Начало моего путешествия здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_28432
Сицилия — это страна апельсинов, цветущих садов, запах от которых переполняет воздух весной… Но что действительно делает ее обязательной для посещения и уникальной, это то, что от одного своего края до другого она предстаёт как странный и божественный музей архитектуры.
Ги де Мопасанн
Что нужно делать туристеру во время путешествия? Конечно, ходить, бегать, ездить по тому месту, с которым приехал знакомиться, а не сидеть сиднем в отеле! И это, я считаю, правильно. Поэтому на следующий день, позавтракав в гостинице, я решил пройтись по утреннему городу в сторону замка. А всё потому, что вчера, позвонив экскурсоводу, выяснилось, что она может встретиться со мной только на следующий день.
Погода стояла замечательная, торопиться мне было не к чему, с экскурсоводом я должен был встретиться в 15 часов, до этого времени мне была предоставлена абсолютная свобода выбора, поэтому прошёлся по некоторым улочкам города.
Рабочий день давно уже начался, горожане уже вовсю трудились в своих автомастерских, магазинах, тратториях и офисах. Но и просто праздно прогуливавшихся людей было немало.
Соседство Этны нельзя назвать подарком небес. Горожане постоянно ждали от неё нехороших сюрпризов. Вот и в 1693 году тоже не обошлось без этого. На этот раз Этна решила остаться несколько в стороне и главную роль уступила землетрясению. Город был разрушен полностью. Ну, раз уж такое дело, сицилийцы решили город перестроить, бедствие способствовало удивительной реконструкции города. Как говорится, нет худа без добра, и новый город Катания, возведенный на руинах старого, получил регулярную планировку, примененную, впрочем, с большой гибкостью, с учетом потребностей и пожеланий влиятельных религиозных орденов и столь же могущественных знатных семей.
Инициатором и вдохновителем реконструкции был Бжузеппе Ланца, герцог из Камастра, главный викарий вице-короля Испании. Его деятельность оказалась столь активной и страстной, что о нем сложили легенду. В ней говорится, что когда он ехал верхом, определяя направление новых улиц, копыта его коня высекали из камней искры.
Понимая, что огромное количество людей погибает при землетрясении, как правило, из-за слишком большой высоты зданий при слабости кирпичной кладки и в тесноте улиц, герцог раз и навсегда приказал возводить новые здания только принимая во внимание опасность разрушения их во время толчков земли.
Английский путешественник Джордж Беркли в 1750 году в своей статье о землетрясениях пишет следующее: «Заново отстроенная Катания, стала удивительно регулярна в плане и прекрасна обликом. Дома стали ниже, улицы шире. Теперь город будет более устойчив при подземных толчках».
На внешних стенах многих зданий и сейчас можно увидеть раны от текущей огненной лавы Этны.
Какие же упорными и трудолюбивыми оказались сицилийцы, сумевшие отвоевать город у лавовых потоков после извержений суровой Этны!
Какой же сильной магией обладают улицы Катаньи. Я совершенно не запомнил мусора на этих улицах, о чем пишут авторы многих отзывов на страницах Туристера. В памяти отпечаталась красота и соразмерность улиц и кварталов этого древнего города, чёрные базальтовые плиты его мостовых.
Прогулявшись по утренней Катании, я вспомнил о замке Урсино. Когда-то он стоял на берегу моря и охранял город от врагов. Но лава извергающейся Этны намного увеличила территорию острова и теперь от замка до моря значительное расстояние. Массивному сооружению лава не причинила значительного ущерба, но примерно треть его оказалась погружённой в вулканическую породу.
С 1934 года в замке размещается Городской музей Катании и местная художественная галерея. Внутри можно увидеть предметы и произведения искусства, которые всегда украшали замок, а также привезенные из других мест города. Экспонаты музея датируются от античности вплоть до наших дней, представляя всю историю Сицилии. Музей оказался весьма неплох — помимо античных экспонатов (ваз, мозаик, статуэток, саркофагов и т. п.) там обнаружилась хорошая картинная галерея, лишенная всемирно известных шедевров, но от того не менее интересная.
В осмотре экспозиции я провёл в замке достаточно много времени.
Затем вновь вышел на улицу Via Vittorio Emanuele II
и набрёл на музей Винченцо Беллини, который находится в трёхэтажном здании из вулканического камня, построенном в начале 18 века на месте разрушенного во время землетрясения 1693 года дворца княжеской семьи Палагония. Это палаццо Гравино (Palazzo Gravina Cruyllas) — дом, где родился и провёл детство и юность Винченцо Беллини.
Знаменитый уроженец Катании, талантливый композитор Винченцо Беллини, написал свою первую оперу в возрасте 24 лет. Юноша был очень привлекателен внешне — утонченный красавец! И музыка, которую он писал, была такой же изящной, полной лиризма и искренности. Не случайно жанр, в котором творил Беллини, получил название «бельканто» — так на итальянском языке называют прекрасное пение. Это «пение» получалось у Беллини настолько прекрасным, что было способно затронуть души не только аристократов, но и простолюдинов. Его музыку любили как завсегдатаи театров, так и мастеровые, рабочие, дети, и мелодии из произведений композитора часто напевали на улицах итальянских городов.
Музей на самом деле не самый большой и состоит из нескольких небольших комнат, где экспонаты знакомят нас с жизнью, музыкой и смертью великого уроженца Сицилии.
Беллини умер в Париже и сначала был похоронен на кладбище Пер лашез. Но на Сицилии так любили Беллини, что решено было перезахоронить его на родине в Катании.
Могила знаменитого композитора в соборе святой Агаты
После знакомства с жизнью и смертью Беллини, вернувшись на площадь Duomo и попив в тенёчке кофе, я встретился со своим экскурсоводом — милой женщиной Светланой, с которой мы продолжили знакомство с Катанией.
Первым делом она меня познакомила с краткой историей города под сводами внутреннего дворика мэрии
Совсем рядом находится здание университета Катании,
который, как оказалось, был удостоин чести посещением российской империатрицы Марии Фёдоровны.
На площади перед университетом находятся скульптурные композиции. Одна символизирует двух братьев Пии, которые во время извержения Этны бросили имущество ради спасения родителей.
Другая знакомит с сицилийским прототипом Ихтиандра — Колой Пеше, легендарным ныряльщиком в море.
Представила мне Светлана и Театр Беллини — прекрасное здание, где были поставлены все оперы знаменитого композитора и гордости Катании и Сицилии.
От театра мы прошли к бенедектинскому храму святого Николая.
Бенедектинцы задумали построить величественный храм в Катании, достойный славе их ордена и могущий поспорить своим великолепием с римскими храмами. Первый храм на этом месте начали строить в 1578 году. Еще незавершенное здание было повреждено во время извержения Этны 1669 года. В 1687 году на месте руин началось стрительство новой церкви по проекту Джованни Баттиста Контини (1641–1723), учившегося в Риме у Бернини. Римский вообще и берниниевский в частности проект чувствуется в Сан-Никола: уж больно всё гигантское получилось. Кроме Контини в строительстве Сан-Никола поучаствовали Франческо Батталья и Стефано Иттар (ему принадлежит купол). Тут ордену опять не повезло: не хватило денег на такую циклопическую постройку. А в 1866 году монастырь был секуляризован, так что достраивать церковь стало некому. Шли годы, в судьбе собора ничего не менялось к лучшему. Войны тоже не способствовали окончательной постройке церкви. Особенно пострадал храм во время Второй Мировой. Но сегодня некогда недостроенный и заброшенный величественный храм переживает своё второе рождение. Было время, когда он представлял из себя жалкое зрелище. Крыша протекала, фрески смывались дождями и стирались временем и вообще врутри царила подлинная разруха. Но в последнее время власти города активно взялись за восстановление церкви и, видимо, в скором времени она будет ценным объектом посещения туристов, да и важным религиозным центром.
Сан-Никола в плане представляет собой трехнефную базилику (105 на 62 метра) с трансептом (ширина в трансепте — 71 м), увенчанную куполом (макс. высота 66 м). Такую махину на колоннах не удержишь, а посему внутри мы видим мощные пилоны.
Главной достопримечательностью церкви был некогда оргАн работы Донато дель Пьяно. Для своего времени это был гигантский инструмент с 2 916 трубок, шестью мехами, а играть на нем должны были три органиста. После секуляризации оргАн растащили, оставшиеся части пострадали от бомбардировок во Вторую Мировую, так что нынешний оргАн — это лишь жалкая тень прошлого.
В трансепте можно видеть меридиан (1841 год).
Здесь я поинтересовался «своим» созвездием Близнецов.
Боковые капеллы потихоньку восстанавливают (до этого они были все в разводах от протечек).
За церковью святого Николая располагаются здания бенедектинского монастыря, которые теперь отданы в распоряжение университета Катании.
Самый интересный барочный комплекс Катании — это не Соборная площадь и даже не группа церквей на виа Крочифери, а находящийся на окраине исторического центра бывший бенедиктинский монастырь Сан-Никола-аль-Арена.
Первоначально монастырь Сан-Никола находился не в шумном городе, а на склонах Этны. О нем известно со второй половины XII столетия, то есть с эпохи норманнов, но расцвет обители связан с арагонскими королями: Федериго II (III) покровительствовал ей, а королевы Элеонора Анжуйская (жена Федериго) и Бланка Наваррская (вторая жена Мартина I Молодого, а впоследствии правительница острова в период арагонского междуцарствия 1410–1412 годов) неоднократно сюда приезжали. Нынешнее селение Николози, из которого обычные туристы начинают восхождение на Этну, выросло как раз вокруг первоначального монастыря Сан-Никола (отсюда и название Николози). Но уже к началу XVI века монастырь пришел в упадок, неоднократно подвергался нападениям разбойников, а извержение 1536–1537 годов окончательно подтолкнуло бенедиктинцев к мысли о перемещении обители в Катанию. В 1558 году началось строительство нового комплекса монастырских зданий на окраине Катании, а в 1578 году бенедиктинцы переехали в еще недостроенную обитель. Новый (в отличие от первого — в Николози) монастырь был рядовым: церковь да клуатр, вокруг которого группировались остальные постройки.
В 1669 году новое извержение Этны разрушило монастырскую церковь и чуть не погубило монастырь: монахам пришлось построить стену к западу от обители, чтобы сдерживать потоки лавы. Едва закончилось извержение, бенедиктинцы приступили к постройке новой церкви и реставрации поврежденных частей комплекса. Но 11 января 1693 года случилось Великое землетрясение, и монастырь Сан-Никола был полностью разрушен, а из всей братии выжили лишь три монаха.
После окончания революционных потрясений и наполеоновских войн строительство комплекса было возобновлено: так один из двух клуатров обрел свой нынешний вид в 1840–1842 годах.
Но в 1866 году бенедиктинцы были вынуждены покинуть Сан-Никола-аль-Арена; здесь долгое время размещались различные военные и учебные учреждения, и лишь в 1977 году комплекс был передан Катанскому университету, на который была возложена миссия реставрации порядко обветшавших зданий. Реставрация под руководством Джанкарло ди Карло началась в 1984 году.
Из монастыря мы вернулись по цветущим улицам города к площади Дуомо. Как объяснила Светлана, весь город утопает в цветущих деревьях в июне, потому что весна на острове случилась холодная, поэтому пора цветения в этом году сдвинулась в июнь.
В церкви Святого Франциска Ассизского
мы застали венчание. Вот несколько кадров.
От памятника кардинала Катании ярого бенедектинца Дузмета мы со Светланой прошли к собору святой Агаты, где у мумии кардинала закончили нашу прогулку.
Ну, а на следующее утро я успел только сходить на рыбный рынок. На этом моё пребывание в Катании закончилось.