На шестой день была поездка в Хиросиму. Места на шинкансэн зарезервировала на 8.00 утра, но сначала нужно было добраться до вокзала. Вышла заранее из отеля, полчаса на метро и я в центре, еще оставалось немного времени на завтрак. Со вчерашнего вечера заприметила на одном из этажей Макдак и Starbucks. В Макдаке самый простой чизбургер в переводе на рубли стоил 400 рублей — это средний ценник на всю продукцию, Starbucks оказался дешевле. Взяла сэндвич, пончик и капучино. Время пролетело быстро и допить кофе с пончиком уже не успевала, собрала всё в пакет и бегом на поезд.
Осаку и Хиросиму соединяет линия Санъё, время в пути 1,5 часа. На этот раз достался поезд модели Sakura, видимо, N700, расположение мест 2-проход-2. Доехала с ветерком, заодно допила кофе и доела несчастный растаявший пончик. Вокзал Хиросимы поменьше вокзала Киото, народу немного. Что удобно — везде висят указатели, в каком направлении идти к автобусной остановке. По пути был туристический офис, совсем маленький, очередей нет. Зашла туда, чтобы взять карту по основным туристическим объектам. Так то я и без карты прекрасно знала где и что собираюсь смотреть, но не помешает. В Хиросиме ходят специальные туристические автобусы, проездной покупать не нужно, действует JR Pass. Все остановки на которых останавливаются данные автобусы отмечены специальным значком, по типу цветка лотоса. На выходе водитель фотографирует JR Pass, это кажется смешным, но, видимо, нужно для какой-то отчетности. В общем, села в автобус и пока ехали, смотрела на город. Хиросима напомнила мне какой-то некрупный российский город: простая архитектура, не очень высотные дома, узкие улицы. Для справки, Хиросиму полностью застроили в 70-е, на сегодня население составляет миллион двести человек, а средняя продолжительность жизни 80 лет. В городе располагаются заводы Мазды, завод металлургической компании Japan Steel Works, несколько музеев изобразительного искусства, ботанический сад, зоопарк, мемориальный парк и так далее, есть что посмотреть.
По моему плану первый был купол Гэмбаку, а вот судя по карте, сначала автобус должен был остановиться у Замка Хиросимы. Решила расширить список объектов для посещения и до купола осмотреть Замок. Вышла на остановке с еще несколькими туристами и пошла за ними, потеряться там негде.
Замок Ридзё, он же Замок Хиросима, он же Замок Карпов (Hiroshima Castle) — старинный замок, построенный в 1590 г. Во время бомбардировки Хиросимы был разрушен, затем восстановлен. Основной материал — железобетон, сверху отделанный деревом. Высота замка 5 этажей, внутри располагается музей, а наверху смотровая площадка. Такое странное название Замок Карпов приобрел, так как был построен в устье реки Ота, а здешняя местность называлась «Залив карпов». Ничуть не пожалела, что сделала эту незапланированную остановку. В Осаке по времени не успевала посетить подобный замок (Osaka Castle), хоть здесь посмотрю, тем более в солнечную погоду он особенно красиво смотрится.
Вернулась на остановку, открыла карту гугла и заметила, что территория замка на самом деле гораздо больше того, что я успела посетить. Как-то странно пройти только часть пути, поэтому вернулась назад и прогулялась по противоположной части парка. Как потом оказалось — не зря. На другой стороне находится синтоистский храм Гококу-дзиндзя (Hiroshima Gokoku Shrine). Храм построили в 1868 году, но во время бомбардировки он был полностью разрушен, сохранились лишь одни тории. В 1965 святилище восстановили на пожертвования местных жителей
На стенде с предсказаниями за 300 йен можно взять глиняную рыбку, во рту она держит свернутое предсказание. Рядом как обычно никого не было, просто стояла коробка для сбора денег и в отличие от храма Сенсодзи, на этот раз я деньги в коробочку сбросила, все-таки кто-то же этих рыбок старался делал.
Снова вернулась на остановку, пришлось немного подождать автобус, но не как в Киото! От замка до купола Гэмбаку одна или две остановки. На выходе водитель снова сфотографировал мой JR Pass.
Купол Гэмбаку или купол атомного взрыва (The A-Bomb Dome) — когда-то здание торгово-промышленной палаты Хиросимы. Во время бомбардировки 1945 здание было частично разрушено, но устояло, хотя находилось в 150 метрах от эпицентра взрыва. Затем его укрепили и внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, несмотря на возражение Китая и США (ц, конечно). От остановки до купола совсем недалеко, стоит тишина, хотя людей вокруг достаточно. Читала у одного блогера, что вечером этот купол подсвечивают зеленоватым цветом и он выглядит совсем зловеще.
В десятке метров от Гэмбаку располагается стела. Как я смогла перевести, её построили в память о детях и подростках, погибших во время Второй мировой войны. В высоту метров 10, выполнена в несколько ярусов, на некоторых из них сидят голуби — символы мира. За стелой находятся несколько барельефов, изображающих детский труд в военное время. Деньги на строительство этих объектов собирали родственники и друзья погибших.
Пока я переводила надписи и рассматривала барельефы, ко мне подошла японка, сказала, что она является куратором по данному объекту, попросила ознакомиться с дополнительными материалами и протянула мне папку. Внутри оказались фотографии с кратким описанием последствий взрыва 6 августа 1945. Все фотографии черно-белые, на одной из них были изображены черепа и трупы, долго я на это смотреть не смогла. Недалеко от стеллы лежали десятки таких папок на разных языках. Мой «куратор» куда-то подевалась, так что я просто оставила свою папочку около остальных и пошла дальше к мосту, откуда хорошо видно купол Гэмбаку.
По другую сторону реки Ота располагается Мемориальный парк мира (Hiroshima’s Peace Memorial Park). Его площадь составляет 12га, на территории парка находится музей, ритуальный колокол, кенотаф и памятник Садако Сасаки.
Во время взрыва маленькая Садако находилась дома, взрывной волной её выбросило в окно, но девочка выжила. Спустя 10 лет у Садако началась лучевая болезнь, врачи отмерили ей еще год жизни. По древней японской традиции, тот кто сложит тысячу бумажных журавликов, может загадать желание и оно обязательно сбудется. Садако очень хотела выздороветь, она собрала больше 1000 журавликов, но желание не сбылось. В октябре девочка умерла от лейкемии. В память о ней, а также о тысячах других детей, пострадавших от атомного взрыва и был установлен памятник. Постамент выполнен из бронзы, наверху стоит Садако с журавликом-оригами в руках, внутри подвешен колокол, он также выполнен в виде журавлика, в основании лежит мраморная плита с текстом: «Это наш крик. Это наша молитва. Ради установления мира во всем мире».
Позвонила в колокол, погрустила. Ко мне подошла японка с двумя детьми. Дети, не без помощи японки, конечно, спросили по-английски как меня зовут, а затем достали карту мира, дали наклейку-кружок и попросили приклеить на свою страну. Так что, ребята, Россию я на карте отметила, русские тоже были в Хиросиме. В подарок маленький мальчик подарил мне сложенного из фольги своими руками журавлика-оригами. Храню как память и берегу.
За памятником стоят стеклянные будки, в которых висят тысячи цветных бумажных журавликов, они символизируют то, что люди, сделавшие их, желают мира без атомной войны.
Недалеко находится мемориальный кенотаф — символическая могила, памятник, установленный жертвам атомного взрыва. Кенотаф представляет собой арку, являющуюся убежищем для погибших душ. Здесь находится список всех жертв бомбардировки, их насчитывается больше 280 000. Рядом под водой лежат десятки памятных досок на разных языках, есть и на русском.
У памятника постоянно снуют люди, некоторые японцы останавливаются помолиться.
Кенотаф окружен прудом Мира, ширина которого 17 метров, длина 170. Пруд совсем мелкий, воды в нем сантиметров 10, но в этом и есть его красота. По краям растет оригинально подстриженная туя. Около пруда находится монумент «Пламя мира», который представляет собой две ладони, развернутые к небу. Вот уже больше 50 лет здесь непрерывно горит огонь. По идее создателей парка, огонь погасят только тогда, когда исчезнет все атомное оружие.
В конце парка находится Мемориальный музей мира Хиросимы (Hiroshima Peace Memorial Museum). Здание как будто парит в воздухе, по задумке архитекторов это символизирует человеческую власть восстать из пепла. В кассах можно взять аудиогид, был даже на русском языке, стоимость билета не помню, но дорого. В музее представлены фотографии, различные макеты, вещи погибших людей.
Макет бомбы «Малыш».
Макет города после взрыва, как видно, от города практически ничего не осталось.
Фотографии ядерного гриба. Эти фотографии были сделаны обычными людьми недалеко от эпицентра, тогда еще никто не знал ни о световом излучении, ни о радиации, люди просто стояли и смотрели на всё это.
Как известно, одним из поражающих факторов атомной бомбы является световое излучение, оно приводит к ожогам и слепоте. Так вот, в музее есть всем известная стена, на которой после яркой вспышки света осталась тень сидящего человека.
Температура светящейся области от 5500 до 7000°С, предметы воспламенялись, плавились и начинали гореть. Среди экспонатов музея есть расплавившиеся бутылки, стальные балки, которые в результате высокой температуры погнулись, какой-то чугунный предмет, часть которого находилась в тени, а другая подверглась излучению и покрылась пузырями, часы, которые остановились на времени 8:15, широко известный обуглившийся детский велосипед. Некоторые предметы находятся в стеклянных коробках, а некоторые лежат открыто на полках и их можно трогать, например, тот покрытый пузырями кусок чугуна. На каждом из объектов, до которых можно дотронуться, висит надпись, что это безопасно.
Осадки ядерного гриба являются источником радиоактивного заражения и несут угрозу всем живым существам. В музее находится часть стены с черными подтёками ядерного дождя.
Бумажные журавлики Садако Сасаки.
В одном из залов есть толстая стеклянная коробка, в ней еще одна стеклянная коробка, внутри маленький меньше сантиметра кусочек какого-то радиоактивного вещества и прибор, который измеряет радиоактивность. С помощью специальной ручки можно подкрутить прибор и приблизить или отдалить от того самого фонящего куска непонятно чего. В зависимости от дальности нахождения прибора, значения меняются в ту или иную сторону. Кстати, у этой коробки также висела табличка, что это безопасно. В конце экспозиции висят экраны, на которых идет небольшой анимационный фильм о действии атомной бомбы.
Музей мира в Хиросиме и Мемориальный парк входят в обязательную школьную программу Японии. От себя хочу сказать, что музей, конечно, стоит посетить, но слабонервным аудиогид лучше не слушать. Озвучивал всё какой-то молодой парень, явно в театральном учился, с устрашающей интонацией и паузами он рассказывал практически о каждом объекте. Тексты из ряда: «А эта обгоревшая школьная форма была найдена недалеко от эпицентра, сама школьница сгорела заживо», «Люди, мучаясь от ожогов, из последних сил просили „Воды, воды“, спустя время на землю обрушился ЯДЕРНЫЙ ДОЖДЬ!», а это — шуршащие, разваливающиеся кости трупов? Ужас вообще.
За музеем располагается фонтан, ну, думаю, хоть с фонтаном получится хорошая, не грустная фотография. Фото я, конечно, сделала, а когда приехала домой и почитала подробнее… Как оказалось, это был Фонтан Молитвы. Построили его в память о людях, мучавшихся от жажды и так и не получивших воду. По этой же причине ко многим памятникам, кроме цветов приносят бутылки с водой. Ежедневно Фонтан Молитвы выбрасывает 11 тонн воды.
Недалеко от музея, возле пруда, располагаются метровые часы, которые всегда показывают 8:15. Судя по надписи именно здесь был эпицентр взрыва.
Рядом стоит круглое здание, оно уходит несколькими этажами под землю — это Мемориальный зал памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы (Hiroshima National Peace Memorial Hall for the Atomic Bomb Victims). Посещение бесплатное, на входе выдают брошюры, из которых становится понятно, где мы и зачем. Внутри большая круглая комната, по середине течет небольшой фонтанчик, вокруг гробовая тишина и полумрак. По стенам комнаты располагается панорама Хиросимы после взрыва, описания основных уцелевших зданий можно найти в брошюре. Так встаешь в центре, крутишься, а вокруг одни руины и только изредка встречается какое-нибудь уцелевшее здание.
На другом этаже находится комната с фотографиями и именами жертв атомной бомбы, транслируется фильм об этих людях. Здесь собираются выжившие свидетели катастрофы и делятся воспоминаниями об атомной бомбардировке, поминая погибших. Если подняться из здания по лестнице, а не на лифте, то можно увидеть небольшой водопадик. Рельеф сделан так, что стекающая по нему вода пенится и закручивается в виде маленьких журавликов.
На обратном пути до остановки еще раз подошла к памятнику Садако Сасаки, сфотографировала мраморную плиту, о которой в начале забыла. Пора бежать на автобус, так как дальше по плану был остров Миядзима. Обратно до вокзала автобус вёз через весь город, не в ту сторону села, ну зато город посмотрела.
Миядзима или Ицукусима — остров Внутреннего Японского моря, площадь 30 кв.км, население 2000 человек. Остров считается священным, несколько столетий сюда не ступала нога простого человека и до сих пор на острове нет захоронений ни людей, ни животных, здесь не вырубают деревья и везде свободно бродят олени и обезьяны.
На Миядзиму можно добраться двумя способами: на пароме JR (JR Miyajima Ferry), он покрывается JR Pass, идет всего 15 минут, но до него от Хиросимы нужно добираться почти час на поезде; либо второй вариант — на туристическом корабле, JR Pass его не покрывает, идет он почти час, но зато отходит прямо от Мемориального парка мира Хиросимы. Паром ходит достаточно часто, по расписанию до 8 вечера, а вот корабль, припоминается мне, несколько раз в день. Я выбрала первый вариант, все-таки JR Pass нужно задействовать по максимуму. От вокзала за 50 минут добралась до Miyajima-guchi. Карта не понадобилась, так как толпы туристов и так привели меня прямо к цели. Огромными буквами висела надпись «JR Ferry», все спешили, паром должен был вот-вот отправиться.
Многие туристы были с чемоданами, так как на Миядзиме тоже есть отели. Места находятся в закрытом помещении, так что нигде ничего не дует, можно выходить на воздух, но там ветрина. Плыть совсем недолго, с парома отлично видно тории Ицукусимы. По отзывам путешественников на острове нужно провести как минимум пару дней, вечерами там красивейшие закаты.
Как только сошла на берег, меня тут же окружили десятки оленей, они маленькие в пол человеческого роста, напомнили мне Бэмби:) Олени считаются священными животными, потому что в синтоизме они являются посланниками богов. У меня были с собой орешки, думаю, ну орехи, наверное, не будут, не тут то было! Окружили кучей и выхватывали орехи из рук.
Кто-то из оленей не поверил, что орехов больше нет и полез в сумку проверять.
Пройдя чуть меньше километра от причала, наконец, видишь тории Ицукусимы, неофициальный символ Японии и один из трех самых узнаваемых видов страны. Выполнены из камфорного дерева в 1875, высота 16 метров. Во время сильных приливов ворота находятся в воде. График приливов и отливов видела на каком-то сайте, не помню. Я попала в отлив, время было послеобеденное. У ворот по грязи и глине десятками ходили люди и честно говоря мешали сделать хорошую фотографию, а уж уехать без фото на фоне этих торий просто нельзя. Пока хороших кадров не получилось, на обратном пути еще попробую.
По плану далее был фуникулёр на гору Мисэн, высота 535 метров. Начало канатной дороги и кассы находится на пригорке в лесу, придется пройтись немного ножками. Путь пролегал через торговую улочку, здесь были в основном ларьки по продаже всевозможных закусок. У меня как раз была идея попробовать якитори, каких здесь только ни было: из осьминогов, кальмаров, из разных частей курицы и т. д. Решила пузо пока не набивать, а поторопиться до закрытия на фуникулер. Вообще, я видела там микроавтобус и очередь, вроде как он курсирует от касс до начала горы, делает остановку и дальше едет к пирсу. Во всяком случае один ушел у меня из-под носа вверх в гору, другой вернулся оттуда, в него села очередь и он уехал обратно к ториям, но лучше пройтись пешком, к тому же природа вокруг располагает.
Наконец, встретились кассы. Канатная дорога делится на две части, можно купить билет на одну из частей, либо на обе туда-обратно. Большую часть пути едешь в маленьких кабинках на 4 человека, затем выходишь, показываешь снова билет и пересаживаешься уже в большую кабину человек так на 15. Ну, что сказать, виды красивейшие! Под тобой лес, высоченные деревья, вокруг горы, ты поднимаешься всё выше. Первая кабинка маленькая, людей в ней мало, поэтому тихо и спокойно, каждый наслаждается пейзажем. Во второй же шум-гам, хорошо, что ехать вторую часть пути недолго.
С вершины горы открывается прекрасный пейзаж на Внутреннее море между островами Хонсю и Сикоку. Эти острова, включая Миядзиму, входят в Национальный парк Сето-Найкай.
На вершине горы у обрыва стоят ограждения, но высота их меньше половина роста, так что стоять рядом, а тем более спиной не очень приятно. Чтобы сделать фото, нужно выкроить время, так как желающих много. Еще можно воспользоваться телескопом, здесь всё как обычно — скинул монетку и смотри. Для тех, кто всё посмотрел и не знает, чем себя занять, можно порассматривать оленей, они и здесь есть.
В отзывах некоторых путешественников читала, что на острове живут обезьяны и как раз на горе Мисэн их очень много, к сожалению мне не встретились. Хотя за обезьянами в Индию надо.
Фуникулер работает до 18.00, поэтому важно успеть уехать обратно, об этом постоянно говорят в громкоговоритель. Никому оставаться на горе не хотелось, так что очередь из желающих выстроилась быстро. Обратно доехали быстро. Снова путь через красивый лес и водопад, на встречу шли туристы, не теряющие надежду еще успеть на фуникулер (хаха, наивные). По пути к храму Ицукусима зашла в пару сувенирных магазинов. Оформление то, что надо, продукция тоже. По середине одного из магазинов находился прудик с карпами и водопад. Большинство товаров — это тории разных размеров, я было хотела купить себе на стол такие, сантиметров 30, но посмотрев на цены, быстро передумала.
Снова вышла к ториям и о чудо, начался прилив! Какая удача! Народ естественно разошелся, у ворот уже не постоишь, так что самое время для фотографий. Эх, солнышка тогда не хватало, но да ладно. Именно за этим видом я и поехала на Миядзиму:
Смеркалось, нужно было еще успеть в храм Ицукусима. На входе касса, людей практически нет. Ицукусима (Itsukushima Shrine) — синтоистское святилище, построенное еще в 6 веке. Здание за много лет неоднократно разрушалось, так что нынешние постройки сооружены уже в 16 веке. Святилище входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одной из особенностей храма является то, что он стоит на сваях и во время приливов находится в воде. В тот час прилив только начинался, вода дошла лишь до торий, поэтому святилище по прежнему стояло на глиняном берегу. Возможно, вода сюда приходит поздно вечером, когда и людей то уже нет.
Коридоры и залы Ицукусимы.
Фото Ицукусимы во время прилива, фото не моё
Автор: Rdsmith4 — собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=67545
Вышла с другой стороны храма, немного прогулялась и направилась к ларькам с якитори, но они уже закрылись. Закрылось всё вокруг. Людей становилось все меньше, куда все подевались. Тут вспомнила, что паром ходит до определенного времени, а точного расписания я не знаю, стало как-то не по себе. Оставаться на острове не хотелось, пришлось ускорить шаг. От причала вот-вот должен был отойти паром, люди побежали, я тоже. Как оказалось, это не мой паром вообще и по расписанию они будут ходить еще пару часов. Через 10 минут прибыл другой, забежали люди, заехали машины, зашла я. Плывем. Тут вспоминаю, что у меня на 19.30 забронирован билет от Хиросимы до Осаки, время совсем поджимает, мне еще час трястись в поезде до Хиросимы. Грустно, ведь не то что поужинать не успеваю, я вообще не успеваю. Через хипердию смотрю расписание ближайших поездов до Хиросимы. Ближайший был на через 30 минут, а следующий пришлось бы ждать толи еще пол часа, толи час.
Наконец, причалили, я на низком старте. Сначала выпускают машины. Жду, нервно перетаптываясь с ноги на ногу. После того как открыли выход для нас, я со всех ног бросилась к ЖД станции. Впереди меня бежал японец, видимо, тоже хотел успеть на ближайший поезд. Бежим вместе. На ходу показываю парню в окошке JR Pass и перебегаю на нужную платформу. Еще пара минут и примчался поезд. До Хиросимы добралась без приключений, до шинкансэна в Осаку оставалось еще 15 минут. Желудок прилип к позвоночнику, но на ресторан не было времени, купила коробочку бэнто (ту самую с острым желе, овощем в дырочку и кусочком слизня). В магазине произошла весьма интересная ситуация. Приглянулся мне один продуктовый с большим ассортиментом бэнто. Думаю пройдусь еще, может что поинтереснее найду. Не нашла. Вернулась к тому магазинчику, а девушка продавец уже убирает с полок все бэнто. Я было потянулась к приглянувшейся коробочке, но она, улыбаясь как дипломат, сказала: «Эти не бери, вот эти бери» и показывает на этикету, типа срок годности кончился. Итого на прилавке осталось 3 коробки, пришлось выбирать из того, что есть. Я в шоке, врядли она их собрала этикетки перебить, а может у них большие штрафы за продажу просрочки?! Если так, то браво!
Свободные 15 минут подходили к концу, с едой и рюкзаком пошла искать платформы. Кстати, очень удобно, что они разлинованы, видно где какой вагон останавливается. До Осаки снова шел поезд Sakura. Не успели тронуться, а я уже развернула поляну и точила за обе щеки. В этот раз дорога получилась не очень, шинкансэн то и дело заезжал в туннель, и у меня сильно закладывало уши. Приехав в Осаку, нужно было еще добраться до отеля. Надо сказать, что в первый день зря воспользовалась метро, по незнанию нашла кратчайший путь, гораздо экономнее было бы пользоваться поездами JR Pass.
Хотя с другой стороны такой опыт не помешает, прокатилась в метро Осаки, научилась пользоваться автоматами по продаже билетов. В общем, во второй день решила обойтись без этого, поэтому приехав из Хиросимы сразу направилась делать пересадку на очередной поезд. Вечер рабочего дня, толпа народа, все возвращаются с работы. На платформе явный затор. Хоть японцы и выстроились в очереди по 10 человек к каждой «двери», но все равно создавалось ощущение базара. На табло высвечивалась информация, что поезда задерживаются. За свою поездку впервые увидела, чтобы в Японии поезд не пришел вовремя. По громкоговорителю на японском и английском каждые несколько минут крутили тысячу извинений. Через несколько минут движение возобновилось. Полчаса пути и мы на нужной станции.
Путь от метро до отеля я уже выучила, а вот как добраться от ЖД станции нет. Идти от нее дольше, плюс к этому на улице стемнело, разрядился роутер и я осталась без интернета. Искать аккумулятор не хотелось, поэтому решила идти по памяти, улица вроде знакомая. Вот это, конечно, зряя. Полчаса поиска не увенчались успехом, я окончательно заблудилась. Пока нашла аккумулятор, пока немного подзарядила роутер. Как оказалось отель находился в нескольких кварталах от моего местоположения. Уставшая поплелась обратно, нужно было собрать вещи, ведь завтра выселяться из отеля и ехать в Киото.
Основной пост по Японии (транспорт, города, отели, интернет)
Теги:
Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм