Путешествия в Британию без Лондона и в Италию без Рима, вдохновили нас на развитие темы. На этот раз мы поехали во Францию. В качестве базы выбрали небольшой город — Тур. Логика по прежнему очень проста — базовый город должен иметь хорошую транспортную инфраструктуру и располагаться в зоне концентрации достопримечательностей.
С достопримечательностями у Тура все в порядке, вокруг него расположено около ста старинных замков и вообще, когда то Тур был столицей Франции, а Париж провинцией. С транспортной инфраструктурой немножко посложнее. Для того чтобы осознать ее достоинства следует понять, что вокзал Ст. Пьер находится в трех километрах от вокзала Тур. По сути, это одно и тоже гигантское сооружение, здесь мы имеем некую вокзальную агломерацию.
Вокзал Тур тупиковый, а вокзал Ст. Пьер проездной. Таким образом до Тура идут только поезда, у которых он является конечной остановкой. Проходные поезда останавливаются на станции Ст. Пьер — все это вместе огромный железнодорожный узел. Как результат, с вокзала Шарль де Голь гораздо быстрее можно попасть в город Тур (Ст. Пьер) чем, например в город Блуа, хотя Блуа расположен ближе к Парижу. Скоростной поезд идет от аэропорта до вокзала Ст. Пьер полтора часа, проскакивая на страшной скорости Блуа. При желание в Блуа можно вернуться на местном поезде, но это займет час.
Когда вы путешествуете по Франции на поездах, желательно знать станцию конечного назначения поезда, на котором вы собираетесь ехать. Именно ее пишут на табло вокзала. При этом, в вашем билете указана только станция назначения, можно конечно ориентироваться по номеру поезда и времени отправления, но и они не так однозначны на табло. Не волнуйтесь, если одновременно с вашим поездом, на туже платформу прибывают еще несколько поездов с другими номерами, часто они идут в сцепке.
За пять минут до отправления, на табло под основными характеристиками поезда появляется бегущая строка, где перечисляются промежуточные станции, можно провериться. На вокзале есть табло, которое показывает, в каком месте остановится какой вагон, прибывающего поезда. Для того чтобы ориентироваться, на платформе имеются зоны, обозначенные буквами. Табло показывает, какие вагоны попадут в какую зону.
Информация об автобусах, которые отправляются от вокзала, дается на том же табло что о поездах. Так же, как в случае с поездами, за пять минут до отправления автобуса появляется бегущая строка с промежуточными станциями. Время прибытия и отправления автобусов и местных поездов привязано к прибытию поездов дальнего следования. На пересадку отводится пять-десять минут, если пропустите можете зависнуть на пару часов.
Таксисты тоже подъезжают к прибытию поезда. Через минут десять, после того как поезд уходит, жизнь на вокзале практически замирает. Остаются некие лица, которых видимо не правильно будет назвать бомжами, потому что как раз этот вокзал и есть их «определенное место жительства». Так в основном девицы, которые до проституток не дослужились. По крайней мере, денег за секс с ними, точно ни кто не даст.
В Туре есть все необходимое для жизни туриста — гостиницы, рестораны, магазины. С этим всем разобраться совсем просто, чуть сложнее с тем как рационально добраться от Тура или другого города до замков. Добраться легко, просто вариантов много. Самый простой вариант — турагентства, которые предлагают путешествие в блок, из территориально близко расположенных, четырех замков, на своих минибасах.
Блоков на выбор с десяток, цена вопроса шестьдесят евро с человека. На первый взгляд дорого, но если посчитать аккуратно, получится что вы не можете объехать четыре замка на общественном транспорте за эти деньги. Плюс если вы путешествуете с агентством музеи замков дают двадцати-тридцати процентную скидку на входной билет (билет в замок стоит где то десять евро). Вопрос скорее другой — хотите ли вы смотреть четыре замка в день? У меня такое бывает довольно редко.
В первый день, сгоряча, мы действительно проехались по четырем замкам. Минибас на шесть человек, водилки любезные, машины хорошие, пассажиры не воняют… Что удивительно, в долине Луары вообще нет китайцев. Люди, которых мы издалека приняли за китайцев, оказались японцами. С этими вообще ни каких проблем, самые удобные соседи по путешествию. Вроде все хорошо, но много, слишком насыщенная программа.
На второй день мы перешли на свой традиционный метод путешествий. Утром рано ехали на поезде в соседний город, гуляли смотрели. Если оставались силы ехали на автобусе в наиболее интересный замок соседствующий с этим городом.
Во многих местах, кроме рейсовых автобусов есть круговые экскурсионные автобусные маршруты по соседним замкам. Тоже очень не плохо. Я бы даже не стал ни чего советовать. Вы уже на месте, тактику на сегодняшний день можно определить за завтраком в зависимости от утреннего настроения.
Королевский замок в Туре, не судите строго он старенький
.
Мы, например, сделали неожиданную вещь, в некоторые замки съездили во второй раз, хотя осталась куча безусловно красивых замков, которые мы вообще не смотрели. Долина Луары — это не такое место, которое хочется быстро обежать по кругу и нарисовать очередную звездочку в послужном списке. Где то нужно долго гулять по парку, где то покататься на лодке, а где просто выпить вина холодненького, в тени под чинаром и закусить видом на очередной архитектурный шедевр. Ладно твердого сыра тоже немножко можно. Остальная закуска у меня в Арцахе намного лучше, а вот по твердому сыру и замкам еще не дотягиваю до Франции.
В результате за десять дней путешествия мы побывали в двенадцати замках. Они не повторяются ни внешне, ни по смысловому содержанию и как следствие совершенно не надоели. При этом сказать, что мы уезжали домой со слезами на глазах будет неправдой. Видимо десять — двенадцать дней вполне разумное время для путешествия по замкам Луары.
При всей моей любви к автомобильному транспорту, я бы не стал брать автомобиль на прокат для путешествия по этому региону. Слишком много вариантов, которые явно дешевле и удобнее, все эти бесконечные, забитые до упора парковки вызывают тоску.
Есть еще несколько способов путешествий, о них я не мечтаю, по ним я тихо грущу. Вдоль всей Луары проходит почти тысячекилометровая велосипедная дорожка. Ребята и девчонки, которые весело катили по этой фантастической велотрассе, вызывали слезы умиления.
Если есть река можно путешествовать по воде. Во многих местах есть пункты проката каяков. Что хорошо, после окончания маршрута тебе не надо переть байдарку на горбу от океана и до родного дома, как мы это делали в детстве. Где хочешь там и взял, устал сдал, живут же люди.
Народа там не очень много, по крайней мере мы ожидали, что будет гораздо больше. Вопрос, как ни странно, определяется размерами замка. Хотя если подумать так оно и должно быть. Приблизительно одного размера толпа ездит из одного замка в другой. Если в огромном Шамборе она размазывается по дворцу ровным и практически незаметным слоем, то в камерном Шенонсо ты сразу на входе втыкаешься в довольно порядочную очередь. К преимуществу путешествий с агентствами следует отнести, то что гиды проводят своих туристов в обход очереди, через выход. Отсюда следует еще один совет, замки известные своими интерьерами лучше посмотреть с агентствами.
Еще одна тема, которая часто обсуждается после поездок во Францию — еда. Качество еды в ресторанах долины Луары разное, от совсем плохой до очень хорошей, при чем совершенно не зависит от цены. Большинство ресторанов работает с 12 до 14 и 19 до 22. На центральной улице Тура был десяток больших «предприятий питания» американского типа, которые работали с утра до ночи без всяких перерывов. На мой взгляд это прогресс, при всей примитивности еды, которую там подают, есть ее можно, а главное это дисциплинирует традиционные рестораны, не будут шевелиться, обжорки их просто разорят за пару лет.
Порадовали объявления на многих небольших семейных ресторанах — «Летние каникулы». Во молодцы, плевать, что зимой у них клиентов нет, как пели зеки из детства: «Пусть работает железная пила, не для работы меня мама родила». Ресторан с хорошей кухней нашли на третий день, в двух первых еда была просто неприемлемая. В третьем, после того как разобрались как и что заказывать и подружились с хозяином, иногда изысканная, но это я просто сразу к нему шел и спрашивал, что сегодня заказывать.
Обслуживание было плохое везде. Я часто слышу, как положительную характеристику, что официанты ведут себя с достоинством. На мой взгляд если ты хочешь демонстрировать свое достоинство, свою любовь к французскому языку и вообще свое национальное превосходство лучше пойти работать президентом Франции, а не официантом. От официанта требуется быстрое исполнение пожеланий клиентов, а не демонстрация своих индивидуальных особенностей. Правда поделать здесь ничего нельзя, как в старом анекдоте: «Не нравится, не кушай».
С жильем на этот раз экспериментировать не стали. Мой братишка в начале лета уже пожил в замке без кондиционера при плюс сорока, послушав его грустный рассказ мы остановились в банальном Ибисе рядом с вокзалом. Знаете, понравилось. Хорошие завтраки, нормальный душ, правда места в номере хватило только для кровати. Хочешь пройти, отодвинь чемодан. Да нормально, мы в номере были с одиннадцати ночи до семи утра, что нам там танцевать.
Заканчивать бытовухой не хочется, поэтому еще раз напишу, что нам удалось побывать в очень красивом месте и это счастье. Я попозже сочиню что ни будь по подробнее про замки, которые нам понравились, про великолепные парки, окружающие их, про вековую историю, наполнившую доверху как чашу — эти прекрасные места. Туда стоит ездить.
Теги:
Самостоятельные путешествия