Несколько лет назад правительство решило узаконить всеобщее пьянство безделье первой половины января и ввело в нашей стране длинные Рождественские каникулы. С нового года и примерно до старого нового года теперь можно не работать. Раньше тоже в это время никто особо не работал, но теперь это легально. Не работать — это хорошо, но если за окном дрянная московская зима, и ты сидишь в четырёх стенах, с тоски можно если не удавиться, то прийти к суицидальным настроениям.
А верный способ не подвергнуться суициду известен — поехать в путешествие. Поэтому когда жена предложила: «Давай съездим в Ригу», я тут же согласился. Хотя знакомое с детства выражение «съездить в Ригу» никаких положительных эмоций не вызывало, да и с путешествиями не было связано — разве только с очень недалекими. Но то фигуральное выражение. А жена предлагала выражение реальное. Реально съездить в Ригу — это же шик! Это вам любой советский пионер подтвердил бы.
Латвия в советское время была как бы немножко заграницей. И снабжала весь остальной Советский Союз «фирменными» товарами народного потребления. Микроавтобусы «РАФ», духи «Дзинтарс», радиоприемники «ВЭФ», рижские шпроты, Раймонд Паулс и Лайма Вайкуле были близки сердцу любого прогрессивного строителя коммунизма. Теперь коммунизма больше нет, но Рига осталась мечтой в сердце, для осуществления которой нужны-то всего лишь шенгенская виза и авиабилет.
И ещё нужна крыша над головой, которую мы, знамо дело, нашли на Airbnb. Почему именно на Airbnb? Тут ответ прост — потому что Airbnb — партнёр Туристера. А Туристер с плохими дружить не будет.
Крышу мы выбираем по ключевым словам «старый город» и «в шаговой доступности». Это всегда работает. Если вы только ищете не хижину в Сахаре.
«Телевизора нет, и это принципиально», — уведомил нас хозяин по прибытии (нашем прибытии). А нам и не надо. Кому, скажите на милость, нужен телевизор в центре Риги? На худой конец, радиоприёмник «ВЭФ», и то необязательно. Тем более, у нас был балкон и внутренний двор-колодец. Можно было налить себе чаю, сидеть на балконе и смотреть двор вместо телевизора. Зима и снег — холодновато для балкона? Что ж теперь прикажете чай что ли не пить?
Но долго чаи распивать времени нет. Раз приехали в Ригу, надо первым делом идти куда? Правильно, в церковь Св. Петра!
Но на пути к Петру немного осмотримся, конечно. Живем мы на живописной улице Вагнера, а рядом шумит рождественская ярмарка на площади Ливу.
Интерьер церкви Св. Петра сугубо готический. То есть, ничего особенного. Зато есть, колокольня, на которую жадных до видов людей поднимает лифт. В лифте — надпись латиницей «не грустите». Как мило и позитивно, подумали мы, хотя грустить и не собирались. Позже мы узнали, что по-латышски «negrūstīt» означает «не толкайтесь».
Верхняя часть колокольни церкви Св. Петра изначально была сделана из натурального дерева. Оно и понятно, так как там на открытой смотровой мы чуть не дали дуба самым натуральным образом. Чай, не май месяц. Но, говорил я себе, ради видов вечерней январской Риги можешь и дуба дать разок, ничего с тобой не случится.
Теперь надо посетить, без преувеличения, главную архитектурную достопримечательность латвийской столицы — Дом Черноголовых. Почему черноголовых? Потому что этот средневековый дом и снаружи, и внутри украшен скульптурными и художественными изображениями негров. Почему негры? Как нас учили в школе, негры живут в Африке. Казалось бы, где Латвия, а где черноголовые! Тем более в средневековье. Тогда даже международных фестивалей молодежи и студентов ещё не проводили. Так откуда в средневековой Латвии взяться афролатышам? А ответ оказался прост.
В средневековье любому сообществу, чтобы что-то из себя представлять, нужно было выбрать себе покровителя. Но не из ПЖиВ, как сейчас, а из лика святых. Чтобы на вопрос: «Под кем ходишь?», можно было что-то гордо ответить. И гильдия торговых людей Риги выбрала себе в покровители Св. Маврикия. А был он мавром, то есть, от природы черноголовым. Вслед за этим черноголовыми стали звать и всех членов гильдии, и их дом этим именем назвали.
А торговые баталии в средневековье разыгрывались нешуточные. Торговая война США с Китаем покажется детским лепетом. Какие там Гуглы и Хуавеи? Там Ганза всё под себя подминала! В общем, Черноголовые в торговых войнах выходили победителями и дом свой всё больше и больше украшали, пока не получился он у них ну просто на загляденье!
К сожалению, бессовестные фашисты в 1941 году Дом Черноголовых разрушили, и то, что мы видим сейчас — послевоенная реплика. Но весьма качественная, замечательная, и, по словам очевидцев, неотличима от оригинала.
До недавнего времени Дом Черноголовых был резиденцией президента Латвии (пока Рижский замок, куда нынче переехал президент, реконструировался) и был закрыт для посещения простыми смертными. А сейчас открыт, чем мы и воспользовались.
В подвале — исторические средневековые интерьеры. Всё как при черноголовых. Залы для торговли, заседаний и попоек. Верхние этажи более элегантны — воссозданы в стиле 19-ого века. Залы для более изысканных торговли, заседаний и попоек.
Аня посидела даже в бывшем кабинете президента. У нас так просто в кабинете президента не посидишь, даже в бывшем. У нас везде вежливые люди, которые охраняют власть от контактов с гражданами.
Старый город в Риге — всем старым городам старый город! Приятно бродить по его узким извилистым улочкам и в них потеряться. Ведь к каждому обстоятельству важно подобрать правильное сказуемое. Если это «линия прибоя», надо «лежать и слушать шелест волн», если «волосы любимой женщины» — «зарыться в них носом», если «старый город» — «потеряться в его узких извилистых улочках». Что мы и исполнили.
Рождественские ярмарки были заводные, разнообразные, хоть и небольшие. Как на зло, есть мы не хотели, поэтому просто гуляли между рядами, заглядывали в котлы, тарелки и сковородки, чем смущали немало едящих. А мы специально были бесцеремонными, как в средневековье, чтобы проникнуться духом. И купили себе замечательные кружки и что-то еще.
А если уж речь зашла о еде, завтракали мы знаменитыми латвийскими пирожками с салом. Вот интересно, но даже в Украине, где сало почитается сакральным нацпродуктом, пирожков с салом мы не видели. А в Латвии они на каждом шагу, на каждом столе и в каждом рту!
Особенное время мы отвели рижскому югендштилю. Что такое югендштиль, спросите вы? Это то же самое, что ар-нуво, если вы француз, сецессион, если вы австриец, и модерн, если вы англичанин или, на худой конец, русский. Архитектурный стиль такой, появившийся на заре бесшабашного и грозового двадцатого века. Тогда все архитекторы в разных странах почти независимо друг от друга пришли к мнению, что всё, что было до этого в архитектуре, скучно до одури. Сами посудите. Античность — там одни колонны. Потом готика — все дома как свечки. Потом ренессанс — арки и купола. Потом барокко — одни завитушки. Рококко — еще больше завитушек. Потом классика — опять колонны. Доколе?! — воскликнули архитекторы и изобрели ни на что доселе непохожий югендштиль, он же ар-нуво, он же модерн. Чем он отличается? Знайте, если на доме страдающие морды и мутировавшие звери, это югендштиль! Ласкает глаз!
В музей югендштиля мы тоже зашли, хоть сам музей и не посетили — зашли в подъезд ради лестницы. Лестница там, скажу я вам, художественнейшая. Глядя на такую лестницу, можно сразу возлюбить югендштиль и возненавидеть все остальные штили. На лестнице, правда нет ни морд, ни зверей-мутантов, но есть не встречающиеся в природе растения — еще один признак югендштиля.
Кстати, знаменитый рижский «Дом с котами» тоже выполнен в югендштиле. Кстати, этот дом нам как-то не очень зашел. Ну, дом и дом. Ну, с котами и с котами. Что мы домов или котов не видели что ли? А ведь это один из символов Риги! Еще и легенда есть, что, мол, купец, его отстроивший, повернул котов попами к зданию Большой гильдии, в которую его, видите ли, не принимали. Большая гильдия обиделась и сказала: повороти, мол, котов к речке задом, ко мне передом. И когда он их поворотил, его в нее приняли.
Не очень понятна патетика этой истории. Например, и у меня есть дом и есть кот. Теоретически я могу посадить своего кота на балконе попой к Кремлю. И что тогда? Кремль на меня обидится, и мой дом станет одним из символов Москвы? Сомневаюсь. И даже пробовать не буду.
А если бы на этом рижском доме с котами не было бы никаких котов? Был бы он сам по себе символом? Говорили ли бы тогда экскурсоводы: «Смотрите, это знаменитый рижский Дом без котов»? Тоже сомневаюсь. В общем, дом как дом. Неплохой да и только. На символ не тянет. Дома Большой и (особенно!) Малой Гильдий куда круче!
А уж совсем крутые — рижские «Три брата». Вот где готика встречается с ренессансом и обнимается с барокко! Три средневековых дома — один другого старше, стоящих в обнимку на улице Маза Пилс. Это мощь и исторические корни. 15-ый и 17-ый век! Вот это символ! Коты просто отдыхают — будь они хоть носами, хоть жопами к гильдии!
А недалеко от Трех братьев жил и знаменитый сыщик Шерлок Холмс. Жил не взаправду, а в замечательном советском сериале Масленникова. В роли Шерлока Холмса — Василий Ливанов, в роли Бейкер стрит — улица Яуниела.
Как тут не зайти и в дом Бога, то бишь, в Домский собор, около которого шумит главная ярмарка. Собор большой и просторный. Что еще сказать? Внутри он белый. И всё. А всё потому что реформаторы-протестанты соборы особо не украшают. Бог, видите ли, у них должен быть внутри, а не во внешних украшениях соборов. Хорошо, пусть Бог будет внутри, а простому-зеваке туристу-то, что делать, скажите, протестанты, на милость? Ему же в соборе и посмотреть-то особо не на что. Только на Бога внутри, но Его и без соборов всяких можно внутри себя увидеть. В общем, впечатление от собора амбивалентное, хоть и пригожее.
Хорошо еще, что у Домского собора есть клуатр. А мы очень любим клуатры, как место для прогулок и размышлений о бренном, преходящем, грядущем, дольнем и горнем. Я бы, честно говоря, сделался бы католиком или протестантом только из-за клуатров. Ведь у православных нет никаких клуатров. Где размышлять о дольнем и горнем, непонятно.
Что еще за короткие зимние дни мы засвидетельствовали в Риге? Центральный рынок, переделанный из дирижабельных ангаров. Где смели с прилавка почти всю представленную там копченую рыбу. И музей фотографии, где таяли от восторга от игры светотеней на дореволюционных и довоенных фотографиях!
А еще мы искали в Риге ёлки. Нет, не настоящие, а Рождественские. Есть там такая фишка — по городу расставлены ёлки, которые ёлками являются только символически, а на самом деле они — произведения искусства. По крайней мере, на то претендуют. Мы скачали специальное приложение и отыскивали эти ёлки по пути нашего следования. Конечно, при взгляде на некоторые из елок, возникает вопрос, что курил автор. Шишки, несомненно, были забористые. А авторы некоторых ёлок, очевидно, ничего не курили. Хотя, может, и надо было бы. Короче говоря, все ёлки нам пришлись по вкусу.
Зашли мы и в средневековый ресторан «Rosengrals», действующий аж с 1293-его года! Прикиньте! Я, кстати, изучил вопрос. Конечно, в 1293-ем году там ресторана не было — ресторан в современном понимании этого слова вообще сравнительно недавнее изобретение — но были там винные погреба. В этих погребах любили засиживаться бюргеры, ратманы и другие достойные люди. За бочкой-другой вина там заключались важнейшие торговые сделки. Мы с Аней прекрасно там отобедали изысканными средневековыми яствами. Правда, сделок никаких не заключили, видимо, потому что не пили вина. А вообще туда стоит зайти хотя бы ради внутреннего убранства!
Завершить путешествие приятно любуясь Ригой с высоты бара «Skyline» в гостинице «Radisson Blu Latvia».
Что сказать в заключение? Понравилась ли нам Рига? Конечно! А как могло быть по-другому? Конечно, хотелось бы побывать там летом и хоть разок увидеть солнце, но мы же не виноваты, что Рождественские праздники решили сделать зимой, а не летом. И Рига не виновата. Она-то в любом случае хороша!