Казахстана никогда не было в списке мест, куда я планировала бы или вообще хотела бы поехать. Одно дело мечты о Провансе, Таити или Мадагаскаре… А тут Казахстан, о котором у меня давно сложилось мнение, что там одни степи, пески, верблюды и большие проблемы с продуктами, так как слышала много баек от свекрови, которой в советское время пришлось на несколько лет с маленьким ребёнком на руках уехать за мужем-военным в Усть-Каменогорск. Но в очередных поисках туристической информации по бескрайним просторам интерната наткнулась на анонс экспедиции в Казахстан на сайте Туристера. Меня, как автотуриста с огромным стажем, в первую очередь подкупил тот факт, что экспедиция планировалась на арендованных машинах. Потом внимательно прочитала описание предлагаемых к посещению мест, ну и фото конечно сделали своё дело. «Андрюша», — сказала я мужу», — ну когда мы с тобой ещё окажемся в Казахстане? Свою машину гробить жалко, единомышленников поехать туда на авто найти сложно, а тут готовая экспедиция со снаряжением и отличным маршрутом. Расслабляйся и наслаждайся отдыхом «. Люблю своего мужа за многие вещи, в том числе и за то, что моя вторая половинка думает так же, как его первая Так мы оказались в команде. Дело оставалось за малым: поднакопить денег и дождаться время Ч, потому что решение было принято в августе, а экспедиция назначена на конец апреля. За это время нам удалось соблазнить двух наших подруг-автопутешественниц. Итак, экипаж под номер 2 (а впоследствии нам был присвоен именно этот номер) был укомплектован полностью. Мы не были знакомы с другими участниками экспедиции. С некоторыми из них встретились за пару месяцев до начала старта. Меня не напрягал тот факт, что едем в неизвестность. Все мои автопутешествия всегда были для меня «вкусными» даже при наличии каких-то неожиданностей. Старт был назначен на 28 апреля 2019 года из Волгограда. В Волгоград участники экспедиции должны были добираться самостоятельно из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Мы с мужем приняли решение, что до Волгограда поедем на своей машине: багажник у машины большой, можно взять всё необходимое по-максимому и не мучиться с чемоданами в аэропорту. Рано утром 27 апреля выехали из Москвы, захватив с собой наших подруг, и в 21:00 уже заселились в волгоградский «Park Inn». Рано утром состоялась общая встреча экпедиционеров и наше первое знакомство с Renault Duster. Пять новеньких, разноцветных машин с наклейками Туристера наружи и с рекламным комплектом вещей внутри (толстовки и футболки) приветливо ожидали нас на стоянке автосалона Renault.
4
Багажник Дастера весьма «удивился» тому количеству вещей, которое привёз багажник нашего X-Trail. Спасло положение только наличие картопа. Слезно распрощавшись с нашим авто на стоянке автосалона и пасхально «чокнувшись» яйцами (стартовали в Пасху), расселись по Рено. Дальше постараюсь восстановить в памяти события экспедиции по дням. Некоторые дни перемешались, но буду излагать максимально точно.
28 апреля 2019 года.
Мы в Волгограде! Да накануне Дня Победы! Родину-мать не могли проехать мимо. Поэтому первая остановка и группен фото на фоне этот монумента заняло почётное место в истории экспедиции. Понятное дело, что при наличии трех дам в нашем экипаже, основным его пилотом стал мой муж. Так вот пилот немного напрягся, когда на панели загорелся восклицательный знак. Залез под капот и обнаружил какую-то трубку, ведущую в никуда. Хорошо, что от автосалона мы недалеко отъехали. Так что пока мы наслаждались видами Родины-матери, мужчины быстренько решили, куда присоединить деталь. Из Волгограда мы направились к озеру Баскунчак. Дастеру не терпелось с нами «познакомиться»: громкий звуковой сигнал заставил напрячься всю команду. Проверили ремни безопасности, плотность закрытия боковых дверей, поворотники, фары, крышку бака, музыкальную панель, сиденья… Дастер продолжал «капризничать». Крышка багажника «успокоила» нашу «лошадку». Что делать, притирка характеров, решили мы. Итак, Баскунчак. Его мы с мужем видели десять лет назад. Не только видели, но и купались. Поэтому, подъезжая к озеру, переживали, что за бортом прохладно, чтобы купаться. Подъезд к Баскунчаку изменился: появилось бюро информации, площадка для парковки, где нужно оставить машину, чтобы дойти до озера пешком. Баскунчак разочаровал своим нынешним видом: неимоверно высох и обмельчал. Купаться в нём может быть и можно, но идти придётся очень далеко, так как нынешний Баскунчак похож на подсыхающую после дождя лужу.
3
3
Зато наши фотографы-орнитологи получили удовольствие, подкарауливая местных птиц. Недалеко от Баскунчака расположена ещё одна местная достопримечательность — гора Богдо. Вот она «расцвела» после нашего последнего визита: появилась смотровая площадка, проложили пешеходную тропу через гору вниз, тем самым дав возможно туристам подойти к огромным валунам и увидеть Баскунчак с другой его стороны.
2
Жалко только, что степные тюльпаны к нашему приезду уже отцвели, и в поле торчали то тут, то там голые головки. Наша первая ночёвка была запланирована в Астрахани. Поздно вечером мы заселились в гостиницу, припарковав в ряд наши новенькие автомобили на парковке отеля.
29 апреля 2019 года.
Этот день для меня уже начался чуть за полночь. Проснулась от жуткого грохота и подумала, что рухнул соседний дом. Окна нашего номера выходили на стоянку отеля. Внизу увидела наши Дастеры, тесно прижатые друг к дружке. Разбудила мужа. В кровать вернулись с мыслью о завтрашней дороге домой. Мужу поспать не удалось, потому что ему пришлось спускаться вниз и выполнять функцию владельца авто под номером 2. Наутро интернет кишел видеороликами под названием «консервный паровозик», где «вагонами» помимо наших Рено выступили еще несколько автомобилей гостей отеля. А вроде бы просто припарковались на ночь у гостиницы. Итак, оценив ущерб, было принято решение, что в Казахстан продолжают свой путь только четыре Дастера. Отъезд пришлось отложить до вечера, так как нужно было подремонтировать остальные авто в местном автосалоне Рено. Муж с Николаем и Вячеславом, организаторами экспедиции, погнали на ремонт машины, а все остальные разбрелись по Астрахани в поисках туристических впечатлений. С мыслью о десяти негретятах я поехала в Астраханский Кремль. Кремль уже раньше видела, поэтому просто освежила в памяти своё первое впечатление. Очень хотелось поесть рыбы, поэтому нашли с девчонками ресторан с рыбным меню и засели туда ждать звонка от нашего пилота. Жареная вобла и икорники были отменными. Заказали много, поэтому муж тоже смог оценить качество астраханского рыбпромхоза. Так как количество машин уменьшилось на одну, экипажам пришлось уплотниться: кому-то людьми, а где-то экспедиционным скарбом. В Астрахани остался Вячеслав, который должен был дождаться документы из ГИБДД. Худо-бедно к 17:00 прибыли на границу с Казахстаном. С нашей стороны — небольшая будка с улыбчивыми пограничниками. Очередь отсутствует, поэтому много времени прохождение границы не заняло. Довольно долго ехали по нейтральной полосе, с казахской стороны — пограничный пост гораздо серьёзнее. Но тоже всё цивилизованно и без придирок. К 19:00 мы были готовы совершить марш-бросок в 380 км до Атырау. Довольно быстро стемнело и похолодало. Как оказалось, этот участок дороги либо вообще не имеет дорожного покрытия, либо в последний раз видел дорожный каток во времена Советского Союза. К часу ночи, стала проваливаться в сон. Муж, который предыдущую ночь «развлекался» с астраханской полицией уступил место пилота нашей Марине — второму пилоту нашего экипажа. Я очнулась в три часа ночи у гостиницы-небоскреба в Атырау. Нужно было быстро заселиться, уснуть и проснуться уже в 07:30 утра. Заселялись мы в апарт-отель, где получив ключ от двухместного апартамента, не помню, как очнулась от утреннего будильника.
30 апреля 2019 года.
Коматоз полный: понимаешь, что «пожил» в отличном номере, но не успел даже его хорошенько осмотреть. Кофе из местного Макдональдса заставил глаза открыться и осмотреться вокруг. А вокруг цивилизация: новые высотные, разноцветные жилые дома, монументальные административные здания и торговые центры, шикарное дорожное покрытие. Спрашивается, что было ночью: конспирация от российского автотуриста или своего рода защита подступов к казахским просторам? В любом случае, тот участок в 380 км, который мы проехали от границы до Атырау не имеет ничего общего с автострадами Казахстана. Наш путь лежал в Бейнеу. По дороге мы поражались бескрайним степям, до горизонта усеянным газокачками. Казахстан качает газ, его много, он дешёвый, поэтому казахи ездят на машинах, которые заправляют газом. Дефицит бензина мы ощутили позже.
2
А пока мы приметили вдоль дороги жующих полынь верблюдов. Внимание людей с фотоаппаратами явно пришлось верблюдам по вкусу. На фотосессию стали подтягиваться другие сородичи, не понимая, чем вызван вдруг такой интерес к их персонам. Не знаю, кто получил от этой встречи большее удовольствие, но кадры с верблюдами получились зачётными. В Бейнеу нас ждал ещё один экипаж — техничка на Хайлюксе с ребятами из Екатеринбурга. Тут же в Бейнеу у нас появилась возможность поменять деньги, чтобы что-то начать тратить. С первых же дней пребывания в Казахстане столкнулись с казахской открытостью, доброжелательностью, приветливостью и интересом к русским туристам. На протяжении всего путешествия в разных местах: на рынках, в магазинах, в диких степях к нам подходили казахи разного возраста, говорили добрые слова, пожимали руки и фотографировались на память. Было невероятно приятно и здорово ощущать себя в полной безопасности в этой стране. Это отступление, но в тему, потому что первым таким нашим знакомым стал местный житель в Бейнеу, который подошёл ко мне в банке и стал расспрашивать о России. Было невероятно душевно. «Обогатившись» тенге, второй экипаж в полном составе заглянул в местный магазин продукты и накупил то, что было спрятано в холодильнике и для нас не совсем понятно на вкус: каймак (казахская сметана), шубат (кислое верблюжье молоко) и сарысу (свежее, не высушенное молочное, сладкое лакомство). В машине с удовольствием оценили вкус казахских продуктов и поехали в сторону Тузбаира.
2
В планах была первая ночёвка в палатках, предвкушение щекотало нервы. Появление по сторонам автобана меловых гор вызвало оживление в рациях. После картинок с бескрайними степями глаз живо зацепился за новизну в пейзаже. Первое впечатление всегда самое сильное. Возможно, поэтому Тузбаир полюбился мне с первого взгляда. Полюбоваться им вечером в полной мере не удалось: темнеет здесь быстро, а ещё нужно было успеть поставить палатку и привыкнуть к походным условиям. В этот день в памяти ярко запечатлелся запах полыни: когда съехали с автострады в степь и впервые полынь примяли шинами, в салоне запахло свежим постельным бельём, полежавшим на травяном саше в шкафу. Точно также когда-то я влюбилась в запах лаванды. Ветреный вечер на Тузбаире впервые объединил всех членов экспедиции за походным раскладным столом и дал возможность познакомиться поближе. Несмотря на сумасшедший ветер, ночь в палатке прошла прекрасно. Сказалась накопившаяся усталость и густой свежий воздух дикого Казахстана.
1 мая 2019 года.
Проснулась от звука двигателя авто, проезжавшего мимо нашей палатки. Оказывается, «жаворонки» экспедиции уже успели запустить квадрокоптер и потерять с ним связь. У нас было время полюбоваться Тузбаиром. Выходишь на край обрыва, откуда следы от автомобильных шин внизу кажутся тропой туриста, смотришь направо и видишь белые, каменные, застывшие волны; налево — бескрайний солончак, в котором китайские туристы рассыпались «чёрным бисером». Никакая фототехника не может запечатлеть всю мощь и энергетику многовековой истории, и фотошоп, увы, тут тоже не поможет. Оставалось просто впитывать впечатления и наслаждаться причастностью к происходящему вокруг.
3
Поиски квадрокоптера внесли изменения в график дня. К полудню было принято решение основным состав выехать дальше по маршруту, чтобы хоть что-то успеть посмотреть из намеченного в этот день. Шеркала возбудила аппетит автотуристов. Но перед тем как устроить пикник на фоне огромного многослойного «пудинга» женская половина экспедиции примерила на себя образ «девочки на шаре», взобравшись на огромные валуны, разбросанные перед Шеркалой.
4
2
Мужская же половина испытывала технические качества авто, взбираясь на скалистые уступы в поисках лучшего ракурса для группового фото наших железных лошадок. Надо отдать должное казахским туристам, которые интересуются своей историей и довольно массово посещают основные природные памятники страны. Возможно, им найти дорогу в степях труда не доставляет, но вот мы убедились в том, что самостоятельным автотуристам из России будет очень тяжко добраться до природных красот: указателей нет, интернет почти отсутствует, поэтому рассчитывать на него не приходится, даже имея точные координаты мест. Нам в помощь было приложение maps.me, но даже с ним пришлось изрядно покрутиться, чтобы добраться до следующей точки нашего маршрута под названием Айракты или долина замков. Высокие белые горы, окаймляющие степь, действительно похожи на стену замковых башен, причудливо высеченных в камне рукой человека. У меня Айракты вызвало ассоциацию с ликийскими гробницами в турецком Дальяне, но там трудились люди, а здесь сама природа.
3
Вечерело, поэтому, осматривая красоты, искали место для палаточного лагеря. Днём в Казахстане было очень жарко, температура иногда доходила до 40 градусов, но к вечеру заметно холодало градусов до 17–20, что позволяло комфортно спать. В то же время несколько раз испытывали на себе силу ночного казахского ветра, превращавшего наши палатки в трепещущие паруса. В Айракты выбрали чудесное место для лагеря: зелёную поляну, закрытую со всех сторон горами и с пасущимися рядом дикими лошадьми.
5
К вечернему столу вернулись ребята с найденным квадрокоптером. Душевная компания и стойкий запах деревенской конюшни, исходящий из-под днища палатки, располагали ко сну. Жизнь-то налаживалась.
2 мая 2019 года.
Начавший искать становится охотником. Проснулась с мыслью, что стала ощущать себя охотником и жажду новых впечатлений. Соблюдя весь ритуал туриста-походника, мы отправились дальше по маршруту. В этот день гвоздём программы выступал Жыгылган. Подъехали к нему незаметно: затормозили рядом с первым экипажем, а в метре обрыв. Первым порывом стало естественное действие путешественника- схватить фотоаппарат, телефон и отснять максимальное количество селфи на фоне застывших над обрывом Дастеров.
4
Осознание глобальности увиденного пришло уже позже: рухнувшая вниз земля и нетронуто лежащая на протяжении веков так пластами, будоражила воображение.
4
3
Наш экипаж стал делать предположения, как же здесь было шумно в момент происходящего обвала. Находясь под впечатлением от Жыгылгана, отправились на ночлег в Баутино, расположенное на берегу Каспийского моря. Моря мы в этот день так и не увидели, зато в гостинице нас накормили домашними мантами, что стало отличной заменой морю.
3 мая 2019 года.
День морской или точнее приморский. Не нужно было никуда гнать, поэтому небольшой километраж до следующей ночёвки в Актау предполагал отдых у Каспийского моря. Естественно, в поездку с собой я взяла купальник. Первая остановка на диком пляже Каспийского моря сразу же отбила у меня охоту купаться в море. Во-первых, температура воды явно не располагала к водным процедурам, а во-вторых, и в главных, огромное количество змей: больших и маленьких, в воде и на суше, которые были весьма не довольны тем, что их потревожили на диком пляже. У страха глаза велики, возможно, змеи были безобидными, но факт остаётся фактом. Купаться здесь никто не стал. А море безумно красивое, с волнами и пеной. Ножки я всё же помочила.
4
Проехав ещё какое-то расстояние, снова свернули в сторону моря в поисках обитаемого пляжа. При повторной попытке подъехали к широкому песчаному пляжу, где резвилась казахская молодёжь. Так как купаться я не была намерена, полезли с мужем на камни, чтобы пофотографироваться.
2
Упс, а тут вам казахский экшен: навстречу нам быстро ползёт длиннющая змея, видно, что от кого-то удирает. Поднимаем глаза, а выше параллельно первой ползёт вторая змея, шипит, прыгает на первую, я визжу, муж меня прикрывает, обе змеи прыгают в воду и тишина… Мы, молча, возвращаемся к машинам и ждём, когда накупаются наши экпедиционеры. Заселились в цивилизованный город Актау. А вечер провели в теплой атмосфере ресторана Актау в компании с осётрами и бешбармаком.
4 мая 2019 года.
Долго собираемся и выезжаем в сторону Жанаозена, чтобы там получить разрешение для въезда в заповедную часть Карынжарык, расположенную на границе с Туркменией. Чуть-чуть не успеваем в Жанаозене получить это разрешение до обеда, приходится ждать пару часов. За это время успеваем посетить местный продуктовый рынок, где, в общем-то, ничего интересного из местных продуктов не находим, зато обедаем в колоритной казахской столовой. В меню выбор не велик, но порции размером поражают. Внимание привлекает плов. О выборе в последствии не пожалела: очень вкусный, с большим количеством мяса и моркови. Вот пишу, и текут слюнки. Жанаозен стал для нас практически реперной точкой маршрута, так как бензиновые заправки этого района только там. Жаль, что этот факт мы осознали поздно. В один из дней пришлось сделать крюк из Сенеки, чтобы пополнить баки, но для бешеной собаки семь верст не крюк. Учимся на своих ошибках. Итак, получив, разрешение на посещение Карынжарыка едем к горе Бокты. По мере приближения к горе зелёная степь сменяется пейзажами пустыни, а Бокты — это красивый корабль в пустыне. Ощущения, что ты вдруг резко оказался на Марсе, потому что меняется даже цвет песка. Палатки ставили там, где песок помягче и поменьше дыр, а судя по их количеству, мы вторглись на территорию черепашьего царства. Вечер прошёл привычно: приготовление еды, её поедание и душевные разговоры. Разнообразие внёс наш Олег (Nomad), притащивший откуда-то кучу блестящих зубов и утверждавший, что это зубы акул. С этой мыслью и заснули.
5 мая 2019 года.
Вчерашние зубы не дают покоя. Выглядываю из палатки, народ уже меряет шагами горы. Идём с мужем тоже искать частицы Мегалодона.
3
Чего только не попадается под ногами: какая-то слюда, чёртовы пальцы, верблюжьи колючки. Долго не бродим, возвращаемся в лагерь, чтобы сложить палатку. Обычный скучный процесс, но начинаю сворачивать днище палатки, а тут он! Маленький, прозрачный и с хвостом. Я визжу, ведь скорпион всё же. Он прикидывается ветошью, но уже поздно. Папарацци плотным кругом обступают нового знакомого, и долго слышится звук затворов фотоаппаратов. Выезжаем в сторону Босжиры. Сначала едем по очень зелёной степи, которая кишит черепахами, сусликами и сурками. Суслики и черепахи норовят оказаться под колёсами, сурки торчат столбиками, с любопытством провожая наши «Пыльники». Наконец-то, Duster начал оправдывать своё название: в салоне уже можно было рисовать. При подъезде к Босжире нас встретил патруль. Весёлые казахские парни поприветствовали всех членов экипажей, дружески пожали руки, радостно попозировали в кадре.
5
Небо затягивалось тучами, а говорят, что в Казахстане дождь может не идти годами. Мы едем по песку к двум торчащим каменным «рогам», которые сами по себе особо сильных эмоций не вызывают. Но стоило нам припарковать машины в ряд на их фоне, и сразу выглядеть останцы стали по-другому. Фото здесь получилось космическим!
6
Пока мы находимся на дне древнего моря, а хочется оказаться наверху тех гор, куда смотреть затекает шея. Делаем попытку объехать это место. Подъём в гору занимает довольно много времени, начинается дождь. Наконец, находим живописнейшее место для лагеря и под проливным дождём ставим любимые палатки. Дождь прекратился сразу, как мы закончили вить наши гнёзда. Берём с девчонками кресла и идём в кинотеатр под открытым небом на краю пропасти в столетия истории.
6
Над головой проплывают причудливые облака, меняются краски заката, внизу мелькают фары авто ещё каких-то искателей приключений. Этот фильм можно смотреть бесконечно, потому что сюжет придумала сама природа, и он не повторяется. Здесь я впервые увидела закат цвета фуксии. Настолько яркий, что передать это обычной акварелью нереально. Забегая вперёд скажу, что Босжира для меня стала кульминацией нашей экспедиции. Босжира дала мне то, зачем я приехала в Казахстан, можно было поворачивать к дому.
6 мая 2019 года.
Утром Босжира встретила нас иначе: помолодела и принарядилась. Долго не хотелось отсюда уезжать, потому что казалось, что ещё не всё успел увидеть и сфотографировать. Но, увы, экспедиция живёт по регламенту, поэтому следуем по маршруту в Карынжарык. Этот день стал самым впустую потраченным днём автопробега. Решали вопрос с бензином, искали дорогу, пристраивали мусор, искали связь с космосом, но до Карынжарыка не доехали. Заночевали в палатках недалеко от какого-то поселения, из которого утром должны были взять проводника.
7 мая 2019 года.
Утром взяли «языка». Непонятно откуда он знает дорогу среди бескрайней степи и разных накатанных дорог, но мы умудрились выехать к погранзаставе на границе с Туркменией. Дальше уже по традиции последовали приветствия, рукопожатия, проверка документов и добрые напутствия. Сегодня мы должны были провести день у «Трёх Братов» — трёх красивых гор на солончаке, похожих на кратеры вулканов. К полудню подъехали к месту ночной дислокации, на улице пекло. Можно было остаться ставить лагерь, а потом осматривать местные красоты или поехать в пещеру, где течёт подземная река, чтобы там искупаться. Часть экспедиции решила охладиться. У нас были только координаты расположения пещеры, дорог в заповеднике нет, а полынь растёт пышными кустами. Не подозревая, что защита картеров на наших Рено не предполагала, что мы будем срезать полынь днищем и сушить её на 40градусной жаре, мы рассекали по пустыни на крейсерской скорости. Дым из-под капота первого экипажа создал панику в наших рядах. Муж схватил огнетушитель, чтобы потушить тлеющие угольки пучков полыни рядом с двигателем. Страшно только в первый раз, к концу дня мы привыкли к запаху дыма из-под капотов всех машин, к торчащим пятым точкам наших водителей из-под машины и «богатству» русского языка. Очень пригодились найденные на Бозжире рёбра лошади. Ребята предложили включить их в комплект автомобилей, путешествующих по Казахстану. Они как нельзя лучше вычищают тлеющую полынь из труднодоступных мест. Пещеру мы всё-таки отыскали, правда, спустились в неё только самые отважные. Я сломалась на трети пути, когда в темноте стало страшно прыгать антилопой по камням. Пришлось вернуться. Вернулись к месту лагеря уже к закату. В прохладе насладились пейзажем гор в сиреневых отсветах засыпающего солнца.
7
8 мая 2019 года.
Всю ночь почти не спали из-за ураганного ветра, который за что-то «сердился» на наши палатки. Не стали задерживаться у «Трёх Братов» и выехали в сторону Сенеки, то есть повернули уже в сторону дома. Поселок Сенек проезжали несколько раз и каждый раз засматривались на песчаные барханы, несвойственные для Казахстана. В этот день решили потоптать его пески. Пробраться к ним весьма сложно. По-пластунски пролезли под колючей проволокой и оказались в пустыне Арабских Эмиратов. Честное слово, взобравшись на верхушки барханов, ощущение такое, что телепортировался на Ближний Восток. «Вернувшись» в Казахстан, продолжили свой путь в Актау, где по-настоящему я оценила все прелести цивилизации, когда наконец-то смыла походную пыль под горячим душем местной гостиницы. Вечером с удовольствием прогулялись по набережной морского города и подышали солью Каспийского моря.
9 мая 2019 года.
Тёплый и солнечный День Победы! Казахи празднуют этот день с размахом и также, как в российских городах, участвуют в шествии «Бессмертный полк». С утра пораньше ещё раз полным составом второго экипажа прошлись по набережной Каспийского моря. В кафе попили кофе, любуясь на морские барашки набегающих волн. Повсюду встречались местные жители с фотографиями участников ВОВ, что создало атмосферу торжественности дня. Перед всеобщим выездом из гостиницы прошлись по празднично украшенной центральной улице, заполненной семьями с нарядно одетыми детьми.
2
Наша экспедиция тоже с трепетом почтила память всех павших в Великой отечественной войне, возложив цветы у вечного огня Актау. «Никто не забыт и ничто не забыто»- это как никогда чувствуется 9 мая.
2
А мы снова в пути по направлению к дому, проезжая уже знакомые места, в том числе и полюбившийся Тузбаир. Ночуем в Бейнеу, в очень приличной гостинице. А завтра предстоит последняя ночь в палатках.
10 мая 2019 года.
Утром заехали на местный рынок, где я все тенге потратила на курагу, виноградный сахар и молочные казахские деликатесы: сарысу свежее и сухое, похожее на молочные ириски. Курага тоже продаётся в Казахстане особенная: крупная, тёмно коричневого цвета и хорошо высушенная на солнце. В Москве такая мне не встречалась. Сегодня у нас по плану Актолагай с заездом на плато Аккегершин. Муж надел чистые шорты и футболку, явно предчувствую, что придётся в последний раз поваляться под днищем нашего Дастера на сухой степной матушке-земле с незаменимым ребром лошади. До плато Аккегершин добирались долго, как там очутились, я даже не заметила, соответственно и прелесть его прошла тоже мимо меня: обычная степь с возвышенностью, но галочку поставили. А вот Актолагай впечатление произвёл. И в первую очередь тем, что приходилось смотреть на красоты не вверх, как в горах, а вниз, потому что мы заехали с верхней точки Актолагая. Остаток дня провели в фотосессиях, особенно удались кадры с закатом солнца.
3
А вечером был настоящий пионерский костёр с тёплыми посиделками и душевными разговорами. Это был наш последний вечер в чудесном Казахстане, и мы насладились им в полной мере!
11 мая 2019 года.
Ранний сбор лагеря, так как сегодня проходим границу, а в памяти ещё свежо воспоминание об участке бездорожья почти в 400 км. На удивление безболезненно проезжаем этот отрезок дороги, возможно, потому что добираемся до границы с Россией ещё засветло. Без проблем проходим паспортный контроль и въезжаем на Родину! Последнюю экспедиционную ночь провели с шиком в гостинице Park Inn Астрахани. В чемодане не осталось чистых вещей, домой увозим вещи с запахом полыни. Уже очень хочется домой.
12 мая 2019 года.
Последний перегон до Волгограда, где должны попрощаться с Дастером под номером 2 и расстаться с новыми друзьями. До финиша доехали без приключений. У автосалона Рено выставили в ряд наши Рено, чтобы сдать их под «родительскую» опеку. При виде грязного и побитого «дитя» у представителей Рено навернулись на глаза слёзы. Нам с мужем тоже было жалко прощаться с Renault Duster, но за углом нас дожидался чистенький и родной Ниссан. Как же мы соскучились! С ребятами нам тоже было жалко прощаться. Мы неплохо вместе прожили временной кусочек жизни, и это оставило приятное тепло в душе. Поблагодарив друг друга за компанию, мы разъехались по разным гостиницам.
13 мая 2019 года.
Дорога в Москву. Без приключений добрались до дома, где нас уже поджидали родные и любимые лица.
Да, Казахстан нас удивил своей историей и шедеврами природы. С одной стороны, безумно хочется, чтобы туризм Казахстана развивался, и у других автотуристов была возможность увидеть красоту Мангистау. Но с другой стороны, паломничество туристов разрушит ту ауру первозданности и отсутствия цивилизации, которая завораживает одиночных странников. И очень жаль, если на красивых каменных волнах Бозжиры появятся надписи «здесь был Вася».
Сама экспедиция, несмотря на первый опыт автотуризма, удалась. Понятное дело, что накладки были, но опыт приходит с годами, поэтому есть к чему стремиться. Надеюсь, что «бывалый» второй экипаж был чем-то полезен.
Рахмет, Казакстан, за те эмоции, впечатления и жизненный опыт, которые я получила!