некоторые дополнительно укомплектованы еще магазинчиками или, например, родниками с целебной водой. В общем, этакий Эль Ками́но де Сантья́го (исп. El Camino de Santiago), только на бурятскмй лад. Там же и дежурные духи присуствуют, в виде собак. Специально для тех, у кого с воображением не очень, и кому нужны идолы. Вот пожалуйста. Приходят, берут подношения и благославляют в дорогу. Очень ответственно относятся к своей работе.
Духи бывают очень разными. Но все симпатичными
Спасибо нашим хозяевам, мы в дороге вели себя образцово-показательно и за это Байкал был к нам на редкость милостив. В прошлый мой приезд в Бурятию в 2005 году, местный шаман назначил меня «старшей матерью» в обряде. Ибо из всех наших тогдашних коллег, у меня единственной на тот момент нашлось целых два ребенка. Они у меня оптом случились, но это не умалило моей материнской значимости в глазах шамана. Помятуя об этом, в этот приезд камлала я наравне с местными, по всем правилам и с большим энтузиазмом. В итоге, невзирая на обещанный синоптиками дождь, Байкал светил нам солнышком и отодвинул ливень на ночь, дав нам не только насладится природой сполна, но и посуху доехать обратно.
Мы побывали в нескольких точках на берегу. Проехали от Максимихи до Баргузина и Байкал везде был разным.
...сорок дней колесил по ней до озера Байкал, которое в тех краях называют «окаянным» © Шелк. А. Барикко
Воображение поражали все наши остановки. И широкий берег и залив в Максимихе и брошенная, немного футуристическая особая экономическая зона «Байкальская гавань», в которой отлично было бы снимать фильмы на тему постакалиптического мира без людей. Не удержусь, начиню картинками рассказ. Но это, правда, надо видеть своими глазами. Это очень величественное зрелище. Море-не море. Озеро-не озеро. Байкал. Он такой один на земле.
«…сорок дней колесил по ней до озера Байкал, которое в тех краях называют «морем». Шелк. Барикко, А
Покамлав на Байкале в пользу духов лесов, гор и великого озера-моря, мы поехали отдать дань буддизму и его богам. По старшинству. Все же традиционные духи природы были постарше. Поэтому и начинали мы с них.
Иволгинский дацан является первым и главный для посещения. Если у вас время только на один дацан, то конечно в него. Ну и первым тоже лучше туда же. Печальная история становления СССР не давала шанса уцелеть религиозному культу, которому требовались сооружения. Духам в этом отношении пришлось проще, им молились тихо, да и уничтожить Байкал, это вам не храм спалить. Поэтому Иволгинский дацан относительно юн. Построен в 70 годы прошлого века. Что не помешало ему на сегодняшний день стать не только центром буддистского мира в России, но и действительно действующим местом силы, с собственным чудом в виде нетленного тела святого и кучей не просто паломников, но и верных прихожан. Местные приезжают сюда за советом и настроением.
Ламы не просто так. Когда то Будда читал молитву, а ламы пришли и сели слушать Вот теперь и служат примером.
На территории всегда много людей и это явно не туристы. Очень дружественная атмосфера. Очень светлая энергетика.
Про чудеса. Чудом дацана является нетленное тело Итигэлова. История кратко такая: в 1852 году родился в этих местах мальчик. Рано осиротев, сначала пас овец, потом пошел в дальний дацан за 300 км от родных мест и стал там постигать премудрости буддизма. Был упорен в вере и постепенно продвигался по монашеской карьерной лестнице, достигнув в итоге вершины, став одним из двенадцати лам. Вел активную общественную деятельность и в целом был человеком глубоко преданным выбранной стезе. По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». После чего стал медитировать и ушёл в нирвану. Ушедшего в той же позе заключили в кедровый ящик, засыпали солью и похоронили. В 1955, 73 тело проверяли и убеждались в его нетленности. В 2002 году тело перенесли в Иволгинский дацан, построили для него специальный храм и заключили в прозрачный куб, где оно и пребывает в настоящий момент в относительной нетленности.
Нетленность конечно относительная, очень похожая на мумий из пирамид, но это не умаляет ни подвига Итигэлова ни веры в чудо. Вклад в развитие буддизма эта легенда сделала действительно очень большой и есть за что Итигэлова любить. А его действительно очень любят и рассказывают о нем монахи с такими светлыми лицами и с такой любовью, что начинаешь сам во все верить сразу. В 2005 женщин к Итигэлову не пускали. Там в целом, было не всем и не всегда можно. Но с тех пор то ли феминизм дошел до дацана, толи кризис, но вход хоть и по времени, но вполне себе свободный. Вся дискриминация устранена.
Помимо чуда, сам дацан представляет собой поселение из множества очень скромных домиков в забавном русско-китайском стиле. Обязательно нужно взять кого то местного, чтобы он рассказал вам местные приметы и обряды. Все это очень колоритно и очень дружественно. Буддизм вообще лояльная религия. В силу возраста, видимо. На территории чудесная столовая с домашней, очень вкусной местной едой. В общем удовольствие получите немало. Обязательно сходите к астрологу и тибетскому доктору. Интересно все это очень и очень необычно. После чего попрощайтесь с Итигэловым и вперед во второй дацан.
Ринпоче Багша совсем юный дацан. Построенный в 2000 году он конечно и новее и наряднее и какой то более туристический. На его фоне Иволгинский кажется старовером. За неимением второго Итигэлова, в Ринпоче есть большая статуя Будды. Самая большая в России. Шестиметровая бронзовая, покрытая сусальным золотом, с полное собранием Слов Будды «Ганджур» внутри. Сделано в Китае. В общем тоже есть, чем народ привлекать. Храм внутри просторный и современный. Удобно ходить искать своего святого.
Может кому то была нужна мантра. Вот она!
Для медитации есть целая деревянная тропа с беседками длинной около 1 километра. На ней очень хорошо кормить голубей и белок и думать о вечном и своей физической форме. Даже, если вы после прогулки и не придете к буддизму, вы точно сделаете существенный вклад в свое здоровье. Еще есть очень удобное приспособление для привязывания флажков «хий-морин», что переводится как Конь Ветра. Это древний тибетский символ, конь, несущий на спине исполняющий желания камень чинтамани. Покупаешь в местной лавке свой (они по годам расписаны), пишешь имя, вешаешь на правильную сторону света и все, свободен — ветер дует, конь скачет, желание исполняет. Удобно очень.
В общем одно удовольствие и польза. Обязательно выделите полдня на посещение двух дацанов и помните, что буддизм — это уже скорее философия, а не религия и что он очень толерантен и радостно принимает к себе в гости всех желающих. Особенно тех, кто планирует справлять год Мыши скоро:))