Оказалась я в Кузьминках. Дела все поделаны, день на исходе, дай, думаю, зайду в парк, посмотрю усадьбу Голицыных, львов знаменитых чугунных — и будет мне счастье. Пройдя довольно далеко вглубь парка по лесной тропе, встретила человека и сказал мне человек: тут километров пять до усадьбы, ты не с той стороны зашла. Как быть? Обратно возвращаться — странно. «А солнце уже к лесу спускалось…«Ничего, — думает муравьишка, — успею!» Я так тревожно следила за солнцем, что на самом деле почувствовала себя муравьишкой из сказки Виталия Бианки.
Это Шибаевский пруд, первый, встретившийся мне на пути ко львам. Представьте, иду одна-одинешенька (народу вообще нет никого) — страшно. Тем более, начиталась про то, что в Кузьминках преступность выше, чем в среднем по Москве. А тут парк. Хоть закричись. Чтобы окончательно не струсить стала представлять, что вокруг меня не многокилометровый лес, а история с географией — премудрости, от которых никакого вреда — только польза!
Взять, к примеру, систему Кузьминских прудов. Все пруды в парке выстроены на реке Чурилихе, сиречь Пономарке. В свою очередь Чурилиха — левый приток реки Нищенки. А Нищенка впадает в реку Москву, та — в Оку, Ока в Волгу, Волга — в Каспийское море. Чудны дела твои, господи!).
Помещичьими эти земли стали в 1702 году, когда Пётр I пожаловал их своему любимчику, Григорию Дмитриевичу Строганову, — «за верную службу царю и отечеству». Лесопарк Кузьминки занимает огромную территорию — 1189 гектаров, В Москве находится только пятая часть этой гигантской земли, на которой вполне можно было бы создать карликовое государство))
Так вот. иду я, одна-одинешенька… С одной стороны сосны стеной, с другой какая-то болотистая мгла и заводи.
Такие мшистые, колдовские места пугают больше, чем просто стволы вытянувшегося во фрунт соснового бора. Здесь явно какая-то нечисть живет. Только не показывается. А пройдешь мимо, она, небось, хихикает за спиной).
Лесная тропка привела меня к асфальтовой дорожке, а та, в свою очередь вывела на дорогу с остатками булыжной мостовой 18 или 19 века. Уже добравшись домой не нашла я в интернете никаких воспоминаний об этой мостовой, только табличка в парке — и то, забыла, что за век там указан. Но уж точно эти камни помнят, как по ним цугом проезжал в свое поместье барин, князь Сергей Михайлович Голицын.
Голицыны естественным образом унаследовали поместье у Строгановых — в 1757 году Анна Строганова вышла за Михаила Голицына. Сергей Михайлович — их сынок младшенький. Он был очень богат и любил усадебный пафос. Принимал у себя императрицу Марию Федоровну со двором. Она прожила в Кузьминках с 26 июня по 16 июля 1826 года. И, может, тоже тряслась в своей карете на этих булыжниках). Впрочем, у них же там, в каретах, были рессоры — сглаживали несолидное подпрыгивание до легкого потряхивания)).
Гравюра 19 века. Как раз барин едет цугом в усадьбу Кузьминки. Только это уже, по-моему, не С. М. Голицын, о котором, я пытаюсь рассказать, а его внучатый племянник, полный тезка — тоже Сергей Михайлович. Просто гравюра написана, когда интересующий меня Голицын уже состарился и умер. Жизнь у него была богатая, но очень одинокая… Детей не родил, потому что красавица-жена нисколько его не любила.
Хозяин усадьбы Кузьминки, Сергей Михайлович Голицын был человеком деловым и добропорядочным, его жена, Авдотья, в девичестве Измайлова, напротив — нрав имела легкий, была игрива, любила полуночные увеселения. Открыто жила в Петербурге с любовником, а когда ее обманутый муж захотел сойтись с полюбившейся ему девушкой — Авдотья ему развода не дала. Зато красавицей была немыслимой и страстной, судя по всему, женщиной, мечтой всех мужчин. Это о ней писал Александр Сергеевич Пушкин: «Отечество почти я ненавидел — Но я вчера Голицыну увидел И примирен с отечеством моим.»
Я тоже примирилась с длинной дорогой своей, когда на пути стали попадаться гуляющие, потом какие-то суперсовременного вида кофейни, а потом и усадебные строения, неожиданные после хипстерских кафушек.
Вот это, например, — барский птичник. Ничего, что с колоннадой? Ну, они так это видели).
Тот же птичник, только в профиль.
Обогнув это дивное строение (еще загороженное заборчиком, с незаконченной реставрацией) я оказалась в самом сердце парка, куда как раз и должна была бы попасть, если б не географический кретинизм). В двухстах метрах от меня раскинулся во всем своем великолепии конный двор с музыкальным павильоном — визитная карточка усадьбы.
Этот рисунок 1820 года. Наверное, раннее утро. Никого еще нет на пруду. Но наступит вечер и здесь начнется праздник. Пруд заполнится лодочками, в них под зонтиками будут сидеть нарядные дамы и кавалеры, в нише музыкального павильона, между колонн, заиграет оркестр — и музыка польется над водой. Ну, а потом фейерверки, шампанское!
«Музыкальный павильон Конного двора Кузьминок — самая узнаваемая постройка усадьбы. Расположен на противоположном от главного дома берегу пруда и занимает ключевое место в усадебном пейзаже, формируя виды с разных ее точек: от главного дома, с въездной площадки и из парка».
Павильон строился в 1819–23 годах по заказу, естественно, Сергея Михайловича Голицына. Он привлек к постройке одного из выдающихся архитекторов того времени — Доменико Жилярди (Дементия Ивановича, как его называли в России). Жилярди начал работать в этой усадьбе в 1811 г., вместе со своим отцом Джованни Баттиста Жилярди (Иваном, соответственно, Дементьичем), Жилярди-младший посвятил этой усадьбе в общей двадцать лет жизни. Кузьминки стали его самой известной усадебной постройкой.
Я до Конного двора не дошла, видела его только издали. Спешила. Солнышко-то все ниже и ниже опускалась. А мне нужны были львы, а не кони… Только вернувшись домой, поняла, что оплошала. Там перед Музыкальным павильоном стоят настоящие Кони Клодта — а я их упустила…
Это довоенный снимок Музыкального павильона с конями Клодта.
«Плоскость стены служит фоном для установленных по сторонам арки скульптурных групп. Вначале, при С. М. Голицыне, это были гипсовые копии римских статуй с холма Монте-Кавалло. В 1846 г. они были заменены отливками двух из четырех знаменитых конных статуй П. К. Клодта, выполненных им в 1841 г. для Аничкова моста в Петербурге. Эти статуи были довольно популярны в усадебном строительстве: их копии, помимо Кузьминок, были установлены в Петергофе и в Стрельне (под Санкт-Петербургом) у дворца графа Алексея Федоровича Орлова, а также подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и королю обеих Сицилий Фердинанду II Бурбону».
Я фотографировала коней Клодта перед королевским дворцом в Неаполе. Кони в Кузьминках, в отличие от петербургских, подаренных Бурбону, и других, стоящих на Аничковом мосту, выполнены не из бронзы, а отлиты на голицынских чугунолитейных заводах — что, конечно, сэкономило немало деньжат. И это уникально — других таких нет! (а мне нечего вам показать — поезжайте сами в Кузьминки фотографировать коней))
От центра парка мне снова пришлось уйти вглубь территории вдоль Верхнего Кузьминского пруда. Солнышко, подожди, молила, — обидно будет, если не успею… Но я успела! Вот такой предстала передо мной знаменитая «Львиная пристань».
Солнце тонуло за лесом и золотило мои снимки. Круглую площадку с лестницами к воде и четырьмя чугунными львами (старинное место силы, если встать между ними, посредине). Музыкальный павильон с конями Клодта на противоположном берегу пруда. Деревья над водой. И саму усадьбу вдалеке, загороженную от всех, ждущую своей реконструкции…
Но вернемся ко львам. Эта старинная пристань известна с начала 18 века, позже была перестроена Жилярди. К 20-му веку от нее остались руины. Но львы чудом уцелели — их отправили украшать горком ВКПБ в Люберцах. Только в 2006 году была проведена реконструкция, точнее — восстановление пристани по сохранившимся описаниям. Строению вернули былой вид и львов.
Лев и собачка — прям, как у Льва Толстого). Кстати, о писателях: Толстой в усадьбе Кузьминки не бывал, а поэт Жуковский гостил. И Федор Михайлович Достоевский гулял здесь не раз — он снимал дачу неподалёку.
Считается, что прообразом кузьминских львов стали львиные статуи из Древнего Египта, которые уже много веков охраняют Двор Пинии в Ватикане (снимки ватиканских львов в этом коллаже не мои — взяты из интернета). Есть даже версия, что автором чугунных гигантов в Кузьминках был итальянский скульптор, работавший в Москве в первой трети 19 века. Это мог быть один из владельцев известных в то время скульптурных мастерских: Сантино Кампиони или Сальваторе Пенна. Оба были хорошо знакомы с ватиканскими львами и могли повторить изваяния времен царствования фараона Нектанеба II (360–343 гг. до н. э.) в чугуне голицынских заводов, добавив своего понимания красоты.
Но горазда больше, по-моему, египетских стражей Ватикана напоминают статуи усадьбы Архангельское, - я уже охотилась там недавно) и среди нескольких разновидностей каменных львов точно есть "псевдоватиканские". Напомню, смотрите:
Лев из усадьбы Архангельское
Та же поза - скрещенные передние лапы. То же, более строгое облачение вместо гривы на голове. Нет кузьминской лопоухости, да и выполнены львы в камне, что гораздо ближе к первоисточнику. Скорей всего, есть целое направление в "львиной скульптурологии" - египетское. И оно вдохновляло художников веками. Не хочу сильно отвлекаться и маньячить тут по поводу разных львов (коллекция у меня довольно большая), намекну только, что в Москве есть еще несколько "египетских" - может, расскажу о них под настроение. В общем, Ватикан отдыхает).
А кузьминских львов пришлось снимать против солнца - и от этого они получились загадочными и романтичными. В это время на другой стороне парка еще было вполне светло — и в кадр попали роскошные каменные гроты так, словно я их фотографировала днем.
Удивительно, что этот царственный парк так по-простецки называется… Не Строгановка — по имени первых владельцев, и не Голицыновка, а Кузьминки? Оказывается, некий Кузьма владел здесь мельницей еще до графьев и князей! В писцовой книге XVII века упоминается «пустошь, что была Кузьминская мельница».
А это перед усадьбой Голицына странные колонны с грифонами
Усадьба вдали, там я еще насчитала штук семь-восемь львов… Но увы - на территорию не пускают. Все огорожено в ожидании реконструкции. Огромные усадебные ворота на замке. Азарт охотника был настолько велик, что я стала искать лазейку...
И нашла! Одна из створок чугунной ограды была закрыта на защелку изнутри. Отодвинула ее, зашла в запретную зону… и похолодела от ужаса — территорию охраняли собаки. Помню с детства, что при нападении собак надо замереть и не шевелиться. Замерла. Одна из собак подошла ко мне спокойно, села напротив. Я перестала дышать. Слава богу, в это время подбежал охранник, и несмотря на мои призывы пустить, хоть одним глазком глянуть на усадебных львов, выдворил меня за забор. Тут как раз и солнце зашло.
А вам на память оставлю здесь эту полную неземного блаженства львиную морду. Любит левка солнышко. Греется в его лучах…
Теги:
Самостоятельные путешествия