С пятого по седьмой день у меня был забронирован отель в Осаке, но перед этим весь день я планировала провести в Киото. Киото до 1869 года являлся столицей Японии, на сегодня площадь составляет 820 кв.км, население 1,5 млн человек. С утра собрала рюкзак, взяла только самое необходимое, а чемодан сдала на хранение в отеле. На завтрак снова бенто-коробки.
Места на шинкансен у меня были зарезервированы заранее, так что строго к 7:30 нужно было быть на вокзале. Как и весь транспорт в Японии, поезд был в назначенном месте в строго назначенное время. Вид шинкансенов привел в восторг!
Токио и Киото соединяет линия шинкансенов — Токайдо. На данной линии ходят поезда Нодзоми, Хикари и Кодама. Так как Нодзоми не покрывается JR Pass, поэтому у меня был забронировано место в Хикари. Внутри комфортно, напоминает аэроэкспрессы. Если выбрать места с правой стороны, то примерно через час пути вдалеке можно увидеть Фудзи. В Хикари ряды расположены 3 места — проход — 2 места, есть туалеты, розетки, крючки для одежды, откидывающиеся столики и кондиционер. Первым делом поставила на зарядку роутер, закинула вещи и спать легла. Ехать 2,5 часа. Поезд делает остановки на крупных станциях, можно сесть не на центральной станции Токио, а, например, на Шинагаве. Время пролетело быстро и вот уже пора выходить.
На вокзале нашла офис по работе с туристами, внутри бесплатно лежат карты, схемы проездов к основным достопримечательностям, а также можно приобрести дневной проездной на туристические автобусы Kyoto City Bus & Kyoto Bus -day Pass, 300 руб. Народа тьма, в информационные стойки и в кассы за проездными змейкой выстроилась очередь человек 50. Делать нечего, беру карту и встаю в очередь, хорошо хоть двигалась она достаточно быстро. Купила проездной на текущий день и на послезавтра. Как мне объяснили в стойке информации, билет не привязан к дате, можно хоть на сегодня, хоть на через неделю взять. По основным туристическим маршрутам ходят автобусы светло-зеленого цвета, на них можно перемещаться по проездному, есть автобусы, где действует JR Pass, в остальных нужно платить как обычно.
Проездной, конечно, хорошо, но никто не предупредил, что желающих покататься на зеленых автобусах на столько много. На автовокзале творилась вакханалия! На все маршруты выстроились очереди человек по 100, шум, гам, печет солнце. Автобусы ходили не часто, где-то раз в 10 минут, ну и вместимость тоже ограниченная, поэтому очередь хоть и двигалась, но не быстро. Когда приехал третий или уже четвертый автобус, я любыми средствами собиралась туда впихнуться, так как ждать очередные 10 минут не хотелось. Едем все как кильки в бочке, жарко, кондиционера нет. У водителя на экране отображается маршрут на японском, а основные достопримечательности дублируются на английском. Первый храм по плану был Киёмидзу-дэра, второй Сандзюсангэн-до. Автобус поехал немного другим путем и сначала у него была остановка у Сандзюсангэн-до. Мне было все равно в какой из храмов пойти в первую очередь, лишь бы побыстрее уже выйти.
Далеко от остановки идти не пришлось, билет 400 руб. На входе нужно снимать обувь, пол ледяной, поэтому с собой лучше брать носки. Сандзюсангэн-до (Sanjusangendo) — буддийский храм, построенный в 1164 году в честь богини Каннон. В 1249 сгорел, затем был вновь отстроен. На сегодня является самым длинным деревянным зданием в Японии.
Внутри храма, в центре находится Сандзюсангэн-до метровая статуя Каннон, по бокам её 1001 статуя в полный рост. Располагаются они рядами от 10 до 50, сделаны из кипариса и покрыты позолотой. В переднем ряду стоят 28 статуй стражей и две статуи бога Фудзина и Райдзина (об этом в моем посте за 3 день). У каждого стража есть табличка с описанием на английском, я пыталась переводить в силу своих возможностей. Центральная статуя богини Каннон поражает, просто огромная, покрыта позолотой. Некоторые японцы останавливались помолиться. В другой стороне храма есть небольшая выставка, по-моему, какие-то сохранившиеся после пожара детали, различные божества и т. д. К сожалению, фотографировать строго запрещено, везде висят таблички, что в случае чего на выходе могут проверить фото и видеотехнику, никто не хотел рисковать. Честно говоря, не понимаю эти запреты, жалко им чтоли?! Я вот через пару лет сяду просматривать фото и ведь даже не вспомню, что была в таком храме.
После осмотра немного походила по территории, а затем обратно на остановку. Следующий по плану был будиийский храм Киёмидзу-дэра (Kiyomizudera Temple) или Храм чистой воды. Является основной достопримечательностью Киото. Был построен в 778. В конце 10 века храм подчинялся буддийскому монастырю Кофу-дзи, который враждовал с другим монастырем Энряку-дзи, причем столкновения имели вооруженный характер. Так, год за годом Киёмидзу-дэра подвергался погромам и поджогам. Современные строения были перестроены по приказу сёгуна в 1633 году. Храмовый комплекс находится на склоне горы Отова и занимает достаточно большую площадь. На сегодня насчитывается 18 зданий комплекса. Ежегодно в Киёмидзу-дэра проходит конкурс «Иероглиф года», в результате голосований выбирается иероглиф, символизирующий главное событие уходящего года.
От остановки придется пройтись немного пешком вверх в гору. Было жарко, народу — не протолкнуться.
Где-то половина японок была в кимоно, причем и молодые девушки, и женщины в возрасте. У всех белые таби, гэта, кимоно и сумочка. Я пыталась сделать фотографии, но многие смущались и отворачивались. Некоторые мужчины также были в кимоно, кто-то в костюме.
Ко мне подошла компания японок и попросила их сфотографировать, а что мне жалко чтоли, заодно спросила разрешения сфотографировать их на свой телефон и вот что получилось:
Дорога проходит мимо туристических магазинчиков и кафешек. Практически через каждые 50 метров в каком-нибудь магазине проходит дегустация японских сладостей. В одном из них мне налили чай и угостили уголками с бобовой пастой, печеньем и прочими вкусняшками. Уголки сделаны как будто из сырого теста, мне больше всего понравились желтые банановые, настолько понравились, что я купила себе домой одну коробку. Переходя из магазина в магазин, потихоньку я наелась. Около входа в храм и на его территории нашла вот таких мужчин в рисовой шляпе, судя по всему это работники монастыря, собирающий пожертвования.
Так как терриотория храмового комплекса огромная, приложу схему для лучшего понимания.
А чтобы еще больше проникнуться храмом, выкладываю минутное видео.
Центральный вход монастыря — ворота Нио-мон (Nio-Mon) по краям которых сидят два льва, на схеме № 2.
От ворот идет центральная дорога к главному зданию, справа от дороги находится трехъярусная пагода Сандзю-но-То, напоминающая стебель диковинного растения, № 4. Внутри пагоды покоится статуя Великого Будды, но вход туда запрещен.
Если пройти немного дальше, то увидим зал сутр Кёдо (Kyo-Do), № 5.
Здесь же рядом находится колокольня (Shoro), построенная в 1478 г., № 7.
Недалеко располагаются еще несколько строений: ворота Тодорокимон (Todoroki-Mon) c рельефной черной черепичной крышей № 8; Асакурский храм (Asakura-Do), названный в честь феодала Асакура Садакагэ, который сделал крупные пожертвования храму № 9; крытая галерея (Kairo) № 10; храм основателей или Кайсандо (Kaisan-Do) № 6. Слева от этих строений я нашла небольшой пруд с мостиками, на схеме он нарисован, но не пронумерован.
Визитной карточкой Киёмидзу-дэра является Главный храм (Hon-Do), который стоит на 139 опорах и выступает на 12 метров от края скалы, № 11. Говорят, что эти опоры построены без единого гвоздя. Когда-то эта выступающая платформа использовалась для танцев, а сегодня является обзорной площадкой, с которой видно старую пагоду в противоположной части комплекса, а также водопад Отова. Здесь же в Главном храме располагаются кассы.
Фотография Киото и платформы Главного храма с Внутреннего павильона (Oku-no-In), № 17.
Весной 2016 здания № 13–16, 18 находились в строительных лесах и вход туда был закрыт, поэтому я пошла направо, спускаться к водопаду Отова (Otowa-No-Taki), № 12. Водопад охраняет бог Фудо Мё-о, который своим отталкивающим видом пугает злых духов. Вода течет тремя струями, каждая даёт что-то свое: мудрость, долголетие или здоровье. Пить разрешается только из одной, иначе можно навлечь на себя несчастья.
Обратно я спускалась по другой дороге, сделала фото пагоды снизу. Конечно, смешение киновари и голубого неба смотрится очень красиво.
Еще на территории храма нашла деревья сакуры сочного розового цвета, такая редко попадается, а также памятник в виде пагоды, на схеме он тоже нарисован, но не пронумерован. К остановке спускалась по торговой улице, заглянула в пару сувенирных. Попадались магазинчики и с недорогими юката, сумочками и тканями для кимоно. Возле некоторых толпились молодые японки.
Недалеко от Киёмидзу-дэра нашла очередной буддийских храм. На гугл карте он так и подписан «Буддийский храм». К главным воротам ведет длинная аллея. Далеко заходить не стала, так как времени особо не было, но немного прошлась. На территории очень зелено, бонсай, всё ровненько подстрижено. Аккуратно выложенные дорожки, фонари, японский садик.
Отметилась, посмотрела и пора идти обратно. Тут возникла проблема, судя по карте я пришла на нужную автобусную остановку, сижу жду. Пришли японки, заняли всю скамейку и тоже ждут.
Прошло минут 20 на солнцепёке, все уже разъехались, а моего автобуса всё нет и нет. Стали закрадываться сомнения, а на той ли остановке я сижу. Пытаюсь проложить новый маршрут, но получается всё тоже самое. Пошла искать наугад, где же останавливаются эти зеленые туристические автобусы. Пройдя метров 500 и свернув на другую улицу, наконец вижу как мчится мой номер. На него я не успевала, поэтому пришлось подождать. Как назло остановка располагалась снова на солнечной стороне, спряталась за тень от столба, жду. Прошло, наверное, минут 20–30, за это время скопилась толпа народа, японцы как обычно выстроились в очередь. Тут, не прошло и года, едет автобус весь забитый народом, из окон торчат руки-ноги. Мне жарко, я уставшая, голодная, время идет, а у меня еще один храм на очереди. Вот на тот момент мне было плевать на очередь, честно. Сняла рюкзак, выставила его вперед и прокладывала им дорогу. У меня было такое лицо…вот с таким видом японские летчики кричали бонзай и пикировали на авианосцы, реально! Успела себя затолкать в последний момент, водитель закрыл скорее двери, большая часть народа так и осталась на остановке. Поехали, собирая все светофоры и пробки.
Как добралась до центрального вокзала я не помню, видимо, в каком-то забытие. Несмотря на то, что время поджимало, пошла искать кафе, так как желудок уже прилип к позвоночнику. Все кафе из ресторанного дворика на вокзале дорогие, только зря ноги топтала. Взгрустнув, пошла на выход. На нулевом этаже на удивление тоже были рестораны, причем уже по приемлемым ценам. Зашла в итальянский, заказала огромную тарелку карбонары и капучино. Был уже шестой час вечера, пора выдвигаться к последнему на сегодня объету- святилищу Фушими Инари (Fushimi Inari Taisha). Автобус снова пришлось прождать минут 20–30, народу уже не так много, всем достались места. От остановки прошла минут 10 и вот я на месте.
Фушими Инари — синтоистское святилище, построенное в южной части Киото еще в 794 году. Для своего удобства буду называть его храмом. Так вот, храм построен в честь Инари — синтоистского божества изобилия, риса, лис и успеха, является одним из основных божеств в синтоизме. Храм располагается на горе Инари, высота горы 233 метра. На входе в храм стоят тории (Romon Gate), пожертвованные 1589 Тоётоми Хидэёси — военным и политиченским деятелем Японии. За воротами находится Главный зал (Honden) и другие строения. Я очень правильно сделала, что поставила Фушими Инари на вечер, этот храм на закате смотрится просто шикарно!
По краям у входа в храм сидят лисы — кицунэ. Кицунэ являются посланники богини Инари, обычно они сидят парами, олицетворяя мужское и женское начала. В знак уважения на кицунэ часто надевают красные воротнички — ёдарэкакэ. Сами статуи редко бывают реалистичными, под передней лапой или в зубах они обычно держат снопик риса, ключ от зернохранилища, лисёнка, свиток или драгоценный камень. Часто кицунэ преподносят рис, саке или другую еду, чтобы они вступились перед Инари за просящего.
У Главного зала висят веревки с гигантскими колокольчиками (Suzu), в которые звонят молящиеся, чтобы известить богов храма о том, что они пришли помолиться.
Храм Фушими Инари известен несметным количеством ворот — торий, которые были пожертвованы верующими. Так как Инари является богиней риса и прочих зерновых культур, ей не преподносят еду, так как она сама может накормить любого, вместо этого верующие жертвуют тории. Размеры ворот варьируются от очень маленьких в 20 см до огромных, говорят, что цена больших торий может варьироваться от 400 000 йен до миллиона (250 000 — 650 000 руб). На каждых воротах написано имя дарителя и дата пожертвования. Сразу за Главным зданием начинаются две тропы с плотными параллельными рядами ворот — Senbon Torii.
Очень сложно сделать фотографию на фоне длинного коридора ворот, постоянно снуют люди. Но всё-таки мне удалось сделать несколько удачных фото, жаль, что уже начинало темнеть и качество фотографий оставляет желать лучшего. От этих двух троп в гору идет дорога, время подъема на вершину Инари составляет примерно 2–3 часа, путь 1,5 км. Я прошла где-то с полчаса, тории не кончаются! Как их поднимают вверх на гору для меня остается загадкой.
Стемнело, включились фонари, туристов не очень много. По пути в гору попадаются автоматы с напитками, небольшие часовни и статуи лис. Спустя еще немного времени я дошла до смотровой площадки — Yotsutsuji intersection. Отсюда открывается красивый вид на Киото, а в моем случае на вечерний Киото. На смотровой площадке была установлена карта храма и горы Инари, по моим ощущениям я была уже у вершины, но как оказалось, я прошла лишь треть всего пути! Что-то я призадумалась, а стоит ли подниматься выше? На смотровой площадке я уже побывала, через тории прошла, уже вечер, а мне еще в Осаку ехать. Тут с горы спустилась японка и на хорошем английском начала объяснять, что до вершины как минимум час еще и типа подумайте. Короче плюнула и решила не ходить, как оказалось не зря. Говорят, что на вершине уже нет красивого вида, все закрыто деревьями, стоят пара лавок и торий там установлено в разы меньше. Решила пойти обратно.
Не знаю как так получилось, но спускалась я уже по другой тропе, народу уже и не было. Совсем стемнело, фонари стояли редко. Пройдя минут 10, стала замечать, что кроме торий по краям стоят какие-то могилы и как памятники такие. Так как ничего уже невидно, подсветила всё это телефоном и что-то совсем стало жутко. Я всё шла и шла, а Главного здания нет. Справа лес, течет какой-то источник, эти памятники стоят, а главное даже спросить не у кого. Вышла к каким-то домам, вокруг заборы и узкие улочки типа как в Камакуре, я подумала, что потерялась. Поблудила немного и вышла наконец к главному входу.
Около Фушими Инари находится ЖД станция, какое счастье! Автобусов с меня хватит! На станции у женщины в будке спросила с какой станции и когда поедет поезд до Осаки, вышла на платформу, села на поезд и вперед. От Осаки до Киото ехать 30 минут. На центральном вокзале по указателям прошла в сторону метро, про прездной в Осаке не узнавала, так как он мне не нужен. На 15 минут зависла у автоматов по продаже билетов, они отличаются от автоматов в Токио. После очередной неудачной попытки купить билет, зажала какого-то японца и попросила мне показать как и что. Как оказалось, сначала вставляешь купюры, а затем выбираешь в списке нужную стоимость согласно длине пути, причем выбираешь не кнопками на экране, а кнопками по бокам автомата! Ура, свершилось! Шайтан-машина, наконец, выплюнула мне билетик. Кстати, по сравнению с московскими билетами на метро, японские билетики блеклые и маленькие, размером примерно 3×2 см.
От центральной станции Shin-Osaka до станции метро Dobutsuen-Mae ехать полчаса. Отель нашла сразу, на ресепшене два японца толи удивились, толи спорили между собой на тему, правда ли, что я из России. После заполнения анкеты и оплаты, они внимательно вчитались в страну и между собой такие: «Да, точно из России». Так и не поняла, что это было.
Отель у меня был 2 звезды, но не капсульный и не хостел. Обычные маленькие номера: в номере холодильник, кондиционер, стол, стул, пижама и тапки, телевизор. Туалет на этаже, душевая одна и только на первом этаже. Я как бы нормально, особенно учитывая цены на 3 звезды. Вообще считаю, что ради интересной страны и классного путешествия можно и в хостеле пожить, если бюджет особо не позволяет.
После заселения выяснилось, что нет розеток usb. Так как переходник на японскую розетку из Токио я взяла только один, это привело к некоторым проблемам — количество разрядившейся техники явно превышало количество переходников. К счастью, на ресепшене в коробке лежали usb переходники по 100 йен. Я переходник взяла, но не заплатила. Перед сном попила чай на 1 этаже, там как раз находится общая кухня, можно даже что-то приготовить себе. После чая сразу спать, на завтра по плану поездка в Хиросиму.
Несколько замечаний по Киото:
1. Сеть метро развита слабо, в основном перемещаться придется на автобусе. Считаю, что автобусов предоставляют недостаточно, среднее время ожидания 15–20 минут.
2. В Киото просто толпы народа, город очень популярный среди туристов. Нужно быть готовым к этому морально и даже физически, так как толкаться придется везде: у храмов, в автобусах, в магазинах.
3. Все достопримечательности Киото разбросаны по разным частям города, от одного объекта до другого дорога занимает порой по 50 минут. Нужно сразу отбросить мысль посетить более 3 объектов за день, так как пункт 1.
4. В Киото по сравнению с другими городами много женщин и мужчин ходят в кимоно. Если хочется местного колорита и красивые фотографии, то вам сюда.
5. Отели Киото самые дорогие, я сравнивала цены на отели среди городов: Токио, Нара, Осака, Хиросима. В разы дешевле жить в Осаке, а в Киото просто ездить на поезде, дорога займет всего 30 минут.
6. Если хочется посмотреть на гейш или даже заказать ужин, то лучше сделать это в Киото. Здесь находится Гион — квартал, где можно встретить настоящую гейшу или майко.
Основной пост по Японии (транспорт, города, отели, интернет)
Теги:
Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм