• Валюта Италии — евро, по данным на 2019 год 1 евро=72 рубля;
• Еда — итальянская кухня очень вкусная и сытная. Порции в основном большие. Конечно, же, Италия не Италия без изумительной пасты, пиццы и вина.
• Официальный язык — итальянский. Все надписи, указатели и названия улиц на итальянском, по-английски говорит наименьшая часть населения. Итальянский язык очень экспрессивен и напоминает по произношению какой-то песенный мотив. Несколько дней в итальянской среде и вы несомненно выучите несколько фраз на этом прекрасном языке.
• Визовый режим — требуется оформление шенгена, я делала французский шенген, на таможне при въезде в Италию мне поставили еле видный штампик в паспорт (видимо, с чернилами в стране проблематично)
• Религия — 99% итальянцев исповедуют католицизм.
Часть 1. Рим
Есть такое популярное высказывание с которым сложно поспорить: «Все дороги ведут в Рим». Кто в школе не мечтал на уроках истории побывать в Риме, увидеть воочую Колизей, руины храмов. Классика голливудского кинематографа, один из любимых фильмов с Одри Хепберн и Грегори Пеком «Римские каникулы» еще больше укрепил желание съездить в этот удивительный город, окунуться с головой в историю, эпоху и просто удивляться потрясающим пейзажам.
Итак, устраивайтесь поудобнее с чашечкой горячего шоколада или бокалом вина-наше путешествие в Рим начинается!
Как добраться
Прямой рейс Санкт-Петербург-Рим, 3,5 часа и вы в аэропорту Фьюмичино. Самый легкий способ добраться до центра Рима (центральный вокзал Термини)-это экспресс-поезд Leonardo express. Экспресс Леонардо — скоростной поезд, соединяющий Рим и Международный аэропорт Леонардо да Винчи (он же и аэропорт Фьюмичино). Расстояние 37 км поезд преодолевает за 30 минут, при этом экспресс нигде не останавливается. Поезда отправляются каждые пятнадцать минут. Подвижной состав представляет 5 современных вагонов, оборудованных кондиционерами. При выходе из багажного отделения идите согласно указателям внутри здания аэровокзала и вы в течение 7–10 мин выйдете на станцию экспресса. Билеты на поезд можно приобрести как в аппаратах, так и в кассе. Я купила билет через аппарат, стоимость в одну сторону 14 евро. Далее билет необходимо обязательно прокомпостировать еще в одном аппарате который будет стоять на выходе у платформы. Если вдруг забудете, не переживайте, с поезда вас контроллер не высадит, но хмурое лицо скорее всего сделает. Вообще, в Италии ситуация с компостированием билета (т.е дополнительный штамп с указанием времени посадки) достаточно строгая, поэтому если вы видите на платформе такие аппараты, они небольшие, но не заметить их невозможно, то, обязательно, билетик в нем обработайте.
Я останавливалась в отеле Hotel Valentino Palace. В 10 минутах ходьбы от вокзала Термини. Изумительный отель, персонал на высшем уровне и вообще очень домашняя и уютная атмосфера. Локация гостиницы выше всяких похвал, как бы вглубь от вокзала, где абсолютно другие пейзажи. Т.к в отель я заселилась уже в 15:00, то после плотного обеда, вооружившись камерой, картой города которая была мне мило предоставлена на ресепе отеля и рюкзачком путешественника, я отправилась покорять Рим. Основные достопримечательности находились в пешей доступности от моего места проживания. Итак, моя первая остановка-Площадь Республики (Piazza della Republica) и посещение базилики BASILICA Santa Maria degli Angeli.
2
1
Эта базилика посвящёна Богородице, ангелам и мученикам в Риме. Перестройка руин разрушенного центрального зала была осуществлена в большей степени 1561–1562-х гг., предположительно, по проекту Микеланджело. Строительство было завершено только после его смерти, в 1566 году. В основе плана церкви был положен греческий (равносторонний) крест. Церковь несколько раз перестраивалась после 1700 года: был достроен фасад, в начале XX века он был разобран. В 1750-м году большие работы по переоформлению базилики осуществлял архитектор Луиджи Ванвителли, который стремился придать архитектурную целостность и единообразие, которое было нарушено предшествующими вмешательствами после Микеланджело. Внутри Santa Maria degli Angeli украшена подлинными античными колоннами, классическими орнаментами, пилястрами из искусственного мрамора, скульптурами и картинами, в том числе включающие в себя работы французских художников XVII–XVIII веков.
2
В церкви похоронены Сальватор Роза, итальянский художник и поэт XVII века и архитектор Карло Маратта, осуществлявший работы по одной из перестроек церкви. В проходе, ведущем к поперечному нефу, расположена статуя св. Бруно, выполненная французским скульптором Гудоном.
Насладившись местными пейзажами и интерьером базилики, я решила осмотреть местные шопинговые маршруты. Если вы стоите лицом к базилике Santa Maria degli Angeli, то через площадь за спиной вниз по диагонали идет одна из шопинговых улиц в Риме Via Nazionale. Очень много маленьких милых магазинчиков с отличным качеством производства кожгалантереи и обуви. Улица которая более известна среди туристов-Via del Corso неприятно удивила заоблачными ценами, толпами китайских групп, да и вообще толпами. На Via Nazionale намного спокойнее, очень много местных заглядывает сюда, да и дышится свободнее, поэтому рекомендую.
Утро в Риме-это нечто сказочное, особенное. Ранний подъем в 7 утра, чашечка ароматного кофе на террасе траттории отеля, свежайшая выпечка и миска фруктового салата для солнечного настроения. Это ярко-синее октябрьское небо по утрам в Риме не сравнить не с чем. Сегодня у меня по плану посещение мест, которые давно уже стали визитными картами города, а именно Колизей, Римский Форум и холм Палатин.
Колизей (от лат. colosseus -громадный, колоссальный) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался травертин, для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишённые былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.
2
2
3
3
4
3
Колизей открывается в 9:00, закрывается — в зависимости от сезона, за час до захода солнца. С 30 марта по 31 августа Колизей закрывается в 19:15, с 1 сентября по 30 сентября — в 19:00, с 1 октября по 30 октября — в 18:30, с 31 октября по 15 февраля — в 16:30, с 16 февраля по 15 марта — в 17:00 (данные на 2019 год). Очередь ранним утром чтобы попасть в Колизей была просто невероятной. Сейчас большая часть этого исторического памятника находится на реставрации -поэтому как снаружи, так и внутри этого монументального строения можно увидеть строительные леса и бесконечное количество туристических групп. Стоимость входного билета 12 евро (включает посещение Колизея, форума и палатина). Я решила взять вход с гидом-это дополнительно еще 13 евро. И вы, знаете, не пожалела. Мы зашли через какой-то отдельный вход, обогнув все очереди. Два часа интереснейшего тура внутри Колизея в составе английской группы из 15 человек. Гид-парень итальянец так здорово рассказывал об истории Колизея, с таким восторгом и восхищением. После Колизея нас передали в руки другому английскому гиду, которая вела нам тур по форуму и палатину+ еще 3 часа.
Ри́мский фо́рум (лат. Forum Romanum) — форум в центре Древнего Рима, вместе с прилегающими зданиями. Во II веке до н. э. на Форуме стали всё больше возводиться статуи и монументы, восхваляющие представителей политической элиты Рима. Эта традиция достигла таких масштабов, что по решению цензоров в 158 году до н. э. все подобные монументы на Форуме и окрестностях были удалены, если их возведение не было одобрено сенатом и народом. До конца II века до н. э. Форум оставался местом, где чтились достижения граждан Рима, однако, уже в I до н. э. стал площадкой для борьбы отдельных политиков.
Палати́н (лат. Mons Palatinus, Palatium) — центральный из семи главных холмов Рима высотой 40 м, одно из самых древнезаселенных мест в Риме. По преданию, здесь возник древний Рим: на Палатине были вскормлены волчицей и воспитаны Фаустулом Ромул и Рем, здесь Ромул заложил город. Название Palatium связано с именем богини Pales, охранительницы скота. Очевидно, Палатинский холм первоначально служил выгоном для скота, а когда у италиков появились первые религиозные представления и возник культ богини Палес, то Палатин стал религиозным центром пастухов, совершавших здесь жертвоприношения.
2
2
Погода за эти 5 часов менялась с невероятной скоростью от ярко-синего неба до мрачной, почти черной пасмурности, среди руин старого города местами было жутковато. Конечно, впечатлений уйма. Ведь это -история эпохи, цивилизации глазами обывателя в наши дни. Каждый из этой прогулки вынес что-то свое, особенное, личное. После тура, я немного еще решила задержаться и побродить среди руин. Успела два раза попасть под ливень и восхититься необыкновенностью бытия. Как же все-таки прекрасен мир, в котором мы живем!
Следущий мой день был посвящен «ленивым» прогулкам по городу. Количество площадей с фонтанами в городе впечатляет. И все они настолько разные. Среди неспеших прогулок по Риму, мне попались по пути: Площадь Испании (Piazza di Spagna), Площадь Барберини (Piazza Barberini), Площадь Дель Пополо (Piazza del Popolo), Площадь Треви (Piazza del Trevi).
2
2
2
2
Одно из мест в Риме которое мне так запало в сердечко-это Площадь Венеции (Piazza Venezia) со своей смотровой площадкой Витториано.
3
Самое немноголюдное и романтическое место из всех в Риме. Стоимость подъема на верхнюю площадку на лифте-10 евро, очередей нет. Наслаждение получите колоссальное. Рекомендую-)
3
Часть 2. Помпеи
Это город который до сих пор будоражит воображение историков и археологов, целая цивилизация которая исчезла мгновенно в результате извержения вулкана Везувия в 79 году н. э.
Идея посетить Помпеи зародилась в моей голове еще этой весной, а именно после посещения временной выставки от археологического музея г. Неаполя предметов, найденных в ходе раскопок в Помпеях. Выставка была представлена в Эрмитаже г. Санкт-Петербурга. Планируя свою поездку в Рим, конечно, же Помпеи были включены. Дело в том что, из Рима нет прямого сообщения с Помпеями, поэтому многие местные экскурсионные бюро пользуются незнанием туристов и откровенно «заламывают» цены на однодневное путешествие. Еще будучи дома, я купила билеты онлайн на поезд туда-обратно до Неаполя. Выезд с Рима был назначен на 7:30 утра с жд вокзала Термини. Билеты брала на скоростные поезда которые идут до центрального вокзала Неаполя 1 час 10 мин прямым сообщением. Есть поезда которые идут медленнее-около трех с половиной часов-разница в цене может составить до 10–15 евро. Эконом класс ТУДА мне обошелся в 20 евро, бизнес класс ОБРАТНО-26 евро. Разница в 6 евро была просто смешной, поэтому я и решила воспользоваться такой «шикарной» возможностью. Отличие бизнеса от эконома в поездах Италии: большое кожаное кресло, перекус (пакетик итальянских хлебцов на выбор соленые или сладкие, бутылочка воды-200 мл, стаканчик сока на выбор, бокал шампанского или вина на выбор.) WIFI и туалет есть как в эконом классе, так и в бизнес. В эконом классе никакого перекуса не предлагают, но салон внутри не сильно отличается от бизнес, если только сидения. Далее на вокзале Неаполя Napoli Centro Direzionale вам необходимо пересесть на электричку до Помпеев, которая отправляется со станции NAPOLI GARIBALDI (STAZIONE CENTRALE F.S.). Для этого на вокзале спуститесь на один этаж вниз и поверните налево. Вы должны пересесть на поезда Circumvesuviana. Я купила билеты до Помпеев в кассе-просто сказала мне до станции Pompei Scavi (Помпеи Раскопки). Приобрела сразу же билеты туда и обратно за 4 евро. Далее близ касс находится турникет, проходим и двигаемся на 3-ю платформу-их там 4! Самым смешным было то, что после прохода через турникет непонятно на какую платформу далее следовать, нет никаких опознавательных информационных табличек и указателей. Вначале я спустилась на первую платформу, там были сотрудники вокзала, они мне указали на Binario 3. На третьей платформе огромное кол-во туристов, мимо точно не пройдете. В общем, эта региональная электричка внутри напомнила наши трамваи, они наземные, поэтому по пути в Помпеи можно любоваться видами Неаполя, очень здорово, еще и с погодой повезло. Примерное время в пути 40–45 мин. В Помпеях вы прибываете на первый путь, поэтому вам необходимо будет просто выйти из станции на улице не «ныряя» не в какие проходы и резко повернуть направо. Кассы на вход в археологический парк Помпеев находятся в 50 метрах от выхода из станции, там уж точно не заблудитесь. Парк окрыт, как правило, ежедневно: с 9:00 до 19:00 с апреля до конца октября, с 9:00 до 17:00 с ноября по март включительно. Очереди небольшие, максимум придется постоять 15 мин, билет онлайн заранее я не покупала. Близ касс собирали англоязычную группу для входа в парк с гидом. Услуги гида 12 евро+стоимость входного билета 15 евро. Очень рекомендую взять гида, тем более цена смешная. Группа собралась небольшая, всего человек 15, впереди нас ждала 3-х часовая увлекательная прогулка по улочкам Помпеев…
Сами Помпеи были основаны в VI веке до н. э.
Город вобрал в себя 5 небольших поселений и превратился в единое административное образование. Это были владения этрусков, тех самых древних племен, культура которых послужила основой римской культуры. Со дня своего образования Помпеи активно строились. Был возведен огромный амфитеатр на 20 тыс. мест, здесь устраивались гладиаторские бои. Также в городе располагалось огромное количество храмов, посвященных различным богам. В центре находился форум. Это площадь сформированная из общественных зданий. Здесь проходила как политическая, так и торговая жизнь. Улицы были прямыми и пересекались перпендикулярно, поэтому до сих пор туристам очень легко ориентироваться в этом музее под открытым небом.
В городе было построено несколько терм (бани) с купальнями (небольшие бассейны с водой разного температурного режима).
Самыми древними и большими из них являлись Стабиевы термы, созданные в III в. до н. э. Все- от богачей до бедняков наслаждались посещением этих самых терм. В расписании первыми термы посещали богачи, потом средний класс, а бедняки довольствовались той водой что оставалась. Можно себе представить какая вода оставалась низшему классу населения. Археологи даже нашли лупанарий. Так называли публичные дома в римскую эпоху. Обычно это были 2-х этажные каменные здания. На первом этаже располагался ресторан, а на втором комнаты для любовных утех.
1
А что же Везувий? Он расположен в 15 км от Неаполя. Его высота составляет 1281 м.
1
За всю историю существования у него насчитывается около 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до трагической даты в 79 году н. э. Во время извержения вулкана многие жители города оставались в своих домах, считая что так надежнее, что и стало их роковой ошибкой, тк они оказались живьем замурованы в своих собственных жилищах. И только малый процент жителей успели покинуть город, тем самым сохранили себе жизнь. Раскопки города начались в 1748 году под руководством испанского военного инженера Рокке Хоакина де Алькубьерре. Первоначально сохранялись и отправлялись в музей находки, имевшие художественную ценность, а все прочие уничтожались. Но сменивший Алькубьерре француз Пьер Барде де Вильнёв стал прокладывать тоннели по направлению улиц и раскопал несколько отдельных зданий. Исследовательские и реставрационные работы в Помпеях продолжаются до сих пор. Было обнаружено, что город, находившийся в 9,5 км от кратера и в 4,5 км от подошвы Везувия, был засыпан мелкой пемзой и вулканическим пеплом, которые превратились в грязь под потоками дождя. Впоследствии эта масса затвердела и образовала слой толщиной 1,5–6 м. Лава до Помпеев не дошла, в связи с этим, большинство строений города, а также предметы быта сохранились в отличном состоянии.
Полости, которые обнаружили в вулканической пыли, заливали гипсом и пустота превращалось в скрюченное тело человека. Такие гипсовые слепки также представлены в экспозиции парка. Выглядит все это немного жутковато. Исследовательские и реставрационные работы в Помпеях продолжаются до сих пор. Виды этого место с такой ужасной судьбой потрясают воображение.
1
Виновник той ужасной трагедии — Везувий величественно возвышается над городом, притягивая взоры путешественников. По энергетике, Помпеи, очень сильное место. После экскурсии с гидом, я бродила по руинам еще несколько часов. Посетителей было немного, тишина, спокойствие, на минутку можно даже представить как здесь протекал обычный день местного жителя. Помпеи -это то место в Италии, которое вас точно не разочарует, рекомендую к посещению. Но имеете ввиду, это место обладает огромной силой притяжения, вы захотите туда вернуться вновь и вновь… Кстати, на территории парка есть отличное кафе с разумными ценами и туалетные комнаты, поэтому можно подкрепиться, немного передохнуть от жары (в начале октября погода стояла почти в +30 градусов) и исследовать город дальше.
Чтобы вернуться обратно в Неаполь, вам нужно будет прийти на ту же станцию Pompei Scavi, куда вы приехали региональной электричкой из Неаполя. Будьте внимательны, из парка несколько выходов, я вышла не там где заходила, поэтому до станции шла около получаса. Пустынная дорога, красивые домики местных жителей чуть в глубине. В общем, я даже обрадовалась, что выдалась такая возможность немного «потеряться». Когда вы уже оказались на станции, билет вы можете приобрести там же в кассе (на случай если вы обратный не приобрели в Неаполе). После этого обернитесь-там будет дверь в переход, справа от которой висит оранжевая коробочка-валидатор, в котором вам нужно прокомпостировать билет. После этого вам необходимо спуститься в этот переход с надписью «Napoli Binario 2» (тк отсюда электрички также отправляются до Соренто, но с другой платформы) и вы выходите на вторую платформу, откуда и уходят поезда до Неаполя. В Рим я вернулась около 9 вечера, уставшая, но бесконечно счастливая.
Часть 3. Ватикан
Следующий мой день был посвящен музеям Ватикана. Мечтой о посещении Сикстинской Капеллы Capella Sistina грезила уже давно. Итак, до Ватикана я от станции вокзала Термини поехала на метро. Метро в Италии «интересное», а именное грязное и с откровенным запахом-) Билеты на электричку (действует 90 мин) можно купить в автоматах метро (практически всегда там огромная очередь), а можно в любом газетном киоске (подсказка от ресепа отеля). Цена везде одинаковая 1,5 евро за билетик, но в киоске никаких очередей. Для меня сам факт покупки билета в газетном киоске на улице был каким-то странным и удивительным. Ну, ладно, кто ж поймет этих итальянцев-). В вагон в 9 утра я смогла «запрыгнуть» только с третьего раза. Количество людей в ожидании электрички было немеренное количество. В общем 15–20 мин и вы на станции Ottaviano (красная ветка). Выходите из метро, переходите дорогу и резко поворачиваете налево, идете вдоль улицы, а там уже не пропустите могучие стены музеев Ватикана. Чуть ли не на выходе у метро мне стали задавать вопросы есть ли у меня билет в Ватикан. Опять же, многие предлагают услуги гида и т. д. Билет я приобрела заранее через официальный сайт Ватикана за 21 евро. Внимание, в билете указано время вашего прохода в музеи. Вход для посетителей с электронным ваучером отдельный, он идет параллельно входу с толпой желающих также попасть в музеи, НО, сделав не очень правильное решение в плане приобретения билета в кассе музея. Очередь в 10 утра была, наверное, из миллиона туристов и это в октябре, когда туристический сезон уже идет немного на спад. Мое время входа было указано в ваучере 11:00, НО, по правилам музея вы можете зайти начиная с 10:30 и до 11:30, если вдруг, по какой-то причине вы опоздали более чем на полчаса своего указанного времени в ваучере, то, к сожалению, билет становится недействительным и вы встаете в очередь заново покупать билет в кассе. Поэтому будьте предельно бдительны! Далее уже ВНУТРИ вам необходимо ваучер обменять на билет в специальном аппарате, сканируете штрих-код и аппарат выдает вам шедевральный билетик музеев Ватикана.
Ваучер на билет менять ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Ориентироваться внутри предельно просто. При покупке билетов онлайн, на почту пришла краткая схема залов. Я заранее выделила для себя что я точно хочу увидеть, какие залы посетить и какими шедеврами насладиться. Сикстинская капелла идет в самом конце осмотра, поэтому пока не осмотрите большую часть собрания, до капеллы вам ну никак не добраться.
Вот краткая информация по тем залам которые оставили у меня неизгладимое впечатление:
Cortile della Pinacoteca Пинакотека была основана в конце XVIII века. Здесь собраны живописные полотна на религиозные темы и в основном это работы итальянских мастеров: Леонардо да Винчи, Гвидо Рении, Рафаэль, Караваджо, Тициан. Эти имена говорят сами за себя, поэтому зрительное наслаждение обеспечено.
Galleria degli Arazzi В галереи Аррацци хранятся великолепные старинные гобелены выполненные по эскизам Рафаэля Санти его учениками.
Galleria delle Carte Geographiche В собрании галереи географических карт хранится полсотни старинных карт различных местностей.
Но что меня поразило, так это потолок.
1
Дух захватывает. Останавливаться в галереи запрещено, иначе будет глобальная блокировка потока посетителей. Музейные сотрудники вежливо подскажут о невозможности остановки. Зал уникальный, что уж и говорить.
Stanze di Raffaello Станцы Рафаэля Из самого «вкусного» что могут показать музеи Ватикана, стоит также отметить знаменитые «станцы Рафаэля». Станцы-это жилые покои папы Юлия II, роспись которых в свое время была поручена молодому Рафаэлю. Трудно поверить, что когда-то великий гений, в сущности, занимался дизайном интерьера жилых помещений. Сам Рафаэль расписал 3 станцы, а четвертая была офрмлена учениками по его эскизам уже после смерти художника.
Appartamento Borgia Аппартаменты Борджиа, бывшие личной резиденцией Папы Александра VI Борджиа в конце XV века, отличаются пышным интерьером.
Capella Sistina Сикстинская капелла, пожалуй, самая знаменитая достопримечательность Ватикана, «посоревноваться» с которой, может только собор Св. Петра. Название капеллы связано с именем Папы Сикста V, который был заказчиком строительства капеллы, служившей домовой церквью. Капелла, прежде всего, знаменита своими росписями, где ярко проявился талант итальянского гения Микеланджело Буаноротти. Роспись потолка, представляющий собой цикл фресок на библейские сюжеты, а также роспись алтарной стены, иллюстрирующая «Страшный суд» останутся в моей памяти навсегда. В капелле можно провести часы рассматривая сюжеты вновь и вновь. Сколько сил, терпения, гениальности и здоровья потратил мастер на создание шедевра, которым до сих пор не устает восторгаться весь мир. Стоит заметить, что над оформлением капеллы работали и такие мастера эпохи возрождения, как, например Боттичелли, Гирландайо, Перуджино. В капелле запрещено разговаривать и фотографировать.
Я, как, занудный турист все-таки смогла сделать пару кадров на память.
1
Но камера никогда не сможет передать то, что вы видите глазами, те эмоции которые будоражат воображение. В капелле, даже не смотря на огромное скопление туристов и бесконечный повтор объявления по громкой связи: «Внимание, тишина, фотосъемка запрещена», вы почувствуете восторг и какой-то внутренний трепет от увиденного. На выходе из музеев Ватикана я приобрела бесценный альбом с отличными иллюстрациями художественного оформления Сикстинской Капеллы. Одна из тех покупок в 18 евро о которой вы точно не пожалеете.
Площадь и Собор Святого Петра я оставила на следующий день.
1
Здесь меня поджидала «засада». В мой последний день пребывания в Италии, собор Святого Петра работал до 10 утра, в связи с какой-то очередной папской церемонией, поэтому попасть в собор к сожалению не успела.
1
Эхх, что ж, есть весомый аргумент вернуться!
Мое знакомство с Италией за такой короткий период времени получилось очень ярким и насыщенным. Столько всего еще хочется увидеть и посетить в этой чудесной стране. С Италией я прощаюсь лишь на время, обязательно приеду сюда снова.