Я родилась в Питере, жила там в детстве, всю жизнь приезжала к тетушкам своим, к брату… Знала, что рядом есть Кронштадт — о нем были фильмы, книги и статьи в учебниках истории, где его называли городом воинской славы, вспоминая роль царя Петра и морские сражения русско-шведской войны конца 18 века.
А, еще нам много рассказывали об участии моряков-кронштадтцев в революции… и совсем ничего про «кронштадтский бунт» 1921 года. Позже, в разоблачительные времена перестройки всплыли факты массового расстрела жителей города, отказавшихся выбирать большевиков в городской совет.
То есть, Кронштадт, с какой стороны его не оценивай — интересный город. В советские времена не каждый мог сюда попасть — даже местные жители, покинув на время остров, въезжали домой через военную комендатуру, строго по пропускам. В 1979 году началось сооружение дамбы, которая должна была защитить Санкт-Петербург от наводнений. Ее строили больше 30 лет. В процессе строительства между островом Котлин (на котором стоит Кронштадт) и материком проложили техническую трассу. В 1996-ом город открыли для всех, но только в 2011-ом, когда закончились работы на дамбе и была сдана кольцевая автодорога, он открылся по-настоящему.
«Куда ты хочешь?» — спросил меня брат, освободив в своем плотном графике несколько часов для небольшого путешествия. Кронштадт первым пришел на ум. Ну, когда еще, если не сейчас? И мы поехали.
Сразу оправдаюсь: это было чистое развлечение. Обычно я тщательно готовлюсь к поездкам, планирую, что надо посмотреть, чтобы не пропустить важное, а тут… Брат с женой — веселая компания. Мы всю дорогу хохотали, не заметили как приехали и оставив машину, пошли бродить по городу куда глаза глядят…
В результате могу предложить вам несколько отрывочных впечатлений, полученные постфактум: то есть, я сначала впечатлилась, а уже потом, порывшись в интернете, узнала — чем.
ПАМЯТНИК ПЕТРУ
Гигантская фигура Петра Первого: около пяти метров на 4-метровом постаменте. Российский император, наступивший сапогом на шведский флаг, еще и шпагой его проткнул: победитель! Фигуру царя отливали в мастерских Петра Карловича Клодта. А прапрадед Клодта, между прочим, был генерал-майором шведской армии и участником той проигранной шведами войны… Непредсказуемы повороты истории). Памятник Петру установлен в Кронштадте по распоряжению Николая Первого в 1841 году.
ПЕТРОВСКИЙ ДОК
Мы оставили машину неподалеку от Макаровского моста и пошли смотреть центральную площадь города. Я, конечно, обратила внимание на темно зеленый ажурный мост через овраг и даже сделала пару снимков — но только сейчас, роясь в материале о Кронштадте, поняла, что должна была на этом месте замереть, рисуя в голове эпохальные исторические картины…. Потому что овраг — он не просто яма, это заросший деревьями Петровский док. Его основные сооружения тоже можно было увидеть и заснять, если б я о них знала. Говорят, даже в полуразрушенном виде док выглядит впечатляюще.
А на моем фото только массивная стена слева и внизу небольшой ручей. Не делайте, как я, пройдите дальше, рассмотрите как следует родину российского судоремонтного дела.
В свое время здесь было крупнейшее гидротехническое сооружение Европы — больше 2 километров в длину! Док начали строить при Петре, по его срочному заказу. После Северной войны Россия стремительно развивалась как морская держава. В порт ежедневно заходили десятки иностранных кораблей, в основном, англичане и голландцы. Многие из них отдали бы хорошие деньги за качественный ремонт. Значит, нужен был док. Сооружение, функции которого объяснить достаточно просто. С виду это обычный канал. Когда туда заходит судно, канал превращается в ремонтную мастерскую. Вход в него перекрывается тяжелыми затворами шлюза, вода скачивается — и корабль оказывается на специальной платформе, а вокруг уже могут сновать рабочие, латая корпус и днище. Для 1719 года строительство было невероятно сложным. Петр торопил, но даже 3000 рабочих, загнанных рыть канал, копали два года. А ведь нужны были еще стены, шлюзы. Вся механика ручная — до появления электричества оставалось лет 180… В общем, Петр воплощения своей задумки не дождался. Док открыли в 1752 году при императрице Елизавете Петровне. И до 2008 года некоторые его участки еще использовались. А последние 10 лет надобности в этом доке нет, он зарастает и разрушается. Я могла бы написать про то, как загибается в целом российская судоремонтная отрасль, но не буду. Просто переведем разговор на другую тему.
МАКАРОВСКИЙ МОСТ
С мостом связана забавная и показательная история. В 1913 году, когда в Кронштадте возвели огромный Морской собор, на церемонию освящения должен был приехать царь Николай II. Чтобы государь мог выйти из кареты и пройти к собору, не обходя двухкилометровый док, рабочие пароходного завода всего за три месяца перекинули через овраг этот ажурный пешеходный мост. Конструкция Николаю II показалась ненадежной… От страха он замер, не мог сделать ни шагу и совсем бы оконфузился перед многочисленной свитой, но тут один из офицеров решил спасти положение: прошел по мосту, чеканя шаг, на глазах у государя: мол, не боись — сделано на совесть. Царь немного успокоился и прошествовал следом. Друзья, вы не поверите — за этот поступок Николай дал офицеру орден! А мог бы и от престола отречься: из-за крайней нерешительности, несовместимой с «должностью» царя. Эх, скольких бедствий избежала бы страна…
МАКСИМКА, МОРСКОЙ СОБОР
Пройдя по Макаровскому мосту, мы вышли на Якорную площадь к тому самому храму… Архитектор Василий Косяков создавал его в византийском стиле, подражая собору Святой Софии в Константинополе.
Но, в отличие от Софии, все убранство этого храма было связано с морской темой и олицетворяло две стихии: верх — небо, низ — пучина вод.
По периметру нижнего яруса внутри храма были установлены мраморные панели с высеченными золотом именами погибших моряков с 1695 по 1910 годы. Все это сейчас восстановлено и конечно, имен на мраморе стало больше.
Я, не знавшая о Морском соборе, увидев его яркую роспись и мозаику, решила, что на месте разрушенного большевиками храма построили новодел)). Оказалось — нет! Собор никто не взрывал. В 30-е годы здесь был открыт…кинотеатр имени Максима Горького! Советские «реконструкторы» отсекли верхний ярус, сделали потолок, а на месте алтаря установили экран. Кронштадтцы назвали кинотеатр по-своему — «Максимка».
Сделала этот коллаж, чтобы сразу все показать: слева 1913 год. Николай II участвует в освящении Морского собора. Справа — 1979 год, бывший кинотеатр «Максимка». В это время внутренний зал храма использовался вовсю: тут были открыты музей и концертный зал. А в «отсеченном» от обогреваемой части здания верхнем ярусе гулял ветер, в окнах были выбиты стекла, купол ветшал и, похоже, только чудом уцелел.
Понадобилось более 10 лет сложнейшей реставрации, чтобы собор засиял вновь. Утраченные элементы декора, росписи и мозаики восстанавливали по сохранившимся чертежам и снимкам.
В Соборе, как в музее, можно провести весь день: подниматься на верхний ярус и рассматривать Кронштадт с высоты, потом долго ходить по периметру храма, изучая памятные доски с именами погибших моряков и описанием сражений.
Нам пришлось выбирать — и мы предпочли отправиться поближе к воде. По Якорной площади, мимо еще одного прекрасного кронштадтского памятника — адмиралу Макарову, который был установлен здесь в том же 1913-ом году, когда освящали собор.
ПЕТРОВСКАЯ ПРИСТАНЬ. Чайки и китайцы
Петровская пристань в Кронштадте. Очень шумно. Кричат чайки, выпрашивая еду у китайцев, кричат китайцы, привлекая еще больше чаек). Я, конечно, опять снимаю как попало: смартфон гуляет в руках, в надежде поймать интересное.
А между тем самое интересное стоит себе позади этого буйства жизни: легендарный 54-пушечный линейный парусный корабль «Полтава» — точная копия корабля 1712 года, в проектировании и строительстве которого принимал участие царь Петр I. Снято за 20 дней до того, как «Полтава» впервые открывала Главный военно-морской парад страны в Санкт-Петербурге и не сходила с экранов ТВ.
ФОРТ КРОНШЛОТ. КОРАБЛИ
Тут же неподалеку мы увидели причал, от которого вот-вот собирался отойти забавный ретро теплоход «Рипербан». Выглядит он так себе, но это потому, что у парня долгая жизнь. Когда-то он ходил по Эльбе и к острову Гельголанд (Helgoland) в Северном море. Потом в Гамбурге работал чем-то вроде музыкального ресторанчика на воде, в нем сиживали многие рок-знаменитости. А теперь возит туристов от пристани до форта Константин. Кронштадцы окрестили посудину «Триппербаном», пардон, — возможно потому, что Рипербан в Гамбурге, это знаменитая улица «красных фонарей» и странно было назвать так корабль)).
Мы, конечно, не ушли от соблазна отправиться к далекому форту, будучи в полной уверенности, что круизный «Рипербан» не подведет и через пару часов, покружив в акватории Кронштадтского рейда, вернет нас назад. Берег стремительно удалялся, открывая панораму Петровской пристани и стоящие в гавани корабли.
Несколько минут в пути и уже по левому борту мимо нас медленно проплыл форт Кроншлот — самое первое оборонительное сооружение царя Петра.
Цитирую путеводитель: "Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи – деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек -14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот – Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами".
Западный (Николаевский) бастион форта Кроншлот
Дата освящения форта Кроншлот — 7(18) мая 1704 года — считается днем рождения Кронштадта! Форт много раз перестраивали, там и сейчас есть какая-то жизнь. По-моему (если не ошибаюсь) Кроншлот до сих пор остается режимным объектом Российского флота.
По дороге то и дело мимо нас проходили разнообразные суда и мне, конечно, было интересно узнать, откуда они и куда направляются. Интернет делает эти изыскания по-настоящему увлекательными! Вот это, например, не просто «Невский 28», как написано на корме, а самоходная сухогрузная шаланда.
А следующее огромное судно «MSC ALABAMA» — контейнеровоз, идущий под флагом Панамы. В интернете даже можно отследить, где это судно находится сейчас, в тот момент, когда я пишу этот рассказ. Судя по on-line карте — разгружается в порту Момбаса, в Кении. А тогда, летом, этот могучий контейнеровоз прошествовал мимо нас в Кронштадт.
Еще одно, бело-синее судно — «CITY OF ROME», шло под флагом острова Мэн, а сейчас, я смотрю, у него уже флаг Великобритании и в данный момент, непосредственно сегодня, этот грузовой корабль прибыл в Новороссийск. Интересно, правда? Если бы я жила на море, я б наверное всегда отслеживала судьбу кораблей… Чтобы острее чувствовать атмосферу странствий.
Не все старинные форты, мимо которых шел наш «Рипербан» мне удалось рассмотреть. Форт Павел I был очень далеко и против солнца, увидела только абрис.
Та же история с фортом Петр I — маленькая точка вдали
Зато гораздо ближе мы подошли к форту «Александр I»
Снова цитирую путеводитель, чтобы не изобретать велосипед. Мелкими буковками, только для тех, кому интересно: "Торжественное открытие форта "Император Александр I" проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.
Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена".
Форт Император Александр I
Мне жалко, что такое грандиозное строение заброшено… Это мог бы быть второй форт «Баярд» или отель для экстремалов.
Только подойдя к форту Константин, мы узнали, что «Рипербан» полностью оправдал свое проститутское название и обратно нас не повезет. Добирайтесь, мол, как знаете. Он был вовсе не круизный, просто шел в одну сторону, к себе на базу, в форт.
История форта «Великий князь Константин» не пестрит сценами морских сражений и описанием подвигов русского флота… Форт не воевал. Его начали строить зимой 1808 года под угрозой войны с Англией, но войны не случилось.
Сначала сооружения форта были деревянными, а в 1861 году выстроили каменные стены. Форт получился самым большим в акватории и очень современным для тех времен. Вооруженным до зубов.
Но ни в Первой Мировой, ни в Гражданской войне не было таких сражений, где бы форт мог себя проявить. И даже во время Великой Отечественной здесь не воевали. Правда, из орудий форта обстреливались подступы к Ораниенбаумскому плацдарму.
Моя замечательная компания: брат и его жена
Полазить, пофотографироваться на этой большой живописной территории было интересно. Там есть музей маяков, проводятся фестивали, там же разместился роскошный яхт-клуб — в общем, земля форта вполне обжита и выглядит бодро. Это потому, что «Константин» находится не на острове — он связан с Кронштадтом тем самым шоссе, которое проложили при строительстве дамбы. А значит, добраться к нему можно не только по морю. И, в общем, мы не очень пострадали, кинутые «Рипербаном». Вызвали такси и уехали обратно в Кронштадт, к стоящей где-то на улице машине.
Путешествие, конечно, получилось беглое, но очень яркое, наполненное морем, солнцем, русской историей, нашими смехом и веселыми разговорами. Спасибо, Питер, что не разразился грозой и подарил нам этот прекрасный летний день.
Теги:
Самостоятельные путешествия