Бывая в разных портовых городах за границей, у меня всегда текли слюнки, когда я видел у берега огромные круизные лайнеры и пассажиров, сходящих с них. Всегда хотелось на них поплавать, но цены сразу же гасили мои фантазии. Однако, случайно нарвался на туры по Финскому заливу и Балтике. Прикинул цены — оказалось, что поездка вполне сопоставима с моими испанскими путешествиями. Да, за 5 дней — дороговато будет. Но если прибавить еще 5 дней в Питере (что не менее интересно, чем за бугром), и не очень дорогие билеты на поезд и наши отели, то такой вояж мне показался вполне приемлемым. Если не шиковать (не мой случай), то выйдет даже дешевле. Да и даже в моем случае поездка вышла дешевле, чем в Испанию. Зато сбудется мечта идиота. :-)
Ну разве не прелесть — подняться на борт такого красавца и полюбоваться берегами, морскими видами, закатами, потусить в барах и вообще пошляться по кораблю. Красота!!!! На фото ниже — паром в Питере во время посадки.
2
Многие отмечали, что плохо подниматься с чемоданами по трапу на борт, но мне это не показалось утомительным, хоть я и не спортсмен. Если присмотреться, справа под трапом с салатными полосками сидит человек. Так вот — это молодой матросик, который предлагает помочь поднять ваши чемоданы на борт. Но я ему сказал — сиди, отдыхай, мол сами поднимем. И действительно, поднялись без напряга. Так что не бойтесь — взойдете на борт без проблем. Ну, если захотите, или большие чемоданы — вам помогут.
Итак — решено. Хрен с ними с деньгами — едем. Тем более, что шенген кончался и его надо было откатать.
Выбор маршрута и кают
Поездка состоялась с 1 по 5 сентября 2019 г. Маршрут такой: Питер — Хельсинки (только стоянка. 1 час без схода на берег) — Таллин (6 часов) — Стокгольм (8 часов) — Хельсинки (7.5 часов) — Питер. Это кольцевой маршрут: корабль ходит беспрерывно по этому кругу и возит всех, кто на него сядет в любом порту. Поэтому в последующие дни в Таллине и Стокгольме сошла куча иностранцев и паром здорово опустел.
Есть еще маршрут Питер-Хельсинки-Питер, но он нам показался слишком коротким, чтобы успеть вкусить все прелести морского вояжа.
Отплытие проходило в 18:30. В порты приходили в 9:30 -11:30.
Все офицеры — итальянцы. Среди прочей обслуги есть и русские. Шеф-повар — русский. Его команда готовит очень классно.
Цена вопроса зависит от класса каюты, времени приобретения и дополнительных услуг. Желающие могут сами мониторить цены в инете и выбрать подходящий для них вариант. Мы заказывали за 2 месяца. Пока раскачивались, осталось всего 6 кают Commodore да и цена выросла на 20 евро. Так что решили больше не испытывать судьбу, а брать билет. Через 3 дня после покупки все эти каюты были распроданы.
Для интересующихся. В инете один пользователь писал, что можно сэкономить на билетах, если ждать с покупкой до последнего. Я правда это не проверял, да и касается это в основном кают не очень дорогих, но то, что напротив нашей было еще 3 свободных каюты (внутренние, без окон, на четверых) на все путешествие — факт. Так что можете сами промониторить цены в зависимости от сезона приобретения билетов. Вообще пассажиров было не очень много до последнего порта Хельсинки, где неожиданно насела туча китайцев. По возвращении из города я нарвался на эту заселяющуюся толпу китайцев и вынужден был ждать 15 минут, хотя раньше посадка занимала не более 2-х минут. В Хельсинки, у всех вновь прибывающих на борт, проверяли чемоданы, а эта процедура не очень быстрая.
Преимущество кают Commodore и классом выше в том, что:
во-первых, в их стоимость уже входит завтрак (12 евро в сутки, между прочим),
во-вторых, вы пользуетесь приоритетным правом схода на берег в любом порту,
в-третьих, в такой каюте имеется 2 окна. Однако, на борту имеются каюты классом ниже и дешевле, где есть одно окно.
Но, как правило, все окрестности мы обозревали с палуб. Особенно классно все смотрелось с самой верхней.
Из своей каюты, конечно, тоже поглядывали, но это все равно не то. Так что особо можно не париться по поводу наличия в каюте окон.
Правда однажды ночью, проснувшись, я заметил свет, пробивающийся из щелей занавесок. Рассвело — подумал я. Глянул в окно и остолбенел. На расстоянии 1–2 километров от нас шли еще 2 корабля, освещенные, как новогодняя елка. Впечатление было такое, словно рядом плывут 2 хрустальных светящихся корабля. Такого я в жизни никогда не видел и не мог себе этого даже представить: полнейшая ночь и только 2 светящихся призрака, с отражениями в воде бесшумно скользят по морской глади. Минуты 2 стоял я, зачарованный этим зрелищем. И тут рассеялись мои последние опасения, связанные с судьбой «Титаника»: я понял, что даже в случае аварии нас спасут всенепременно, поскольку эта трасса как шоссе между Москвой и Питером — в одиночестве никогда не останешься.
Кстати, скажу сразу о качке. Нам ее испытать не пришлось, так как море почти всегда было спокойным. Была правда одна ночь, когда покачивало, но качка выглядела так: очень медленный наклон в одну сторону в течение 5–10 сек, а затем в обратную за такое же время. Это видимо эффект системы антикачки на борту судна.
Площадь номера вполне приличная для размещения 2-их. Комфортно почти как в гостинице.
Вообще, при выборе каюты следует внимательно читать все условия на сайте или переписываться в чате с операторами. Они охотно отвечают на все вопросы.
В-четвертых, в каюте есть мини холодильник, заполненный 2-мя бутылочками сухого вина, 2 бутылки воды, 1 банка кока-колы,1 черничный сок, 2 пива. Вся тара по 0.375 или 0.5. Все это бесплатно на одно заполнение, т. е. все что там лежало при заселении — все уже оплачено. На столике в каюте 2 банана, 2 яблока и 2 груши. Этот холодильник нам пригодился в последний день, когда мы в Хельсинки затаривались сырами.
В-пятых, регистрация на посадку (только в Питере) идет в отдельном окне и стоять в очереди не придется. На нижнем фото показано это окошко.
Хотя мы этого не «просекли» и стояли как все. Благо, что приехали к 15:00 и народу было не очень много. Очередь до нас дошла быстро. Вот такая очередь прошла за 7 минут.
Посадка и размещение
Ехать нам предстояло из Москвы. Прикинув все варианты, остановились на «Сапсане», тем более, что для пенсионеров была скидка 30%, да и билеты брались за 2 месяца.
Поэтому было решено заехать в Питер за 2 ночи до отплытия. Побродить там в свое удовольствие, потом паром, а затем еще 3 ночи в граде Петровом. Вот такой план. В Питере я бывал несколько раз, однако Васильевский остров посещал мало. Поэтому первый замес решили сделать на Васильевском.
Два дня, полюбовавшись Питерской красотой, и даже прокатившись на кораблике по каналам и Неве (благо, что погода позволяла) отправились в порт.
До порта от Невского идут троллейбусы 10 и 11. Поскольку у нас был забронирован отель на Васильевском острове, поездка до порта заняла минут 15. Что хорошо в Питере — это кондукторы во всем наземном транспорте. Не надо париться по поводу покупки билетов. К вам подойдут и обилетят. :-)
Итак. Ниже показан вид морского вокзала в Питере. Он виден почти от самой остановки и добраться до него проблем не будет. К тому же, хоть мы и шли в первых рядах, но все же не были первыми. Так что смотрите куда идут люди — и вам туда же. Не промахнетесь.
Процедура регистрации такая. Подходите к окошку и протягиваете свой билет, который выглядит вот так
и который вам вышлют на почту после оплаты. Паспорта. Девушка вам выдаст каждому по карте-ключу от каюты. Он же является посадочным талоном и будет предъявляться вами при каждом входе-выходе с парома, в столовой (если вы заказывали питание), в дьюти фри и в прочих местах. Далее выдаются карточки-талоны с указанием даты и времени посещения ресторана. Время ужина выбираете во время заказа тура. Лучше брать ужин с 18:00, а не с 20:00. Во-первых, к этому времени вы уже проголодаетесь, а если возьмете вторую смену — будете «зубом цыкать», во-вторых, не будете наедаться как питоны на ночь, в-третьих, к 22:00 вы уже слегка отойдете от съеденного и сможете чего-нибудь выпить в баре (или принесенного тайком с собой) при просмотре вечерней развлекательной программы. Если брали экскурсии, то и на них — карточки. Итого у вас на руках будет куча карточек, которые вы будете обменивать постепенно на соответствующие талоны в свое время.
После получения всех карточек идете вправо и налево на таможенный досмотр. Это как в самолете: ставите чемоданы на ленту и они проезжают через сканер. Тут к содержимому ваших чемоданов не цепляются: к бутылкам не придираются. Но не спешите радоваться — настоящая проверка еще впереди, а именно — на борту парома. Как только вы подниметесь по трапу, сразу же вас любезно встретит куча охранников, которые уже будут смотреть ваши чемоданы более внимательно. В правилах на сайте (не поленитесь и разыщите их) подробно описано что можно, а чего нельзя проносить на борт парома. Так вот — спиртное, вода, еда и прочее — ЗАПРЕЩЕНЫ к проносу на борт. Нас пропустили быстро, поскольку мы ничего лишнего не везли. Такое строгое внимание служители проявляют только в Питере. В остальных портах — неси, что хочешь. Но не в наглую, конечно, но рюкзаки не досматривают.
Вообще на борту все заточено на то, чтобы с пассажира выкачать как можно больше денег. Например, казалось бы пустяковое дело — питьевая вода. Ну поставьте вы кулер, чтобы желающие могли жажду утолить. Мы же не будем 10-ками литров ее потреблять. Нет. Жадность зашкаливает. Если хотите пить — просим в бар. Там продают воду в бутылках. 0.5 л за 1.8 евро. А вот горячую воду можете набирать из титана бесплатно (спасибо и на этом, благодетели). Из столовой холодную воду тоже выносить нельзя. Конечно, при желании можно было изловчиться, но мы решили не рисковать, поскольку официанты шныряли по залу очень резво и головой крутили во все стороны. Были сверх предупредительны: так и норовили что-нибудь стащить со стола. Да и было их чуть ли не больше, чем едоков.
Дьюти фри дороже аэропортовского процентов на 30. 1л Ballantines в Москве и Испании я брал за 13 евро, тут это стоит 17. Короче — обдираловка. Одно хорошо, что в дьюти все же дешевле, чем в баре. Например, Бехеровка: 50 г стоит 5 евро в баре и 1 литр за 17 евро в дьюти. Конечно же мы брали в дьюти.
Это было лирическое отступление. Итак продолжим.
После прохождения досмотра вы на лифте поднимаетесь на свою палубу. Если не хотите ждать лифта и здоровья вагон, можете подняться по шикарной лестнице.
Вообще отделка парома потрясает. Все чистенько, сияет бронзой под золото, зеркала, подцвеченные фотографии в полстены с итальянскими мотивами. Полы покрыты мягкими паласами.
В центральном холле возле рецепшена народ может подождать, пока их номера приведут в порядок. Кстати, еще одно из преимуществ дорогих кают — это то, что вы не будете сидеть в холле или на лестнице в ожидании заселения. Когда мы поднимались после заселения по лестнице с экскурсионными целями, иностранцы, как малые дети, сидели прямо на ступеньках, полагаю не очень чистых. Я еще пошутил: вот мол и бомжи с нами плывут.
На нижнем фото на кушетках сидят постояльцы, каюты которых еще не готовы.
Но наша цель — каюта. Да, имейте ввиду, что карточка-ключ — это простой кусок картона, типа визитки (только мягкой), на которую нанесена магнитная полоска. Поэтому открыть дверь с первого раза может не получиться. После ряда безуспешных попыток я потом понял в чем дело. Поскольку картон мягкий контакт со считывателем происходит не всегда надежно. Поэтому, если с первого раза не открывает, попробуйте вытаскивать ключ с легким изгибом вверх или вниз, как бы прижимая его к верхнему (нижнему) краю щели. И еще. Не вытаскивайте ключ быстро.
Ну вот мы и добрались до своей каюты.
Вполне все соответствует описанию на сайте. Постель очень удобная в плане жесткости, подушки тоже показались удобными. Места справа и слева от кровати вполне хватает. Ванна-туалет не очень большая, но разместиться там вполне можно.
Имейте ввиду, что смыв вакуумный, поэтому шум при сливе стоит еще тот. Вполне может разбудить постояльцев в соседней каюте. Грохот стоит такой, будто сейчас паром на куски разлетится. Правда всасывает все очень хорошо. Чуть ли даже не все запахи втягивает. Кнопка смыва находится за верхней крышкой. Для доступа к ней следует закрыть (опустить крышку унитаза) и она появится как раз по середине на горизонтальной плоскости унитаза за крышкой. Полотенца в достатке, фен есть, жидкое мыло тоже. Горячая вода шла без проблем.
Тапочек и халата в номере нет, пользовались своими тапочками.
Каюта была очень теплой. Когда мы в нее вошли, то там было градусов 28. Пока не поплыли кондиционер не работал. Да и потом холодил не очень здорово. Но все же через день все пришло в норму и температура была приемлемой.
ТВ кабельное. Показывают русские каналы, один итальянский, природа, Discovery и прочее. Программы вполне приличные. На фото под столом черный кубик — это холодильник. Справа ниша для одежды, а справа от ниши — входная дверь.
На 6-й палубе находится рецепшен и стойка экскурсий.
Если вы не заказали экскурсии заранее во время бронирования, то можете это сделать здесь, уже поднявшись на борт. Стоит это правда несколько дороже да и мест уже может не оказаться. У этой стойки накануне вы должны поменять свою карточку для соответствующей экскурсии на экскурсионный билет и ярлык, который наклеивается на видное место на одежде, чтобы вас и вы могли легко отличить свою группу. На стойке рецепшен вы можете узнать погоду на день, взять карты города, в который приходите. Там почти всегда сидят 3 девушки, которые дадут вам полную информацию обо всем: по экскурсиям, питанию, местам сбора, порядку выхода и прочее.
Не вполне удобный момент — это отсутствие в каюте радиооповещений. Все сообщения раздаются только из динамиков, расположенных в коридорах. Их не всегда отчетливо слышно. Хотя в каюте и есть радиоточки с выбором разных режимов, но на рецепшене сказали, что они не подключены. Так что приходится прислушиваться, что там вещают снаружи.
Питание
Поскольку на борт не разрешают проносить выпивку и еду, а плывете вы 5 дней, то встает вопрос питания.
Решается он 2-мя путями: либо вы выбираете питание HB на борту, либо питаетесь самостоятельно в кафе, барах или городах. Вариантов питания множество: можно оплатить сразу все питание на все 5 дней. Можно выбрать только завтраки или только ужины. Можно вообще ничего не выбирать, а питаться в городах прихода. Можно питаться через день. Ну и так далее. Все зависит от ваших потребностей и кошелька.
Поскольку мы выбрали каюту Commadore, завтрак уже был включен автоматом. Чтобы не париться с ужинами решили выбрать и пакет ужинов на все путешествие. Да и попробовать разные изыски в виде морепродуктов, которые жена обожает. Тем более, что народ описывал ужины в превосходной степени. Стоят они правда очень и очень: 34 евро с носа. Я вначале грешным делом подумал, что это на двоих за каюту. Однако хренушки. На ОДНОГО! Тут я слегка опешил, увидев расценки. Но потом решил, что гулять так гулять. Тем более, что выбор, как писали, был шикарнейший, готовили очень вкусно, вино вроде бы можно было пить до отвала.
Прикинул, как можно питаться самостоятельно. Если с вином, то будет чуть-чуть дешевле, но не намного, если учесть тот выбор, который будет на шведском столе. Ладно, не буду вас агитировать за мой выбор, приведу цены в буфете, где вы можете питаться самостоятельно.
Поскольку на досках и картах меню я не нашел цен на горячие блюда, поинтересовался у девушек, что же предлагается из горячего. Ответили, что на сегодня вечером будет гуляш с рисом по 14 евро. Размер порции не известен, но цена вполне приемлемая. Прикинул, что с вином из дьютика это будет все равно дешевле. Правда не намного, вино там стоит примерно 15–17 евро за 0.75, которые мы с легкостью принимали на грудь одного человека.
В общем, выбор за вами. Смотрите цены, оценивайте свои запросы и выбирайте свой вариант. Питалово в городе, на мой взгляд, не лучший вариант. Если вы и не останетесь голодными, все же цены в городах тоже не маленькие.
Расскажу вкратце про оплаченные завтраки и ужины. Все они — шведский стол, т. е. ешь сколько влезет (извините за пояснения).
На завтрак всегда было: каша геркулесовая на молоке, яичница, сосиски, жареный бекон, картофельные котлеты, тушеная в томатах фасоль, томаты запеченные с сыром, блинчики, мюсли, колбасные, сырные и ветчинные нарезки, йогурты, чай, кофе (приемлемый), булочки в разных вариантах, джемы, соки ну и все, что обычно дают в Европе на завтрак. Да, чуть не забыл — шампанское брют. Я не большой любитель, но жена оценила его как вполне достойное. Шампанское по утрам — признак класса крутого отеля. В Испании не во всех 4-ках его давали.
Как можете видеть — завтраки на высшем уровне, не во всяком отеле вам могут такое предложить.
По правому и левому бортам стоят столики около окон, из которых отлично все видно. Слева за стенкой еще зал, но уже без окон и раздача шведского стола.
Мест в ресторане очень много, так что хватает на всех. В очереди за столиком никто не стоял. Раньше можно было заранее выбирать столик по схеме, но на нашем рейсе это отменили и рассадка была свободной.
Питалово — на убой. В редком 5-ти звездочном отеле такое увидишь.
Ужины — это просто песня. Ни разу не пожалели, что их заказали. Всевозможных салатов не счесть: овощные,
с морепродуктами, заливные с морепродуктами и рыбой, мясные нарезки, креветки. Нежнейший и свежайший соленый лосось. Простой и подкопченный. Они, кстати, подавались и на завтрак.
Вот такие блюда предлагают в ресторане на горячее. Тушеная говядина, нарезанная кусками. Бывает почти всегда, правда разного качества. Один раз была жестковата.
Вторые блюда и не описать. Ну конечно же это итальянская паста с различными ингредиентами. Куски пиццы, картошка фри, тушеные овощи, различные сорта рыбы и мяса. Особенно мне понравилось мясо по-китайски. Это говядина в китайском перечном соусе со всякими добавками, нежнейшее и сочнейшее мясо.
Пицца, пельмени с бесподобной сметаной, которую можно накладывать столовыми ложками сколько пожелаешь, китайские мясные блюда, мясные соусы. Раньше я как-то не очень обращал внимание на соусы и редко их брал. А тут однажды взял к мясу. Ну, я вам скажу, это было нечто. Вкус блюда сразу изменился. Словами не передать, это надо попробовать.
В Испании мы подсели на вечерние супы. С тех пор обязательно на ужин берем супчики, если, конечно, они попадаются. 2 вида супов. Каждый день разные. Нам даже довелось отведать национальный финский суп из форели со сливками (в городе он один стоит 12 евро).
Словом — сплошной пир. Ладно, не буду больше вас соблазнять описанием всех вкусностей, а то слюной захлебнетесь, пардон.
Самое главное — это не брать много одного блюда. Взял чуть-чуть на пробу и остановись. Поскольку выбор очень большой и каждый день разный, то вы все перепробуете и при этом не объедитесь, а будете вполне сыты и довольны. Как питоны старались не наедаться. После пробы всех блюд можно еще раз взять что-либо понравившееся.
Очень удивляло поведение некоторых пассажиров, которые наваливали, например, гору салата и картошки фри. Некоторые старались брать все сразу и много: салаты + горячее + десерт. Просто поразительно. Еда не закончится, не надо этого бояться. Можно взять чего-то немного, съесть взятое, потом пойти взять следующее блюдо, которое не остынет. На раздаче народу не так уж и много. И не спеша все перепробовать. А так что же? За 34 евро натрескаться одних салатов? Ну вольному воля.
На десерт разная выпечка: различные пирожные, пирожки, булочки. Чай, мороженое, обалденно сладкие арбузы, дыня, груши, яблоки.
Сухое вино 2-х сортов: белое и красное. Из-под кранов. Вполне приличного качества. Есть еще пиво, но я его не пробовал. Народ же охотно пил. Соки, по-видимому пакетные, простая вода из кулера.
В инете встречал отзывы, что мол вина дают всего по бокалу. Поинтересовался на входе — есть ли ограничения по количеству бокалов? Сказали, что нет, пейте сколько влезет. В нас влезало много:-) Желающие могут заказать вино бутылочное, но за отдельные деньги. Меню на выпивку лежит на каждом столе, но цены непомерно высокие.
Ужинали мы не спеша, поглядывая на проплывающие за окнами пейзажи в лучах заходящего солнца.
Кстати, виды нашего питерского порта гораздо интереснее, чем виды западных портов. Там все покрашено в серый цвет, а у нас дизайнеры постарались придать веселый вид промышленным объектам.
1
Все очень красиво, покрашено в разные веселые и яркие цвета. Смотреть — одно удовольствие.
Трудяги буксиры смотрятся очень живописно.
Трапеза длилась часа полтора. Несмотря на то, что мы выпивали примерно по 0.5–0.75л вина на человека, в сочетании с хорошей и неспешной едой пьяными и объевшимися не были.
Пейзажи и виды
Отужинав со вкусом, затем мы отправлялись на верхнюю палубу полюбоваться морскими пейзажами и закатами.
Вот по таким лестницам
мы поднимались на самую верхнюю палубу,
с которой открывались самые отличные виды.
1
Несмотря на мое беспокойство по поводу того, что при осмотре на верхней палубе соберется весь паром, все оказалось гораздо проще. Народу больше 10–15 человек там не собиралось. Так что никто обзор не закрывал.
Большинство почему-то предпочитало сидеть на скамейках, расположенных у стен кают по бортам парома. Вид оттуда был гораздо хуже.
А виды, надо сказать, изумительные. Потрясно наблюдать, как солнце медленно садится в море и краски волшебным образом меняются по мере его захода.
2
А еще мы любили рассматривать изменяющиеся облака, которые образовывали в небе разные пейзажи: то возникнет залив среди гор, то река разольется меж бескрайних лугов, то вдруг появится горящий средневековый замок. Волшебное действо природы. Смотрели с огромным восторгом на все эти разноцветные картины. После таких видов не было ни какого сожаления о потраченных деньгах.
2
Забавный кадр. За кораблем высится Питерская башня (Лахта центр), которую хотели соорудить в центе города. Но народ возмутился и не допустил такого варварства. Так что ее соорудили на окраине, где она не сильно портит творение Петра.
1
Баржа осела по самые борта.
Уплывая из Стокгольма любовались проплывающими в закатном солнце берегами.
Из Стокгольма идет морская дорога битком забитая паромами и кораблями.
Матросики регулярно следят за чистотой на палубах.
Морской ветер, бескрайние просторы, изумительный закат, переливающийся таким количеством красок, которые я и представить себе не мог. Тончайшие цветовые нюансы в небе. Ощущения — непередаваемые. Это надо пережить. Словами не передать. Никаких денег не жалко за такую красоту.
1
Развлечения
Этого добра на пароме хватает.
Во-первых, всяческие симуляторы и игровые устройства, расположенные по бортам.
Во-вторых, различные бары-рестораны, где можно посидеть за рюмочкой или перекусить.
Баров-ресторанов на пароме несколько. Можете выбрать на любой вкус. Как правило в них всегда звучит живая музыка или поют песни нанятые артисты. Особо нам понравился итальянец. Красавец мужчина с великолепным голосом.
Вот это коридор между 2-х ресторанов. Слева из окон открываются виды на море.
По вечерам устраивают развлекательные шоу, в которых вступают скрипачка, певицы, певец-итальянец, девицы и парни из варьете.
В последний вечер мы сидели до самого упора. После варьете народ ринулся на сцену танцевать. Плясали все: капитан со старпомом и какими-то девицами, хорошо принявшая публика, ну и мы, грешные, не отставали. Повеселились от души.
Высадки и посадки в портах
Перед поездкой я тщательно изучил все отзывы, в которых рассказывалось о недостатках массовых путешествий на кораблях. Основной недостаток сводился к высадке в порту. Народ писал, что эта процедура занимала час или два. Согласитесь, что час томиться в ожидании своей очереди на выход не есть хорошо. К тому же многие писали, что кроме выхода есть еще проблема паспортного контроля, которая занимает не менее часа. В общем, начитавшись таких отзывов, мне стало как-то не очень радостно от предстоящего путешествия.
Что же есть в действительности?
Пишу со своей точки зрения, а именно с позиции пассажира каюты Commodore. Как я уже писал, такие пассажиры пользуются правом первыми сойти с борта парома. Порядок выхода такой.
1 — Commodore и выше классом (таких будет примерно человек 70–100), Они выходят примерно через 10–15 минут после причаливания.
2 — Те кто купил экскурсии. Их выпускают минут через 20–30 после первых.
3 — все остальные. Идут через час — два (особенно это касается конечного пункта прихода).
Первый порт захода с высадкой у нас был в Таллине. Эстонские погранцы не особо надрывались, чтобы пропустить толпу желающих вырваться в город. Хотя мы были первыми, но народу неожиданно набежало очень много. Извольте видеть это на фото ниже (сделано в 12:33, а первое фото на площади я сделал в 13:08).
Тут народу набралось явно больше, чем 70 человек. Так что гандикап в 20–30 минут не катит. Видимо особо хитрые рванули в толпе льготников. Одна девица писала, что они с мужем втихаря проскочили в первых рядах. Замечу попутно, что такой вариант прокатывает только в промежуточных портах и то не всегда. При высадке в Питере команда тщательно проверяла карточки пассажиров и, если они не соответствовали статусу, безжалостно отправляла в соседние коридоры. Так что любители халявы учтите на будущее и не создавайте ненужной толкотни.
Справа (на фото) метрах в 6-ти находятся кабинки погранцов. Мне попался молодой парень, у которого в ушах торчали наушники и он во всю слушал музыку, покачивая головой и при этом занимался проверкой. Вначале я подумал, что он какой-то паралитик, но потом все понял: это чтобы ему скучно не было.
Во всех остальных портах контроль занимал не более 5-ти минут.
Проверка паспортов заняла у нас 30 минут (и это при том что перед нами было человек 6, но с детьмм). Сколько пришлось томиться остальным, не могу сказать. Но, полагаю они пропарились не меньше часа.
Видя такой оборот, я спросил у сопровождающих — за сколько же времени до отхода надо прибыть на паспортный контроль? За час будет достаточно, но не позже — ответили мне.
Тут я что-то сильно засомневался: после нас было еще человек 800 наверно (паром-то перевозит 2000 чел).
Жена твердит, что, во-первых, не все сошли на берег, во-вторых, часть из сошедших уже не сядут назад. К тому же сопровождающие не первый раз водят экскурсии. Не парься. Тем не менее чувство опасности меня не покидало.
Успокоился я только тогда, когда увидел очередь перед кабинкой погранцов: т. е. ни какой очереди. Так что зря я пинками жену выгонял из торгового центра, расположенного рядом с портом.
В остальных портах посадка оказалась такой же быстрой, за исключением Хельсинки, где, как я уже писал, насела куча китайцев. Паспортный контроль я прошел быстро, а вот посадка на борт сильно затянулась.
Вообще китайцы очень наглые и настырные люди. Сколько раз в аэропорту наблюдал картину, когда к одному китайцу, стоящему в очереди вдруг подваливает еще человек 10–15.
Они как тараканы ползали по всему кораблю, а по прибытии, а Питер вообще заблокировали выход, так что приходилось с матюками прорываться через плотные ряды и давить их чемоданами. Кстати в Питере на выход на халяву пытались провраться не только китайцы. Видел пару европейцев, которые лезли через толпу, но были во время остановлены бдительной командой. Хотя по громкой связи объявляли на английском о порядке выхода, да и на рецепшен все расписано досконально кто когда выходит.
Ну, словом, нам повезло — ушли живыми и в первых рядах:-)
По прибытии в порт быстренько сели на троллейбус, который домчал нас до отеля на Невском.
В общем поездкой остались очень довольны.
Про экскурсии по городам пока писать не буду. Да и много про них уже писано. Может потом сподоблюсь.
Надеюсь, что этот рассказ вдохновит кого-нибудь на подобный вояж. Не пожалеете.