Изначально в планах была только поездка в мае (случайно увидела билеты Москва-Касабланка-Москва (через Амстердам в одну сторону и Париж — на обратном пути), как раз на майские праздники, и всего за 12 400 рублей). К тому же мне давно хотелось побывать в пустыне, а май, на мой взгляд, достаточно комфортный месяц для этого.
Спустя какое-то время мой друг заинтриговал меня февральской встречей в Марокко с нашими общими друзьями, и я, долго не раздумывая, прикупила по такой же цене ещё и февраль.
В итоге у друзей планы неожиданно поменялись, наша встреча не состоялась, и я отправилась путешествовать одна. В мае ко мне присоединилась подруга Алена. Ну, а ноябрь как-то сам собой нарисовался: распродажа TAP Portugal, 10 700 рублей (через Лиссабон), как раз на ноябрьские праздники — ну как не воспользоваться! В феврале я побывала в Касабланке, Фесе, Шефшауэне и Агадире. В мае — в Касабланке, Фесе и Мерзуге. В ноябре — Марракеш и высокий Атлас.
Обычно мои путешествия длятся недолго, стараюсь вписаться в одну неделю (работа не всегда позволяет надолго отлучаться).
Попробую совместить опыт всех поездок в одном рассказе.
Для посещения Марокко на срок, не превышающий 90 дней, гражданам России виза не нужна. И если ещё в мае мы заполняли миграционные карты при въезде в страну, то в ноябре эта необходимость вообще отпала. Да здравствует Марокко!
Всегда предпочитаю заранее купить все билеты для передвижения по стране, но в Марокко этот вариант зачастую не срабатывает. Приходится, что называется, импровизировать на ходу.
Из аэропорта (AEROPORT Med V) в Касабланку (ж/д вокзалы Casa Voyageurs или Casa Port) можно добраться на поезде, который курсирует каждый час. Билет стоит 50 дирхамов ~ 350 руб, у платформы есть касса и автомат, расписание можно посмотреть здесь oncf-voyages.ma
На сайте аэропорта также есть информация об автобусе, но я лично пока не проверяла, поэтому утверждать не могу.
Февраль 2019 г.
Casablanca — Fes — Chefchaouen — Fes — Casablanca
1 из 7
1
Фес
Из Касабланки в Шефшауэн можно добраться на автобусе CTM, который курсирует один раз в день. Отправление 13:30, прибытие 21:00, 155 дирхамов ~ 1085 руб. Если купить билеты сразу туда-обратно, действует скидка 15%. Для обратного пути отправление 07:00, прибытие 13:00. Расписание и цены можно посмотреть здесь ctm.ma.
Лично мне такой вариант не по душе, т. к. поездка занимает весь день, а у меня обычно каждый день на счету. Поэтому я предпочла добраться из Касабланки до Феса на поезде (ж/д вокзалы Casa Voyageurs или Casa Port, цены начинаются от 49 дирхамов ~ 340 руб, в сезон билеты лучше приобретать заранее). А из Феса в Шефшауэн — на автобусе компании CTM.
1 из 5
4
По дороге из Феса в Шефшауэн
Шефшауэн — небольшой городок, и для знакомства мне было достаточно двух дней. Остановилась в Hotel Abi khancha за 1 000 руб, расположен недалеко от входа в Медину, что оказалось очень кстати, т. к. катить за собой чемодан по брусчатке не очень приятное занятие.
1 из 8
4
Шефшауэн
2
Касба, Агадир. Вид на город
2
Касба (цитадель), Агадир
Май 2019 г.
Casablanca — Fes — Merzouga — Fes — Casablanca
Из Касабланки в Фес добирались по старой схеме (на поезде). Кстати, мне не удалось заранее приобрести билеты с помощью сайта. Когда процесс доходит до оплаты, всегда выдаёт ошибку. Не знаю, может с тех пор что-то изменилось, но нам с Алёной не повезло, и мы решили действовать по ситуации.
Сразу, как вышли на станции Casa Voyageurs, побежали к автоматам, пытаясь купить билет до Феса. Но цены в день отправления взлетели в несколько раз (а нам-то приглянулась цена в 49 дирхамов). Что делать? В голове путаница, начинается паника… Минуту подумав решила, что лучшим вариантом будет заселиться где-то поблизости и уже в спокойной обстановке продумать дальнейшие действия. Открываю букинг и вижу отличный вариант Relax Hotel Casa Voyageurs, что-то в районе 3 000 руб за двухместный номер.
К слову, о мобильной связи: в аэропорту можно приобрести бесплатно сим-карту (сразу после паспортного контроля рядом с обменным пунктом), а затем, выйдя из зоны прилета, в киосках сотовой связи или прессы пополнить баланс. За 5 Гб я заплатила 50 дирхамов ~ 350 руб, срок действия, кажется, 1 месяц, оператор Maroc Telecom. В Марракеше в аэропорту раздавали сим-карты оператора INWI 10 Гб за 10€, но т. к. мне на пару дней было достаточно и 1–2 Гб, я решила сэкономить и приобрела карту этого же оператора уже в старом городе, 2 Гб за 50 дирхамов (и, кстати, в горах INWI практически не ловил).
Итак, я просмотрела цены и расписание на утренние поезда в Фес и увидела наши любимые промо-билеты за 49 дирхамов. Целый день мы планировали провести в Фесе, а затем на ночном автобусе Supratours отправиться в пустыню (отправление 20:30, прибытие 06:15, цена в мае была 180 дирхамов ~ 1260 руб. Можно попробовать совершить покупку через сайт supratours.ma, но мы покупали в кассе автовокзала Касабланки). Я выписала время и даты на все билеты (обратно из Мерзуги в Фес мы возвращались также на ночном автобусе) и с этим списком подошла в кассу. Пару минут и билеты по лучшим ценам были у нас в руках! Теперь со спокойной душой можно идти гулять по вечерней Касабланке.
Забыла сказать, что в нашу поездку шёл месяц Рамадан! Ещё то приключение! Мы хотели доехать в старый город на трамвае (1 поездка стоит 8 дирхамов, 2 поездки — 14 дирхамов, приобретается в автомате на остановках), но в этот самый момент солнце уходило за горизонт, а значит пришло время молитвы, а затем и первого за день приема пищи. Все улицы были пустынны, город словно вымер.
Мы решили неспешно прогуляться до площади Мухаммеда V. Пока дошли, стали отовсюду появляться люди, сытые, счастливые. В дневное время не раз наблюдали агрессивность и раздражённость людей, в частности мужчин. Что ни говори, пост — большое испытание…
Вернулись на трамвае в отель, а утром сели в поезд до Феса.
Насколько мне было известно, камеры хранения на ж/д вокзале в Фесе отсутствуют, а у нас с собой были небольшие, но все же чемоданы, с которыми не очень-то удобно гулять по городу.
Мы пошли в ближайший отель в надежде, что нам не откажут в хранении багажа до вечера, за дополнительную плату, естественно. Отказали. Но посоветовали обратиться в офис Supratours, который находится через дорогу от вокзала. Там нам сначала отказали, но затем, выяснив, что у нас есть билеты на рейс Supratours, приняли багаж на хранение (5 дирхамов ~ 35 руб за единицу). Ура! Теперь можно до вечера гулять.
Мы доехали на маленьком такси до Медины (кажется, за 20–25 дирхамов ~ 140–175 руб) и пошли бродить по ее лабиринтам.
В Фесе я уже побывала в феврале и наученная горьким опытом теперь была более осторожна. Многие в Медине норовят тебе оказать услугу: что-то показать, куда-то отвести, но помните, они делают это не бескорыстно! Так было в мою предыдущую поездку. Я бродила по улочкам, пытаясь найти Андалузскую мечеть (кстати, в Медине gps-сигнал часто пропадает. Сотрудники риада, в котором я остановилась в феврале, долго удивлялись, что я их нашла самостоятельно. Я пользовалась maps.me). Ко мне неспешно присоединились мужчина лет 50 и его дочка лет 12, которую он держал за руку. Мужчина дружелюбно улыбался, что-то бормотал то на арабском, то на французском, показывая местные достопримечательности.
В какой-то момент мы оказались в районе, где не было ни одного туриста. Завернули в какой-то дворик, откуда открывался неплохой вид на город. Мужчина предложил сфотографировать меня на фоне города, затем мы присели отдохнуть, я угостила девочку русской пастилой. Уходя, я девочке дала 10 дирхамов ~ 70 руб, просто из благодарности. Но мужчина помахал головой: «Нет, 100 дирхамов!»
Когда я попыталась объяснить, что я его не просила о помощи, он переменился в лице, его глаза стали наливаться кровью. Мне стало не по себе. Я быстро сообразила сказать, что у меня нет наличных, только карта, развернулась и ушла. Спокойно выдохнула лишь тогда, когда добралась до безопасной туристической улочки.
После этого случая я всегда сразу же мягко отказываюсь от любого вида помощи. Не могу утверждать, что всех людей в Фесе нужно опасаться, но быть бдительнее точно не помешает.
Ночь мы провели в автобусе. Занятие не из самых приятных, но я к этому спокойно отношусь. Единственное, несмотря на тёплое время года, нужно утепляться, т. к. всю ночь кондиционер в автобусе гоняет прохладный воздух.
Проснулись с первыми лучами солнца, а вокруг уже совсем другая местность, нежно-розово-оранжевая. На горизонте появились дюны, мы подъезжали.
1 из 12
2
Отель в Хассилабиеде
Изначально планировалось остановиться в Мерзуге, но в итоге решили выйти в Хассилабиде (Hassilabied), не доезжая 5–6 км до Мерзуги. Накануне забронировали шатёр в Merzouga Activities Camp, 2 100 руб с человека. В эту стоимость входит завтрак, ужин, ночь в шатре и катание на верблюдах. Все очень скромно, без пафоса, но мы остались довольны.
Т. к. мы приехали ранним утром, нас разместили в номере, позволив отдохнуть до вечера. И следующий день после завтрака мы также провели почти весь день у ребят, дожидаясь ночного автобуса. Думала, что нужно будет доплатить за лишние часы времяпрепровождения, но они сказали ничего не нужно, все ок.
Утром мы с Алёной пошли к дюнам. Али (сотрудник отеля) предупредил, чтобы мы не уходили далеко и вернулись до жары. В те дни стояла жара +42°.
Сделав пару фото, Алена решила вернуться, а я отправилась покорять дюны. Мне хотелось взобраться на ближайшую и окинуть взором окрестности.
1 из 4
1
Эрг-Шебби на карте
По сути это местечко — большая песочница Эрг-Шебби, протянувшаяся на 22 км с севера на юг и 5 км с запада на восток. Виды открываются потрясающие! Но нужно быть очень осторожными в жару.
Я периодически пила воду маленькими глоточками, но организм все равно очень быстро обезвоживался, чувствовалась слабость в теле. Я еле добралась до отеля. А добравшись, безостановочно пила воду, никак не могла утолить жажду.
Вечером нас и других туристов отвезли на джипе в лагерь (в нескольких километрах от отеля), где нас посадили на верблюдов и отправили к дюнам. Прогулка длилась около 30 минут, мы поспели как раз к закату солнца.
Насладившись красотой мы вернулись в лагерь, где нас ждал вкусный ужин, костёр и берберские песни под барабаны. Ранним утром мы (уже не на верблюдах) отправились встречать восход солнца.
Удивительно, как меняется цвет песка в зависимости от освещения! От нежно-розовых цветов до оранжевых и коричнево-красных. Хочу снова в пустыню!
Затем нас отвезли в отель, мы позавтракали, и, в принципе, на этом развлекательная программа закончилась.
Все туристы разъехались, остались только мы с Алёной да ещё молодая пара, тоже из Москвы. У них было забронировано 2 ночи, хотя позже они признались, что и одной было бы достаточно.
Али предложил нам (т. к. свободного времени у нас было предостаточно) экскурсию на джипе продолжительностью 3 часа за 60€. С посещением оазиса, озера Dayet Srij, где можно увидеть стаи фламинго, заездом к кочевникам, а также к шахтам и рудникам, где добывают драгоценные камни и минералы.
Мы сгруппировались с ребятами, и экскурсия обошлась всего в 15€ с человека.
1 из 4
1
Жилье кочевников
Во второй половине дня началась песчаная буря. Все-таки повезло, что накануне погода нас не подвела.
Вечером мы сели в автобус до Феса и, пересев утром на поезд, удачно добрались в Касабланку, где ещё успели босиком прогуляться по побережью, посетить мечеть Хассана II, рынок и прочие интересные места.
Ноябрь 2019 г.
Марракеш, Атласские горы, Имлиль
Из аэропорта Марракеша (Менара) до старого города (площадь Джемма эль-Фна) можно добраться на автобусе № 19. Курсирует каждые 20–30 минут с 6:00 до 0:15, остановка расположена за стоянкой такси, билет можно приобрести у водителя (30 дирхамов ~ 200 руб). Кстати, билет в оба конца. Если в течение 15 дней в планах возвращение в аэропорт, просто покажите билет водителю.
Путешествуя компанией удобнее воспользоваться большим или маленьким такси (Grand Taxi, Petit Taxi), по тарифу 100 и 70 дирхамов за машину (ночью 150 и 100).
1 из 2
С Марракешем я уже познакомилась 5 лет назад, поэтому в эту поездку захотелось чего-то нового, а именно выбраться в горы Высокого Атласа.
Я решила воспользоваться услугами гида. Мой выбор пал на «2-дневный поход в Атлас с пребыванием в деревне». Наутро в условленном месте меня и остальных пассажиров подобрал водитель комфортабельного микроавтобуса, и спустя несколько часов мы уже прибыли в Имлиль, местечко на высоте 1800 м над уровнем моря.
1 из 3
4
Берберская деревня по пути из Марракеша в Имлиль
По пути удалось побывать в кооперативе по производству арганового масла (где нас угостили местными вкусностями и ароматным марокканским чаем), сфотографироваться на фоне самой высокой вершины в Северной Африке — Тубкаль4167 м.
1 из 2
3
Вот она - самая высокая точка Северной Африки. Тубкаль, 4167м
В Имлиль я была передана в надёжные руки моего персонального проводника — 24-летнего Лэхина.
Нашей целью был перевал Tiz Mzik на высоте 2500 м. Признаюсь, восхождение давалось мне нелегко. Приходилось делать много коротких остановок, чтобы отдышаться и успокоить сердцебиение. На полпути был запланирован привал, где Лэхин приготовил мне вкусный обед.
1 из 3
1
Имлиль
Наконец мы добрались до высоты 2500 м. Незадолго до этого встретили мужчину преклонных лет из Латвии, который со своим проводником отдыхал в тени деревьев прежде чем продолжить спуск. Он сам заговорил, увидев меня: «О, кажется с вами можно поговорить по-русски!» Было очень приятно услышать подбадривающую русскую речь, когда уже все силы были на пределе.
На перевале Tiz Mzik есть «палатка», где можно купить напитки и свежевыжатый апельсиновый фреш (15 дирхамов ~ 100 руб). А какое там потрясающее эхо! Я с огромным удовольствием покричала, испытав при этом какую-то внутреннюю свободу, которой так не хватало мне последние годы.
Передохнув, мы с Лэхином продолжили путь. Нам предстоял спуск по другую сторону перевала, и мы должны были успеть до темноты добраться до деревни Azzaden. На выбор было три пути, и мы изначально пошли по самому короткому. Но уже через 5 минут мы вернулись и пошли по среднему пути, так как короткий после дождей размыло, и рисковать не хотелось.
Но средний, надо сказать, местами тоже был не безопасным. Поэтому никогда не ходите в горы без проводника (о чем гласил и огромный стенд у подножия)! Иногда Лэхин останавливался и прислушивался. Как он объяснил, иногда из-под копыт коз или овец, пасущихся на вершинах, могут отскакивать камни, которые, падая вниз, могут навлечь беду.
1 из 3
6
За перевалом Tiz Mzik
Местами, проходя опасные участки, когда нога могла легко соскользнуть, становилось жутковато. Я пыталась для подстраховки ухватиться за торчащие кусты, но Лэхин всегда оберегал меня, и рядом с ним я чувствовала себя в полной безопасности. Казалось, что спуск должен быть проще чем подъем, но лично для меня он был проще только для дыхательного аппарата, а вот для ног — нагрузка ещё та… Ногти больших пальцев моих ног до сих пор синие (это, наверное, ещё и указывает на обязательное наличие специальной обуви для треккинга и хайкинга, о чем я, конечно же, не позаботилась).
Наконец опасный спуск закончился, и мы попали в какую-то деревушку (на карте она даже не отмечена). В какой-то момент нам встретилась старушка, и меня очень тронуло, как Лэхин с трепетом и уважением поцеловал ей руку. За то и люблю подобные моменты, что помогают погрузиться с головой в другую культуру. И прочувствовать это сполна можно только в нетуристических местах.
Вскоре мы добрались и до деревни Azzaden, где предстояло провести ночь в гостевом доме. Лэхин накормил меня вкуснейшим ужином: чечевичный суп харира, кус-кус с овощами, лепешка, десерт из фруктов.
5
Помимо меня в гостевом доме остановились на ночь две девушки-норвежки и их проводник, в компании которых я и провела остаток дня, весело и душевно.
В 7:30 утра нас уже ждал завтрак, после которого мы продолжили наш путь. В этот раз склон был поменьше, к тому же мы поднимались не по солнечной стороне, и это очень облегчило восхождение. И местность была более зеленой чем вчера, повсюду было большое количество деревьев и кустарников.
1 из 16
1
Этот день дался мне проще, в основном мы все время спускались. Опять прошли через несколько маленьких деревень, иногда встречали местных жителей.
К обеду достигли Aguersioual, где в придорожном кафе Лэхин приготовил лёгкий обед из овощей, лепешки и мятного чая.
2
В кафе нам компанию составили два забавных козлика, которые свободно разгуливали по территории.
В моих планах ещё, кстати, когда-нибудь посмотреть на козочек, которые взбираются на аргановые деревья и поедают орешки. Вернее не сами орешки, а кожицу, в которую облачены орехи. Их можно увидеть по пути из Эссуэйры (180 км от Марракеша) в Агадир.
После обеда мы вышли на проезжую часть, ведущую в Имлиль. Там, кстати, очень удобное место для фото на фоне той самой горы Тубкаль (4167 м), о которой я упомянула вначале. Жаль только, что из-за очень жаркого лета в этом году вершины были не заснежены.
Пару километров и мы снова в Имлиль. Получается, за два дня мы сделали круг, вернувшись в отправную точку.
Я прикупила в кооперативе пару бутылочек натурального арганового масла, сухих духов (кстати, в кооперативе, в который нас завезли в первый день, цены были в два раза дороже!). И затем меня посадили в микроавтобус с группой других туристов, возвращавшихся в Марракеш после однодневной поездки.
1 из 3
3
В риаде Амирис, Марракеш
Ночь я провела в Riad Amiris, где обитают чудесные птички и чудесный персонал!
На этом пока все. С нетерпением буду ждать возвращения в эту сказочную колоритную страну.