На второй день у меня была назначена фотосессия в японском стиле. Заказывала заранее через турфирму, которая как раз занимается турами в Японию. Кроме самой фотосессии, я также заказала услуги переводчика на 4 часа. Обошлось всё это в 20 000. Помимо фото я планировала взять ужин с гейшей в Киото.
Гейши проводят чайную церемонию, танцуют, играют на инструментах и знают несколько настольных игр. На сегодня в Киото осталось около 300 гейш, есть они и в Токио. Одевальщиков осталось трое, мастерcких, занимающихся париками — две. Цена вопроса — 400 $ на одного за 2-х часовой ужин. Сюда входят услуги переводчика, ужин без алкогольных напитков, услуги гейши. На тот момент в рублях это получалось около 30 000. Такая цена меня устроила, но в последние дни оказалось, что все гейши на мои даты заняты (наплыв туристов и всё такое), согласилась лишь одна, у нее как раз было окно с 8 до 9 вечера, но цена вдруг возросла в два раза, а количество времени уменьшилось. Итого ужин выходил на 800 $ за час, а в рублях получалось порядка 60 000. Я, конечно, понимаю, что гейш заказывают только vip персоны с толстым кошельком, не зря же у входа в чайные дома стоят Ламборгини и прочие крутые тачки, но платить 800 баксов в час — это уже перебор. Поэтому ужин брать не стала, о чем потом ни разу не пожалела, так как сама по сути переоделась в гейшу и знаю всю подноготную гримирования и подготовки. В общем, стало неинтересно.
Вернусь ко второму дню. С утра в фойе меня уже ждал переводчик. Это была девушка Оля, сама она из России, за мужем. С мужем они — японисты, переехали в Японию на время, оба пишут диссертацию: она в российском вузе, он в Японском. Почему-то оба планируют вернуться в Россию. Забрала меня Оля из отеля и вместе двинули на фотосессию. Салон находится на Гинзе, в паре станций от отеля. Я, честно говоря, была рада, что иду с переводчиком. Все вопросы решала она, переводила всю болтовню. Я не упустила возможность через Олю поведать японцам о борще и пельменях, несла знания в массы:)) В середине процесса последовал странный вопрос: «Как живется нам в России, санкции же, есть нечего? Пармезан перестали завозить, да и другие сыры». Ээ, ну если наличие пармезана — показатель сытости, то да — у нас голодомор.
Сама подготовка заняла часа полтора. Сначала меня переодели в специальный халат, дали таби — носки с отделенным большим пальцем. Затем надели на волосы сетку (для парика и чтобы волосы не мешали), потом приступили к гриму. Очистили тоником лицо, нанесли какой-то крем, затем розовым стиком нарисовали румянец как у матрешки (под белилами он как раз приобретает легкий розовый оттенок), покрыли белилами спину (какой-то узор), затем макияж глаз (подводка очень жидкая и накладывается толстым слоем, видимо, чтобы глаза смотрелись более контрастно), ну и последний этап — губы.
После грима нужно было выбрать кимоно. За это отвечала уже другая женщина, у них там вообще какое-то странное разделение труда. Было предложено около 50 вариантов на любой вкус и цвет, с различным орнаментом. Сначала я остановилась на красном кимоно с крупными цветами, у меня Япония и Китай ассоциируются с красным и золотым цветом. Но затем мне предложили черное кимоно с красным орнаментом, это было то, что нужно. Фурисодэ — кимоно для незамужних девушек с длинными рукавами от 70 до 114 см, которое надевается по торжественным событиям. Подумала, сейчас по быстрой наденем, да начнем фотосессию, но как оказалось, кимоно состоит из множества деталей:
• Нижнее кимоно — нагадзюбан
• Декоративный вышитый воротник хан-эри
• Воротник датэ-эри
• Пояс оби
• Пояс датэдзимэ
• Махровый пояс обиагэ
• Подушечка для банта обимакура
• Шнур обидзимэ
• Небольшие пояски кошихимо
• Плоские плотные подкладки под оби — оби-ита
• Украшения — шпильки и гребни для волос кандзаши, броши обидомэ
• Носки таби
• Сандалии дзори. (Мне выдали окобо, которые носят только майко)
Сначала она на меня надела нижнее кимоно (нагадзюбан), завязала. Затем стала обвязывать кучей вязочек (кошихимо?): под грудью, на животе, над грудью, выровняла мне спину, стянула это всё так, что дышать было практически невозможно, согнуть спину тоже. Получше любого корсета. Затем шею обернули красивым воротником (хан-эри), он шел вместе с кимоно и должен поддеваться вниз. Далее собственно само кимоно, кстати его обязательно запахивают на правую сторону, а на левую только покойникам, так как загробный мир противоположен нашему миру. Рукава у него были просто шикарные, длинные, больше половины моего роста. Теперь оставалось надеть пояс (оби). Вообще пояс является основной частью, по нему оценивают богатство и красоту кимоно. Я видела пояса двух видов: красивый затейливый бант, либо просто длинное полотно из дорогой расшитой ткани. На меня надели порядка пяти поясов: сначала какой-то средней красоты, но зато очень широкий, затем несколько узких, а уже затем сзади закрепили пояс в виде длинного полотна. Под конец добавили тоненький поясок с брошью (обидомэ). Сам процесс надевания кимоно достаточно хлопотный, как рассказала Оля, его никогда не одевают самостоятельно, всегда кто-то помогает.
Еще немного ликбеза:
• Стоимость кимоно из расписанного вручную шелка спокойно может достигать 300 000 руб, а вместе с оби и кандзаши и до полумиллиона.
• Их носят и мужчины, и женщины
• Кимоно бывают зимними, утепленными из плотной ткани.
• Выбор кимоно достаточно сложный процесс, в котором учитывается и официальность мероприятия, возраст, семейное положение и т. д.
• Оби может стоить дороже самого кимоно. Существуют сложные правила этикета, какой оби выбирать к тому или иному мероприятию, и каким бантом завязывать.
• Майко завязываю бант сзади, конец висит свободно. Гейша завязывает бант сзади, концы подвязывает. Куртизанки и проститутки завязывали бант спереди.
• Кандзаши — украшения волос. Ёситё — раздвоенные шпильки, замужние женщины носили одну, гейши две, проститутки множество. Гейши и майко носят хана-кандзаши или канзаши с цветами. Цветы в прическе различаются в зависимости от месяца. Май — глицинии и ирисы, октябрь — хризантемы, в феврале, кроме цветов добавляют шарики и вертушки, в ноябре — листья. Цвет кандзаши в марте — желтый и т. д. Также различалось и количество гребней в прическе у гейш, и у проституток.
Заключительным этапом стал парик. Их там тоже большое разнообразие, цветы различного цвета, укладка, были даже многоярусные парики с кучей аксессуаров в волосах. Учитывая странное разделение труда, можно было догадаться, что парик мне подбирала уже третья женщина. Сначала он сел низко, поэтому к волосам мне прикрепили пучок искусственных волос и сверху посадили парик. И вот образ готов.
Нужно было пройти в фотостудии, а в кимоно идти было как-то непривычно. Внизу мне очень туго запахнули нижнее кимоно, так что приходилось семенить ногами, согнуться я тоже особо не могла и даже сесть на коленки мне помогал фотограф, дабы не раскидать все полы и рукава кимоно вокруг. Фотосессия проходила в студии, отсняли 8 фотографий из списка: с веером, с зонтиком, сидя, стоя и в окобо. Окобо были деревянные, сантиметров 15 высотой. Спереди покатые, так что нужно правильно распределять давление ноги, иначе можно упасть вперед. После фотосессии можно было пофотографироваться самому.
Напоследок осталась самая неприятная часть — смыть грим. Сколько было потрачено мыла! Нужно еще было достать из волос этот искусственный пучок, сдать халат и таби. На выходе меня уже ждал диск с фотографиями, а также распечатанные на А4 миниатюры. Что удивительно, наши ботинки японцы составили один ко одному носками к двери, у нас обычно ставят обувь наоборот. Провожали нас всем миром, фотограф кланялся аж в пояс:)
Вышли мы на Гинзу, оставался еще один оплаченный час Ольги. Она провела небольшую экскурсию по Гинзе, я поспрашивала основные организационные вопросы, а затем перешли к обсуждению японцев. В частности, я узнала почему все японцы ходят в масках, что не все они такие дружелюбные, что в Японии мало мусорок и нужно обязательно съездить в Хиросиму. Я также попросила Ольгу записать на японском мою просьбу оставить багаж на три дня в мое отсутствие. В отеле меня вроде поняли, но было беспокойно.
Дальше Ольга немного сориентировала меня по поводу парков, дала советы и рассказала о театре кабуки, на этом и распрощались.
Так как в первый день был сбой плана и в парк я так и не успела, нужно было оперативно принять решение, каким объектом пожертвовать: парком Тидоригафути (Chidorigafuchi), где можно арендовать лодку и поплавать по пруду вдоль сакуры, либо парком Шиндзюку-гёэн (Shinjuku Gyoen). Было решено ехать в Шиндзюку-гёэн.
Данный парк был разбит в 1906 году, площадь 58га, окружность 3,5 км. Во время Второй мировой войны был практически разрушен, затем восстановлен. Парк разделен на зоны: классический Японский сад, английский сад и французский сад. На территории парка растут 1500 деревьев сакуры (около 70 видов). Является одной из лучших точек ханами. Ханами — японская национальная традиция любования цветами. Начало обычаю было положено еще в 710 году. В Японской культуре сакура глубоко символична, её красоту и мимолётность цветения сравнивают с человеческой смертью и эфемерностью жизни, а её образ используют в искусстве, кино, аниме и даже чеканят на монетах. Цветение начинается с Окинавы и заканчивается на Хоккайдо. При плохой погоде лепестки могут опасть уже через 5 дней. Во время начала цветения в поездах метро весят рекламы, призывающие всех выходить в парки.
Снова приезжаю на Shinjuku-Gyoenmae. Было еще утро, но народу уже много. Вход в парк платный. Сразу при входе растут странные деревья в шубках. Зачем их утепляют, так и не поняла.
Если пройти в глубь парка метров 50, то сразу попадаешь на полянку с сотней деревьев сакуры. Красота неописуемая, словно розовые облака вокруг, а на дальнем плане за деревьями современный пейзаж района Шиндзюку. Деревья были самые разные, от белых до розовых, от каких-то шел приятный аромат. У сакуры есть особенность — практически отсутствуют листья, а все ветви усыпаны только цветами. Супер. Вокруг тьма народа, все приходят большими группами, расстилают голубые подстилки и устраивают пикники, так что найти неаккупированное людьми дерево довольно проблематично.
На радости я кинулась все фотографировать, сделала пару панорам и даже сняла видео. По пути нашла молодоженов, они делали фотографию на фоне сакуры.
Дальше перешла в другой сад: (возможно, это был английский сад) ровно стриженные кусты, деревья в ряд и аллея с каким-то корявыми, лысыми деревьями. Видела такое впервые, может, конечно, листья появятся позже, но тогда они выглядели очень устрашающе. В парке также есть небольшие пруды с карпами.
После прогулки по парку я поехала в музей ЭДО. В моем плане изначально не было ни одного музея, получалось как-то не очень, я решила добавить один, на большее просто не хватало времени. Выбирала из двух основных музеев Токио: Токийский национальный музей, либо музей ЭДО. Посмотрела рейтинг музеев на TripAdvisor и в итоге выбрала музей ЭДО (Edo-Tokyo Museum).
На входе в музей есть парковка для зонтиков, вроде как его пристёгиваешь и берешь номерок. Оригинально.
В Японии вообще распространена тема зонтов, они продаются абсолютно везде за небольшие деньги. Белый зонт-трость в переводе на рубли получался около 300 рублей. Цвет обычно либо белый, либо прозрачный. Часто на входе в различные заведения выдают длинные пакеты для зонтов, чтобы вода не стекала на пол. Я также видела специальные корзины с закрепленными пакетами, вставляешь зонт и поднимаешь уже запакованный, это удобно, не нужно самому пакет натягивать. Как рассказывала Оля, многие могут просто взять чужой зонт и уйти с ним, затем оставить за ненадобностью в другом месте, для них — это расходный материал. Вот такой круговорот зонтов в Японии. Теперь о самом музее. Он посвящен становлению и развитию Токио (в древности ЭДО). В музее представлены макеты города в разные эпохи, полномастштабные копии интерьеров домов, театр кабуки, старинные деньги, кимоно, карты, экспонаты посвещенные Второй мировой войне и великому землетрясению Канто. Около каждой экспозиции стоят дисплеи с пояснениями на разных языках, в том числе на русском. В целом, могу порекомендовать этот музей, чтобы иметь более полное представление о Японии и Токио в частности.
Из музея я вышла в 6 вечера. В это время все храмы и музей уже закрыты, пойти некуда, только прогулки по городу и шопинг, но меня это мало интересует. Я заранее подготовила различные альтернативные варианты проведения досуга, если вдруг что-то будет закрыто, то можно заменить другим объектом из списка. Так в списке значился театр кабуки.
Кабуки — вид традиционного японского театра, сочетающий в себе танцы, музыку и пение. Синтез японского эпоса, яркого грима и костюмов. Специфичный метод гримирования в кабуки — кумадори. Особенность мужского грима — нанесение на лицо цветных линий, каждая из которых имеет особый смысл. Например, черный цвет символизирует волшебство и божественность, красный цвет — храбрость, доброту и страстность натуры, а синий — злобность и трусость. Часто перед тем как надевается парик, актеру подтягивают верх кожу около наружного края глаз, что создает своеобразное выражение лица.
Сцена в кабуки имеет своеобразное строение, деревянный помост тянется от левого края сцены через весь зал, а с 18 века стали применять вращающуюся сцену. В отличие от других видов театра, в кабуки все роли исполняют мужчины, в том числе и женские.
Само представление длится весь день и разделено на несколько актов от 30 минут до 3 часов с антрактами. Купить заранее можно билет только на весь день. То есть приходишь рано утром и весь день смотришь спектакли. Для первого знакомства — это чересчур, да и билеты выходили совсем дорогие. Если хочешь попасть на какой-то конкретный спектакль, чисто для знакомства, то билет можно купить только по факту. И да, в партер билеты на один акт не продают, это будет либо балкон, либо на самом последнем этаже несколько рядов. Продажа на каждый акт открывается за час до начала, билеты в ограниченном количестве. Здесь главное знать расписание, приехать заранее и взять билет, дальше немного погулять и придти уже к началу представления. Но и здесь, как оказалось есть нюанс, билетов могут продать больше, чем количество мест, так что есть вариант смотреть спектакль стоя! Кто не успел — тот опоздал.
Вечером на удачу поехала в театр Кабуки-дза (Kabuki-za) на Гинзе (станция Хигаши-Гинза).
Мне повезло, через полчаса должен был начаться 2,5 часовой спектакль и продажа билетов уже открылась и, что удивительно, билеты еще были! 2,5 часа — это много, мне хотелось максимум час, но короткие часовые спектакли показывали только утром, а график у меня плотный, впихнуть некуда. Нужно было решаться, либо сейчас, либо никогда. И я покупаю билет — 1300 руб. Всем купившим выдают номера, за 15 минут до начала спектакля выстраивают длинную очередь согласно номерам. Сначала строят из первой десятки, затем к ней пристыковывают следующие десять человек и так далее, пока не выстроилась длинная очередь как в мавзолей. Места нас всем достались на последнем этаже, последние несколько рядов. Так как рассадка свободная, то долго раздумывать над местами не приходится. Затем девушка зачитала правила поведения, нельзя видео, фото. И не жрать! Сначала на японском, затем на английском, затем для особо тупых показала картинки. Начался спектакль. Сначала были танцы и музыка, понимать тут особо нечего. Всё красиво, яркие костюмы, переливающиеся украшения. Хорошо, что у меня зрение хорошее, потому что с последних рядов последнего этажа, видно, мягко говоря, не очень. Как только от танцев и музыки перешли к обычному действию — беседа за чайным столиком, всё стало совсем непонятно. Японский я не знаю, а англоязычный гид я не взяла. В целом, понятно где хороший герой, где плохой, кто кому друг. Мой спектакль был про какого-то колдуна с кошкой на голове, на кладбище стали раскапывать могилы и явился он)) в конце спектакля всё закончилось убийством, толи даже двойным, не помню. Все женские роли играли мужчины, делали тонкий женский голосок, смотрелось это всё потешно:) Пара фотографий афиш
Если подвести итог, то театр я рекомендую всем. Лучше брать короткие спектакли, англоязычный гид и приходить к открытию продажи билетов, чтобы успеть взять один из первых номеров. Расписание спектаклей можно узнать на сайте театра Кабуки-дза сайт театра. Вроде как можно взять бинокль за плату, лично меня поняли только с десятого раза, время поджимало и бегать искать на первых этажах бинокли не было желания. В любом случае, даже с самых последних рядов нормально видно грим кумадори и костюмы.
После спектакля нужно было поужинать. Я присмотрела ресторан неподалеку от отеля. Не успела выбрать столик, тут же принесли воду со льдом. Так делают во всех японских ресторанах. Вот в России на вопрос: «Принесите воды», официанты с кислым видом: «С газом, без?!!», им налить простой бесплатной воды — это целое дело. В Японии с основными жизненными потребностями всё гораздо лучше, везде бесплатные туалеты и везде нальют стакан воды. Один минус у этого ресторана все-таки был, меню только на японском. Но ничего, у меня же есть википедия, на все японские блюда она дает иероглифы как-это будет в оригинале. Набиваю рамен, показываю официанту. Как оказалось, рамена у них нет, но вот ведь добродушность и желание помочь, официант собрал вокруг себя бармена и повара и те давай обсуждать, в каком ресторане поблизости есть рамен. И отправили они меня в итоге в кафе за углом.
Прихожу в это кафе, снова принесли воду, меню на рамен достаточно богатое, на любой вкус. Заказываю со свининой и яйцом, также беру пиво Sapporo. Как обычно сразу же принесли счет, оплата на выходе. Проходит немного времени, несут тазик с раменом! С пылу, с жару, аж пар еще валит. Я ожидала небольшую тарелку, а тут огромный салатник. Да чтобы у нас в России такие тарелки подавали? Да никогда в жизни! Странный на вид, но очень вкусный бульон белого цвета, мясо, сельдерей, зелень, удон и яйцо. Яйцо было, видимо, только из-под курицы, такого свежего и вкусного я еще не ела!