На третий день встала как обычно в 7 утра. Первый объект храм Сэнсо-дзи (Sensoji), ворота Каминаримон (Thunder gate) и район Асакуса (Asakusa). Самые известные храмы Токио — это Сэнсо-дзи и Мейдзи Дзингу. В Мейдзи я решила в итоге не ходить, не позволяло время, да и храмов в моем плане и без того было предостаточно. Еду на станцию метро Asakusa, ворота Каминаримон находятся рядом с метро, пара минут ходьбы. Высота 11.7 м, ширина 11.4 м, за свою историю сгорали несколько раз.
По краям находятся две статуи, Фудзина — бога ветра и Райдзина — бога грома.
В центре ворот располагается большой красный фонарь высотой 4 м, радиус 3.4 м, снизу фонарь украшает вырезанный из дерева дракон. Каминаримон являются визитной карточкой Асакусы.
Народу много, все делают фото, так что выкроить время и сделать фотографию без чьей-то спины или лица на заднем плане практически невозможно. Пошел дождь, пришлось фотографироваться с зонтами. С погодой вообще не особо везло, большую часть пребывания в Японии была облачность, часто шел дождь. Хотя, когда я в Англию ездила, помнится, за месяц пребывания солнечная погода была лишь пару раз, так что че я тут жалуюсь.
Сразу после ворот начинается сувенирная улица Накамисэ-дори (Nakamise-dori). Здесь продают различную японскую атрибутику по нормальным ценам: веера, кимоно, палочки для суши, наборы для саке, таби, гэта, кимоно, зонты, фарфоровых гейш, копии самурайских мечей и т. д. Брать ничего не стала, не хотелось толкаться с пакетами весь день. Гуляя по улице, я впервые встретила японок в кимоно!
Значит это всё правда, в кимоно не только гейши ходят, но и обычные японки. Здесь же, в конце улицы на подходе к храму Сенсо-дзи вижу еще одни ворота Ходзо-мон. Слева от них находится пагода. В этот момент у меня случился культурный шок, вся эта японская архитектура с загнутыми вверх краями крыш, пагоды и даже японки в кимоно, они здесь, рядом со мной, а не на картинках в книжках! Вторые ворота размером больше первых и ведут уже непосредственно к храму.
Справа стоит стойка с омикудзи — популярным японским гаданием, практикующемся в буддийских и синтоистских храмах. Предсказание может быть любым, от большой удачи до неудачи. Если выпала неудача, то бумажку с предсказанием нужно сложить и завязать узлом на специальном стенде.
Рядом лежат правила на английском и ящик для сбора денег. Погадать нынче стоит 100 йен. Я не платила. Правила перевела через слово. Понаблюдала за другими, всё просто: трясешь металлическую коробку, из отверстия выпадает бамбуковая палочка, на ней написан номер, открываешь ящичек с этим номером и забираешь напечатанное предсказание. Тут возникла проблема, ящичков с номерами много и все они подписаны на японском, а сопоставлять десятки иероглифов слишком долго. Как обычно помог японец. Предсказание на японском и на английском языке, мне досталось нейтральное, завязывать из него узел не пришлось.
Около омикудзи стоит курильница, шел дым, запах бил прямо в нос. Лично я люблю благовония и квартиру периодически окуриваю, так что мне было очень даже нормально. Говорят, если «натереть» дымом больные места, то всё пройдет. Я натирала, прошло на половину:)
Рядом со входом в храм располагается небольшой павильон с фонтаном и ковшами (Chozuya). По правилам перед молитвой нужно прополаскать рот и помыть руки, затем остатками воды ополоснуть ручку ковша.
Что касается самого храма Сенсо-дзи (или храма молодой травы на горе золотого дракона), то он был построен в 628 году на месте обнаружения статуи богини Каннон. Является самым старым буддийским храмом на территории Токио. Перед входом стоит большой ящик для пожертвований (Saisen-bako). Пришедший бросает монету, хлопает в ладоши, чтобы известить богов о своем присутствии и читает молитву. При входе, как во многих японских храмах, нужно снимать обувь. Внутри было всего пару человек, туристы туда не заходят. Я тоже не стала, осмотрела снаружи и на входе.
Обратно возвращалась не по Накамисэ-дори, а по параллельной торговой улочке, народу на ней было мало. Вдоль улицы располагается много мелких ларьков по продаже еды, в одном из них пекли лепёшки, три вида на выбор: обычная с нори, salty и третью не помню. Решила попробовать salty. Её обмакнули в какую-то жидкость и завернули в нори. Очень странная еда. Вот к нори у меня претензий нет, чувствуется, что ешь настоящие водоросли, а лепешка была ну оочень соленой, доесть так и не смогла. Пройдя еще метров 50, увидела другой ларёк, здесь уже продавали сдобных рыбок (Taiyaki) с различными кремовыми начинками. Вспоминая свою лепёшку, решаю не рисковать и взять только одну рыбку на пробу. Так как время еще позволяло, решила засесть в кофейне. Карта гугла подсказала, что недалеко от меня есть Starbucks. Про него мне сказать нечего, здесь всё как и у нас. Пока пила капучино, наблюдала за людьми на улице, мимо пробежал рикша, затем второй, третий, была даже девушка. Удовольствие, надо сказать, не из дешевых, где-то читала, что час езды на рикше вместе с «авторской» экскурсией стоит не то 5000, не то 8000 руб.
После небольшого перерыва еду на Одайбу. Одайба (Odaiba) — крупный насыпной остров в Токийском заливе. В 19 веке отсыпали 5 квадратных укрепленных остров и разместили на них артиллерийское оборудование, в 70-е годы стали появляться невоенные постройки, в 90-е Одайбу решили развивать как жилой район, вбухали кучу денег, но в 95 программу свернули, часть земли распродали, часть сдали в аренду. Сегодня на территории острова располагаются отели, офисы крупных компаний, места отдыха и туризма. Добраться можно либо на кораблике Tokyo Cruise Ship, либо на поезде Юрикомомэ (Yurikamome) по Радужному мосту. Кассы кораблика и одно из мест отправления видела как раз на станции Асакуса перед мостом через Сумиду.
Я зашла узнать расписание, так как в альтернативных вариантах проведения досуга у меня был и кораблик, но время на него изначально не смогла выкроить, об этом я расскажу позже. В этот раз отправляюсь на поезде Юрикомомэ. Юрикомомэ — линия автоматически управляемых поездов, проходит от станции Тоёсу через остров Одайба. Время в пути от Асакусы до Одайбы занимает 50 минут. Делая пересадку на Шимбаши, увидела автоматы по продаже проездных на день на поезда Юрикомомэ. Если мне не изменяет память, стоил он 500 руб. Сама по себе поездка в одну сторону на этой линии обошлась бы в 200 руб, плюс столько же обратно, плюс перемещения по самому острову. Хоть размеры Одайбы и небольшие, всего несколько километров, но ходить туда-обратно между объектами слишком утомительно, поэтому выгоднее брать билет на день.
Около автоматов немного затупила, тут же ко мне подошла девушка в форме с вопросом «Can I help you?», не помню, что точно спрашивала, но в общем, она мне объяснила что к чему и помогла приобрести билет. Вот огромный плюс Японии — всё для туристов. Везде указатели, в метро и у основных достопримечательностей всегда готовы помочь, а то порой и сами подходят, достаточно сделать выражение лица «О_О» или развернуть карту и с непонимающим видом её рассматривать. На этой же станции случилась неприятность, я потеряла свой распечатанный план на день, а вместе с ним и список объектов, что мне предстоит осмотреть, и адрес посольства, и адрес отеля. Я всегда всё это носила с собой, мало ли что. Возвращаюсь к той девушке в форме, совместно с еще двумя дежурными по станции пытаемся найти бумаги, осмотрели даже мусорные корзины, но увы. Вообще, я с собой в отпуск везла распечатанный план, все 140 страниц. В случае отсутствия интернета или потери/поломки техники, у меня будет всё под рукой. В распечатанном плане были не только карты, но и описания достопримечательностей. Мой день выглядел примерно так: с вечера зачитывала расписание следующего дня, примерно прикидывала время подъема утром. По пути к достопримечательностям читала их описание, немного истории, рассматривала картинки, когда приезжала на место, уже знала, что к чему, получалось очень удобно. О своей потере бумаг за третий день я несильно грустила, так как всё помнила и без этого.
Вышла на платформу, на поезд уже выстраивалась очередь. Я читала, что лучше занимать первые места, так как поезда едут без машиниста, то первый ряд располагается прямо у лобового стекла. Приехал поезд, еще не успела зайти, как меня тут же подрезали дети и сели у окна, немного обидно. Жду следующий, от своей идеи сидеть впереди не отступаюсь, встала прямо у начала очереди, на низком старте, гарцую:). Подъезжает следующий поезд, сзади меня толкаются дети, плюю на всех, в конце концов, я тоже хочу посмотреть в окно)) Забегаю, усаживаюсь прямо к лобовому стеклу, фотоаппарат уже наготове. Ехали минут 20, за это время успела снять видео и сделать пару фотографий. Самые красивые виды открываются, когда поезд делает петлю перед заездом на Радужный мост. Висячий двухэтажный мост, верхний этаж — платная автомобильная дорога, нижний этаж — бесплатная автомобильная и ЖД дорога. Протяженность моста 570 метров, а Радужным он называется, потому что вечером на нем включают разноцветную подсветку. Вид из окна портят балки и другие несущие конструкции моста, поэтому каких-то красивых фотографий на нём не сделать.
Доехала до станции Telecom Center — это самая ближайшая станция к музею Мирайкан (Miraikan).
Дорога к нему пролегает через небольшой парк: газон, цветы, красивый фонтан. К моему счастью, я увидела косплей и встретила целые толпы анимешников. Знаю, что японцы — большие фанаты косплея и аниме, я собиралась искать всевозможных фриков на 9 день, на улице Такешита, а тут такая удача! Костюмы были разные: парики кислотных оттенков, мини-юбки типа «школьница», даже ростовые куклы. Одна из девушек гуляла в высоченных гэта, а неподалёку под деревом целая группа людей устроила пикник в костюмах 18 века. Вокруг ходили фотографы, делали снимки. Я не упустила возможность сфотографироваться с парочкой аниме героев, им только фотоаппарат покажи. На обратном пути, когда я проходила по мосту, то увидела как расходятся оставшиеся участники, человек 10, только навела камеру, как меня сразу засекли, обернулись и давай позировать. Жаль, что далеко они были, качество фото не очень.
Долго разгуливать по парку не стала, мне нужно было успеть в музей к 2 часам, так как в это время начиналась демонстрация робота Asimo. Расписание демонстраций я узнавала заранее на сайте. Стоимость билета 400 руб, очередь хоть и большая, но движется быстро. В связи с реконструкцией одного из этажей, демонстрацию робота проводили на 1 этаже, сразу при входе. Я пришла за 20 минут, села на пол прямо по центру и решила никуда не уходить, чтобы не упустить хорошее место. Народ собрался очень быстро. Ровно в 2 вышел Asimo! Робот-андроид, разработанный компанией Хонда. Рост 130 см, вес 50 кг, скорость 7 км/ч. Выпуск одного экземпляра робота стоит 1 миллион долларов. Ашимо умеет распознавать знакомые лица и обращается к ним по имени, может спускаться со ступеней, обходить препятствия, откликается на собственное имя и на громкие звуки, может воспринимать речь сразу трёх человек, распознает жесты и понимает, когда ему хотят пожать руку или попрощаться, может следить за перемещением людей и следовать за человеком. А еще он может играть в мяч и петь песни. Время работы робота около часа. В начале демонстрации Ашимо всех поприветствовал, затем поиграл в мяч с работником музея, после этого продемонстрировал свой бег. Бегает он медленно и очень смешно, стартовал на раз-два-три и подпрыгивающими шагами перебежал на противоположную сторону, при этом слышно как работают все механизмы внутри робота, такое жужжание рук и ног. В конце он спел очень грустную песню на японском, по мотиву напомнило «Подмосковные вечера», при этом жестикулировал как настоящий певец на сцене:) Большую часть выступления я записала на видео, надо будет пересмотреть.
1:13 — Asimo бегает
2:20 — Asimo пинает мяч
3:30 — Asimo бежит, идет назад и прыгает на одной ноге
Скажу пару слов о самом музее. Мирайкан — национальный музей передовой науки и технологии. Витрина японских футуристических достижений. Все шесть этажей музея интерактивны: можно трогать, крутить, нажимать. Каждый объект подписан на английском, но нужен хороший уровень, так как переводить тексты на научную тему лично мне было сложно. Все объекты разделены на области науки: биология, космос, физика, химия и т. д. Примеры тем: ускоритель элементарных частиц, излучение вокруг нас — стенд наглядно показывает невидимое глазу излучение от техники, медицина — идея японцев изобрести лекарства, индивидуальные для каждого человека, телескоп Subaru, устройство нефтяной буровой установки, ЖК дисплей под микроскопом, исследования в области стволовых клеток, человек изнутри — можно собрать и разобрать человека на органы, а также собрать и разобрать мозг. Кстати, мозг собрать было сложнее, чем человека. Особенно интересны объекты робототехники. Кроме Asimo в Мирайкане есть также Kodomoroid — робот-андроид, способный работать диктором программы телевизионных новостей. Имеет вид ребенка и сейчас «работает» в Мирайкане, читает новости.
Робот изобретен профессором университета г. Осаки Хироши Ишигуро. Хироши Ишигуро возглавляет лабораторию по разработке роботов, способных сосуществовать с человеком. Он изобрел Kodomoroid, Otonaroid (робот уже в виде взрослого человека), Актроид и так далее. Хироши Ишигуро также создал робота-копию себя, которая заменяет его в университете и читает лекции. Входит в список 100 ныне живущих гениев. Ишигуро также занимается исследованиями в области реакции людей на появление роботов-гуманоидов. Так вот, согласно результатам исследований, по мере приближения облика робота к облику человека, реакция человека будет меняться от положительной к полному отвращению, но по его теории, когда облик робота станет идентичен человеческому, реакция людей сдвинется в положительную сторону.
В Мирайкане также была собака-робот, она ведет себя как обычная собака, её можно даже погладить, от чего она начинает вилять хвостом и радоваться. Также был не то нерпёнок, не то маленький тюлень, естественно, тоже робот.
С первого по 6 этаж ведет винтовая лестница, а по середине висит огромный глобус-дисплей Geo-Cosmos. Диаметр глобуса 6 метров, органический светодиодный дисплей, 10 миллионов пикселей. Глобус был создан по настоянию Мамору Мори — японского космонавта, исполнительного директора музея Мирайкан. Он хотел поделиться с людьми красивыми видами Земли из космоса. На дисплее глобуса отображаются потоки воздуха и плавающие облака, изображение которых снято с помощью метеорологического спутника. Данные обновляются каждый день. По расписанию на глобусе показывают различные визуализации: растительный покров земли, миграция людей, старые карты, морские пути, GPS, часовые пояса, сеть подводного коммуникационного кабеля и так далее. Расписание визуализаций можно также посмотреть на сайте музея. Между 3 и 5 этажом располагается Geo-Cockpit — диспетчерская Geo-Cosmos, передовые технологии, сам офис сделан из стекла.
На музей потратила 3 часа, на выходе оказалось, что началась новая демонстрация Asimo, еще раз посмотрела и сфотографировалась на фоне:) Далее я двинула к колесу обозрения (Ferris Wheel), оно располагается в одной станции от Мирайкана, стоимость 550 руб. Высота колеса 115 метров и до строительства London Eye, оно являлось самым высоким в мире. Полный оборот колесо делает за 15 минут, кабины закрытые с форточками и подогревом. Очереди не было вообще никакой, так что быстро села, полюбовалась красотой Токио и вышла.
Далее направилась в выставочный центр Тойоты (Toyota Mega Web), здесь представлено будующее, настоящее и прошлое Тойоты. Посетители могут посмотреть и потрогать последние новинки компании, а также провести тест-драйв понравившейся машины. Я в машинах не сильна, но как мне сказали, были и очень дорогие известные экземпляры, и гоночные болиды, но мне больше всего понравились машины, приспособленные для инвалидов, всё выдвигается, выкатывается и задвигается обратно. Также на территории выставочного центра располагается развлекательный центр для детей и кафе, поужинать я решила позже, а сейчас, пока светло, нужно было ехать к статуе Свободы.
В Токио также как и в Нью-Йорке есть своя статуя Свободы (Statue of Liberty Replica), она в 4 раза меньше американской и была установлена в 1998 году в честь года Франции в Японии. Простояла она до 1999 года и её демонтировали, но в 2000 году, учитывая популярность статуи, решили установить её вновь уже навсегда. Кроме самой статуи, отсюда открываются шикарные виды на город, Токийский залив, Радужный мост и здание Fuji TV.
Здесь же, недалеко, стоит 5* отель Hilton Tokyo Odaiba, цена за 7 дней 170 000. Уж не знаю, кто здесь живет, но я видела фотографии из номеров этого отеля, просто шик — такой скайлайн, залив и небоскребы Токио. Статуя Gundam (аниме герой), высота статуи 18 метров. Авторы утверждают, что именно так и выглядела бы боевая машина в реальности.
Сделав пару фото на фоне этой громадины, еду обратно к Toyota Mega Web, так как не закончила программу по той части Одайбы, оставался еще Venus Fort. Venus Fort — 3-этажный торговый центр, оформленный в стиле европейских городов 18 века. Внутри ТЦ располагаются сотни магазинов, кафе, рестораны. Декорации, конечно, красивые: статуи, колонны, фонтан, дома и улочки. Вообще Venus Fort больше знаменит за свое искусственное небо, на котором раз в несколько часов включают закат. Говорят, что на закате спрос повышается. Не знаю про несколько часов, но при мне закат наступил несколько раз, хотя ходила я там совсем недолго.
После осмотра Venus Fort поехала обратно к статуе Свободы, как раз уже стемнело, а мне очень хотелось посмотреть на статую и на Радужный мост в вечерних огнях.
Заключительным этапом этого дня стал ТЦ AquaCity. По отзывам с форумов, вроде как в AquaCity на последнем этаже есть смотровая площадка и целый этаж с самым разнообразным рамэном. Толи усталость сказалась, толи забывчивость, но в итоге я ни на площадку не поднялась, ни рамэн не поела. На одном из этажей нашла ресторанный дворик и заказала себе удон карри, темпуру, пирожок манджу (Manju, либо Dorayaki, не поняла) и пиво. Удон был острый, что и следовало ожидать. А вот пирожок, как и все японский сладости, оказался с бобовой пастой. Вообще, в Японии со сладким всё просто: либо вкус зеленого чая, либо бобовая паста, у них даже Kit-Kat зеленого цвета и несложно догадаться, что он со вкусом зеленого чая! Совсем редко попадаются какие-то кремовые начинки.
После ужина пора было возвращаться в отель, на выходе из ТЦ за информационной стойкой встретила еще одного робота, женщину. Она что-то рассказывала, улыбалась, но не отвечала на вопросы. Кстати, сделана была очень хорошо, покрытие как настоящая кожа, она даже прищуривалась как человек, но глаза всё равно неживые и это её выдавало. Обратно вернулась также на поезде Юрикомомэ, на станции Шимбаси зашла в офис JR, хорошо, что без очереди. Мне нужно было забронировать места на шинкансены, ведь в аэропорту мне отказались это сделать. Подошла к стойке, выложила свой JR Pass и список планируемых поездок, который я составила еще дома. Менеджер за стойкой сразу загрустил, увидев список из 10 поездок, а нас еще и двое, а это значит, что нужно выписать 20 билетов. В ходе бронирования, выяснилось, что билеты на недальнее расстояние не бронируюутся. К таким билетам относились: Токио — Камакура, Киото — Осака, Токио — Отсуки. В результате выдал мне билеты Токио-Киото, Осака-Хиросима, Хиросима-Осака, Киото-Токио. Всё, на сегодня план выполнен.
Основной пост по Японии (транспорт, города, отели, интернет)
Теги:
Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм