Южно-Сахалинск: «ну у рожа у тебя Шарапов…»
Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски)
на улицах и площадях от дома к дому, радуя,
облагораживая глаз (вкус) прохожего.
Декрет № 1 «О демократизации искусств
(заборная литература и площадная живопись)»
«Газета футуристов», 15 марта 1918
Кстати дословно по знаменитому фильму звучит как: «Ну и рожа у тебя Володя, ох рожа. Смотреть страшно…». Это уже потом народ переиначил, видимо фамилия понравилась и запомнилась, вместо имени. Шарапов с Жегловым проявились совсем недавно украсив перекресток проспекта Мира и Больничной, с торца дома № 375.
Идея нарисовать не нова — чуть ранее, в 2016 году на северо-востоке Москвы, в Марьиной Роще, Жегловым и Шараповым была разрисована тепловая подстанция. Но то — одноэтажное, подсобное, а это — пятиэтажное жилое! Да к тому же не просто ночью, залетными райтерами, а чин чином, при скоплении народа, и с разрешения властей. Что уже называется не стрит-арт, а паблик-арт. Все творения в Южно-Сахалинске — это работы выполненные «в рамках чего-то». Например, Жеглов и Шарапов — это сегмент проекта «Киноцитаты на улицах Южно-Сахалинска», входящий в программу II фестиваля телевизионных художественных фильмов «Утро Родины-2019». Всего в этом проекте шесть объектов, которые были открыты с участием людей причастных к тому или иному фильму. Они же там на стенах домов и расписались. «Шарапова» открывал Конкин, а фраза «Не впадай в отчаянье, не имей такой привычки» очень актуальна среди сахалинцев.
Рядышком, на проспекте Мира, 263 разместился «Белорусский вокзал», режиссера Андрея Смирнова со строкой из песни: «10-й наш десантный батальон».
Мурал видно с автобусной остановки которая находится напротив офисного здания по Мира, 420, с самым первым, а посему и комом получившимся изображением из фильма «Гардамарины вперед!». Но это на мой взгляд, а открывавшему мурал Сергею Жигунову он понравилось, как видимо и «Восточной горнорудной компании», которая и дала деньги на этот проект.
От «Гардемаринов», т. е. от перекрестка проспекта Мира и ул. Пуркаева, за бизнес-центром «Столица размещено самое большой изображение из всех сделанных ранее: «Москва — слезам не верит», которое открыла Вера Алентова и Владимир Меньшов.
Но самым жизнерадостным и задорным наверное получился Буратино с золотым ключиком из «Приключения Буратино». Его открыл главный герой — Дмитрий Иосифов. Буратино разместили особнячком от всех предыдущих на ул. Ленина, 312, напротив территории областной детской больницы.
Самым последним муралом стала «Оттепель», по ул. А. О. Емельянова, 29. Открыл изображение Валерий Тодоровский, который с теплотой отозвался об острове, островитянах и о своем фильме. Впрочем все которые открывали и расписывались на стенах с теплыми словами и выступили. Я этих слов не слышал, да и как-то был в это время вне Южно-Сахалинска, поэтому врать не буду, а сошлюсь на наши СМИ.
Но разговор у нас не о событиях фестиваля, хотя это тема событийного туризма, а о туристской привлекательности самого большого города самого большого острова самой большой страны. Так вот, город туристам в массе и в целом нравиться. Граффити, стрит-арт и прочие росписи являются частью внешнего облика, поэтому разговор как раз об этом. Сразу обозначу свою категоричную точку зрения — красивый и необычный стрит-арт мне нравиться! Как например такой
Фото муралов взяты из сети Интернет https://bugaga.ru/pictures/1146738796-luchshie-raboty-strit-arta-may-2013.html и других сайтов
Дом детского творчества по Коммунистическому проспекту
Я думаю большей части человечества это тоже нравиться и тут я не одинок. Теперь можно посмотреть и сравнить, хотя сравнивать дело не благодарное. Одно радует — пришло!
Помимо июльских «Киноцитат», в Южно-Сахалинске провели августовский «Южный стрит фест», где кроме прогулок с ростовым медведем, динозавром, можно было изготовить мыльные пузыри по оригинальной рецептуре, сфотографироваться с ходулистами, зомби, кандидатом в губернаторы, пострелять из лука, отведать 10-метровую шаурму, поиграть в футбол в надувных шарах (и много чего на 50 площадках по городу) и конечно же порисовать.
Перечисленное не вписывается в объем рассказа и целиком может быть отнесено к событийному туризму. Однако у меня, как у управдома из Ивана Васильевича, что профессию меняет, начинают терзать смутные подозрения о том, что событийный туризм не что иное, как хитроумно придуманная предвыборная политика. Это уже политический аспект, а следовательно грязно и противно.
Тем не менее вы рамках феста появились работы территориально-пространственно разбросанные по Южно-Сахалинску и пригородам. Полигонами опять же стали стены домов, трансформаторные будки, и различные плоскости. Подтянулся и город, здесь в этом году провели городской конкурс уличного искусства «ИЗОбражение» и добавили в общую копилочку еще несколько работ.
Не берусь судить о художественной ценности работ, но в повторюсь, это лучше, чем ничего и далекие веянья характерные для западных от нас регионов, дошли и до Сахалина. Настораживает то, что для развития на островах стрит-арта выделяются огромные семизначные цифры в качестве призового фонда, а качество работ при этом, ну скажем не дотягивает. Тяга к гигантизму проявляется не только в растениях острова, но и во всем остальном. Вот намедни взяли, да разрисовали самую большую на Дальнем Востоке бетонную, подпорную стенку уходящую в бесконечность. День можно идти мимо! Но я шучу она всего около 400 метров, при высоте около 3 метров, так вот — всю эту поверхность зарисовали.
Подпорная стенка по ул. Горького
Теперь на улице Горького две огромных росписи — в начале и конце. Начало — обычный серый бетон огораживающий Ботанический сад, конец подпорная стенка за ледовым дворцом «Кристалл».
Бетонный забор по ул. Горького
А началось это все я так понял в Дальнем, посёлке который когда-то в XIX веке, был «дальним» по отношению к Владимировке. Не смотря на этот факт в историческом плане, за Дальнее развернулись нешуточные бои в 1905 году.
Икусагава, так обозвали Дальнее наши друзья их страны Восходящего Солнца после 1907 года — место патриотическое для японцев, здесь погиб майор Нисикубо. Лейтенант Максимов в составе отряда полковника Арцышевского, принял бой с превосходящим противником, был ранен и попал в плен. А майор Нисикубо просто полез не туда куда надо — по сахалинскому высокотравью решил в разведчиков поиграть, да и схлопотал шальную пулю в живот. Потом долго шел до японских позиций, истекая кровью, да и испустил дух дойдя до своих. На этом месте ему и поставили храм назвав его Нисикубо дзиндзя. От храма уже ничего не осталось, кроме фундамента на чьем-то участке на котором бак стоит, для принятия душа после тяжелой работы по выращиванию вечнозеленых сахалинских помидор. Только по группке сосен и видно, что здесь аллея к храму была.
Фундамент храма Нисикубо дзиндзя
Памятник погибшим во время последней войны в Дальнем
Но нам сейчас не это интересует, а новая часть Дальнего застроенная быстровозводимыми домами в рамках программы «Переселения душ из аварийного и ветхого жилья в новое каркасно-фанерное жильё». Оно радует глаз ровными линиями и похоже на кварталы в Сингапуре для индусов-бомжей, построенное для неимущих граждан страны. Вот эти ряды то и стали объектами пристального внимания тех, кому порыв скрасить однообразие не чужд.
Правда это капля в море, пустых стен очень много, но думаю со временим пустые стены оживут под кистями художников и мы окажемся в дивной разноцветной стране, где и будем придаваться грёзам. Ведь с каждым годом становится жить все лучше и веселей. А на острове особенно…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм