Турист Инна Зеленова (Innok)
Инна Зеленова — была 23 августа 19:00
Вызываю весну!

Кан-Оклер, Зеленогорск — Россия Декабрь 2008

Я не люблю холод. Я — дитя прогресса и не представляю, как бы я жила, например, в деревне, а не в квартире. Не знаю, что меня толкнуло на эту авантюру, захотелось приключений, назовём это так. И всё переживаю, что внукам нечего будет рассказывать))

Нитка маршрута: г. Зеленогорск — р. Кулижа — р. Ажига — Кулижинское белогорье — р. Пезинская Хайдомжа — Болойское белогорье — р. Пезинская Хайдомжа — р. Пезо — р. Б. Пезо — р. Пезо — р. Кулижа — г. Зеленогорск

Действующие лица: Сергей Климин (Климыч), Александр Судьянков (Папа), Иван Рябошапко (Ванечка), Олег Губанов (Олежа) и Инна тогда ещё Петрова.

Загрузка вещей

День первый. 28 декабря

Большую часть дня заняла поездка до места старта.

Слева река Кан, справа - деревня Кан-Оклер
Зима выдалась неморозной, были опасения, что лёд не встал. Вот, проталины у Кана

Через деревню Кан-Оклер до Кулижинской переправы и дальше, вдоль реки Кулижа нас закидывали на уазике-буханке. Машина дороги не выдержала, сломалась. Пока восстановили — начались сумерки. Решили идти дальше пешком.

Один пашет, семеро руками машут

Я взвалила на себя свой двадцатикилограммовый рюкзак, почти сразу поняла, что я не выдержу, сказала об этом, а добрые товарищи, как будто этого и ждали — остановились, раскидали часть продуктов по своим рюкзакам, в итоге жить стало килограмм на пять легче, но я была прям рада. Предположила, что это был такой «маркетинговый ход» — изначально загрузить, а потом забрать часть, чтобы на контрасте поняла, как хорошо-то, а. В ответ все загадочно поулыбались. Километра через три вышли к избам лесорубов, и стало мне ещё радостней. На ужин были домашние заготовки, так что близость тайги особо не ощущалась, если не считать звёздного неба и «удобств» во дворе. Ночевали с комфортом, на нарах.

День второй. 29 декабря

День начался с моего дежурства — под заразительное похрапывание «коллег» по походу готовила завтрак и кофе.

Вот где-то в серединке я спала

В 6 разбудила всех, подала, как положено, кофе, потом кашу. После раздали паёк на день — сыр, колбаса, карамельки, шоколад, сахар и сухари. В 8:30, распрощавшись с крутившими у виска лесорубами, отправились в путь. Перед походом ходили слухи, что где-то в тех местах видели медведя. Мнения участников группы насчёт брать ли ружьё, разделились, но в итоге взяли и нарты под него. И эти нарты, как вымпел, переходили ко всем мужчинам по очереди.

Погнали!

Хочу сказать, что для человека, который не стоял на лыжах очень давно, а на охотничьих — никогда, идти было не так и тяжело, скорее даже интересно. Но постепенно холодало, температура упала градусов до 20. Определяли температуру мы по бороде и ушам Климыча — если начинают мёрзнуть уши, значит, температура ниже -15 °С, если обмерзает борода — ниже -25 °С. В 11 вышли к реке Ажига и уже шли вдоль неё.

К обеду нашли избу, так что ели с кофмортом. Последний час шла, как в тумане. Спину ломит, рюкзак не затягивается под меня — длинные лямки. Подкладывала под них носки, чтобы не натирали ключицы, но спина всё равно страдала. Начала пропадать ориентация во времени — будто идём не 13 часов, а дня три-четыре. К сумеркам подошли к стрелке трёх ручьёв, тут и устроились на ночлег. На моё счастье, в конце декабря дни короткие и сумерки начинались часов в 16.

Ставим палатку

Часов в 19 мы уже ужинали, дежурство перешло к Олегу. В 21 час отбой и начало моего дежурства по палатке. Дежурство — это подбрасывать дрова в печь, а также это время для себя (как будто наедине с рюкзаком его мало), я вела дневник и при необходимости что-нибудь зашивала. В 22:50 сдала дежурство и устроилась на свой первый зимний ночлег в палатке под шум ручья, протекающего рядом.

День третий. 30 декабря.

С утра Олег напоил нас натуральным кофе — жизнь наладилась! Потом завтрак, раздача пайка, сборы. Вышли в 8:40, как раз рассвело. Практически всё время поднимались на перевал. На перекурах, пока сидели на рюкзаках без движения, начинали подмерзать так, что рюкзак, который пять минут назад скидывался с такой радостью, с ещё большей радостью надевался обратно. Замерзали руки, оттаивали потом минут 15.

Ближе к обеду надели шкерты (верёвка, которой обматывается лыжа), чтобы не так тяжело было подниматься. Обед устроили возле какого-то поваленного дерева, расположив костёр между корней. Как обычно, на обед суп из пакетов с добавлением лапши быстрого приготовления и сало с сухарями. Так как ели на улице, с приготовлением и уничтожением обеда управились за полтора часа.

Рюкзаки тоже отдыхают

Через час поднялись-таки на перевал Кулижинского белогорья, сняли шкерты, свернули с лыжни охотников, по которой шли, и начали тропить свою. В 16 ч встали на ночлег. Да, никогда я не радовалась так короткому световому дню, как в эти каникулы.

Днём было относительно тепло, примерно -10 °С.

Пейзажи вот совсем нерадостные и однообразные
Новогодние каникулы в Саянах. Часть 1

После установки палатки, ужина и всего такого прочего мыли ноги в снегу с Ванечкой и Папой. Бодрит, надо сказать. Вечером полагается фронтовая пайка самогона, чтобы кровь разогнать. Мужики выпивали так, я добавляла в чай или кофе. В 21:40 все успокоились, в 00:40 меня подняли на дежурство. Одеревеневшее тело, ломота в руках. Проще сказать, что у меня не болело. Но с этим можно только смириться. Заметила, что, если что-то неудобно или болит, остального не замечаешь. Например, когда мёрзнут руки, тяжесть и неудобство рюкзака не замечается.

День четвёртый. Новый год

Вышли в 8:20, шли по гребню Кулижинского белогорья, потом спустились к ручью.

Примерно в этот момент я поняла, что чувство самосохранения у меня всё же есть

Погода радовала, только лицо немного подмерзало.

Новогодние каникулы в Саянах. Часть 1

Шли вдоль ручья, в 14 часов вышли к реке Хайдомжа, пошли вверх по течению. Пару раз рядом с грохотом обрушался лёд.

Пошли зимние пейзажи

Пока идёшь, живёшь рефлексами, подъём — плохо, спуск — хорошо, холодно — плохо, еда — хорошо.

Обед готовится
Новогодние каникулы в Саянах. Часть 1

В 16 часов нашли место для стоянки. Скинула рюкзак с торжественным чувством, что надевала его последний раз в году. По случаю праздника ели пельмени. В качестве ёлки был центральный колышек в палатке из ели, а на ней развешанные на просушку вещи.

Трамбовка снега под палатку

Новый год встретили фейерверками и пальбой из ружья — ну, не зря же тащили, а.

Новогодние салюты

Также на праздничном «столе» были консервированные ананасы, оливки, грецкие орехи, вторая порция пельменей, а также горячительные напитки, каждый тащил для себя, у меня было винишко, минус килограмм из рюкзака — отличный подарок себе. Много болтали, травили байки, пели песни — было очень весело и празднично, хоть и без обращения Президента и боя Курантов.

Спать легли в 2:30, по случаю праздника решили не дежурить. В 5 утра проснулась от холода, не нашла в себе сил вылезти из такого тёплого спальника, накинула на себя пуховик Климыча и уснула. Папа встал позже и растопил-таки печь, добрый человек. Вот на такой счастливой ноте начался 2009 год.

Про 2009 год в следующем рассказе:

Новогодние каникулы в Саянах. Часть 2

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.