Путешествуя вокруг озера Иссык-Куль по часовой стрелке я попал в Каракол.
Возле горячего источника Керемет-Суу меня подобрала маршрутка что следовала из Чолпон-Ата в Каракол.
В маршрутке я сидел рядом со скотоводом киргизом и тот сам завёл со мной разговор. Киргизы приветливы и любознательны. Кочевник поведал что кредиты для занятия сельским хозяйством киргизские банки выдают всего под 0,5 символических годовых процентов (сравните с нашими фермерскими процентами).
Выяснилось что необразованный киргиз только за сдачу овечей шерсти зарабатывает за год больше меня в два раза. И это только за шерсть!
А ведь ещё сдает молоко, мясо, шкуры…
У скотовода нет проблем с реализацией своей продукции. Ему не надо давать взятки чтобы его мясо взяли на реализацию крупные сетевые магазины.
Супруге киргиза не надо стоять часы напролет на рынке реализуя копеечное молоко. К нему как при Советском Союзе приедет машина-скупка и заберет всю продукцию. И не за копейки как у нас, а по справедливой цене. Знаю о чём говорю так как я родился в российской деревне, колхозный труд мне знаком не понаслышке.
Я уехал из деревни когда поступал в институт в конце 80-х. Потом армия, работа в городе…Мой попутчик занимается скотоводством близ крупного города северной Киргизии Каракола и поэтому у него нет проблем со сбытом. Подозреваю что на юге страны, которая оторвана от севера полгода зимнего периода не столь радужные дела у скотоводов, но на юге я не был и врать не буду.
Заниматься скотоводством тут выгодно потому что можно купить недорого корма в дальних аулах. Корма в России настолько стали дороги что они не по карману мелким крестьянским хозяйствам. У нас порезали весь личный скот сейчас не только в селах что находятся близ областных или районных центров, но уже и в дальних деревнях. Ибо невыгодно.
Труда много, а выхлопа — только самим кушать. Сейчас российскому мужику из глубинки выгоднее не заниматься личным хозяйством, а ездить на заработки в Москву (даже учитывая что теперь там стали часто кидать с деньгами).
Крестьянские жены в РФ остаются на хозяйстве с детьми в деревнях, но им проще батрачить в агрофирмах чем работать на себя. Мы вернулись на сто лет назад когда на селе существовали помещики (кулаки) и батраки.
Ситуация в Киргизии с точностью наоборот. Можно и нужно тут работать на себя. Кто не лениться у того табуны, отары, пастбища (полученные после развала Союза).
В семьях скотоводов минумум трое детей, а чаще более пяти. Не надо откладывать деньги на обучение детей в ВУЗах, так как дети тоже станут скотоводами. И в киргизских селах живут зажиточные люди, а бедные проживают в городах зарабатывая на заводиках 15 000 — 20 000 рублей (Бишкек).
В России всё с точностью наоборот и из наших деревень бегут в города. Один хороший конь может стоить до 1 000 евро, а у моего попутчика табуны! И отары овец. Очень удачно что я попал в Каракол в воскресение, так как в этот день на окраине города проходит скотный рынок. Я знал об этом и по прибытии в Каракол попросил таксиста меня отвезти на рынок. Рано утром в воскресенье один из крупнейших рынков Кыргызстана для животных проходит примерно в 2 км к северу от Центрального Каракола. Однако, я приехал сюда после 14:00 и рынок уже сворачивался. И я не увидел как торговцы показывают своих лошадей, как торгуются.
Жаль…
1
1
Тем не менее я увидел как уводят нераспроданный скот.
1
Как его увозят с рынка.
Карако́л (Пржевальск) является четвёртым по величине городом Кыргыстана, находится вблизи восточной оконечности озера Иссык-Куль, примерно в 150 км от кыргызско-китайской границы и в 380 км от столицы Бишкека.
Является административным центром Иссык-Кульской области.
Постоянное население в 2009 году насчитывало 66 294 человека (включая Пристань Пржевальск).
3
В 1868 году на месте города было укрепление Аксайское.Основан как Караколь. Позднее было возведено укрепление Каракольское (1879).
1
Город был заложен 1 июля 1869 г. как военно-административный центр на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию штабс-капитаном бароном Каульбарсом, которому было дано задание выбрать удобное место для нового города.
23 марта 1889 г. по повелению царя Александра Третьего город Караколь был переименован в Прижевальск, «для увековечения в Средней Азии памяти Николая Михайловича Пржевальского, который на пути в своё пятое путешествие умер в Караколе от брюшного тифа.
По его желанию он был похоронен на берегу Иссык-Куля.
В самом городе не осталось ни одной улицы имени Пржевалького, ни одного памятника! Памятник путешественнику только за городом, где он похоронен.
А ведь до революции тут проживало преимущественно славянское население, преселенцы.
1
Зато множество памятников киргизским национальным героям. Тем не менее в старинной архитектуре города очень прослеживается российское влияние.
Пржевальск в позапрошлом столетии был уездный центр Семиреченской области.
2
Город имел строгую прямоугольную планировку, каждому застройщику вменялось в обязанность посадить сад и аллею перед своим домом. До 1887 года строились в основном глинобитные дома.
Но после сильного землетрясения 1887 г. город застраивался преимущественно деревянными домами с крылечками, украшенными резьбой.
Это придавало городу облик среднерусской полосы.
1
К 1872 году в Караколе было выстроено 132 двора. К 1897 году население составляло 8108 жителей.
Среди городов на территории современной Киргизии Караколь (Пржевальск) был городом сравнительно высокой культуры.
Отсюда отправлялись участники многочисленных экспедиций в центральную Азию, это были известные учёные и путешественники. В 1887 г. Я. И. Корольковым в городе была основана первая на территории современной Киргизии метеостанция. Первая публичная библиотека открыта Н. М. Барсовым. В 1907 году по инициативе штабс-капитана В. А. Пьяновского был организован конный завод. С экономической точки зрения город развивался как торговый и административный центр всего Прииссыккулья. В 1894 году 34% всего бюджета города составляли доходы от торговли.
Одновременно стали возникать и промышленные предприятия. К 1914 году в городе и его окрестностях действовало 60 промышленных предприятий, но они в основном были небольшими.
1
Сразу по приезду в Каракол (ещё даже не найдя где переночевать) я первым делом отправился знакомиться с местным краеведческим музеем.
2
1
И прямо рядом с этим музеем сохранилась булыжная мостовая на Купеческим переулке.
Побродив по центру города с рюкзаком я наконец начал беспокоиться о ночлеге и легко нашёл отдельный номер в хостеле за 500 сом с завтраком. Подозреваю что можно было и поторговаться ибо я был тут единственным постояльцем, но мне было лень.
1
Ночевать в юрте мне рассоветовал хозяин хостела узбек, так как уже прохладно по ночам. Но в номере было вполне комфортно. Рассказ об этом юрточном лагере-хостеле я ещё опубликую позже.
В 1922 году городу было присвоено киргизское наименование Каракол. В 1939 году в связи со столетием со дня рождения Н. М. Пржевальского городу было возвращено название Пржевальск.
Недалеко от Пржевальска у села Покровка расположилась советская военная база по испытанию торпедного и минного вооружения. В 1992 году после обретения Киргизией независимости Пржевальск опять был переименован в Каракол.
Вот такая чехорда с названием города.
Памятник репрессированному в 1938 г. Юсупу Абдрахманову, кажется, установлен в каждом киргиском городе. О этом политическом деятеле я Вам уже рассказывал в прошлых материалах.
1
Здание администрации.
1
Памятник историческому деятелю Арык Мырзе, который вернул разрозненные киргизские племена в 16–17 веке на берег озера Иссык-Куль и призвал их к осёдлой жизни.
2
В городском парке имени Омукена Сейлакунова.
1
Посмотрите насколько тут приятно играть в шахматы!
1
Пямятник Тыныстанову Касыму (1901—1938 гг.) и Карасаеву Кусейну (1901—1998 гг.).Тыныстанов основоположник киргизской письменности в латинице. Карасаев кандидат филологических наук, профессор.
1
Памятник данный расположен недалеко от местного университета.
1
Памятник Ленину тут тоже сохранили, но передвинули на периферию.
1
1
Недалеко любопытная фотогалерея рассказывающая о прошлом города.
Каракол расположен в восточной части области у подножья хребта Терскей-Ала-Тоо в нижнем течении реки Каракол, в 12 км от побережья озера Иссык-Куль, на высоте 1690–1850 метров над уровнем моря.
Расстояние до города Бишкек — 380 км, до ближайшей железнодорожной станции Балыкчи (Рыбачье) — 220 км по автодороге и 184 км водным путём.
1
Здесь же на площади представлены фото основных природных и исторических достопримечательностей что расположены в окрестностях города. Город Каракол привлекает треккеров, путешественников и альпинистов со всех континентов своими живописными и столь первозданными горными ландшафтами. В ущелье Каракол хребта Тескей-Ала-Тоо в 7 км от города среди величественных хвойных лесов действует горнолыжная база «Каракол» с пятью (4 кресельных) подъёмниками (перепад высот с 2300 до 3450 метров). В советские времена её использовали для проведения тренировок Олимпийской сборной страны.
С панорамной вершины 3040 м над уровнем моря, куда идёт подъёмник, открываются прекрасные виды на высокогорное озеро Иссык-Куль и ближайшие пятитысячники (самый высокий на хребте пик Каракол — 5281 м и остроконечный пик Джигит — 5173 м).
От Каракола на запад по южному берегу Иссык-Куля в 30 км находятся курорты Джеты-Огуз (Семь быков) и Жылуу-Суу (Тёплая вода). На восток в 10 км — климатобальнеогрязевой курорт Джергалан, а в 50 км в отрогах Тянь-Шаня — ледниковое озеро Мерцбахера.
От него трекинг до МАЛ «Хан Тенгри».
1
Киргизские исторические деятели Иссык-Кульского района.
По-моему по русски правильно пишется полководец Тамерлан (Тимур), а не как тут написано на вывеске?
1
До темна я ещё успел прогуляться по местному Парку Победы.
Специально для тех читателей которые утверждают что на Великую Отечественную войну представителей среднеазиатских народов не призывали (как и на Первую Мировую) я размещаю фото киргизского героя.
Их не только призывали, но многие из них уходили добровольцами как и славяне, и киргизы по окопам не отсиживались.
Иначе откуда столько героев с местными фамилиями?
Хотя героев со славянскими фамилиями в Бишкеке и Караколе больше.
Но ведь до распада СССР в этих городах проживали преимущественно представители славянских народов.
Население города Каракол в 1897 г. составляло 8100 человек, в том числе:
русские (славяне) — 36%
тюрки — 27%
киргизы — 17%
китайцы — 11%
татары — 7%
Сегодня ситуация с национальным вопросом в корне другая, так как русскоязычные эмигрировали.
По данным 2009 г. численность населения города составила 66 294 жителей, в том числе:
киргизы — 43 951 человек или 69,3%
русские — 10 762 человека или 17,0%
уйгуры — 2493 человека или 3,9%
узбеки — 2156 человек или 3,4%
татары — 1102 человека или 1,7%
дунгане — 942 человека или 1,5%
казахи — 678 человек или 1,1%
калмыки — 544 человека или 0,9%
Ещё в дальнем конце парка нашёл вот такой памятник.
1
Они это тоже помнят!
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.